УДК 612.66 ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕВОЧЕК 10-17 ЛЕТ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ БЛИНКОВ Сергей Николаевич Актуальность. Физические упражнения являются одним из наиболее распространенных и действенных средств повышения физических кондиций человека. Тем не менее использование их в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре нередко бывает малопродуктивным. Для повышения эффекта занятий физическими упражнениями необходимо воздействие мышечных нагрузок, основанное на реализации индивидуально-типологического подхода [2, 3], и в частности учете особенностей телосложения. В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого явилось определение эффективности влияния на физическую работоспособность школьниц 10-17 лет разных соматотипов трех экспериментальных двигательных режимов, направленных на преимущественное развитие выносливости, доминирующее развитие скоростно-силовых способностей и равномерно-пропорциональное развитие физических качеств. Организация исследования и контингент. В исследовании приняли участие 290 школьниц, имеющих разные типы телосложения: астено-торакальный (А-Т), мышечный (М) и дигестивный (Д). Определение физической работоспособности проводилось в начале и в конце учебного года, в течение которого осуществлялось экспериментальное воздействие мышечных нагрузок. С учетом трех основных направлений воздействия физических нагрузок все участники исследования были распределены на 9 экспериментальных подгрупп: 1) А-Т - выносливость; 2) А-Т - скоростно-силовые; 3) А-Т - равномерно-пропорциональные; 4) М - выносливость; 5) М - скоростно-силовые; 6) М - равномерно-пропорциональные; 7) Д - выносливость; 8) М - скоростно-силовые; 9) Д - равномерно-пропорциональные. Программа эксперимента предусматривала оценку эффективности тренировочных режимов отдельно для каждой из 9 подгрупп. Основное воздействие физических нагрузок осуществлялось в ходе уроков физической культуры, которые проводились три раза в неделю. В общей сложности было проведено по 96 экспериментальных уроков в каждой экспериментальной группе. Методы исследования. Определение степени влияния двигательных режимов на физическую работоспособность осуществлялось с использованием двух тестирующих процедур: одноступенчатой велоэргометрической функциональной пробы PWC170 [1] и оценки реакции организма на предельную субмаксимальную физическую нагрузку на основе расчета интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД) [4]. Определение величины ИНПД проводилось после выполнения велоэргометрической нагрузки 5 Вт/кг до отказа по формуле: f1 - f2 - f3 - f4 - f5 + 5f0 f1-5 - частота пульса на 1-5-й мин восстановления после выполнения нагрузки "до отказа", уд/мин; f0 - пульс в покое, уд/мин; tуд - время удержания заданной нагрузки субмаксимальной мощности, с. Типы телосложения определялись по методике В.Г. Штефко, А.Д. Островского [5]. При анализе полученных результатов использовалась система оценки по ранговым местам. Каждому из трех экспериментальных режимов в зависимости от степени выраженности его влияния (по величине изменений соответствующего показателя в процентах был присвоен ранг (от I до III) для каждой возрастно-типологической группы. Чем выше сумма ранговых мест, тем менее эффективен данный двигательный режим для повышения работоспособности. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования влияния различных режимов двигательной активности на физическую работоспособность представлены в таблице, из которой видно, что в разных возрастных группах различные двигательные режимы оказывают неодинаковое влияние на аэробную мощность организма. В ходе исследования были определены особенности этого влияния в зависимости от типа телосложения. Так, у школьниц А-Т типа телосложения в возрастной группе 11-12 лет на аэробную мощность организма наиболее позитивное влияние оказывает двигательный режим, направленный на преимущественное развитие выносливости, а для 13-14-летних школьниц для повышения аэробных возможностей организма наиболее эффективен двигательный режим с доминирующим развитием скоростно-силовых качеств. Для девочек 15-17 лет наилучшим оказался режим комплексного развития двигательных качеств. В целом по всему изучаемому возрастному контингенту школьниц А-Т соматотипа для развития общей физической работоспособности наиболее эффективен режим, направленный на преимущественное развитие выносливости (сумма ранговых мест 11 при 2 достоверных приростах). На втором месте - режим, развивающий физические качества комплексно (сумма рангов 12 при 2 достоверных приростах), и на третьем - режим, преимущественно развивающий скоростно-силовые физические качества (сумма рангов 13 при 1 достоверном приросте). Результаты исследования показали, что в целом для школьниц М типа телосложения развитие аэробной мощности наиболее эффективно при преимущественном развитии скоростно-силовых качеств (сумма рангов 8 при 3 достоверных приростах). На втором месте - двигательный режим, развивающий выносливость (сумма рангов 13 при 2 достоверных приростах), и последнее место занимает двигательный режим, при котором физические качества развиваются комплексно (сумма рангов 15 при 1 достоверном приросте). Как видно из таблицы, в различных возрастных группах школьниц Д типа телосложения разные режимы физической активности оказывают неодинаковое влияние на аэробную мощность организма. Так, в возрастной группе от 10 до 14 лет на аэробные способности организма наиболее позитивно влияет двигательный режим, направленный на преимущественное развитие выносливости, а в возрасте 15-17 лет - тренировочный режим, комплексно развивающий физические качества. Влияние двигательных режимов различной направленности на показатели физической работоспособности школьниц 10-17 лет
Примечание. * - различия достоверны при p<0,05. В целом по всему изучаемому возрастному контингенту школьниц Д типа телосложения от 10 до 17 лет для развития аэробной мощности наиболее приемлем двигательный режим, при котором развивается выносливость (сумма рангов 11 при 2 достоверных приростах). На втором месте - двигательный режим, при котором физические качества развиваются равномерно-пропорциональным методом (сумма рангов 12 при 1 достоверном приросте), и последнее место занимает двигательный режим, при котором развиваются скоростно-силовые физические качества (сумма рангов 13 при 1 достоверном приросте). Исследование показало, что у школьниц А-Т типа телосложения в возрастной группе 10-12 лет для развития смешанной аэробно-анаэробной производительности следует придерживаться нагрузок, имеющих комплексный характер. Начиная с возраста 13-14 лет и до окончания школы у девочек данного соматотипа необходимо развивать выносливость. В целом для школьниц А-Т типа телосложения в возрасте от 10 до 17 лет для развития аэробно-анаэробной производительности наибольшее влияние оказывает двигательный режим, преимущественно развивающий выносливость (сумма рангов 10 при 4 достоверных приростах). Наиболее сложная картина выявлена у школьниц, имеющих М тип телосложения. Так, в возрасте 11-13 лет для лучшего развития работоспособности в зоне субмаксимальной мощности им следует придерживаться нагрузок комплексного характера, в возрасте 13-14 лет наиболее эффективны физические нагрузки, преимущественно развивающие выносливость, а в возрасте 15-17 лет на занятиях физической культурой следует развивать скоростно-силовые физические качества. Анализ полученных результатов влияния нагрузок различной направленности на показатели работоспособности девочек всего изучаемого возраста (10-17 лет) показал, что школьницам М типа телосложения для развития физической работоспособности в субмаксимальной зоне мощности более всего подходит двигательный режим, при котором физические качества развиваются равномерно-пропорциональным методом (сумма рангов 11 при 3 достоверных приростах). Школьницам Д соматотипа в возрасте 11-12 лет для лучшего развития работоспособности в зоне субмаксимальной мощности при занятиях физическими упражнениями следует придерживаться нагрузок, развивающих скоростно-силовые качества. В дальнейшем, с возраста 13 лет до окончания школы, для повышения аэробно-анаэробной производительности представительницам Д соматотипа следует заниматься развитием выносливости, то есть схема повышения физической работоспособности в зоне субмаксимальной мощности абсолютно идентична схеме школьниц с А-Т соматотипом. В целом по всему изучаемому возрастному контингенту школьниц Д типа телосложения (возраст от 10 до 17 лет) для развития аэробно-анаэробной производительности наиболее подходит двигательный режим, при котором в равной мере развиваются скоростно-силовые качества и выносливость (сумма рангов 12 при 2 достоверных приростах). Выводы 1. Тренировочные режимы различной педагогической направленности по-разному влияют на показатели физической работоспособности школьниц 10-17 лет разных типов телосложения. 2. Для повышения аэробной мощности и аэробно-анаэробной производительности девочек А-Т типа телосложения в большинстве случаев наиболее пригодны физические нагрузки, преимущественно развивающие выносливость. 3. Представительницам М типа телосложения для повышения общей физической работоспособности необходимо преимущественно развивать скоростно-силовые качества, а для роста физической работоспособности в зоне субмаксимальной мощности необходимо придерживаться физических нагрузок комплексного характера. 4. Решая задачу повышения общей физической работоспособности девочек Д соматотипа, следует больше внимания уделять развитию выносливости, а для увеличения аэробно-анаэробной производительности одинаково эффективны двигательные режимы с преимущественным развитием выносливости и скоростно-силовых качеств. Список литературы 1. Абросимова Л.И. Определение физической работоспособности детей и подростков / Л.И. Абросимова, В.Е. Карасик // Медицинские проблемы физической культуры. - 1978. - Вып. 6. - С. 38-41. 2. Левушкин С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы: монография / С.П. Левушкин. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 232 с. 3. Левушкин С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Физиология человека. - 2009. - T. 35. - № 1. - С. 67-74. 4. Сонькин В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: автореф. дис. докт. биол. наук / В.Д. Сонькин. - М., 1990. - 50 с. 5. Штефко В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. - М. - Л.: Гос. мед. издат., 1929. - 79 с. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
|