УДК 612.66

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕВОЧЕК 10-17 ЛЕТ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Блинков.jpgБЛИНКОВ Сергей Николаевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва

Ведущий научный сотрудник лаборатории физкультурно-оздоровительных технологий НИИ спорта РГУФКСиТ, к.п.н.

Е-mail: Blinkovsn@mail.ru,
тел. 8-915-085-42-03

 

ЛЕВУШКИН Сергей Петрович

Российский государственный университет физической культуры, спорта и тризма (РГУФКСиТ), Россия, Москва

Директор НИИ спорта РГУФКСиТ, д.б.н., профессор

Е-mail: Levushkinsp@mail.ru, тел. 8-916-965-00-94

Ключевые слова: физические нагрузки различной педагогической направленности; индивидуально-типологический подход; физическая работоспособность в разных зонах мощности.

Аннотация. В работе представлены результаты исследований, посвященных поиску оптимальных двигательных режимов для развития физической работоспособности в различных зонах мощности девочек 10-17 лет, имеющих разные типы телосложения.

EFFECT OF DIFFERENT MODES OF MOTOR FOCUSING ON PHYSI-CAL PERFORMANCE OF GIRLS 10-17 YEARS FOR DIFFERENT BODY TYPES

LYOVUSHKIN Sergey
Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism (RSUPES&T), Russia, Moscow
Director of Institute of Sport RGUFKS&T, PhD, Professor
E-mail: Levushkinsp@mail.ru, tel. 8-916-965-00-94

BLINKOV Sergei
Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism (RSUPES&T), Russia, Moscow
Senior Researcher, Laboratory of fitness technology SRI Sports RGUFKS&T, PhD
E-mail: Blinkovsn@mail.ru, tel. 8-915-085-42-03

Keywords: physical activity of different pedagogical orientation; individual-typological approach; physical capacity in several areas of power.

Summary. The results of studies on finding the best motor mode for the development of physical working capacity in various areas of power for girls 10-17 years old, with different body types.

Актуальность. Физические упражнения являются одним из наиболее распространенных и действенных средств повышения физических кондиций человека. Тем не менее использование их в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре нередко бывает малопродуктивным. Для повышения эффекта занятий физическими упражнениями необходимо воздействие мышечных нагрузок, основанное на реализации индивидуально-типологического подхода [2, 3], и в частности учете особенностей телосложения. В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого явилось определение эффективности влияния на физическую работоспособность школьниц 10-17 лет разных соматотипов трех экспериментальных двигательных режимов, направленных на преимущественное развитие выносливости, доминирующее развитие скоростно-силовых способностей и равномерно-пропорциональное развитие физических качеств.

Организация исследования и контингент. В исследовании приняли участие 290 школьниц, имеющих разные типы телосложения: астено-торакальный (А-Т), мышечный (М) и дигестивный (Д). Определение физической работоспособности проводилось в начале и в конце учебного года, в течение которого осуществлялось экспериментальное воздействие мышечных нагрузок.

С учетом трех основных направлений воздействия физических нагрузок все участники исследования были распределены на 9 экспериментальных подгрупп: 1) А-Т - выносливость; 2) А-Т - скоростно-силовые; 3) А-Т - равномерно-пропорциональные; 4) М - выносливость; 5) М - скоростно-силовые; 6) М - равномерно-пропорциональные; 7) Д - выносливость; 8) М - скоростно-силовые; 9) Д - равномерно-пропорциональные.

Программа эксперимента предусматривала оценку эффективности тренировочных режимов отдельно для каждой из 9 подгрупп. Основное воздействие физических нагрузок осуществлялось в ходе уроков физической культуры, которые проводились три раза в неделю. В общей сложности было проведено по 96 экспериментальных уроков в каждой экспериментальной группе.

Методы исследования. Определение степени влияния двигательных режимов на физическую работоспособность осуществлялось с использованием двух тестирующих процедур: одноступенчатой велоэргометрической функциональной пробы PWC170 [1] и оценки реакции организма на предельную субмаксимальную физическую нагрузку на основе расчета интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД) [4].

Определение величины ИНПД проводилось после выполнения велоэргометрической нагрузки 5 Вт/кг до отказа по формуле:

f1 - f2 - f3 - f4 - f5 + 5f0
ИНПД = ———————————, где
tуд

f1-5 - частота пульса на 1-5-й мин восстановления после выполнения нагрузки "до отказа", уд/мин;

f0 - пульс в покое, уд/мин;

tуд  - время удержания заданной нагрузки субмаксимальной мощности, с.

Типы телосложения определялись по методике В.Г. Штефко, А.Д. Островского [5].

При анализе полученных результатов использовалась система оценки по ранговым местам. Каждому из трех экспериментальных режимов в зависимости от степени выраженности его влияния (по величине изменений соответствующего показателя в процентах был присвоен ранг (от I до III) для каждой возрастно-типологической группы. Чем выше сумма ранговых мест, тем менее эффективен данный двигательный режим для повышения работоспособности.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования влияния различных режимов двигательной активности на физическую работоспособность представлены в таблице, из которой видно, что в разных возрастных группах различные двигательные режимы оказывают неодинаковое влияние на аэробную мощность организма. В ходе исследования были определены особенности этого влияния в зависимости от типа телосложения.

Так, у школьниц А-Т типа телосложения в возрастной группе 11-12 лет на аэробную мощность организма наиболее позитивное влияние оказывает двигательный режим, направленный на преимущественное развитие выносливости, а для 13-14-летних школьниц для повышения аэробных возможностей организма наиболее эффективен двигательный режим с доминирующим развитием скоростно-силовых качеств. Для девочек 15-17 лет наилучшим оказался режим комплексного развития двигательных качеств.

В целом по всему изучаемому возрастному контингенту школьниц А-Т соматотипа для развития общей физической работоспособности наиболее эффективен режим, направленный на преимущественное развитие выносливости (сумма ранговых мест 11 при 2 достоверных приростах).

На втором месте - режим, развивающий физические качества комплексно (сумма рангов 12 при 2 достоверных приростах), и на третьем - режим, преимущественно развивающий скоростно-силовые физические качества (сумма рангов 13 при 1 достоверном приросте).

Результаты исследования показали, что в целом для школьниц М типа телосложения развитие аэробной мощности наиболее эффективно при преимущественном развитии скоростно-силовых качеств (сумма рангов 8 при 3 достоверных приростах). На втором месте - двигательный режим, развивающий выносливость (сумма рангов 13 при 2 достоверных приростах), и последнее место занимает двигательный режим, при котором физические качества развиваются комплексно (сумма рангов 15 при 1 достоверном приросте).

Как видно из таблицы, в различных возрастных группах школьниц Д типа телосложения разные режимы физической активности оказывают неодинаковое влияние на аэробную мощность организма. Так, в возрастной группе от 10 до 14 лет на аэробные способности организма наиболее позитивно влияет двигательный режим, направленный на преимущественное развитие выносливости, а в возрасте 15-17 лет - тренировочный режим, комплексно развивающий физические качества.

Влияние двигательных режимов различной направленности на показатели физической работоспособности школьниц 10-17 лет

Тип телосложения Возраст, лет PWC170 отн. ИНПД субмакс.
Направление воздействия
Астено-торакальный В СС РП В СС РП
% прироста, ранг
10-11 40,92* [1] 7,1[3] 14,88*[2] 12,34[3] -10,81[2] -17,38[1]
11-12 40,9 *[1] -6,7[2] -9,7[3] 11,3[3] -6,1[2] -45,9*[1]
12-13 -10,47[3] -7,54[2] 5,02[1] -51,94*[1] -4,7[3] -43,6*[2]
13-14 -10,9[3] 7,6*[1] -9,5[2] -23,6*[1] 2,9[2] 4,4[3]
14-15 0,61[1] -4,69[2] -5,34[3] -28,31*[1] -21,57*[2] 1,16[3]
15-17 3,4[2] -5,6[3] 23,3*[1] -21,8*[1] -15,2*[2] 21,3[3]
Сумма мест 10-17 11 13 12 10 13 13
Кол-во достоверных различий 2 1 2 4 2 2
Мышечный 10-11 -6,7[2] 15,18*[1] -10,9[3] 16,5[3] 3,5[1] 13,05[2]
11-12 11,4*[2] 17,8*[1] 6,9[3] 12,7[3] -14,1*[2] -49,7*[1]
12-13 26,1*[1] 10,8[2] 2,43[3] -16,7[2] 11,8[3] -41,9*[1]
13-14 2,4[2] 4,15[1] -7,88[3] -47,0*[1] 12,8[3] -14,4*[2]
14-15 -14,5[3] 23,5*[1] 2,16[2] -28,5*[1] 10,0[2] 10,2[3]
15-17 -9,4[3] 15,9*[2] 17,9*[1] 14,4[3] 1,05[1] 5,36[2]
Сумма мест 10-17 13 8 15 13 12 11
Кол-во достоверных различий 2 3 1 2 1 3
Дигестивный 10-11 3,5[1] 2,94[2] -8,3[3] -50,0*[3] -55,3*[1] -53,3*[2]
11-12 1,54[1] -10,9[3] -8,8[2] 19,1[3] -19,6*[1] 15,5[2]
12-13 13,3*[1] 12,1[2] -7,25[3] -23,06[1] 21,6[3] 13,9[2]
13-14 8,5*[3] 17,5*[1] 8,7[2] 11,6[1] 14,9[2] 17,4[3]
14-15 5,5[3] 6,38[2] 9,26*[1] 15,52[3] 12,55[2] 1,43[1]
15-17 -3,8[2] -5,2[3] 1,93[1] -25,0*[1] 14,36[3] -0,04[2]
Сумма мест 10-17 11 13 12 12 12 12
Кол-во достоверных различий 2 1 1 2 2 1

Примечание. * - различия достоверны при p<0,05.
В квадратных скобках представлены ранговые места, свидетельствующие о степени влияния различных тренировочных режимов: В - преимущественно развивающий выносливость; СС - преимущественно развивающий скоростно-силовые качества; РП - комплексное развитие физических качеств.

В целом по всему изучаемому возрастному контингенту школьниц Д типа телосложения от 10 до 17 лет для развития аэробной мощности наиболее приемлем двигательный режим, при котором развивается выносливость (сумма рангов 11 при 2 достоверных приростах). На втором месте - двигательный режим, при котором физические качества развиваются равномерно-пропорциональным методом (сумма рангов 12 при 1 достоверном приросте), и последнее место занимает двигательный режим, при котором развиваются скоростно-силовые физические качества (сумма рангов 13 при 1 достоверном приросте).

Исследование показало, что у школьниц А-Т типа телосложения в возрастной группе 10-12 лет для развития смешанной аэробно-анаэробной производительности следует придерживаться нагрузок, имеющих комплексный характер. Начиная с возраста 13-14 лет и до окончания школы у девочек данного соматотипа необходимо развивать выносливость.

В целом для школьниц А-Т типа телосложения в возрасте от 10 до 17 лет для развития аэробно-анаэробной производительности наибольшее влияние оказывает двигательный режим, преимущественно развивающий выносливость (сумма рангов 10 при 4 достоверных приростах).

Наиболее сложная картина выявлена у школьниц, имеющих М тип телосложения. Так, в возрасте 11-13 лет для лучшего развития работоспособности в зоне субмаксимальной мощности им следует придерживаться нагрузок комплексного характера, в возрасте 13-14 лет наиболее эффективны физические нагрузки, преимущественно развивающие выносливость, а в возрасте 15-17 лет на занятиях физической культурой следует развивать скоростно-силовые физические качества.

Анализ полученных результатов влияния нагрузок различной направленности на показатели работоспособности девочек всего изучаемого возраста (10-17 лет) показал, что школьницам М типа телосложения для развития физической работоспособности в субмаксимальной зоне мощности более всего подходит двигательный режим, при котором физические качества развиваются равномерно-пропорциональным методом (сумма рангов 11 при 3 достоверных приростах).

Школьницам Д соматотипа в возрасте 11-12 лет для лучшего развития работоспособности в зоне субмаксимальной мощности при занятиях физическими упражнениями следует придерживаться нагрузок, развивающих скоростно-силовые качества. В дальнейшем, с возраста 13 лет до окончания школы, для повышения аэробно-анаэробной производительности представительницам Д соматотипа следует заниматься развитием выносливости, то есть схема повышения физической работоспособности в зоне субмаксимальной мощности абсолютно идентична схеме школьниц с А-Т соматотипом.

В целом по всему изучаемому возрастному контингенту школьниц Д типа телосложения (возраст от 10 до 17 лет) для развития аэробно-анаэробной производительности наиболее подходит двигательный режим, при котором в равной мере развиваются скоростно-силовые качества и выносливость (сумма рангов 12 при 2 достоверных приростах).

Выводы

1. Тренировочные режимы различной педагогической направленности по-разному влияют на показатели физической работоспособности школьниц 10-17 лет разных типов телосложения.

2. Для повышения аэробной мощности и аэробно-анаэробной производительности девочек А-Т типа телосложения в большинстве случаев наиболее пригодны физические нагрузки, преимущественно развивающие выносливость.

3. Представительницам М типа телосложения для повышения общей физической работоспособности необходимо преимущественно развивать скоростно-силовые качества, а для роста физической работоспособности в зоне субмаксимальной мощности необходимо придерживаться физических нагрузок комплексного характера.

4. Решая задачу повышения общей физической работоспособности девочек Д соматотипа, следует больше внимания уделять развитию выносливости, а для увеличения аэробно-анаэробной производительности одинаково эффективны двигательные режимы с преимущественным развитием выносливости и скоростно-силовых качеств.

Список литературы

1. Абросимова Л.И. Определение физической работоспособности детей и подростков / Л.И. Абросимова, В.Е. Карасик // Медицинские проблемы физической культуры. - 1978. - Вып. 6. - С. 38-41.

2. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы: монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 232 с.

3. Левушкин С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Физиология человека. - 2009. - T. 35. - № 1. - С. 67-74.

4. Сонькин В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: автореф. дис. докт. биол. наук / В.Д. Сонькин. - М., 1990. - 50 с.

5. Штефко В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. - М. - Л.: Гос. мед. издат., 1929. - 79 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!