УДК 796.89

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 13-14-ЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ УКРАИНСКОГО РУКОПАШНОГО БОЯ "СПАС"

КАМАЕВ Олег Иванович

Харьковская государственная академия физической культуры

Профессор, доктор педагогических наук

 

 

 

ЛУКОЯНОВА Екатерина Валерьевна

Запорожский национальный университет

Старший преподаватель

Ключевые слова: украинский рукопашный бой "Спас", психофизическая подготовка, сила воли.

Аннотация. Снижение уровня здоровья населения Украины, и в особенности ухудшение физического и функционального состояния детей и подростков, важная социальная проблема. Занятия украинским рукопашным боем "Спас" повышает общую физическую подготовленность подростков, способствуют развитию силы воли. В статье представлены результаты исследования степени влияния средств украинского рукопашного боя "Спас" на психофизическую подготовленность 13-14-летних подростков.

PROPERTIES OF PSYCHOPHYSICAL TRAINING Of 13-14-YEAR OLDS TEENS MEANS OF UKRAINIAN-HAND COMBAT "SPAS"

KAMAEV Oleg
Kharkiv State Academy of Physical Culture
Professor, Doctor of Education Sc.

LUKOYANOVA Catherine
Zaporizhia National University
Senior Lecturer

Keywords: ukrainian fight "Spas", psychophysical training and willpower.

Summary. Reducing health of Ukrainian people, and in particular the deterioration of physical and functional status of children and adolescents are an important social problem. Classes Ukrainian combat fight "Spas" improves overall physical fitness of adolescents, promotes willpower. The article presents the results of the degree of influence of the Ukrainian hand combat "Spas" in the psychophysical readiness of 13-14-year-olds.

Введение. Современные условия развития общества предъявляют высокие требования к уровню здоровья, физического развития, работоспособности и психологическому состоянию подрастающего поколения. В настоящее время, в силу объективных, а в большинстве случаев субъективных причин, наблюдается тенденция к снижению уровня здоровья населения Украины. Особую тревогу вызывает ухудшение физического и функционального состояния детей и подростков [1-3]. Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов развития детей и поэтому требует наиболее эффективных методов воспитания и обучения, новых форм, средств и методов повышения физической активности подростков. Одной из таких форм является организация занятий по украинскому рукопашному бою "Спас" [4, 5].

В поисках новых подходов к организации занятий украинским рукопашным боем "Спас" учитывались особая значимость и привлекательность для подростков соревнований по рукопашному бою, возможность самоутвердиться перед ровесниками.

Программа тренировочных занятий по украинскому рукопашному бою "Спас" несет чисто национально-патриотический характер, основана на традиционно национальных боевых искусствах украинского казачества.

Основными признаками и отличиями "Спаса" как вида спорта являются: широкое использование элементов кулачного боя, в том числе ударов локтями, ногами и элементов борьбы; использование болевых и удушающих приемов; стимуляция системой судейства оценки использования высокоамплитудных прыжков в сочетании с ударами (удары ногами в прыжке с разворотом на 360º); высокая интенсивность, эмоциональная и техническая насыщенность; поединок длится 3 мин; большая спортивная площадка; музыкальное сопровождение [5]. Таким образом, "Спас" как вид спорта носит скоростно-силовой, сложно-координационный и ациклический характер.

Цель работы. Определить степень влияния средств украинского рукопашного боя "Спас" на психофизическую подготовленность 13-14-летних подростков.

Организация и методика исследования. Исследования проводились в течение учебного года (с сентября по июнь). Для сравнительного анализа была сформирована экспериментальная группа (ЭГ), занимающаяся "Спасом" (28 чел.), контрольная группа (КГ) - из юных кикбоксеров (25 чел.) В констатирующем эксперименте было определено, что в этом возрасте у юных спортсменов исследуемые показатели не отличались достоверностью.

В процессе эксперимента исследовались: "социальная смелость" (по Р. Кеттелу); "самооценка силы воли" (по И.Н. Обозову); уровень физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко); результаты бега на 60 м; бега на 1500 м; прыжка в длину с места; сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

Программа тренировки в ЭГ была рассчитана на 290 ч, в КГ - на 312 ч. Основными отличиями в подготовке спортсменов ЭГ было то, что на специальную физическую подготовку отводилось всего 10 ч, а в КГ - 96 ч, большее количество часов на техническую подготовку, соответственно - 60 против 35 ч, в ЭГ большое внимание было уделено подвижным, спортивным играм и танцам (82 ч), а в КГ- всего 10 ч.

Результаты исследования. Психологические тесты на "социальную смелость" и "самооценку силы воли" позволили определить, что у юных спортсменов из ЭГ итоговая оценка по двум тестам составила: высокий уровень проявления воли - 64% исследуемых спортсменов, средний уровень - 36%, а низкого уровня после эксперимента не выявлено (до эксперимента было 28%). В КГ эти показатели соответственно составили: высокий - 26%, средний - 55%, низкий 29%. Данные показатели в КГ отразили уменьшение доли подростков с низким уровнем на 18% после года занятий.

Оценка уровня физического здоровья показала, что после исследования, как в КГ, так и в ЭГ не осталось спортсменов с низким и ниже среднего уровнем здоровья. Но в ЭГ подростков со средним уровнем стало 17%, выше среднего - 52% и с высоким - 31%, в то же время в КГ юных спортсменов со средним уровнем было 59%, выше среднего - 41%, а с высоким уровнем не было никого.

Результаты сравнительного анализа физической подготовленности по исследуемым данным свидетельствует, что все показатели юных спортсменов ЭГ достоверно отличались от показателей юных кикбоксеров. Так, в беге на 60 м эта разница соответственно составила 0,36 с (9,56±0,09 и 9,92±0,12), t=2,4; р<0,05; в беге на 1500 м - 22 с (421±5,2 и 443±6,6 с), t=2,61; р<0,05; в сгибании и разгибании рук в упоре лежа разница составила 3,4 раза (24,87±1,05 и 21,41±0,81) t=2,54; р<0,05; в прыжке в длину с места - 11,74 см (169,96±4,32 и 158,22±3,35), t=2,15; р<0,05.

Выводы

Результаты исследования показали достаточно высокую эффективность разработанной программы занятий украинским рукопашным боем "Спас" для подростков 13-14 лет. Данная программа позволила достоверно повысить физическую подготовленность подростков, значительно увеличить уровень физического здоровья, достичь высокого уровня развития силы воли.

Литература

1. Власюк О.О. Научно-педагогические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. наук по физич. восп. и спорту / О.О. Власюк. - Львов, 2006. - 20 с.

2. Глоба Г.В. Инновационная система физического воспитания школьников с использованием аэробных технологий: автореф. дис. ... канд. наук по физич. восп. и спорту / Г.В. Глоба. - Харьков, 2007. - 20 с.

3. Куц А.С. Нерешенные проблемы физического воспитания школьников на перекрестке веков / А.С. Куц // Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2002. - N 2. - С. 14-16.

4. Москаленко Н.В. Физическое воспитание младших школьников / Н.В. Москаленко. - Днепропетровск: Инновация, 2007. - 252 с.

5. Притула О. Украинское боевое искусство "Спас" / О. Притула. - Запорожье: Запорожский СПАС, 2000. - 60 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!