УДК 796.89 ТРЕБОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ К БЛИЖНЕМУ БОЮ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ЕДИНОБОРСТВ"
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва Старший преподаватель кафедры теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности, кандидат педагогических наук Тел. 8-926-324-02-36, E-mail: bigbr@mail.ru
REQUIREMENTS FOR TRAINING FOR THE CLOSE BATTLE IN ARMED CONFLICT FOR A SUBJECT "THEORY AND METHODS OF APPLIED MARTIAL ARTS"
Актуальность исследования. "Теория и методика служебно-прикладных единоборств" как учебная дисциплина предполагает формирование учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить подготовку специалиста по вопросам профессиональной деятельности в экстремальных условиях, одним из которых является вооружённый конфликт, в том числе и к различным видам ближнего и рукопашного боя. В научной литературе и нормативных источниках до сих пор не определено, что же такое ближний бой в условиях вооружённого конфликта [1, 6, 7]. Данная проблема не только затрудняет процесс преподавания учебной дисциплины [2], но и не позволяет однозначно определить требования к исполнителю по роду своей деятельности или в результате определённого стечения обстоятельств безопасно и эффективно функционировать в условиях ближнего и рукопашного боя. Цель. Изучить требования подготовки к ближнему бою в условиях вооружённого конфликта для учебной дисциплины "Теория и методика служебно-прикладных единоборств". Организация и методы исследования. Для выявления основных сущностных характеристик и изучения особых условий деятельности, которыми являются ближний и рукопашный бой, осуществляемый в условиях вооружённого конфликта, проводились опросы и интервьюирование сотрудников различных силовых министерств и ведомств. Выбор респондентов осуществлялся из сотрудников, которым по роду своей деятельности неоднократно приходилось выполнять свои функциональные обязанности в условиях ближнего боя. Также осуществлялся анализ научной литературы и нормативных источников. Обсуждение результатов исследования. Отсутствие в нормативной и научной литературе точного однозначного определения термина "ближний бой" [1, 6] значительно затрудняет педагогическую работу по подготовке к действию в подобной экстремальной ситуации; особенно эта проблема актуальна для сотрудников силовых министерств и ведомств, для которых подобные условия достаточно часто сопровождают профессиональную деятельность. Наиболее часто термин "ближний бой" определяется как один из видов общевойскового боя и входит в определение термина "рукопашный бой". Как пример, "рукопашный бой, ближний бой, в котором противоборствующие стороны поражают друг друга, как правило, холодным оружием" [6]. В результате анализа имеющихся упоминаний терминов "ближний бой" и "рукопашный бой" выявились следующие наиболее общие признаки подобной экстремальной ситуации: • дистанция между противоборствующими сторонами меньше обычной; • отсутствие в противоборстве тяжёлого вооружения; • внезапность, неожиданность начала боя (для одной или всех противоборствующих сторон). Остаётся открытым вопрос определения величины этой дистанции и психологических, психофизиологических требований к эффективной деятельности в этих условиях. Проведённые опросы и интервьюирование сотрудников различных министерств и ведомств подтвердили актуальность подобного подхода. Большинство опрошенных (18 человек из 23 - 78%) основным признаком ближнего боя считают внезапность его возникновения, при этом 12 (52%) разделяют ближний бой на два основных вида: бой, возникающий при неожиданной встрече с противником, и бой, сознательно навязываемый противнику (во время засад, налёта, задержания и т.д.). В уточняющей беседе пояснение к данному вероятному противоречию респонденты давали, иллюстрируя его практическими примерами, что и при предварительной подготовке к навязыванию противнику ближнего боя остаётся возможность возникновения некоторого неучтённого атакующими фактора. Наиболее характерными особенностями внешней обстановки для возникновения ближнего боя были названы городские застройки (20 чел -86%) и горно-лесистая местность (10 чел. - 44%), и наиболее общим признаком было определёно отсутствие достаточной видимости и возможности заблаговременно обнаружить противника (20 чел. - 87%). Отсутствие достоверной информации о противнике значительно усложняет задачу принятия наиболее оптимального решения в каждой отдельной ситуации боя. Определение дистанции ближнего боя вызвало наибольшие затруднения у опрошенных. Она варьировалась от 350 до 5-9 м (от соответствия дистанции прямого выстрела из автоматического оружия до частого поражения из огнестрельного оружия). Наиболее часто (в 67% случаев) дистанция ближнего боя определялась в 25-50 м [3, 4]. В данном случае за основу принимались границы эффективного применения короткоствольного огнестрельного оружия и ручных гранат. Малые дистанции ужесточают требования к психофизической подготовке сотрудников, чья деятельность предусматривает высокую вероятность участия в ситуациях ближнего боя [7]. Значительная часть респондентов указала на необходимость специальной психологической и психофизической подготовки к ведению ближнего боя. Кроме того, принятие адекватного (зачастую творческого, нестандартного) решения, учитывающего как наилучший способ решения поставленной задачи согласованно с действиями других членов группы в условиях лимита времени и недостатка информации, было названо основной проблемой в подготовке к подобным экстремальным ситуациям. В связи с этим наиболее эффективно в системе тренировки (см. таблицу), кроме двигательного компонента психофизической подготовки, осуществлять дополнительную целенаправленную интеллектуальную подготовку к ведению ближнего боя в условиях вооружённого конфликта [5, 7]. Система подготовки к ближнему бою в условиях вооружённого конфликта
Выводы Столь сложная экстремальная ситуация, которой является ближний бой, требует проведения наиболее эффективной подготовки сотрудников силовых министерств и ведомств для выполнения ими своих профессиональных задач. Подготовка должна носить системный характер и осуществляться в условиях специализированной кафедры на самом высоком научно-методическом уровне [2]. Литература 1. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Ч. 3. Взвод, отделение, танк. - М.: Военное издательство, 2005. 2. Ермаков А.В. Основные направления в преподавании учебной дисциплины "Теория и методика служебно-прикладных единоборств" = Main trends in teaching discipline "Theory and methods of a service-application martial arts" / Ермаков Алексей Валерьевич // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. - № 1. - С. 41-43. 3. Курс стрельб из стрелкового оружия, 2003 г. - М. : Воениздат, 2003. - 223 с. 4. Приказ МВД РФ от 20.05.2003 № 340. "Об утверждении наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации". 5. Разведывательная подготовка подразделений ВДВ. Воениздат МО РФ. 1995. - 232 с. 6. Советская Военная Энциклопедия / под ред. А.А. Гречко - М.: Воениздат, 1976-1980, Т.7. - С. 160-161. 7. Уличные бои. Сборник статей и примеров. - М.: Изд. НКО, 1945. - 95 с. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
Реклама:
|