УДК 796.421 ПОДГОТОВКА ХОДОКА К ВЫСШЕМУ МИРОВОМУ ДОСТИЖЕНИЮ НА ДИСТАНЦИИ 500 км
PREPARATION OF ATHLETE OF SPORT WALKING TO HIGHER WORLD ACHIEVEMENT ON A DISTANCE OF 500 KM
Введение. Подготовка спортсменов в циклических видах спорта, солдат к пешим переходам, ходоков к экстремальным соревнованиям на 500 км строится на основе гипотезы о влиянии функции на строение органов. Предполагается, что выполнение работы на уровне аэробного порога (АэП) будет способствовать росту аэробных возможностей спортсмена. Для ходока на сверхдлинные дистанции необходим только этот механизм, поскольку хорошо известно, что соревновательная деятельность у стайеров выполняется в истинно устойчивом состоянии, без какого-либо закисления мышц и крови [1]. Однако аэробные процессы идут в окислительных мышечных волокнах (ОМВ), а при тренировке в течение месяца они полностью насыщаются митохондриями и дальнейший рост АэП и анаэробного порога (АнП) прекращается [1]. Как же повысить потребление кислорода на уровне АэП и АнП? Решение очевидно - надо увеличить массу ОМВ, тогда вместе с ростом миофибрилл вырастет и масса митохондрий. Следовательно, гипотезой педагогического эксперимента будет предположение о влиянии силовой подготовки на выносливость ходока (показатели потребления кислорода на уровне АэП и АнП). В работах В.Н. Селуянова [5] было показано, что применение статодинамических упражнений ведет к гипертрофии и росту силы ОМВ, следовательно, в основе подготовки ходока лежит силовая локальная тренировка на мышцы - сгибатели и разгибатели стопы, сгибатели и разгибатели коленного сустава. По мере гипертрофии ОМВ и обычной тренировки ходока должен происходить рост аэробных возможностей спортсмена. Таким образом, целью исследования является сравнение программ планирования тренировочных занятий по обычной схеме (контроль) и включением в тренировочный процесс локальных силовых упражнений в статодинамическом режиме по методике В.Н. Селуянова [5] и интервальных скоростно-силовых тренировок [5]. Методы исследования. В эксперименте принял участие спортсмен, мастер спорта по спортивной ходьбе на сверхдлинные дистанции (масса тела 69 кг, рост 178 см), со стажем занятий избранным видом спорта 25 лет. Для определения физической подготовленности проводился ступенчатый тест на велоэргометре МОНАРК - 828E. Нагрузка задавалась с 5Н и прирастала по 5 Н каждые 2 мин. Темп педалирования - 75 об/мин. Тест выполнялся до отказа с регистрацией ЧСС, потребления кислорода, выделения углекислого газа, легочной вентиляции с помощью газоанализатора COSMED K4. Классификация тренировочных нагрузок выполнялась с учетом долговременных адаптационных процессов [3]. Учитывалась интенсивность упражнения, а значит, вероятность рекрутирования ОМВ и гликолитических мышечных волокон (ГМВ), продолжительность работы этих мышечных волокон (МВ) умножалась на экспертную оценку эффективности данного упражнения, на гиперплазию миофибрилл и митохондрий (экспертная оценка может изменяться в пределах от минус единицы до плюс единицы). Умножение времени работы на экспертную оценку полезности упражнения дает оценку полезного времени работы спортсмена на тренировках. Результаты исследования. Планирование тренировочных нагрузок до эксперимента выполнялось по общепринятой системе - выполнение большого объема ходьбы преимущественно аэробной направленности. Пример тренировочного микроцикла в контроле. Тренировка начиналась разминкой 3 км и заканчивалась заминкой 2 км (скорость АэП) 1-й день. Ходьба 20 км (скорость АэП); ОРУ 20 мин. 2-й день. Утро. Фартлек (1 км + 1 км)*10 серий (скорость АэП/АнП) Вечер. Ходьба с включением прыжков на стопы (скорость АэП) - 10 км 3-й день. Утро. Ходьба 20 км (скорость АэП) 4-й день - отдых 5-й день. Утро. Фартлек (1 км + 100 м)*10 серий (скорость АэП/АнП). Вечер Ходьба 15 км (скорость АэП); прыжки 4*200 м 6-й день. Ходьба 30 км (скорость АэП) 7-й день. Футбол 40 мин. Суммарный объем нагрузок составил 150 км в неделю. В табл. 1 представлена оценка эффективности выполненных тренировочных нагрузок. При анализе данных видно, что полезная работа для гиперплазии миофибрилл ОМВ отсутствует, для гиперплазии миофибрилл ГМВ всего 3 мин, для митохондрий ГМВ 11 мин, для дилятации миокарда 515 мин (см. табл. 1). Таблица 1 Микроцикл тренировки ходока в подготовительном периоде (контрольный вариант)
Таблица 2 Микроцикл тренировки ходока в подготовительном периоде (экспериментальный вариант)
Таблица 3 Сравнительный анализ уровня физической подготовленности
спортсмена
Таблица 4 Сравнительный анализ уровня физической подготовленности
спортсмена
Из табл. 3 видно, что показатели (АэП, АнП), отражающие уровень специальной выносливости, не изменились. Следовательно, спортсмен выполнял неэффективную программу подготовки. Практическая значимость полученных результатов была подтверждена в ходьбе на сверхдлинную дистанцию (500 км Париж-Кольмар), в итоге спортсмен был снят врачом из-за травмы голеностопного сустава после 150 км. Для решения данной проблемы был проведен педагогический эксперимент, направленный на коррекцию плана подготовки к спортивной ходьбе на сверхдлинную дистанцию. Основной задачей микроцикла подготовки в эксперименте было увеличение силы ОМВ и аэробных возможностей мышц (мощности АэП и АнП), так как сердечно-сосудистая система не являлась лимитирующим звеном в уровне подготовленности. Основной акцент в тренировочных нагрузках был сделан на выполнении упражнений локально-силовой и скоростно-силовой направленности [2]. Микроцикл физической подготовки в эксперименте. Тренировка начиналась с разминки на 3 км (скорость АэП) и заканчивалась заминкой 2 км (скорость АэП) и упражнениями на стретчинг. 1-й день. Утро. Упражнения на технику 30 мин. Вечер. Интервальный спринт 150м х 30 раз (скорость выше АнП на 15-20%). Силовая статодинамическая тренировка 30-40 мин. 2-й день. Утро. Упражнения на технику 25 мин. Вечер. Прыжки по снегу 150 м - 5*80 прыжков. 3-й день. Утро. Фартлек (2 км + 1 км)*6 серий (скорость АэП/АнП). Вечер. Силовая статодинамическая тренировка 2 ч. 4-й день - отдых. 5-й день. Утро. Велотренировка (скорость АэП/АнП) 1,5 ч. Вечер. Интервальный спринт 60м 40 раз (скорость выше АнП на 30%). 6-й день. Утро. Фартлек (1 км + 1 км)*5 серий (скорость АэП/АнП). Вечер. Стретчинг 50 мин. 7 день. Темповая работа 25 км (скорость 90% АнП). Суммарный объем нагрузок составил 100 км в неделю. Из табл. 2 видно, что для гиперплазии миофибрилл ОМВ спортсмен выполнил 140 мин полезной работы, для гиперплазии миофибрилл ГМВ - 132 мин, для гиперплазии митохондрий ГМВ - 392 мин, для дилятации миокарда - 570 мин. После завершения педагогического эксперимента было проведено этапное тестирование (табл. 4). Из табл. 4 видно, что после выполнения экспериментального варианта подготовки спортсмена произошло увеличение потребления кислорода на уровне: АэП в 2,3 раза, АнП в 1,5 раза, МПК на 11%. Вывод Применение инновационной методики планирования тренировочных нагрузок с применением биологически целесообразных методов контроля физического состояния позволило разработать индивидуализированную программу физической подготовки спортсмена к ходьбе на сверхдлинную дистанцию - 500 км, что в итоге привело к повышению уровня аэробной подготовленности мышц. Спортсмен показал высшее мировое достижение за всю историю проведения соревнований по ходьбе на сверхдлинную дистанцию - (500 км Париж-Кольмар) и занял 1-е место с результатом 52 ч 43 мин, опередив участника занявшего 2-е место, на 40 мин. Литература 1. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов: автореф. дис. ... докт. биол. наук / Н.И. Волков; НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина. - М., 1990. - 83 с. 2. Калинин Е.М. Планирование аэробной подготовки бегунов на средние дистанции на основе силовых, скоростно-силовых и интенсивных беговых средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.М. Калинин. - М, 2010. - 24 с. 3. Классификация физических нагрузок в теории физической подготовки / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, А.Н. Конрад, Е.Б. Мякинченко // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - №12. - С. 2-8. 4. Мякинченко Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2005. - 338 с. 5. Селуянов В.Н. Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию: труды сотрудников проблемной научно-исследовательской лаборатории / В.Н. Селуянов. - М: Физкультура и спорт. - 1996. - 106 с. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
Реклама:
|