ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: КАЖДОМУ - СВОЕ


Abstract

Optimization of TRAINING process on physical culture AT school OF GENERAL EDUCATION on basis of differentiated PHYSICAL CULTURE education technology

E.A. Korotkova, Ph.D., lecturer

Tyumen state university, Tyumen

Key words: optimization, pedagogical technology, differentiated physical culture education.

The questions of the optimization of the educational process on physical culture at school should be solved at the use of differentiated physical education education technology are explained in the article. The contents of the combined differentiated motor actions training technology, the development of physical qualities both by formation of knowledge and methodical skills is described.


Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Короткова
Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: оптимизация, педагогическая технология, дифференцированное физкульурное образование.

Противоречия между необходимостью совершенствования физкультурного образования и отсутствием научно обоснованных подходов в области индивидуализации и дифференциации учебного процесса обусловли вают актуальность научной проблемы настоящего исследования, которая заключается в определении того, каким образом должны решаться вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре в школе при использовании технологии дифференцированного физкультур ного образования (ТДФО).

Под дифференцированным физкультурным образованием мы понимаем целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.

ТДФО - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.

Содержание ТДФО - это совокупность педагогических технологий диффренцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Необходимо пояснить, что изучение применимости методов и приемов оптимизации учебного процесса по физической культуре приводит к выводу о том, что из-за сложности системы (имеется в виду учебный процесс) оптимизационная задача оказывается многокритериальной, а существующий сегодня дифференцированный подход в физкультурном образовании решает задачи оптимизации по единственному выделенному критерию (только обучение двигательным действиям или только развитие физических качеств) и не предусматривает перехода к многокритериальной задаче.

Такой вывод приводит к постановке вопроса о возможности обьединения подходов и суммирования их положительных качеств. Результатом этого объединения является ТДФО, которая оптимально решает отдельные проблемы учебного процесса.

Значимость исследования подтверждает анализ степени разработанности и внедрения ТДФО в учебный процесс школ России:

1. По уровню дифференциации ТДФО является внутриклассной и разработана нами на основе базового компонента, который составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и своим содержанием полностью соответствует программе по физическому воспитанию учащихся 1-11-x классов с направленным развитием двигательных способностей (1993 г.) и может быть применена практически в любой общеобразовательной школе.

2. Физкультурная наука и практика остановились на уровне разработки дифференцированных подходов к обучению двигательным действиям и развитию физических качеств. Недостаточно разработанными в контексте ТДФО остаются вопросы целеполагания, процесс формирования знаний и методических умений, организация деятельности учащихся, условия реализации ТДФО в общеобразова тельной школе, контроль. То есть исследователями явно делаются попытки разработки отдельных частей целого - ТДФО школьников. Таким образом, без должного теоретического основания практика использования ТДФО в массовой школе имеет бессистемный характер и реализуется в силу понимания проблемы отдельными энтузиастами - педагогами и администраторами. Подавляющее большинство школьных учителей не готовы к использованию ТДФО в своей деятельности.

Становится очевидным ряд противоречий реализации ТДФО, приводящих в конечном счете к относительной невозможности школы реализовать современный социальный заказ. К ним следует отнести противоречия между:

- необходимостью радикального улучшения учебного процесса по физической культуре и отсутствием способов решения вопросов оптимизации образовательного процесса по физической культуре в школе на основе использования ТДФО;

- имеющимися возможностями практически любой общеобразовательной школы использования ТДФО и отсутствием понимания педагогами-практиками ее дидактических основ, необходимости и неизбежности широкого применения данной технологии в школе;

- необходимостью перехода к реализации ТДФО в школе и отсутствием механизма подобного перехода от существующих методов организации и управления учебным процессом в школе.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловила разработку и внедрение в практику технологии дифференцированного физкультурного образования.

ТДФО не только включает в себя технологию обучения двигательным действиям, технологию развития физических качеств и технологию формирования знаний и методических умений, но и представляет собой, как мы понимаем, процесс их взаимодействия. Кроме того, в этот процесс взаимодействия (взаимосвязи) включены и элементы каждой названной выше технологии (средства, методы организации, обучения и контроля), обьединяющиеся в определенные совокупности с целью регулирования процесса дифференцированного физкультурного образования.

Следовательно, из всех системных понятий ("элемент", "целостность", "связь") нам необходимо более подробно раскрыть понятие "связь", так как на это понятие независимо от способа его конкретной трактовки приходится, пожалуй, наибольшая смысловая нагрузка в нашем системном исследовании.

По мнению Э.Г. Юдина, системность обьекта реально раскрывается прежде всего через его связи и их типологию. Г.П. Щедровицкий рассматривает связь как абстрактную теоретическую схему, необходимость в которой появляется лишь на высших ступенях синтеза знаний. Э.Г. Юдин в своей эмпирической классификации связей выделяет "связи взаимодействия". Специфика этих связей состоит в том, что они опосредуются целями, которые преследует каждая из сторон взаимодействия.

Таким образом, "связи взаимодействия" в нашем случае опосредуются целями развития индивидуальных задатков и способностей каждого ученика и присутствуют в виде абстрактной теоретической схемы, принцип существования которой заключается в наиболее эффективном взаимодействии "элементов" системы с целью развития индивидуальных способностей.

Абстрактная теоретическая схема, в нашем понимании, и есть ТДФО.

Проследим "связи взаимодействия" на примере использования в ТДФО средств (т.е. физических упражнений). Так, при обучении двигательным действиям групп учащихся, имеющих разную подготовленность, могут использоваться как одинаковые, так и разные средства. Сложность их или простота для учащихся будет зависеть от используемых методов. Это взаимодействие средств и методов в ТДФО должно быть максимально эффективным для развития индивидуальных способностей каждого ученика.

Также "связи взаимодействия" явно прослеживаются в отношениях таких элементов, как "цель" и "методика". Результаты практической работы по созданным методикам не всегда отвечают все расширяющимся требовани ям, и проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. Очевидно, что совершенствование методов надо продолжать, но процесс их накопления и эмпиричес кого (основанного на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологи зация процесса обучения.

Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определить степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся.

Одним словом, технология, руководствуясь принципом оптимизации обучения "берет" то, что нужно для наиболее эффективного достижения своей цели.

Апробация ТДФО выявила следующее:

1. Обучать двигательным действиям целесообразно целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности занимающихся.

"Программа обучения двигательным действиям" должна предусматривать возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый сможет освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности".

Доказательством эффективности данных подходов в обучении двигательным действиям может служить изменение качественной успеваемости по технической подготовленности во всех экспериментальных группах по сравнению с контрольными на конец эксперимента.

2. Для дифференцированного развития физических качеств в двух группах разной подготовленности нами использовались как одинаковые, так и разные средства и методы, но величина нагрузки всегда планировалась разная, в результате чего уровень физической подготовленности учащихся экспериментальных классов существенно улучшился почти во всех случаях.

3. Выделение в ТДФО способа дифференцированного формирования знаний и методических умений школьников продиктовано необходимостью усилить общеобразовательную и методическую направленность физической культуры как учебного предмета, сформировать у школьников определенные навыки и умения по организации самостоятельных форм занятий физическими упражнения ми. Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает: 1) выявление уровней обученности школьников в области знаний и методических умений с помощью диагностического теста (проводится в конце каждой предыдущей темы и служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности для дальнейшего "разведения" задач изучения следующей темы и как следствие - выдачи разноуровневого содержания программы); 2) "разведение" задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности; 3) "разведение" содержания программы по уровням.

Одной из задач нашего исследования являлась разработка региональных учебных нормативов по предмету "Физическая культура" для учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы. Нормативы разрабатывались на основе стандартной батареи тестов, представленных в Программе по физической культуре для учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, при помощи методики создания сопоставительных норм. В исследовании принимали участие 2000 школьников в возрасте 7-17 лет (по 100 человек каждого возраста и пола). Мы предположили, что учащиеся города Тюмени покажут в одном и том же испытании разные результаты по сравнению с учащимися других регионов. Данное предположение подтвердилось результатами нашего констатирующего эксперимента.

На основе государственного стандарта нами была разработана "Учебная программа дифференцированного физкультурного образования для учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы", которая включает в себя разделы: "Основы знаний", "Двигательные умения и навыки", "Знания и методические умения" - все дифференцированно для двух групп разной подготовленности. Апробация программы осуществлялась в период с 1993 по 1999 г. на базе четырех общеобразовательных школ г. Тюмени с привлечением 1200 учащихся.

Анализ состояния проблемы дифференцированного физкультурного образования школьников в России и наши собственные разработки позволяют заключить:

1. В аспекте исторического развития дифференциро ванного физкультурного образования мы выделяем два этапа. Первый этап (50-80-е гг. прошлого столетия) характерен отсутствием системного подхода к вопросам дифференциации физкультурного образования. Второй этап (90-е годы прошлого столетия - настоящее время) характерен тем, что возникают попытки исследователей комплексно решить проблемы дифференциации, т.е. начинает разрабатываться ТДФО, появляются разноуровневые по сложности учебные программы.

