ЗА РУБЕЖОМ


Abstract

ABOUT PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE IN FOREIGN COUNTRIES

S.I. Guskov, professor

El. Degfyaryova

Allrussian scientific research institute of physical culture, Moscow

Key words: under school aged children, abroad, physical education, purposes, means, teaching, psychomotorical development, organization, training of specialists.

The aim of this paper was to inform russian specialists on preschool aged children's physical education about the main tendencies and conceptions of physical education's theory and practice development in connection with the peculiarities of that age and pedagogical traditions in different foreign countries.

The majority of foreign specialists consider that the physical education's purpose in preschool childhood must help psychomotorical, mental, physical and emotional development of children. Some of abroad conceptions take into consideraton the necessity of social qualities' and sports interests' motivations formation. The game is considered as the base of physical education at this period of individual development in men. There are different national systems of physical fittness standards for under school aged children, as well as the various forms of their physical education's organization.

The training of educators for under school aged children's physical education carries out in special training institutions or at the faculties of the higher pedagogical institutions or special colleges and pedagogical seminaries.


О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ*

Доктор педагогических наук, действительный член Международной академии
информатизации С.И. Гуськов,
Е.И. Дегтярева

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры

Ключевые слова: дошкольники, зарубежные страны, физическое воспитание, цели, средства, обучение, психомоторное развитие, кадры, организация.

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были "заложены" в детском возрасте, в 5-7 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека, в которые входит следующее:

положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

начальные знания, познавательный интерес к физической культуре;

начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участие в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), культура поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;

навыки самообслуживания, ухода за инвентарем для занятий и т.д.

За рубежом проведено множество исследований, результаты которых свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Результаты медицинских исследований, в свою очередь, свидетельствуют о необходимости физической активности для обеспечения нормального развития опорно-двигательного аппарата, о том, что пассивный образ жизни в эти важнейшие годы непосредственно влияет на состояние сердечнососудистой и дыхательной систем, склонность к избыточному весу и общее состояние здоровья во взрослом возрасте.

В других исследованиях показано, что дошкольный период является решающим в плане формирования отношения к физическому воспитанию и желанию осваивать новые виды физической активности. Получены данные, говорящие о том, что в 8-летнем возрасте дети принимают 70% решений относительно участия или неучастия в физической активности, исходя из субъективно оцениваемого ими уровня своей подготовленности. И поскольку для оптимального эмоционального развития требуется, чтобы ребенок был уверен в себе, не чувствовал себя одиноким, то для этого необходимо освоение широкого круга двигательных умений и навыков.

Таким образом, очевидно, что физическое воспитание является существенным аспектом дошкольного воспитания в целом. Важно так организовать физическое воспитание' детей дошкольного возраста, чтобы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.

Работа по физическому воспитанию дошкольников в странах Запада предполагает не только решение специфических задач физического воспитания, но и указанных задач умственного, эмоционального и социального развития. Поэтому изучение и использование опыта зарубежных специалистов поможет, на наш взгляд, совершенствовать нашу систему дошкольного физического воспитания, достоинства которой тем не менее не следует умалять.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Специалисты зарубежных стран дают единодушную оценку значению физического воспитания в дошкольный период. Об этом свидетельствует наметившаяся почти повсеместно тенденция повышения интереса к этому аспекту дошкольного воспитания, о которой мы уже упоминали.

В отношении целей и задач физического воспитания в дошкольном возрасте мнения специалистов разных стран также во многом совпадают. Так, и американские и канадские специалисты полагают, что главной целью физического воспитания в дошкольный период является содействие гармоничному развитию ребенка. Физическое воспитание должно способствовать психомоторному, умственному и эмоциональному развитию детей-дошкольников.

Таких же взглядов придерживаются в Финляндии, полагая, что физическое воспитание в дошкольный период должно способствовать совершенствованию двигательной координации и основных двигательных умений и навыков. В процессе физического воспитания должны всячески поощряться проявления инициативы и любознательности. Что же касается совершенствования самооценки, то здесь физическому воспитанию принадлежит решающая роль.

В Китае основными задачами физического воспитания в процессе подготовки к школе считают следующие:

содействие оптимальному физическому развитию;

формирование таких социальных качеств, как дисциплинированность, справедливость, ответственность, честность, сотрудничество;

развитие основных двигательных навыков и понятия о правилах безопасности;

формирование интереса и любви к спорту.

