УДК 371 ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КЛУБОВ И ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЗЕРЖИНСКАЯ Людмила Борисовна DYNAMICS OF THE PHYSICAL AND MILITARY APPLICATION READINESS OF PUPILS OF MILITARY-PATRIOTIC CLUBS AND ASSOCIATIONS IN THE VOLGOGRAD REGION
Актуальность исследования Современное реформирование российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одним из которых является резкое падение престижа военной службы [2]. По мнению ряда авторов, данный факт является следствием ряда причин, основными из которых являются: неудовлетворительный уровень физического и психического здоровья подрастающего поколения [2], отсутствие положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации [1, 3], необдуманность и примитивизм содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" [4], неэффективность используемых средств и методов физического воспитания в средних учебных заведениях [1, 2, 3]. Вместе с тем, сокращение сроков службы в Российской армии до одного года существенно уменьшает время активного воздействия на личный состав в процессе воинского обучения и воспитания, тогда как требования к военнослужащим по овладению сложной боевой техникой и умелому ее использованию при решении боевых задач, в свете реформирования Вооруженных Сил РФ, многократно возрастают, что требует повышения качества подготовки допризывников к службе в армии. В этой связи, практически единственными социальными институтами, обеспечивающими физическую, гражданскую и военно-патриотическую подготовку подрастающего поколения, являются военно-патриотические клубы (ВПК) и объединения (ВПО). В настоящее время в Волгоградской области насчитывается более 40 клубов и общественных объединений военно-патриотической направленности, которые имеют различную ведомственную принадлежность. В то же время, в Волгоградской области в течение 10 лет проводится ежегодный конкурс "Солдат", который дает возможность не только координировать деятельность ВПК и ВПО, но и осуществлять контроль уровня практических навыков и умений подростков. Цель: изучить динамику показателей физической и военно-прикладной подготовленности воспитанников военно-патриотических клубов и объединений Волгоградской области. Методы и организация исследования Для достижения поставленной цели нами изучались Положения о проведении конкурса "Солдат" среди воспитанников военно-патриотических клубов и объединений Волгоградской области, а также протоколы соревнований, охватывающие период с 2002 по 2011 гг. Для изучения динамики показателей физической подготовленности нами изучались результаты подтягивания на перекладине, бега на 3 км [6], комплексного силового упражнения (КСУ) [5]. Анализ военно-прикладной подготовленности осуществлялся по результатам неполной разборки ММГ АКМ, сборки ММГ АКМ после неполной разборки [8], надевания противогаза ГП-5, надевания общевойскового защитного комплекта (ОЗК) [7]. Методы математической статистики позволили рассчитать средние значения каждого изучаемого признака. Испытуемые. В соответствии с Положением о проведении конкурса "Солдат" среди воспитанников военно-патриотических клубов и объединений, участниками были юноши 14-17 лет. Изученные нами протоколы соревнований позволили проанализировать показатели физической и военно-прикладной подготовки 996 подростков. Обсуждение результатов исследования Анализ протоколов соревнований конкурса "Солдат" позволил нам заключить, что число участвующих команд с 2002 по 2009 гг. возросло в 2,5 раза (с 14 до 35 команд). Однако реформирование системы образования привело к исключению подростковых клубов из перечня учреждений дополнительного образования. В результате чего, ряд военно-патриотических клубов (юных моряков, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников и т.д.) был передан в Комитет по делам молодежи, различным ведомствам или расформирован. Вследствие этого, к настоящему времени снижается количество команд, участвующих в областном конкурсе "Солдат" (табл. 1). Таблица 1 Динамика изучаемых показателей с 2002 по 2011 г.
Примечание: в числителе - результат; в знаменателе -
качественная оценка Вместе с тем, содержание и программа конкурса постоянно совершенствуются: выполнение упражнений приведено в соответствии с нормативными требованиями ВС РФ, с 2010 года проводятся соревнования по плаванию, с 2008 года - по игре "Пейнтбол" и пр. Анализируя динамику результатов военно-прикладной подготовки, следует отметить, что она носит волнообразный характер. Вместе с тем, ярко прослеживается тенденция к их улучшению. Так, показатели индивидуального времени надевания противогаза оцениваются на "отлично" с 2005 года, а время сборки ММГ АКМ после неполной разборки оцениваются на "хорошо" и "отлично" с 2007 года. Следует отметить, что результаты времени надевания ОЗК, демонстрируемые подростками стабильно улучшаются и соответствуют оценке "отлично" (табл. 1). Однако, анализ результатов упражнений, характеризующих развитие двигательных способностей подростков, свидетельствует о тенденции к их ухудшению. Данный факт наиболее выражен в показателях комплексного силового упражнения и бега на 3 км, которые снизились с 2002 года (на 29,0% и 17,4%, соответственно), где оценивались на "отлично", до удовлетворительного уровня к 2011 году. Выявленная нами динамика отражает общероссийскую картину ухудшения физической подготовленности современных школьников. Выводы 1. Показатели военно-прикладной подготовленности воспитанников военно-патриотических клубов Волгоградской области имеет тенденцию к их улучшению. 2. Динамика результатов физической подготовленности подростков свидетельствует об их ухудшении, причем наибольшее снижение показателей отмечено в комплексном силовом упражнении (на 29,0%) и беге на 3 км (17,4%). 3. Учебно-воспитательный процесс в военно-патриотических клубах и объединениях Волгоградской области не обеспечивает должного развития двигательных способностей подростков, что требует его совершенствования, поиска новых средств, форм и методов работы с воспитанниками. Литература 1. Баранов А.В. Организация военно-патриотического воспитания учащихся школ во внеурочной деятельности в условиях крупного города: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.В. Баранов. - М., 2011. - 24 с. 2. Калядин О.С. Формирование военно-прикладных навыков у старшеклассников к службе в Российской Армии: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / О.С. Калядин. - СПб, 2005. - 24 с. 3. Коваль В.В. Методика физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.В. Коваль. - Волгоград, 2008. - 24 с. 4. Микрюков В.Ю. Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания / В.Ю. Микрюков // Педагогика. - 2008. - №5. - С. 44-51. 5. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах РФ (НФП-2001). Часть I. - М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001.- 157 с. 6. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах РФ (НФП-2009). - М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2009. - 220 с. 7. Радиационная, химическая и биологическая защита: сборник материалов и нормативов для подготовки к занятиям и тренировкам. Ужур: Военная школа младших специалистов войсковой части 32441, 2000. - 46 с. 8. Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Для мотострелковых, танковых, парашютно-десантных, десантно-штурмовых и разведывательных подразделений. Книга 1. Министерство обороны СССР. Воениздат, 1984. |
На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |