ГОТОВИМ ПРОФЕС-
СИОНАЛОВ


Abstract

ARIADNE'S THREAD IN LABY RINTH OF LIFE (ROLE AND METHODS OF PEDAGOGICAL WORK IN HIGH SCHOOL)

L.D. Beresneva, The prorector on pedagogical work, Ph.D., lecturer The Chajkovskiy state institute of physical culture, Chajkovskiy

Key words: social role of physical culture, harmony spiritual and physical, principles of concept of education, personally focused approach, creativity, motivation, student&rsquos selfmanagement.

On the basis of the analysis of the real situation and requirements to the education in modern conditions, with the participation of the author there were developed the concept and the program of modernization of education in which there were included the questions of educational work as one of the priority directions of the development. As a strategic task there was established the requirement to create an integrative educational system adequate to modern realities and including both incorporated actions of administration and faculties, and conditions of selfdevelopment and self- realization of students.


НИТЬ АРИАДНЫ В ЛАБИРИНТЕ ЖИЗНИ
(РОЛЬ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ)

Проректор по воспитательной работе, кандидат технических наук, доцент Л.Д. Береснева 
Чайковский государственный
институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: социальная роль физической культуры, гармония духовного и физического, принципы концепции воспитания, личностно ориентированный подход, креативность, мотивация, студенческое самоуправление.

"Ну сколько можно повторять одну и ту же фразу!", корю я себя... и вновь не могу удержаться, насколько точно и емко выражена суть нашей работы. Однажды в шутливой беседе со своим шефом, доктором технических наук, с чьей легкой руки я, "технарь", очутилась в институте физической культуры, как-то всплыла фраза о неожиданностях в нашей преподавательской работе: "Вот мы с Вами раньше учили ребят ракеты делать, а сейчас - мячи в корзину забрасывать". "Да, - согласился шеф, но, немного подумав, добавил: - Впрочем, я не знаю, что важнее".

Внутренним взором охватываешь стайки тусующихся парней и девчат в любом городе и селе огромной страны, муки военкоматов при отборе призывников, нерадостную статистику родильных домов и детских поликлиник, подростков, засасываемых в бездумный водоворот компьютерных монстров - да мало ли проблем у сегодняшнего юного поколения! Есть семьи, которых тревожат все эти проблемы, есть литераторы и физики в школах, пытающиеся предоставить детям возможность для выбора надежной дороги в жизни, но невелика будет радость этой жизни, если едва ли не с юных лет человек "воюет" с болячками, работая вполсилы. Кто, как не преподаватель физической культуры, инструктор, тренер, поможет детям (да и не только им) миновать больничные коридоры, кто научит их преодолевать свои слабости, быть сильным, ловким, уверенным и не пасовать перед жизненными трудностями? Кто уведет ребят из подворотен на беговые дорожки?

Да, преподаватель физической культуры (но далеко не каждый) может это сделать. Чтобы ребята пошли за тобой без принуждения и не разбежались после первых тренировок, самому педагогу надо быть Личностью.

В нашем небольшом рабочем поселке, затерянном в лесах Удмуртии, преподаватель физкультуры был Богом и Кумиром для многих ребят (да и взрослых парней), мы хвостом ходили за "Гешей Палычем", сами помогали строить спортзал, а потом родители хворостиной выгоняли нас оттуда. Авторитет "Геши Палыча" был непререкаем, он был строг и шутлив, владел, как нам казалось, всеми видами спорта, да еще

- и преподавал историю, а потом вообще стал директором школы. Как воспитать такого кумира? Современное общество раздирают противоречия, и студенчество

отражает все его достоинства и недостатки. С одной стороны, жестокая конкуренция порождает эгоистические начала, с другой - неумолимо вырастает необходимость толерантности и умения работать в коллективе и организовывать его; с одной стороны, очевидна главенствующая роль образования в построении личной карьеры и развитии экономики, с другой - реальность дает примеры "удачной жизни" отнюдь не за счет образования; с одной стороны, декларируются общечеловеческие ценности и моральные нормы общества, с другой - "двойная мораль" столпов этого общества, по образному выражению "создающих законы для народа, а для себя - исключения". Плюс безудержный по ток низкопробных "шлягеров", накрывших всю страну и формирующих уродливую масскультуру, плюс море такой же низкопробной масс литературы и "видиков" с культом супермена-одиночки в волчьей стае остального человечества. И над всем этим триумфально высится вожделенное "Клинское"... Нелегко не только молодым - в прессе регулярно поднимается вопрос о национальной идее, объединяющей все пестрые слои общества на некой нравственной основе.

Неудивительно, что на вопрос анкеты "Какую литературу Вы читали в последнее время?" самым массовым ответом студентов ИФК был: "СПИД ИНФО и кроссворды". Недалеко ушли и студен ты технического вуза, среди ответов которых о литературном кумире самым значительным оказался образ Скарлетт из "Унесенных ветром".

Как в этих условиях отыскать путеводную нить в запутанном лабиринте настоящих и мнимых ценностей и подготовить выпускника к полноценной и достойной жизни на том поприще, которое он себе избрал?

Как вписать систему образования и воспитания в общеевропейское образовательное пространство с его ярко выраженными требованиями самообразования и саморазвития, не потеряв при этом богатейшего опыта отечественной высшей школы, который сегодня уже не отрицается огульно ни у нас, ни за рубежом, хотя за последние годы система образования реформируется с завидным упорством и одна концепция сменяет другую?

Делать ставку на "свободу личности", которая предполагает естественное стремление молодого человека к самостоятельному выбору занятий по интересам? - Уличные команды слоняющихся с пивными банками в руках подростков разубеждают в эффективности такой донельзя раскрепощен ной свободы. Обратиться к опыту комсомольских организаций, которые проводили огромную многогранную работу среди молодежи и для многих стали хорошей школой развития организаторских и про чих талантов? - Но обязательность членства в комсомоле для успешной карьеры в жизни и жесткая директивность руководства и ранее вызывали про тест, а сегодня и условия кардинально изменились.

И тем не менее все эти вопросы образования и воспитания необходимо решать - стране нужны профессионально компетентные, творчески ориентированные кадры, в том числе и физкультурно-педагогические, а молодежи - путеводная нить Ариадны, чтобы выйти из всех сверкающих и соблазнительно манящих тупиков. По нашему мнению, этой нитью может быть только духовная активность, работа души и интеллекта, ибо лишь при этом условии брошенные на ниву зерна знаний дадут ростки активной деятельности и помогут сформировать самостоятельную систему ценностей для постановки целей и выбора соответствующих методов решения жизненных проблем.

На основе анализа реальной ситуации и требований к образованию в современных условиях, вытекающих из парадигмы о приоритетности творческой, непрерывно саморазвивающейся компоненты личности над уровнем образованности, в институте были разработаны концепция и программа модернизации образования, в которую вошли и вопросы воспитательной работы как одно из приоритетных направлений развития, в связи с чем в структуре управления вузом появилась должность проректора по воспитательной работе. В качестве стратегической задачи было выставлено требование создать интегративную систему воспитания, отвечающую современным реалиям и включающую как объединенные действия ректората и кафедр, так и условия само развития и самореализации студентов. Основными принципами, на которых должна базироваться эта система, провозглашены [1]:

- гуманность образования, предполагающая ориентацию на особенности и потребности личности при приоритетности составляющих: само реализация, саморазвитие, творчество, гармония интеллектуальной и физической деятельности;

- непрерывность деятельности;

- преемственность и системность - согласованность действий всего коллектива института в целевой деятельности, исходящей из потребностей личности, общества и государства;

- вариативность - дифференцированный подход к развитию индивидуальных качеств;
научность в анализе ситуаций и выработке методов деятельности; открытость, обеспечивающая доступ студентов к информации и различным видам деятельности.

В этой же программе модернизации намечены и стратегические ориентиры для разработки самостоятельной концепции и программы воспитательной работы, включающие такие важные моменты, как повышение общей психолого-педагогической подготовленности профессорско-преподавательского состава, введение дополнительных учебных курсов по педагогике и психологии в систему подготовки молодых кадров через магистра туру и аспирантуру, создание методической базы и системы контроля воспитательной работы, совершенствование производственных практик студентов, знакомство с опытом работы и взаимодействие с другими вузами и организациями; широкое ин формационное обеспечение и другие аспекты.

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Если в отношении профессорско-преподавательского состава задачи хоть и не просты, но понятны, то создать импульс к разворачиванию широкой студенческой инициативы од ним желанием этого - весьма неопределенная за дача. Нельзя сказать, что до сих пор студенческая жизнь протекала хаотично, но тем не менее она организовывалась незначительным количеством энтузиастов и штатных преподавателей и сводилась более к пассивному участию большинства в зрелищных мероприятиях. Поэтому первым шагом к системной организации воспитательной работы стал анализ ситуации, выявление потенциальных возможностей студенчества и формирование студенческого актива на основе личных мотиваций. В частности, были выявлены следующие факторы:

1. Значительная часть студентов (до 50% на старших курсах) испытывают хронический недостаток свободного времени в связи со спецификой вуза (тренировочная и соревновательная деятельность) и невысокой материальной обеспеченностью, вынуждающей к совмещению учебы и работы.

 2. Тем не менее подавляющее большинство студентов младших курсов при анкетировании вырази ли желание активно заниматься внеучебной деятельностью, имеют свое хобби и некоторый опыт организаторской и исполнительской деятельности.

3. При собеседовании со студентами 4-5-х кур сов многие из них выражали сожаление, что их не вовлекали персонально в какие-то иные сферы деятельности помимо учебной, в результате чего сформировался стойкий комплекс равнодушия и пассивности в стенах института. Особенно рельефно эта потребительская позиция проявляется у студентов внебюджетной формы обучения (нечто похожее на кредо: "мы вам платим, вы для нас и делайте").

4. Позиция некоторых студентов сводится к нерешительному "хочу, но боюсь".

С учетом этих особенностей было принято решение перенести центр воспитательной работы на студентов 1-2-го курсов и взять на вооружение в качестве основы методологии воспитания известный постулат: "Важнейшим условием превращения цели в мотив является переживание учащимся сильной положи тельной эмоции при достижении цели" [2], т.е. создать яркие и интересные формы общественной жизни, вызывающие у студента желание самому включиться в некоторый процесс. Но для организации любого та кого процесса нужен хотя бы минимальный кружок единомышленников, обладающих в какой-то степени творческими, организаторскими или исполнительскими способностями, в основе которых лежит устойчивый личный интерес и который должен сыграть роль катализатора химической реакции.

На базе ранее апробированной на одном из факультетов формы студенческого самоуправления - студенческого деканата - и эстрадно-театрального коллектива "Кеды" со студентами-первокурсниками были проведены следующие мероприятия: "веревочный курс", посвящение в студенты и студенческий капустник для сплочения групп и выявления естественных лидеров; проведена обработка анкет студентов 1-2-го курсов, позволившая сформировать значительный потенциальный ресурс и обозначить сферу интересов для разворачивания многогранной работы, проведена общеинститутская студенческая конференция, на которой были обсуждены и приняты структура, состав и основные возможные направления работы институтского студенческого деканата. В настоящее время процесс естественного отбора позволил выделить те формы работы, которые пользуются устойчивым интересом со стороны студентов, таких как:

- студенческая агитбригада (с большим количеством потенциальных участников для оперативного формирования художественно-спортивной программы выступления при любой занятости студентов), которая провела уже 4 выезда в учебные заведения Пермской области и Удмуртии и завоевала самые лестные отзывы. Участие в агитбригаде, развивающее личные творческие способности и формирующее чувство гордости за свою профессию и сопричастность созданию имиджа института, стало престижным для многих студентов;

- студенческий пресс-центр института, выпускающий институтскую газету и оперативную ин формацию, а также приступивший к созданию видеоматериалов из жизни института, привлекает юных корреспондентов возможностью не толь ко увидеть свою фамилию в печатных изданиях, что, как известно, само по себе обладает большим притягательным эффектом, но и овладеть многими компьютерными технологиями;

- клуб бального и латиноамериканского танцев "Шарм", руководимый студенткой 2-го курса, лауреатом многих танцевальных конкурсов, который пользуется большой популярностью как среди девушек, так и среди юношей;

- клуб бардовской песни, от простых "посиделок" с популярными молодежными песнями переходящий к поиску более интересных и содержательных форм занятий;

- клуб фэн-шуй "Сакура", выращивающий зимний сад в вестибюле института и разрабатывающий совместно с членами студенческого декана та (уже создавшими символику института - герб, значки и пр.) эскизы внешнего и внутреннего оформления, как оказалось, привлекает возможностью фантазировать не только девушек, но и юношей;

- эстрадно-театральный клуб "Кеды", лауреат многих конкурсов, возродивший команду КВН, - традиционно привлекательная для молодежи форма досуга. Кроме того, этот клуб демонстрирует та кую творческую самостоятельность и организационное мастерство, что первокурсники мечтают обратить на себя внимание "мэтров" и самим получить доступ в эту творческую дружную лабораторию.

Преодолевая состояние "не умею, боюсь" не менее мощным импульсом "хочу", студенты находят новые точки приложения своих сил:

актив общежития провел смотр-конкурс лучшего праздничного оформления комнат и организовал во дворе для студентов и детей ближайших многоэтажек веселую встречу Нового года, получив горячее одобрение жителей и преподавателей вуза;

студенческим деканатом сформирована группа любителей компьютерных технологий и разработан сценарий "Кибербоя" (аналог КВН на компьютерах), ибо три года назад при первой игре со студентами технического вуза наша команда вышла победителем, а затем проиграла, но желание помериться силами и лавры первых победителей с тех пор не дают покоя новым поколениям.

Можно привести еще ряд примеров, но главным результатом такого подхода, на наш взгляд, служит принцип, в некотором роде являющийся аналогом идеи "спортизации" школьного физического воспитания: не так важно, какой двигательной деятельностью занимается человек, важно то, что он при этом физически развивается и делает это по собственному желанию. В нашем случае - это процесс активизации внутренних побуждений и развитие его до уровня навыков и высокой самооценки. В настоящее время общественной деятельностью в институте на достаточно постоянной основе занимается примерно каждый восьмой студент.

Второй точкой опоры для создания устойчивых мотивов активной деятельности стал принцип, которому настойчиво требовал следовать знаменитый Н.И. Пирогов [2]: "Центральное место в учебно-воспитательном процессе должно занимать специфическое, формирующее и воспитывающее педагогическое общение преподавателя и студентов".

Ориентируясь на этот принцип, в институте:

- налажена систематическая работа совета кураторов, на котором кураторы 12го курсов обмениваются опытом работы, обращая внимание на совместность деятельности студентов и кураторов при разработке планов внутригрупповой жизни и обсуждении текущих вопросов;

- широко привлекают студентов к совместной работе по организации спортивно-массовых мероприятий с населением и детьми-инвалидами кафедры лыжного спорта, адаптивной физической культуры, базовых видов спорта, физкультурно-оздоровительной работы и туризма. Кафедра иностранных языков провела со студентами грандиозное шоу на иностранных языках "Рождественские встречи". Кафедра менеджмента заключила договор с туристической фирмой города, в котором предполагается самое широкое участие студентов в непосредствен ной деятельности фирмы, в том числе и проектной;

- клуб бардовской песни организовал музыкальную встречу с преподавателями вуза и планирует расширить тематику совместных мероприятий по принципу клуба интересных встреч при самом живом участии замечательного коллектива библиотеки института, уже имеющего опыт просветительской работы со студентами;

- на кафедре социально-гуманитарных наук вы нашивается идея создания дискуссионного клуба.

Третьим фактором активизации творческой (а в данном случае и исполнительской) деятельности является публичное признание каких-либо достижений. Значительную роль в формировании мотивационной творческой атмосферы вуза начинают играть такие факторы, как публикации в газете института и городских СМИ, оперативные "молнии", а также награждение памятными оригинальными грамотами отличившихся в жизни института при подведении итогов соревнования групп и на традиционном выпускном вечере.

Кроме того, знание о достижениях сверстников также является значительным побуждащим к действиям и творчеству фактором, сочетающим соревновательный стимул и процесс инициирования идей. В настоящее время усиливаются связи студенческих организаций с коллектива ми других учебных заведений города, в том числе технических, с городскими молодежными организациями, расширяющими сферу интересов до масштабов города, области и т.д., а в самых ближайших планах - и с вузами других городов.

Инициатором развития творческих способностей стала и широкая подготовка к таким итоговым вехам, как фестиваль "Студенческая весна", фестиваль институтов физической культуры и др.

Было бы неверным полагать, что воспитательная работа ограничена только досуговой или рекламно-просветительской сферой деятельности. Одна из важнейших задач - воспитание осознанного стремления к профессионализму. В рамках этого направления члены студенческого актива уже сегодня участвуют в деятельности координационных советов факультетов по работе с "группами риска", стипендиальной комиссии, но эти формы работы уже не устраивают нас. В текущем году практически во всех группах 1-2-го курсов проведены собрания, на которых рассматривались вопросы современных требований к специалисту, особенно в свете Болонских соглашений, апробируются формы проведения соревнования между группами, а в ближайших планах студенческого деканата - поиск новых и возрождение таких форм работы, как студенческие научные общества, развивающие вкус к самостоятельному творчеству, методам коллективного решения проблем и реализующие преемственность и сотрудничество поколений, а также привлечение к исследовательской деятельности по профилю института учащихся до вузовских учебных заведений, что горячо поддерживается педагогами этих организаций.

Сегодня студенческий деканат института находится в поиске наиболее эффективных организационных форм работы, позволяющих привлечь большинство учащихся в творческую лабораторию мысли и деятельности, создавая возможности для их личностного совершенствования.

Есть ли надежды на успех в этом направлении? Думаю, что да, и предпосылками этого являются, во первых, заметная активизация преподавательского со става по совершенствованию собственного профессионализма и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, во-вторых, огромный запас деятельности, талантов и просто человеческой доброты, который таится в душах наших студентов, несмотря на все сложности окружающего мира. Не случайно наши студенты были победителями на областной педагоги ческой олимпиаде, на фестивале "Студенческая весна 2004", где поразили именитую областную комиссию широтой своих талантов, а выпускники вуза, одни из организаторов клуба "Кеды", стали победителями кон курса вожатых в знаменитом "Орленке".

И в заключение мне очень хочется привести слова двух руководителей студенческого деканата. Сегодняшний студент-отличник 4-го курса кафедры менеджмента признался: "Неимоверно трудно, ничего не успеваю... Но по-другому уже жить не могу и не хочу!". А другой, выпускник с красным дипломом и сегодняшний аспирант, который раскручивал всю идею студенческого деканата, и сегодня не отказывается от посильного участия: незаменимый ведущий агитбригады (вместе с другой выпускницей, тоже отличницей и членом первого студенческого деканата, сейчас молодым преподавателем ИФКа), оставил нам на память проникновенные стихи:

Пускай твердят вокруг, что ты сошел с ума,
Что быть учителем сейчас уже не модно,
Но кто-то должен думать о делах
И о других, пока еще не поздно.
А значит, вновь войдешь в любимый класс,
Увидишь лица, что давно знакомы...
И под сияньем этих детских глаз
Ты вдруг поймешь однажды - вот и дома!
Кто с этим не знаком, тот не поймет,
А кто знаком, тот молча встанет рядом.
Так дай Вам Бог со следующим звонком
Удачи, Счастья и Любви в награду.

Пока в институт приходят такие парни и девчата с чуткими горячими сердцами, нам под силу вер шить великие дела и зажигать других, тех, кто рядом. Главное - быть вместе учителям и ученикам.

Литература

1. Концепция и программа модернизации образования в ЧГИФК / Сост. А.А. Данилов, Е.Н. Герасимов. - ЧГИФК: Чайковский, 2004.- 29 с.

2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 304 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!