2. Системный анализ сведений о сущности ТДФО вообще и ее предметно-теоретический анализ позволяют говорить о том, что в контексте ТДФО неразработанными являлись: а) понятийный аппарат; б) диагностическое целеполагание (предполагает гарантированное достижение целей образования); в) технология дифференцированного формирования знаний и методических умений школьников; г) технология дифференцированного обучения двигательным действиям. Требовали доработки технология дифференцированного развития физических качеств, дифференцированная оценка физкультурной деятельности школьников, организация ТДФО школьников и условия ее реализации.

3. Разработан категориальный аппарат ТДФО, т.е. дано определение понятиям: "дифференцированное физкультурное образование", "технология дифференцированного физкультурного образования".

4. На основе использования системного подхода разработана концепция ТДФО, сущность которой составляет процесс взаимодействия элементов данной технологии (средств; методов организации, обучения и контроля), объединяющихся в определенные совокупности с целью развития индивидуальных способностей школьников.

5. В процессе исследования получены материалы, адекватно отражающие специфику дифференцированного обучения двигательным действиям, которая заключается в том, что обучать двигательным действиям целесообразно преимущественно целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и интеграцией (последующим объединением этих частей) с целью более качественного выполнения упражнения. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.

6. В процессе апробации установлено, что учащиеся сильных групп внутри класса осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Определено, что регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.

7. Разработаны региональные, применительно к условиям Тюмени, нормативы физической подготовленности учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы.

В результате определение темпов прироста (в процентах по отношению к предыдущему возрасту) физических способностей у школьников среднего уровня физической подготовленности, проживающих в Тюмени, подчинено общим закономерностям. Полученные данные согласуются с ранее проведенными исследованиями по изучению закономерностей возрастного развития физических способностей и доказывают необходимость применения технологии дифференцированного развития физических качеств.

Сравнительный анализ средних уровней физической подготовленности школьников Тюмени и средних уровней, определенных программой физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей, выявил, что результаты школьников г. Тюмени в возрасте от 7 до 17 лет в испытаниях на выносливость и координационные способности находятся на уровне нормы, заложенной стандартом. Более высокие средние результаты школьников Тюмени по сравнению со средними результатами федеральных нормативов отмечены в испытаниях на скорость, силу, гибкость и в развитии скоростно-силовых качеств.

8. В результате педагогического эксперимента повысилась качественная успеваемость учащихся эксперимен тальных классов по всем видам подготовки (физической, технической, теоретической). Данное повышение объясняется фактором применения технологии дифференциро ванного физкультурного образования, которая предполагает программированное развитие индивидуальных способностей. Ведущая роль данного фактора из числа других (например, естественное развитие) подтвердилась при математической обработке экспериментальных данных.

9. Технология дифференцированного развития физических качеств позволила повысить их уровень в экспериментальных классах. При сравнении различных сторон физической подготовленности контрольных и эксперимен тальных классов достоверная разница (р < 0,05) составляет 95% случаев. Несмотря на то, что в некоторых случаях не обнаружено достоверных различий между контрольными и экспериментальными группами в конце эксперимента, в экспериментальных группах выявлены различия в результатах на начало и конец эксперимента.

10. Разработана система дифференцированной оценки физической и технической подготовленности учащихся. Ее особенностью является то, что при оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение.

11. В ходе исследования обозначился ряд актуальных вопросов, решение которых требует дополнительного специального исследования. Так, в числе прочих вопросов социально-педагогического обоснования дифференциации образования особый интерес вызывают проблемы оптимизации общественных и личностных интересов в системе социально-педагогических оснований дифференциации образования; определения границ применимости принципа гуманизации в процессе дифференциации традиционной отечественной системы образования рубежа ХХ-ХХI вв.; прогностического поиска новых нетрадиционных форм системной и целенаправленной организации образовательно-педагогической деятельности, позволяющих в полной мере реализовать гуманистический потенциал дифференциации физкультурного образования.

Использованная литература

1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.:ФиС, 1985, с. 161-169.

2. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: ФиС, 1979. - 152 с.

3. Короткова Е.А., Сулейманов И.И. Концепция технологии дифференцированного физкультурного образования: Учеб. пос. - Тюмень: ТюмГУ, 1999. - 24 с.

4. Короткова Е.А. Принцип дифференциации в обучении двигательным действиям как реализация закона познания от общего к частному: Учеб. пос. - Тюмень: ТюмГУ, 1999. - 16 с.

5. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М.: Наука, 1984. - 151 с.

6. Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры. Учеб. пос. - Тюмень: ТюмГУ, 1999. - 30 с.

7. Щедровицкий П., Розин В., Алексеев Н. и др. Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1983, с. 16-25.

8. Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы // Философия образования. М., 1994.

9. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука, 1978, с. 20-29.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!