УДК 791.83

ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦСЛУЖБАХ

ГОЛОВИНА Людмила Леонидовна

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва

Тел. 8 (499) 166-54-81,

E-mail: golovinall@mail.ru

Профессор кафедры физиологии, кандидат биологических наук, доцент

 

КОПЫЛОВ Юрий Анатольевич

Институт возрастной физиологии РАО, Россия, Москва

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

 

 

 

  

КОКОВА Е.И.

Сибирский юридический институт МВД России кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки Сибирского юридического института МВД России, майор милиции, Красноярск

 

 

 

 

АКОПЯНЦ И.А.

Директор школы-интерната № 15 циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Москва

 

 

 

 

Ключевые слова: цирковое искусство; личностные показатели; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аннотация. Оценка влияния занятий элементами циркового искусства на личностные показатели учащихся Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такие занятия формируют важные свойства характера - настойчивость, целеустремленность, навыки добиваться результата через преодоление трудностей.

CIRCUS ART AS EFFECTIVE MEANS OF INITIAL TRAINING CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE TO THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE VARIOUS SPECIAL SERVICES

GOLOVINA Ludmila
Candidate of Biological Science, Senior Lecturer, Professor of Physiology RSUPES&T, Moscow

KOPYLOV Yuri

Candidate of Pedagogical Science, institute of Age Physiology of the Russian Academy of Sciences, Moscow

KOKOVA E.I.
Siberian legal Institute of Russia the candidate of pedagogical sciences of physical training Siberian legal Institute of Russia, police major, Krasnoyarsk

AKOPIANTZ I.A.

Director of the boarding school No. 15 of circus profile for children-orphans and children left without parental care, Moscow

Keywords: circus arts, personal indicators, boarding school for orphaned children and children left without parental care.

The summary. Assess the impact of occupations elements Circus on personal indicators students boarding schools for orphans and children left without parental care. Such classes form the important properties of nature - perseverance, dedication, skills to achieve results through overcoming difficulties.

Актуальность исследования. Цирковое искусство - уникальный вид деятельности, возможности которого до настоящего времени далеко не раскрыты. Занятия элементами циркового искусства во многом способствуют всестороннему формированию широкого спектра личностных качеств, которые можно условно сгруппировать в три категории - крепкое физическое здоровье, большая устойчивость психических показателей в разнообразных нестандартных условиях и позитивные социально-нравственные качества [1]. Известно, что любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. Возникает вопрос - можно ли использовать цирковые занятия в качестве основы для начальной профессиональной подготовки в различных видах деятельности человека? Анализ специальной литературы показал, что многие качества, присущие артистам цирка, даже на начальном этапе подготовки, являются характерными и для сотрудников спецслужб [2,3,6]. Среди таких качеств можно отметить: умственную работоспособность; эмоциональную устойчивость; способность нравиться большому количеству людей; умение концентрировать внимание; быстро схватывать суть дела; способность запоминать множество деталей; умение мыслить нестандартно; способность переносить факторы стрессового характера, которые приводят к чрезмерным нагрузкам и перегрузкам нервной системы; быть преданным своему коллективу; смелость и решительность; трудолюбие и волевые качества.

Цирковое выступление - не только искусство движений, но в первую очередь демонстрация силы духа и личностных качеств артиста - смелости, целеустремленности, мужества и умения преодолевать самые сложные препятствия. Это направление циркового искусства открывает новый перспективный путь для становления личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доказано [1], что в школе-интернате циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе занятий элементами циркового искусства формируются качества, которые характерны также для профессиональной надежности сотрудников, использующих боевые единоборства [2, 5, 6]. Этот аспект проблемы остается слаборазработанным. Имеются исследования по формированию отдельных качеств, но комплексных исследований по разным причинам не проводится. Существенным недостатком подобных исследований является используемый подход к формированию того или иного качества - искусственно создаваемая среда, способствующая в той или иной степени достижению частной поставленной задачи. Однако такая концепция не до конца реализует цели успешной компетенции в различных аспектах, составляющих понятие "профессионально значимые качества сотрудника спецслужб".

Одним из вариантов комплексной технологии могут быть занятия элементами циркового искусства, адаптированные к возрастно-половым возможностям занимающихся.

Цель исследования - оценка влияния занятий элементами циркового искусства на личностные показатели учащихся школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Испытуемые - учащиеся IV-XI классов школы-интерната № 15 циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (экспериментальная группа), и учащиеся IV-XI классов школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Москвы (контрольная группа).

В работе использованы следующие методы исследования. Разработка "портрета воспитанника школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В число составляющих "портрета" вошли показатели: умственной работоспособности, эмоциональной устойчивости, концентрации внимания, усидчивости, способности проявить себя смелым и решительным, преданности коллективу, трудолю6ия и волевых качеств. При составлении "портрета" педагоги школы-интерната оценивали текущее состояние разных показателей воспитанников с использованием метода анкетирования в соответствии со следующей градацией: 5 баллов -высокий уровень; 4 балла - средний уровень; 3 балла - ниже среднего уровня; 2 балла - низкий уровень; 1 балл - наименьший уровень [4].

Блок циркового искусства (дополнительное образование) в системе подготовки воспитанников школ-интернатов имеет следующее содержание: занятия акробатикой, жонглированием, эквилибром, клоунадой, хореографией, воздушной и силовой гимнастикой, элементами театрального искусства. В контрольных школах-интернатах такие занятия не проводились.

В ходе исследования были получены следующие данные.

1. Умственная работоспособность в контрольных и экспериментальных группах статистически различается (р < 0,05) в пользу экспериментальных групп. В четырех возрастных категориях этот показатель составляет в экспериментальных группах 4,26; 3,62; 4,13 и 4,30 балла и 3,2; 3,04; 3,29 и 3,30 балла в контрольных группах соответственно (диагр. 1).

Диаграмма 1

Умственная работоспособность в контрольной (К) и экспериментальной (Э) группах воспитанников школ-интернатов (М±т)

2. Эмоциональная устойчивость в экспериментальных группах статистически достоверно (р < 0,001) выше в VIII-IX и X-XI классах. В четырех возрастных категориях этот показатель составляет: в экспериментальных группах - 2,47; 2,88; 3,69 и 3,89 балла, а в контрольных группах - соответственно 2,68; 2,53; 2,45 и 2,73 балла (диагр. 2).

Диаграмма 2

Эмоциональная устойчивость в контрольной (К) и экспериментальной (Э) группах воспитанников школ-интернатов (М±т)

3. Концентрации внимания в экспериментальных группах статистически достоверно (р < 0,001) выше в VI-VII, VIII-IX и X-XI классах. В четырех возрастных категориях этот показатель составляет в экспериментальных группах 3,4; 4,17; 4,49 и 4,52 балла, а в контрольных группах - 3,0; 3,04; 3,29 и 3,70 балла соответственно (диагр. 3).

Диаграмма 3

Концентрация внимания в контрольной (К) и экспериментальной (Э) группах воспитанников школ-интернатов (М±т)

4. Усидчивость в экспериментальных группах статистически достоверно (р < 0,001) выше в VI-VII, VIII-IX и X-XI классах. В четырех возрастных категориях этот показатель составляет в экспериментальных группах 3,16; 3,84; 4,29 и 4,71 балла, а в контрольных группах - 3,20; 2,68; 2,69 и 2,83 балла соответственно (диагр. 4).

Диаграмма 4

Усидчивость в контрольной (К) и экспериментальной (Э) группах воспитанников школ-интернатов (М±т)

5. Способность проявить себя смелым и решительным в экспериментальных группах статистически достоверно (р < 0,001) выше во всех обследованных классах. В четырех возрастных категориях этот показатель составляет в экспериментальных группах 3,69; 4,24; 4,55 и 4,58 балла, а в контрольных группах - 2,78; 2,50; 2,85 и 3,20 балла соответственно (диагр. 5).

Диаграмма 5

Способность проявить себя смелым и решительным в контрольной (К) и экспериментальной (Э) группах воспитанников школ-интернатов (М±т)

6. Преданность коллективу в экспериментальных и контрольных группах примерно одинакова, за исключением X-XI классов, где этот показатель статистически достоверно (р < 0,001) выше в экспериментальной группе. В четырех возрастных категориях этот показатель составляет в экспериментальных группах 3,80; 4,49; 4,40 и 4,82 балла, а в контрольных группах - 3,81; 4,27; 4,29; 3,70 балла соответственно (диагр. 6). Обращает на себя внимание факт, что преданность коллективу, вероятно, не зависит от вида деятельности, который преобладает в той или иной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исключение составляют данные, полученные в X-XI классах, что требует дополнительного объяснения.

Диаграмма 6

Преданность коллективу в контрольной (К) и экспериментальной (Э) группах воспитанников школ-интернатов (М±т)

7. Трудолюбие в экспериментальных группах статистически достоверно (р < 0,001) выше во всех обследованных классах по сравнению с контрольными группами. В четырех возрастных категориях этот показатель составляет в экспериментальных группах 3,44; 4,24; 4,49 и 4,62 балла, а в контрольных группах - 2,45; 2,85; 3,29 и 3,18 балла соответственно (диагр. 7).

Диаграмма 7

Трудолюбие в контрольной (К) и экспериментальной (Э) группах воспитанников школ-интернатов (М±т)

8. Волевые качества в экспериментальных группах статистически достоверно (р < 0,001) выше во всех обследованных классах. В четырех возрастных категориях этот показатель составляет в экспериментальных группах 3,69; 4,27; 4,4 и 4,57 балла, а в контрольных группах - 2,63; 3,18; 2,9 и 3,54 балла соответственно (диагр. 8).

Диаграмма 8

Волевые качества воспитанников школ-интернатов контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп (М±т)

Заключение

Проведенное исследование показало, что личностные качества сотрудников спецслужб корреспондируют со многими личностными качествами, которые формируются в условиях занятий в школе-интернате циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие аспекты таких занятий до настоящего времени остаются вне серьезного научного обоснования, но определенные выводы можно сделать уже сейчас. Интерес детей и подростков к занятиям элементами циркового искусства формирует у них очень важные свойства характера: настойчивость; целеустремленность; навыки добиваться результата через преодоление трудностей, характерные для сотрудников спецслужб. Полученные данные открывают возможность использовать цирковые занятия в качестве основы для начальной профессиональной подготовки в различных видах деятельности человека, в том числе и в деятельности спецслужб.

Список литературы

1. В школе-интернате имени Ю.В. Никулина // Научно-методический журнал "Физическая культура в школе" / И.А. Акопянц, Ю.А. Копылов. - 2009. - № 2. - С. 27-34.

2. Березин Г. Н. Психолого-педагогические особенности нравственного развития учащихся лицея милиции: дис.... канд. псих. наук. - Белгород, 2007. - 233 с.

3. Использование техники кикбоксинга в процессе формирования боевой готовности сотрудников ОВД: учебно-методическое пособие / В.А. Глубокий, Е.И. Кокова. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2008. - 84 с.

4. Психология самопознания личности: практическое пособие / О.И. Мотков. - М., 1993. - 97 с.

5. Профессиональная надежность единоборца в условиях внешних помех / О.В. Пирожков, Г.М. Крылова // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 6. - С. 50-54.

6. Симоненко Е. Ю. Развитие культуры профессионального общения у курсантов специальной средней школы милиции: дис. ... канд. пед. наук - СПб., 2006 - 135 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Реклама: