УДК 316.35

СОЦИОЛОГО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

КАКУХИН Александр Дмитриевич

Сибирский федеральный университет, Красноярск

Декан факультета физической культуры и спорта, канд. пед. наук, профессор

E-mail: www.ifkst@mail.ru, г. Красноярск, пр. Свободный 79 б, тел.: 265-43-64

 

 

КОВАЛЬ Иван Васильевич

Сибирский федеральный университет, Красноярск

Профессор факультета физической культуры и спорта, доктор социологических наук. E-mail: www.ifkst@mail.ru, г. Красноярск, пр. Свободный 79б

Ключевые слова: социализация, формирование социолого-управленческой грамотности, комплексы учебного процесса, конкурентоспособность.

Аннотация. Особенности социализации студентов спортивно-физкультурного профиля обусловлены проектами их участия в реализации социального заказа.

THE SOCIOLOGIC-RESEARCH APPROACH TO SOCIALIZATION OF STUDENTS OF A SPORTS AND PHYSICAL CULTURE PROFILE

KAKUHIN Alexander
Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism (RSUPES & T), Moscow
PhD, Associate Professor, Honored Master of Sports, Honored coach of Russia, the coach of the highest category.
Tel. (499) 166-53-39.

KOVAL Ivan
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Professor of the Department of physical education and sport, Doctor of Social Science. E-mail: www.ifkst@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk

Keywords: socialization; formation of sociologic-administrative literacy; complexes of educational process; competitiveness.

Summary. Features of socialization of students of a sports and physical culture profile are caused by projects of their participation in realization of the social order.

Актуальность проблемы социализации в российском обществе раскрываются во втором разделе Послания Президента России от 30 ноября 2010 г. В Президентском Послании показано состояние социализации, которое отражает функционирование ряда организаций социального института образования, института семьи и других, которые прямо или косвенно заняты ею. [3].

Цель статьи заключается в следующем:

1. показать роль компонентов социализации в вузовском учебном процессе.

2. вскрыть взаимосвязь вузовской социализации и реализации социального заказа "Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом".

Состояние проблемы. Показателями состояния социализации современной молодежи являются следующие:

- 700 тыс. детей являются беспризорными, значительная часть детей вовлечена в криминальный или полукриминальный бизнес;

- около 5-6 млн детей являются алкоголиками и наркоманами;

- самое большое количество безработных - среди молодежи.

Эти факты и аргументы свидетельствует как о значительной сложности, так и о запущенности социализации молодежи в России.

Описание состояния социализации. Социологический анализ причин недостатков социализационных процессов позволяет констатировать, что в управлении социализационными процессами имеются существенные недостатки, которые обусловлены отставанием в разработке теоретико-методологических, гносеологических, социологических, методико-практических, управленческих проблем подготовки вузовских специалистов, а также педагогических специалистов высшей квалификации.

Научные понятия социализационных процессов

Социализация (от лат. socialis - общественный) включает совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта.

Вуз рассматривается завершающим звеном первого этапа социализации значительной части молодежи. Именно вуз выступает последней ступенью социализации, которая связана с образованием. Вуз призван готовить работников интеллектуального труда. В этом его главное предназначение.

Основные требования к социализации заключаются в следующем:

- во-первых, проводимая социализация по своему характеру должна быть опережающей;

- во-вторых, социализация опережающего типа может быть успешной лишь тогда, когда ее осуществляют специалисты от "опережающего типа образования";

- в-третьих, социализация как процесс не может быть в отрыве от реализации социального заказа: "Создание конкурентоспособных предприятий и формирование основ конкурентоспособности страны в целом".

Успех социализации зависит от действия социальных институтов образования и науки, обеспечивающих выпуск и подготовку специалистов высшей квалификации. Вузовские и научные учреждения должны признать ошибки и просчеты своей деятельности, связанной не только с социализацией молодого поколения, но и с другими социальными процессами в обществе. С одной стороны, их деятельность должна отвечать целевым заданиям реализации социальных заказов страны, а с другой стороны - использовать вскрытые закономерности социализации. Например, Ж. Пиаже в своей теории социализации установил, что эффективность социализации зависит от умственного развития детей [1, с. 422-423, 439-440].

Другой исследователь - Т. Парсонс - полагает, что социализация не закачивается с молодежным возрастом, а продолжается всю жизнь. Исходя из реальной ситуации другая группа исследователей, в том числе П. Бергер, Т. Лукман, выделяют в социализации первичную и вторичную социализации. По мнению А.В. Петровского, социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Институт образования в социализации является одним из важнейших направлений в социологии образования. Это направление в той или иной мере присутствует в деятельности Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса.

Научная новизна

1. В анализе проблем социализации учитывается наличие в ней сложных социальных процессов её четырехкомпонентная структура, которая включает адаптацию, персонализацию, идентификацию и интеграцию [2].

2. Адаптация, персонализация, идентификация и интеграция представляют разные акценты, характеризующие социализационные процессы, имеющие особое значение для реализации социальных заказов.

3. Научный подход к обоснованию возможностей преодоления недостатков в вузовской социализационной системе.

Реализацию проблем вузовской социализации в соответствии с актуальными потребностями социально-экономического развития страны призваны обеспечивать обе подсистемы учебных предметов - специально-профессиональная и обществоведческая.

Методы исследования

Использованы социологические методы, наблюдения, интервью, контент-анализ, сравнительный анализ, метод разработки реферативных социологических исследований (РСИ), защита РСИ, социолого-тестовая оценка деятельности преподавателя тремя подсистемами в диагностике состояния учебных процессов, представленные в разделе "Методология и организация конкретного социологического исследования в сфере физической культуры" [3, с. 73-88].

Организация исследования

В ходе учебного процесса были реализованы как теоретико-методологические, так и методико-практические изменения в учебном процессе: изобретательского уровня способности и технологии формирования социолого-управленческого потенциала в вузах. Заметим, что они находятся под патентной защитой российского государства.

Валидность и надежность информации достигается репрезентативностью высокого уровня за счет 100%-ного опроса присутствующих на занятиях. Актуализацией зависимости реализации планов и интересов каждого студента от формируемой с их непосредственным участием информации, рекомендациями каждому студенту по применению полученной ими в ходе проводимых социологических исследований информации в своих управленческих решениях, направленных на формирование социолого-управленческого потенциала.

Основные результаты исследования

Результативность используемых парадигм, способов и технологий, направленных на подготовку качественных конкурентоспособных специалистов в вузах, формирование опыта их применения

Социологический анализ состояния социализационного процесса на ФФКиС

Анализ всей совокупности оценок удовлетворенности студентов социализационным процессом показывает, что количество выборов, характеризующих неудовлетворенность студентов, из 18 направлений присутствует только в одной позиции.

По этой позиции преподавателю необходимо повысить гуманистическо-управленческий потенциал. Это первый сигнал к тому, что либо требования возросли к преподавательскому гуманистическо-управленческому потенциалу, либо повысилась требовательность преподавателя к содержанию деятельности этого респондента. Последний акцент представляется более убедительным: требовательность преподавателя этот респондент оценивает по максимальной 9-балльной оценке.

Обсуждение результатов исследования

На каждом занятии обсуждаются результаты исследований как в интерактивной, так и в социолого-структурированной форме. На их основе вырабатываются рекомендации для РСИ. Кроме этого используются методы обсуждения полученной информации в процессах принятия каждым студентом управленческих решений и др.

Выводы и рекомендации по использованию результатов исследования

Из социологических данных вытекает следующее:

Необходимо учитывать, что высокий уровень требовательности может оказать как позитивное, так негативное влияние и на другие компоненты, снизить эффективность "сотворческих" контактов преподавателя и студентов. Следовательно, "ткань эффективных отношений преподавателя со студентами" очень "тонкая", "нежная" и "хрупкая".

Результаты исследования состояния формирования социолого-управленческого потенциала позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, современная методика в состоянии отразить сущностные изменения в вузовском социализационном процессе; во-вторых, благодаря социологическим методам исследования установлена действенность социализационных процессов и др.

Следовательно, на основе использованных в учебном процессе новых подходов к социализации имеются возможности обеспечения мониторинга подготовки конкурентоспособных специалистов.

Руководство социальных институтов должно учитывать, что одним из важнейших факторов обеспечения реализации социальных заказов выступают социологические исследования [1].

Литература

1. Добреньков В.И. Фундаментальная социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // Социализация и образование. - М.: ИНФРА-М, 2005. - Т. 8. - 1040 с.

2. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.

3. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию, 2008 год. - 1-й раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию, 2009 год. - 1-й раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию, 2010 год. - 1-й раздел.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Реклама: