ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагог дополнительного образования, 
мастер спорта СССР по плаванию Г.В. Волоскова

Обучение плаванию и дальнейшее совершенствование техники в городском Дворце творчества строятся на основе кружковых занятий, то есть отсутствует система передачи детей в спортивные группы, у нас нет спортивной школы. В группы начального обучения плавания, как правило, попадают дети 10-12 лет и старше (а не умеющих плавать детей, к сожалению, немало). Обучение происходит быстро: дети, почувствовав свои силы и способности, хотят с помощью спортивных достижений проявить себя, доказать себе и друзьям свою значимость. Как известно, в возрасте 10-12 лет формируется самосознание, что приводит к появлению способности и потребности познать самого себя как личность, самоутвердиться, самовыразиться. И как следствие этого у младших подростков -- потребность в самовоспитании и самооценке.

Подросток включается в различные виды общественной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности. Это наиболее благодатный возраст для формирования социально активной личности, духовно и нравственно богатой, способной к саморазвитию и самовоспитанию. Именно в этот период педагоги должны содействовать формированию готовности детей к физическому самовоспитанию, что входит в цели и задачи физического воспитания детей данного возраста. А средств, необходимых для выполнения таких важных задач на занятиях плаванием, у нас не так уж и много, для того чтобы выполнить такие важные задачи, но они могут быть важным этапом в становлении личности ребенка. Это соревнования, результаты и достижения. Вот здесь и возникает проблема, которая является препятствием не только для вовлечения детей в занятия плаванием, но и для формирования готовности к физическому самовоспитанию.

В последнее время в разрядных нормах по плаванию были отменены юношеские разряды, и как мне кажется -- ошибочно. Младшие подростки, научившись плавать, осваивают технику спортивных способов плавания, активно прогрессируют благодаря своему анатомо-физиологическому развитию, хотят как можно чаще участвовать в соревнованиях, но улучшение собственных результатов не дает такого полного удовлетворения, какое может дать выполнение спортивного разряда. Существующий же сегодня один норматив юношеского разряда недоступен по результату для начинающих плавать детей этого возраста, да, пожалуй, и для детей второго года обучения.

Показать такой результат способны лишь дети более старшего возраста, которые, как правило, уже занимаются в спортивных группах или не собираются плавать в дальнейшем. Таким образом, мы теряем детей не только для спортивного плавания, но и для занятий физической культурой вообще, потому что заинтересованность в выступлениях и занятиях пропадает очень быстро. Сверстникам и взрослым легче оценить достижения ребенка, если он имеет какой-либо разряд или звание, нежели вдаваться в подробности результата, стиля и дистанции.

Напомню, что несколько лет назад, еще в советские времена, юношеские нормативы помогали 7-8- летним детям ощутить себя начинающими спортсменами: выполнение третьего юношеского разряда и нам помогало формировать группы вновь пришедших детей по способностям и быстрее вовлекать в спортивные занятия плаванием. Да и существование забытых нами значков "умею плавать 25 метров", "умею плавать 50 метров", значков по разрядам, я думаю, оказало бы огромное влияние на формирование потребности в физической культуре на всю жизнь. Тем более, что значки и разряды носят официальный, государственный статус, что заставляет детей уважать спортивные достижения и гордиться ими. Конечно, такая ситуация не касается спортивных групп в детских спортивных школах.

Работающим в сфере дополнительного образования, ведущим "несерьезные" спортивные занятия, эти забытые юношеские разряды необходимы, чтобы не только вовлекать в занятия спортом детей, но и выполнять свою прямую педагогическую задачу -- воспитывать всесторонне развитую личность, способную к активной гражданской деятельности, физическому самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию, отвлекать от уличных развлечений, что так актуально в настоящее время для нашего общества.

Возможно, мое обращение покажется несвоевременным и не особо важным, но в нашей работе важно все, что поможет приобщить к спорту намного больше детей, воспитать уважение своему труду и достижениям каждого человека. Не буду перечислять проблемы подрастающего поколения, болезни нашего общества и социальную ситуацию, но считаю, что изменить положение нам, педагогам, по силам, если обращать внимание на все составляющие воспитательного процесса, оттачивать каждый метод воздействия на формирование личности ребенка.

Хотелось бы услышать мнение коллег по данному вопросу.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: