УДК 796.07

"УДАРЫ И ЗАЩИТА ОТ УДАРОВ НЕВООРУЖЕННОГО ПРОТИВНИКА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МВД РОССИИ

РЕВИЗОНСКИЙ Игорь Викторович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД РФ, Ставрополь Заместитель начальника факультета переподготовки и повышения квалификации по учебной и научной работе

Е-mail: sfku@mvd.stavedu.ru.,

тел. 8-918-751-42-50.

 

Ключевые слова: курсанты и слушатели, правоохранительная деятельность, физическая подготовка, учебный курс, методика обучения.

Аннотация. Статья посвящена вопросу совершенствования профессиональной и служебно-прикладной физической подготовки курсантов, слушателей и сотрудников МВД России.

HIT-AND-SHOCK PROTECTION AGAINST ARMLESS OPPONENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CADETS AND STUDENTS MIA RUSSIA

REVIZONSKY Igor
Stavropol branch of the Krasnodar University of the Interior Ministry, Deputy Head of Stavropol Faculty Retraining and Upgrading of Educational and Scientific Work
E-mail: sfku@mvd.stavedu.ru., tel. 8-918-751-42-50.

Keywords: cadets and students, law enforcement, physical training, curriculum, teaching methodology.

Summary. The article is devoted to improving the professional and service-applied physical training of cadets, students and staff Ministry of Internal Affairs of Russia.

Актуальность исследования. Профилактика и борьба с правонарушениями во всех сферах жизнедеятельности человека - главная и неотъемлемая задача сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Неуменьшающийся рост преступности, террористической опасности, которые приводят к гибели мирных людей, заставляют сотрудников полиции находиться в постоянной готовности к выполнению оперативно-служебных задач, при решении которых зачастую требуется профессиональное применение физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия. В статье 20 Федерального Закона "О полиции" записано: "Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях: 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений; 2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; 3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции" [1].

Однако практика применения физической силы и боевых приемов борьбы сотрудниками полиции в экстремальных ситуациях показывает, что не всегда они эффективно выполняются и зачастую приводят к ранению и даже гибели сотрудников полиции.

Исходя из этого в настоящее время остро встает вопрос о качестве профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России, и особенно в части применения ими физической силы и боевых приемов борьбы при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач, а также в различных ситуациях повседневной жизни.

В настоящее время активно ведутся исследования и разрабатываются новые подходы к развитию профессионального образования сотрудников органов внутренних дел МВД России, их физической, психологической и специальной подготовки (В.П. Бирюков, В.Г. Гаврилов, В.А. Овчинников, В.М. Миленин, В.В. Мороз, К.И. Егоров, А.И. Иванов, А.В. Карасев, С.Н. Кашин, А.В. Конаков и др.). Анализ данных работ показывает, что сегодня отсутствуют четкие теоретические и методические подходы к организации, содержанию и научно-методическому сопровождению процесса профессиональной и служебно-прикладной физической подготовки сотрудников МВД, что свидетельствует о необходимости детальной разработки этого вопроса на теоретико-методологическом и практическом уровнях.

Цель - разработать и экспериментально обосновать эффективность программы и методического сопровождения учебного курса ""Удары и защита от ударов невооруженного противника" для курсантов и слушателей учебных заведений МВД России.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2011 г. в несколько этапов: 1 - концептуально-моделирующий. На этом этапе были разработаны программа учебного курса "Удары и защита от ударов невооруженного противника" и ее методическое сопровождение; 2 - опытно-экспериментальный. На этом этапе проводилось обоснование необходимости выделения из раздела "Боевые приемы борьбы" учебной дисциплины "Физическая подготовка" курса "Удары и защита от ударов невооруженного противника" и его практическая реализация в учебно-воспитательном процессе курсантов и слушателей учебных заведений МВД России; 3 - обобщающе-заключительный. На этом этапе систематизировались и анализировались полученные результаты в процессе внедрения учебно-методического комплекса в образовательный процесс, формулировались основные выводы и составлялись рекомендации по дальнейшему совершенствованию и внедрению в образовательный процесс курсантов и слушателей учебного курса "Удары и защита от ударов невооруженного противника".

Базой исследования были Краснодарский университет МВД России, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, учебный центр ГУВД по Ставропольскому краю и Ставропольский филиал Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России.

Испытуемые. Всего в исследованиях было задействовано 312 курсантов и слушателей вышеназванных учебных заведений, получающих квалификацию "юрист" по специальности "Правоохранительная деятельность".

Методы исследования: теоретические, обсервационные, праксиметрические.

Обсуждение результатов исследования. На основе всестороннего анализа нормативно-правовой документации, научной, учебно-методической литературы и личного опыта был разработан учебно-методический комплекс курса "Удары и защита от ударов невооруженного противника", который включает в себя учебную программу и ее методическое сопровождение [2].

В свою очередь, учебная программа и ее методическое сопровождение включают в себя следующие разделы:

1. Предназначение ударов.

2. Правомерность применения ударов.

3. Юридические последствия неправомерного применения ударов.

4. Организационно-методические указания для проведения практических занятий:

- последовательность обучения ударам;

- боевая стойка;

- направление взгляда;

- дыхание;

- передвижение в боевой стойке;

- боевая дистанция;

- наиболее уязвимые места на теле человека;

- ударные поверхности;

- удары и техника их выполнения (удары руками, удары ногами, удары головой);

- биомеханические основы движений бойца;

- тактика применения ударов.

5. Морально-психологическая подготовка к рукопашной схватке.

Процесс обучения ударам осуществлялся в соответствии с установленными в педагогике и теории физической культуры принципами: систематичности и последовательности, сознательности и активности, постепенности, наглядности, доступности и прочности.

Методами обучения являлись общепедагогические (методы использования слова и обеспечения наглядности) и специфические (методы строго регламентированного упражнения, соревновательный метод). Ведущее место в обучении ударам и защитам от них занимали односторонние и двусторонние групповые методы обучения.

Односторонний групповой метод обучения применялся в процессе изучения изготовок к бою и ударов. Суть его заключается в том, что обучаемые под руководством преподавателя в составе группы одновременно или поочередно выполняют одни и те же приемы без партнера.

Двусторонний групповой метод обучения применялся при изучении и тренировке в выполнении приемов нападения и защиты. Суть этого метода заключается в том, что изучение приемов и действий, тренировка в их выполнении проводятся в парах, во взаимодействии с партнером (условным противником). Обучаемые становятся в пары, в которых один из партнеров отрабатывает упражнение (прием, действие), а другой выступает в роли противника, обеспечивает обучение и создает необходимые условия для его качественного выполнения. Разновидностью двустороннего группового метода являются учебные бои (схватки), представляющие собой выполнение изученных приемов и действий в парах по заданию руководителя занятий в разнообразных условиях и обстановке.

Эффективность усвоения учебного курса курсантами и слушателями учебных заведений МВД России оценивалась по результатам выполнения технико-тактических комбинаций и приемов в соревновательных схватках.

Каждая схватка неизбежно заканчивается поражением одной из сторон, и, чтобы повысить вероятность победы в ней, необходима систематическая профессионально-прикладная физическая подготовка. Поэтому изучению ударной и защитной техники необходимо уделять достаточное количество времени в учебно-воспитательном процессе курсантов и слушателей, что повысит их готовность к качественному выполнению профессионального и служебного долга.

Теоретическая и практическая значимость заключается в научно-практическом обосновании необходимости использования учебного курса "Удары и защита от ударов невооруженного противника" в системе профессиональной подготовки курсантов и слушателей учебных заведений МВД России, что вносит вклад в теорию высшего и среднеспециального профессионального образования и способствует формированию у них профессиональных компетенций. Разработанный и апробированный учебно-методический комплекс может быть широко использован в профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников МВД РФ.

Выводы

1. Учебный курс "Удары и защита от ударов невооруженного противника" обеспечивает содержательно-предметное качество наполнения учебного плана курсантов и слушателей учебных заведений МВД России.

2. Созданный учебно-методический комплекс обладает признаками системности (логикой, взаимосвязью составляющих, целостностью), управляемости (возможность поэтапного контроля, оценки и коррекции), эффективности (положительные результаты обучения при оптимальных затратах времени), воспроизводимости (может применяться в других отраслевых образовательных учреждениях).

Литература

1. О полиции [Электронный ресурс] : Федеральный Закон Российской Федерации от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ. - Электрон. дан. // Российская газета. - 2011. - № 5401. - Режим доступа: www.rg.ru/2011/02/07/police-dok.htm. - Загл. с экрана.

2. Ревизонский И.В. Удары и защита от ударов невооруженного противника / И. В. Ревизонский // Часть 1. Удары руками, ногами и головой: учебно-методическое пособие. - Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2008. - 123 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!