Посредством физического воспитания в детских садах Чехословакии детей обучают основным двигательным умениям и навыкам, правилам личной гигиены.

Задачами дошкольного физического воспитания в Японии считаются такие: двигательное развитие, умственное развитие, формирование доброжелательности по отношению к окружающим и дисциплинированности.

В Корее, согласно государственным законам по вопросам образования, перед дошкольным воспитанием в целом стоят две задачи: физическое и умственное развитие детей. Физическое воспитание призвано решать задачи двигательного, умственного, эмционального, социального развития;

способствовать формированию интереса к активному образу жизни; включает обучение правилам безопасности.

ИГРА КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В дошкольном (от 3 до 6 лет) возрасте игра становится ведущей деятельностью ребенка. Специалисты подчеркивают, что игра является оптимальной основой для физического, умственного, социального и эмоционального развития. Значение игры признано педагогами всеми мира. Как показывают результаты проведенного нами анализа данных специальной литературы, программы по физическому воспитанию дошкольников во всех странах включают подвижные игры, которые часто называют свободными. Задача же воспитателя состоит в том, чтобы, ни в коей мере не подавляя инициативу детей, направить игру в нужное русло. Таких взглядов придерживается большинство специалистов как у нас в стране, так и за рубежом. В частности, подобные идеи высказывала основоположница популярной в Дании педагогической теории Астрид Госсел.

Тем не менее существует различие в степени контроля игр со стороны воспитателя. Так, например, в дошкольных учреждениях Франции воспитатель осуществляет постоянный контроль за заданной двигательной активностью детей, в Великобритании - напротив, дети играют в подвижные игры самостоятельно. Американские специалисты предлагают исходить из особенностей двигательных задач при определении оптимальной степени контроля со стороны воспитателя.

Американский исследователь К. Беннет выделяет четыре основные ситуации, которые должен моделировать воспитатель: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие ситуации. Каждая ситуация лучше всего может быть смоделирована в определенных условиях - на игровой площадке, в спортивном зале. В каждой ситуации от воспитателя требуется различная степень активности.

Ситуация свободного выбора лучше всего моделируется на открытых спортивных площадках, оснащенных безопасным инвентарем. В этой ситуации воспитатель предоставляет детям возможность самим исследовать и повторять произвольно выполняемые двигательные действия. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут играть одни, в сотрудничестве с остальными или в компании своих друзей, но самостоятельно.

Посредством создания проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача воспитателя - смоделировать проблему и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти решение.

Имитации. Эта ситуация заключается в том, что воспитатель выполняет те или иные двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Воспитатель при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив всех детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и задавая в каждой из них адекватные задачи.

Последняя ситуация, используемая воспитателями для обучения дошкольников двигательным действиям, - это творческая ситуация. Здесь воспитатель задает детям сложную задачу - выразить посредством движения то или иное понятие. Например, изобразить чувство гнева, радости, веселья и т.д.

Помимо поддержания оптимального уровня контроля за действиями дошкольников, создания игровых ситуаций, по мнению американского педагога Дж. Клейна, большое методическое значение имеют следующие факторы:

рациональная программа, построенная на знании психологических и физиологических особенностей детей той или иной возрастной группы;

оптимальный количественный состав дошкольных групп, создающий основу для применения принципа индивидуализации;

уровень профессиональной подготовки воспитателей.

Поскольку программное содержание физического воспитания в дошкольный период будет специально рассматриваться в следующей главе, остановимся на двух важных условиях успешного решения задач физического воспитания, а именно на количественном составе групп дошкольников и профессиональном уровне подготовки воспитателей в детских дошкольных учреждениях за рубежом.

Количественный состав групп дошкольников варьируется в широких пределах. При этом следует отметить такую закономерность: количество детей в группах в частных дошкольных учреждениях, как правило, меньше, чем в государственных. Часто родители соглашаются платить за своего ребенка гораздо большую сумму лишь для того, чтобы обеспечить меньший количественный состав группы, а следовательно, и более качественный уход, воспитание и обучение.

Как правило, в рекомендациях различных организаций, занимающихся вопросами дошкольного воспитания (в частности, физического), указано оптимальное количественное соотношение "воспитатель - дети". Так, согласно рекомендациям канадских специалистов, это соотношение составляет 1:7. Однако рекомедации эти часто не соблюдаются, особенно в государственных дошкольных учреждениях вследствие недостаточного уровня финансирования. Во Франции, например, один воспитатель занимается с 25 детьми, в Великобритании - с 10, в Китае - с 12, в одном из частных детских садов США - с 8 детьми. Необходимо особо отметить, что здесь речь идет именно о занятиях по физическому воспитанию.

Следующим важнейшим аспектом является уровень профессиональной подготовки воспитателей. Как показал проведенный нами анализ специальной литературы, в большинстве стран в государственных дошкольных учреждениях занятия по физическому воспитанию ведет основной воспитатель. Это, однако, не касается частных дошкольных учреждений, в особенности детских игровых и оздоровительных центров, где занятия с детьми ведут дипломированные специалисты по физическому воспитанию.

Что касается профессиональной подготовки воспитателя, то в большинстве стран она осуществляется в специальных учебных заведениях или на факультетах педагогических учебных заведений. В Канаде, например, существует курс обучения воспитателей детских садов, где в течение 2 лет готовят специалистов для работы с дошкольниками. Одним из предметов в этих учебных заведениях является и физическое воспитание.

В Дании специалистов по дошкольному воспитанию готовят в так называемых педагогических семинариях, где на протяжении 3 лет будущие воспитатели изучают психологию и методику обучения детей дошкольного возраста.

В Исландии также существует специальный колледж, где обучают будущих воспитателей детских садов.

В США помимо специалистов общего профиля по работе с детьми дошкольного возраста, которых готовят в педагогических колледжах, студенты факультетов физического воспитания университетов при желании могут выбрать специализацию "Обучение физическому воспитанию в начальной школе", в рамках которой, как правило, они получают необходимые знания по работе с детьми дошкольного возраста.

В Китае основными видами физической активности воспитанников детских садов являются подвижные игры, гимнастика, танцы, бег, прыжки, метания.

В Чехословакии на занятиях по физическому воспитанию в детских садах предусмотрены бег, прыжки, метания, сюжетно-ролевые подвижные игры, игры с мячом.

В Западной Германии на занятиях используются подвижные игры. гимнастика, бег, прыжки, метания, часто в программу включаются игры на воде и обучение плаванию. В одном из детских садов в качестве эксперимента в занятия введены прыжки на батуте.

В Японии в программу детских садов по физическому воспитанию включены следующие виды физической активности: 1) ходьба, бег, прыжки; 2) метание, толкание, перетягивание, перекатывание; 3) соревнования в беге, прыжках, метаниях в цель; 4) групповые подвижные игры;

5) игры с мячами, веревками и др. приспособлениями; 7) ритмика.

В Южной Корее в программу дошкольного физического воспитания входит гимнастика, подвижные и простейшие спортивные игры.

В Финляндии, согласно рекомендациям 1984 г., в программу физического воспитания дошкольников включены такие виды, как гимнастика, упражнения под музыку, подвижные и спортивные игры, катание на лыжах, коньках, обучение плаванию, развлекательное ориентирование.

В Дании большинство воспитателей придерживаются взглядов Астрид Госсел, согласно которым все виды физической активности в дошкольный период носят естественный, спонтанный характер, а задачей воспитателя является создать оптимальные условия и направить их в нужное русло. Широко используется музыкальное сопровождение.

В Великобритании основными видами деятельности дошкольников на занятиях по физическому воспитанию являются гимнастика, танцы и подвижные игры.

В Канаде в программы физического воспитания дошкольников включены групповые подвижные игры, обучение основным двигательным навыкам и умениям, танцам и гимнастике, в некоторых частных детских центрах проводится обучение катанию на коньках.

В США основными аспектами программы дошкольного физического воспитания считаются следующие: формирование психомоторных навыков, подвижные игры, гимнастика, танцы, физическая подготовленность, игры на воде.

Как видно из приведенных данных, виды физической активности, используемые на занятиях по физическому воспитанию в дошкольный период, во многих странах совпадают. Поэтому в наиболее общем виде структура программ по физическому воспитанию в дошкольный период складывается из четырех основных разделов.

1. Психомоторное развитие. В ходе формирования психомоторных навыков детей знакомят с названием частей тела, их пропорциональными размерами. Затем у детей формируется визуальное восприятие (способность к визуальным наблюдениям, зрительная память и т.д.), слуховое и, наконец, кинестетическое восприятие.

2. Обучение двигательным умениям и навыкам. Этот раздел включает, в свою очередь, следующие виды физической активности:

а) игровую физическую активность, направленную на развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков (бег, прыжки, метание, хватание, отбивание (мяча) ногами и руками). Помимо контроля за правильностью выполнения движений детей учат полному контролю за движением своего тела, с тем чтобы изучаемые двигательные умения могли быть использованы в различных ситуациях.

При организации игровой физической активности дошкольников следует помнить о том, что правила игр должны быть как можно более простыми, а участие в них - массовым. Основу игр соревновательного характера должны составлять взаимопомощь и сотрудничество, а основной акцент такой деятельности делается на улучшении индивидуальных результатов, а не на победе над кем-либо;

б) гимнастику, включающую упражнения на равновесие, лазанье, кувырки, упражнения на перенос веса с одной части тела на другую, а также упражнения, способствующие развитию взрывной силы, например прыжки. Для занятий гимнастикой с дошкольниками необходим простейший инвентарь: деревянные скамейки, кубы... и др.;

в) танцы, посредством которых дети учатся придавать движениям интерпретирующий, выразительный и коммуникативный характер. На занятиях танцами детей учат адекватно воспринимать и оценивать пространство, время и силу, взаимоотношения со своими сверстниками и окружающим миром. Танец подразумевает исследовательскую, импровизационную и изобретательскую деятельность детей. Посредством танца у детей развивают чувство ритма. В процессе танца детьми используются различные движения и их сочетания.

3. Физическая подготовленность, которая является важнейшим разделом программ по физическому воспитанию дошкольников. Именно на этом, начальном, этапе дети должны всячески поощряться к физической активности, подвижным играм. В доступной форме детям должны объясняться такие понятия, как активный образ жизни, правильное питание, из взаимосвязь и значение.

Помимо теоретической подготовки в рамках этого раздела должно проводиться тестирование уровня физической подготовленности дошкольников. Однако в большинстве стран еще не разработаны тесты, позволяющие оценивать уровень развития компонентов физической подготовленности детей дошкольного возраста. В США, например, как уже указывалось, предполагается адаптировать программу тестирования "Физикл Бэст" применительно к младшим дошкольникам. В настоящий же момент по этой программе можно тестировать лишь 5-6-леток (см. таблицу).

4. Плавание и игры на воде. Этот раздел программы по физическому воспитанию является важным для детей дошкольного возраста и при наличии условий (бассейн, квалифицированные инструкторы) его рекомендуется использовать при работе с детьми дошкольного возраста. При этом детей учат преодолевать страх перед водой посредством игр на воде, обучают правилам безопасности на воде, а также основам плавания.

Рассмотрим подробно наиболее универсальный компонент программ по физическому воспитанию дошкольников, встречающийся в детских учреждениях всех стран, а именно обучение двигательным умениям и навыкам. Однако прежде необходимо уточнить, какие именно двигательные умения и навыки зарубежные специалисты считают необходимым развивать в дошкольный период. По мнению большинства из них, дошкольники должны овладеть и развить следующие основные двигательные умения: ходьба, бег, прыжки, спрыгивания, скачки, подскоки, лазанье, бросание, ловля, а также такие качества, как равновесие и координация.

Нормативы физической подготовленности по программе "Физикл Бэст' (морфофункциональная подготовленность)

Возраст (лет) Нормативы выполнения тестов
бег (ходьба) на 1 милю* (мин) сумма показателей кожно-жировых складок (мм) индекс массы тела наклоны туловища из положения сидя (см) подъем туловища из положения лежа на спине, колени согнуты (кол-во) подтягивание (кол-во)
Девочки
5 14:00 16-36 14-20 25 20 1
6 13:00 16-36 14-20 25 20 1
Мальчики
5 13:00 12-25 13-20 25 20 1
6 12:00 12-25 13-20 25 20 1

*1 миля = 1,609 км.

В последнее время в США особое внимание уделяют организации групп обучения и воспитания младших дошкольников (до 4 лет) при государственных школах. Как и большинство государственных программ, эти группы рассчитаны на детей из малоимущих семей. Однако, как полагают американские специалисты, работа в этом направлении ведется медленно и во многом неудовлетворительно. Так, в настоящее время лишь в 24  штатах Америки при школьных округах организованы такие "младшие дошкольные" группы. Что же касается государственного финансирования этих групп, то его уровень крайне низок. Так, стоимость качественной программы составляет 5000 дол. в год на одного ребенка, государственные же субсидии составляют 1000-2300 дол. По мнению одного из инициаторов программы "Хэд Старт", Дж. Шугармэна, решение проблемы финансирования дошкольных программ можно осуществить за счет повышения подоходного налога на 0,3%. "В этом случае в течение 5 лет, - указывает Дж. Шугармэн, - будет накоплено 20 млрд. дол.".

Говоря об управлении системой государственных дошкольных учреждений, необходимо отметить, что в большинстве зарубежных стран теми или иными вопросами дошкольного воспитания ведают, как правило, несколько министерств:

образования, здравоохранения, социального обеспечения, министерство труда. При этом основные полномочия в сфере организации дошкольного воспитания, как и во всей системе народного образования, предоставлены местным органам.

ЧАСТНЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

В финансировании частных дошкольных учреждений государство не принимает участия. Эти учреждения существуют в основном за счет платы за обучение и воспитание детей, взимаемой с родителей.

Во многих частных дошкольных учрежденях плата чрезвычайно высока - это обусловлено прежде всего престижностью заведения, качеством программ воспитания и обучения, большим количеством воспитателей и другими причинами. Тем не менее, осознавая значение дошкольного воспитания, родители охотно выплачивают за ребенка настолько высокую сумму, насколько позволяет их семейный бюджет. Плата за ребенка в частных дошкольных учреждениях варьируется в самых широких пределах. В США, например, согласно ряду источников, она может составлять 5000 дол. в год, 1000 дол. за семестр, 100 дол. за семестр, 3 дол. в день.

Дополнительное финансирование частных дошкольных учреждений может осуществляться за счет субсидий, получаемых от спонсоров, которыми могут являться как частные лица, так и различные фирмы, компании и т.д. В США, например, в последнее время все большее число руководителей организуют при фирмах, предприятиях детские сады и группы продленного дня для детей своих сотрудников. Как указывает Й.Е. Оннен, директор по разработке программ Президентского Совета по физической подготовленности и спорту, физкультурная работа в таких детских группах специально не ведется, однако в их распоряжение предоставляются спортивные комплексы этих предприятий и родители могут приходить в течение рабочего дня, чтобы позаниматься со своими детьми.

Такие же детские группы организуются на предприятиях Канады. Помимо обычных групп, где о детях заботятся, пока их родители находятся на работе, существуют и такие учреждения, где с детьми занимаются главным образом физическим воспитанием и спортом.

В Финляндии большая роль в организации физического воспитания и спорта дошкольников принадлежит спортивным клубам, при которых организуются детские спортивные группы (от 3 до б лет, от 7 до 12, старше 12 лет). Несмотря на то что в основу деятельности финских спортивных клубов положен принцип самофинансирования (финансовая помощь местных властей составляет не более 10%), плата за обучение в детских группах невысока, часто просто "символическая".

Во многих странах (США, Канада, Великобритания, Австрия) существуют детские спортивные центры при общинах, округах и т.д. В качестве примера можно привести один из таких центров, функционирующий уже более 7 лет в Мариетте (штат Джорджия, США). В центре занимаются с детьми в возрасте от б месяцев до 8 лет. Дети объединяются в группы по возрасту. Занятия с детьми младше 3 лет проводятся в присутствии их родителей, но при желании родители могут присутствовать и на занятиях детей более старшего возраста. Занятия проводятся опытными инструкторами по разнообразным программам. Центр обладает первоклассным спортивным инвентарем, наиболее подходящим по своим параметрам для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

В США помимо таких местных спортивных центров большой популярностью пользуются программы физического воспитания дошкольников "Джимбори" и "Уотер-Бейби". Центры "Джимбори" расположены практически на территории всей страны, и их число продолжает расти.

В этих центрах занимаются дети в возрасте от 3 месяцев до 4 лет вместе со своими родителями. Центры "Джимбори" располагают прекрасным, полностью безопасным оборудованием, с помощью которого дети получают начальную двигательную подготовку. •

В рамках программы 'Уотер-Бейби" детей в возрасте до 3 лет приучают к воде, но не обучают плаванию.

Еще одной разновидностью частных программ физического воспитания дошкольников являются занятия, организуемые Союзом Молодых Христиан и Союзом Молодых Христианок. Эти организации имеются почти повсюду в мире: США, Канаде, Корее, Японии, странах Латинской Америки.

Как указывает директор по разработке программ Президентского Совета по физической подготовленности и спорту Й.Е. Оннен, занятия с детьми дошкольного возраста (в том числе по физическому воспитанию) часто организуются при различных религиозных центрах.

Необходимо отметить интересную особенность, касающуюся взаимоотношений местных государственных структур и частных дошкольных заведений и проявившуюся в США и Канаде в последние годы. Речь идет об аккредитации частных дошкольных учреждений. Так, в Канаде в начале 80-х годов любой желающий мог открыть частное дошкольное учреждение, организованное по типу группы продленного дня. Сейчас положение изменилось: в провинции Новая Шотландия, например, правительство разработало стандарты, соблюдение которых необходимо для организации дошкольных групп. Эти требования касаются состояния помещений, соблюдения гигиенических норм, наличия игровых площадок, профессионального уровня воспитателей (требуется как минимум диплом двухгодичных курсов, готовящих воспитателей для работы с детьми раннего и дошкольного возраста), соблюдение оптимального количественного соотношения "воспитатель - дети", составляющего 1:7.

В США местными властями также разработаны подобные стандарты, однако помимо них вопросами аккредитации частных дошкольных учреждений, а также государственных групп дошкольников, организуемых при школах, занимаются представители общенациональной системы образования. Одной из первых организаций, разработавшей стандарты и уполномоченной для аккредитации дошкольных учреждений, являлась Южная Ассоциация колледжей и школ. Другой организацией являлась Национальная Ассоциация дошкольного воспитания, также разработавшая свои собственные стандарты для этой процедуры.

Проанализировав данные, касающиеся программного содержания физического воспитания в дошкольных учреждениях, мы пришли к выводу о том, что структура программ физического воспитания обусловлена его целями и задачами.

По единодушному мнению специалистов разных стран, в том числе нашей, основными двигательными умениями, которые необходимо формировать и развивать в дошкольный период, являются ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание, ловля. Эти задачи решаются посредством подвижных игр, гимнастики, танцев.

Занятия танцами являются неотъемлемой частью программ физического воспитания дошкольников в зарубежных странах. Широко используется так называемый творческий танец. Отадавая должное положительному значению творческого танца, следует, однако, более точно определить возрастную направленность этого вида деятельности, которая, на наш взгляд, ограничивается возрастом от 3 до 4 лет. На занятиях танцами с детьми более старшего возраста помимо творческого танца следует использовать и другие формы танцевальной активности.

Литература

1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М:  Просвещение, 1990, 175 с.

2. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Киев: Здоров'я, 1976, 228 с.

3. Кондо М., Мацуда И., Сугиара Ф. Физическая активность детей. //Тайику но кагаку, 1987, т. 38, № 7-11.

4. Мацуура Ё., Кондо М., Моримого X. и др. Курс физического воспитания детей дошкольного возраста. Токио: Гаккэн, 1986. Япония.

5. Мартынов С.М. Здоровье ребенка - в ваших руках. М.: Просвещение, 1991, 223 с.

6. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения детей в детском саду". М.: Просвещение, 1986, 339 с. ,

7. Мир детства. Дошкольник (Под ред. А.Г. Хрипковой). М.: Педагогика, 1979, 416 с.

8. Основные характеристики программ по физической культуре в детских садах социалистических стран. "Основни характеристики на програмите по физическа култура в детските градини на социалистическите страни" //"Вопроси на физическата култура", № 1, 1987.

9. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986, 304 с.

10. Петрова А. Работа детского сада с семьей для оптимизации двигательной деятельности и физического развития детей //"Въпроси на физическата култура", 1989, № 3.


* Собственно дошкольным возрастом специалисты нашей страны считают возраст от 3 до 6 лет [6]. Использованные нами материалы были отобраны, исходя из этого.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: