ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

25 YEARS TO CHAJKOVSKIY STATE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE

A.A. Danilov, Rector of the Chajkovskiy state institute of physical culture, Chajkovskiy

Key words: institute, education, staff, sports, concept, basic directions.

The article is devoted to the 25th anniversary of the Chajkovskiy state institute of physical culture. There are presented the basic stages of development of the institute in it. The author mentions the broad audience of teachers and the employees who have brought in the significant contribution to the formation and development of the institute. 

The author tells about the prospects of development and perfection of the organization of educational process, professional training of students, on the further reforming of educational process.


ЧАЙКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ИНСТИТУТУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - 25 ЛЕТ

Ректор Чайковского государственного института физической культуры А.А. Данилов, Чайковский

Ключевые слова: институт, образование, кадры, спорт, концепция, основные направления.

Декабрь 1979 г. В г. Чайковский приезжает представительная делегация Госкомспорта РСФСР, цель приезда - дать заключение о возможности открытия в городе филиала Челябинского государственного института по физической культуре (ЧГИФКа). Комиссия дала положительное заключение.

Март 1980 г. Решением правительства РСФСР в г. Чайковском открылся еще один физкультурный вуз страны. Открытие филиала ЧГИФКа было вызвано острой необходимостью в кадрах по зим ним видам спорта. Почему именно в г. Чайковском? Потому что в городе отличные природные условия города, неплохая учебная база для таких видов спорта, как горные лыжи, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, биатлон, лыжные гонки. Администрация города предоставила филиалу прекрасное учебное здание, обще житие. С первых дней своего существования филиал получил гром кое название Снежного института. Впервые в практике физкультурного образования в филиале были открыты новые специализации: лыжное двоеборье, прыжки на лыжах с трамплина, санный и горнолыжный спорт, биатлон, лыжные гонки.

После решения об открытии филиала оставалось очень мало времени для комплектования кадрами профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного, административного состава, организации набора студентов, обеспечения учебного процесса не обходимым оборудованием, пособиями, учебной и научной литературой. Эти задачи были успешно решены при активном участии первых работников филиала: А.Е. Кондакова - первого декана факультета, К.И. Ханжина, В.П. Русинова, Д.Л. Веделева, А.Ф. Лисовского, Н.И. Лисовской, А.А. Соскова, Л.И. Сосковой, Н.А. Пальнау, Э.М. Пальнау, В.М. Крыловой, О.М. Гоморовой, С.М. Бажукова, Г.С. Буторина, Т.И. Шевченко, Т.Е. Барышниковой, Г.В. Ложки ной, С.М. Погудина, Е.Н. Кириллова, И.А. Каринцева, С.В. Евсюшкина, В.Л. Ложкина, Ю.Г. Прасолова, Г.Ф. Прасоловой и других энтузиастов, преданных делу преподавателей и сотрудников.

На первый курс было зачислено 100 студентов. Они приехали учиться из разных уголков Российской Федерации - Пермской, Свердловской, Магаданской, Тюменской, Челябинской, Иркутской, Мурманской областей, Коми АССР, Удмуртии, Башкирии и т.д. Среди первокурсников 11 мастеров спорта СССР, 70 кандидатов в мастера, остальные - перворазрядники.

1984 г. - первый выпуск. Но перед этим четыре долгих и быстрых года упорной работы. Быстрых, потому что в постоянной работе по созданию коллектива преподавателей и сотрудников, оснащению учебного процесса, становлению коллектива, зарождению и становлению традиций, строительству материальной базы эти четыре года пролете ли незаметно.

На пороге 25летнего юбилея вспоминается четырехлетний путь первых студентов. Первые студенты, они были и первыми во всех добрых начинаниях и делах. По инициативе Петра Тимофеева - первого секретаря комитета ВЛКСМ и Геннадия Глумова в школе-интернате создается педагогический отряд. Горком ВЛКСМ вручает комсомольские путевки Н. Азябиной, О. Козловой, Ю. Шишигину, А. Кириллову, Р. Шайхутдинову, Н. Кузьмину. Учащиеся школы-интерната полюбили шефов с первых дней. Да и было за что. После занятий в институте шефы спешили к своим подо печным рассказать что-то новое, показать, провести тренировку, спортивные соревнования "Веселые старты", "Старты надежд", по лыжам, волейболу, а в День здоровья на беговую дорожку вышла вся школа. И с чувством большой радости шефы принимали благодарность за свою работу от педагогического коллектива школы-интерната. 18 декабря 1982 г. после торжественной линейки группа студентов: П. Тимофеев, Г. Трошев - председатель студенческого профкома, Г. Мальцев, А. Бабушкин, В. Самылин, А. Поморцев и др. - от правились в лыжный агитпоход по маршруту Чайковский - Пермь, посвященный 60летию образования СССР. В пунктах остановок студенты встречались со старшеклассниками, выясняли их профориентацию, рассказывали о филиале, читали лекции об успехах советского физкультурного движения за 60 лет, давали концерты для населения. Более 300 км ребята прошли на лыжах в бесснежный декабрь 1982 г. С честью сдержали данное слово: "Ни метра на машине!".

Первые выпускники могут с гордостью сказать, что в возведение спортсооружений вложен и их большой труд. В строительстве лыжных трамплинов самое активное участие приняли В. Литвин, К. Мочалов, В. Маликов, А. Колчанов, А. Шнайдер и др. В ходе строительства они освоили профессии геодезиста, сварщика, монтажника, плотника. И в своей будущей работе они применили знания строителей по созданию материальной базы в тех коллективах, где работали и работают сейчас. Активное участие в строительстве лыжного стадиона, биатлонного стрельбища, горнолыжных трасс принимали студенты этих специализаций. Заведующий кафедрой лыжного двоеборья и прыжков на лыжах с трамплина, заслуженный тренер РСФСР, к.п.н., доцент В.П. Русинов, старший преподаватель кафедры биатлона, заслуженный тренер России, до цент И.А. Каринцев являлись в полном смысле сло ва прорабами и главными консультантами при строительстве спортивной базы.

На первом этапе в филиале были открыты три факультета: тренерский, организаторов массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма и заочного обучения. Занятия вели 46 преподавателей, из них 10 кандидатов наук. Преподаватели спортивно-педагогических дисциплин имели звание мастера спорта СССР, в прошлом были известными спортсменами, энтузиастами своего дела.

Закончила обучение большая группа студентов, входящих в составы сборных команд РСФСР, СССР. Студенты В. Цыганов, В. Никитин, Г. Прокопенко, С. Червяков, Ю. Степанова, Е. Постникова, А. Демченко, С. Зеленский, В. Карпов, С. Наговицин в составе сборных команд СССР представляли наш Край на Олимпийских играх в Сараево. В. Никитин завоевал серебряную медаль в лыжной эстафете 4 х 10 км.

Интенсивно создавалась спортивная база филиала: лыжный стадион и биатлонное стрельбище, с закрытым 50метровым тиром, 40, 50, 60, 70 и 90метровые трамплины, трасса слалома-гиганта, учебная санная трасса. На спортивной базе построены бытовые помещения. На спортивных сооружениях филиала в 1985 и 1989 гг. были про ведены финальные соревнования двух зимних Спартакиад народов РСФСР и всесоюзные молодежные игры по прыжкам на лыжах с трамплина и биатлону. Старты спартакиад прошли для города как большие яркие праздники.

Успешная работа филиала в первые годы его существования была бы невозможна без серьезной поддержки и помощи руководителей города. Мы благодарны первому секретарю горкома КПСС, Герою Социалистического Труда, ныне по четному гражданину города и Пермской области Михаилу Николаевичу Назарову и бывшему председателю горисполкома Евгению Николаевичу Косованову, строителям и просто жителям города.

Декабрь 1995 г. Указом Президента Российской Федерации филиал преобразован в Чайковский государственный институт физической культуры.

Статус государственного придал институту не только солидность, но и престижность.

Министр высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютин высказал мнение: вуз может стать полноценным только через 25 лет. Своей работой мы доказали, что вуз сформировался. Это подтверждают три прошедшие процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации института Министерством образования и науки РФ.

В настоящее время в структуре института 4 факультета: базовой подготовки (физическая культура и спорт); специализированной подготовки (адаптивная физическая культура, безопасность жизнедеятельности, менеджмент организации), заочного обучения, факультет дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов.

В структуре института успешно работают студенческий деканат, организующий учебную работу студентов, их творческую активность, досуг и т.д., 12 кафедр гуманитарного, медико-биологического, спортивно-педагогического циклов, объединяющих 82 преподавателей.

В институте открыта аспирантура по специальности 13.00.04.

Проблема формирования кадрового состава, в первую очередь профессорско-преподавательского, всегда стояла и стоит перед вузом, особенно перед вновь открывающимся в небольшом городе учебным заведением. В самом начале этой работы удалось собрать коллектив энтузиастов из опытных, грамотных специалистов. Проблемы возникли позднее. На конкурс на замещение вакантных должностей подавали заявление кандидаты наук, имеющие серьезные научные работы, опыт преподавательской работы и успешно проходили его. Часть из них прижилась в коллективе, другая по разным при чинам - нет. Поэтому в подборе и комплектовании кадров был выбран другой путь: пополнять преподавательский состав наиболее успешными студентами в учебе, в спорте высших достижений, проявившими себя в студенческой научной работе. Мы ре шили оставлять их на работе в институте, создавая им условия для обучения в аспирантуре ведущих вузов (Москвы, Ленинграда, Челябинска и т.д.). Это дало положительный результат - 19 успешно защищенных кандидатских диссертаций.

В настоящее время, с открытием собственной аспирантуры, думаем, что кадровая проблема будет решаться успешнее.

Нельзя не отметить и тот факт, что в процессе перестройки в стране мы потеряли часть "остепененных" преподавателей и талантливых аспирантов. Они ушли на более богатые "хлеба" - искренне жаль. На этапе реформирования высшей школы, вхождения России в Болонский процесс, реорганизации вузовского сообщества (деление на национальные университеты, рядовые вузы, система финансирования и т.д.), для института сейчас актуально внедрение новых педагогических технологий (введение зачетных единиц модульно-рейтинговой системы контроля качества знаний, современные информационные технологии обучения в вузах и т.д.).

В связи с этим в сентябре 2004 г. ученый совет института принял "Концепцию модернизации образования в ЧГИФК". Она предусматривает внедрение в учебный процесс института единой технологии обучения: системной структурно-логической технологии критериально ориентированного обучения; проведение обучения профессорско-преподавательского состава на внутривузовском ФПК; внедрение системы управления качеством образования в вузе; модернизацию материально-технической базы для совершенствования учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов, отвечающей требованиям времени; внедрение мониторингового контроля за уровнем знаний студентов и их отношением к образованию; организацию системы контроля результативности самостоятельной работы студентов; внедрение разработанных по базовым учебным параметрам индивидуализированных образовательных программ в практику работы со студентами-спортсменами, обучающимися по индивидуальному графику, и т.д.

Коллектив института понимает, что в кадровой работе и кадровой политике еще масса проблем и решать их необходимо своими силами.

Как уже говорилось в начале статьи, в институте с первых дней работы сложился отряд преподавателей-энтузиастов, преданных своему делу. Поскольку организация учебного процесса невозмож на без серьезной научной работы, институт предложил свои научные направления (как продолжение научной деятельности преподавателей по профилю прежнего места работы) в сводный 5летний план научных исследований Госкомспорта СССР. Пер вый хоздоговор был заключен с комбинатом шелковых тканей. У работниц комбината (ткачих, прядильщиц) в процессе труда развивались профессиональные заболевания - плоскостопие, варикозное расширение вен ног, из-за постоянного шума наблюдалась потеря слуха. Одним из эффективных средств решения проблемы могли стать физические упражнения. Год работы научной группы, которую возглавили кандидат наук Ю.Г. Прасолов и аспирант И.В. Демин, дал положительные результаты. В первую очередь были разработаны комплексы физических упражнений, подобраны методисты производственной гимнастики, большая работа была про ведена среди работниц. Чтобы не останавливать станки, была осуществлена идея обеспечить работ ниц радионаушниками, в которых звучала музыка, а в определенное время транслировались упражнения физкультпаузы. В первое время методист показывал, как надо выполнять упражнение. Потом надобность в показе отпала. Кроме того, все работницы были обучены самомассажу и им был определен индивидуальный двигательный режим в послерабочее время. Для этого в городе были проложены тропы здоровья: на тротуарах города была нанесена покилометровая маркировка и оборудованы станции с простейшими тренажерами (перекладинами, различными вертикальными и горизонтальными лестницами, место для тренировки брюшного пресса и т.д.). У каждой станции были устроены стенды, на которых приводились набор упражнений, методические советы по их применению и т.д. Подавляющее большинство работниц стали ходить на комбинат пешком 2 км, и традиция эта сохранилась до сих пор.

Подобный договор был заключен и с заводом "Точмаш" (основной продукт производства - станки с программным управлением) - руководитель аспирантка Л.М. Калакаускене и к.п.н. С.М. Бажуков. В итоге работы научной группы во всех цехах завода были созданы центры здоровья (сауна, тренажерный зал, массажные комнаты и т.д.) с официальным штатом работников.

В настоящее время в институте ведется работа по трем направлениям плана НИР Росспорта и кафедральным инициативным темам.

Последние три года институт проводит исследовательскую работу в трех школах г. Чайковского по созданию муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников по проекту профессора В.К. Бальсевича "Наш спорт - наше здоровье".

Как мы считаем, предлагаемый ученым подход к реализации индивидуальных интересов школьников сформирует у них потребность в освоении ценностей физической культуры и здорового образа жизни.

В апреле 2005 г. по этой инновационной концепции прошла Всероссийская научная конференция с участием ученых, директоров, преподавателей и учащихся школ, представителей Тюменской, Челябинской, Пермской областей, Удмуртии, Татарии.

Мы понимаем, что научная деятельность не может строиться только на энтузиазме преподавателей (спасибо им за это!), она требует полно ценного обеспечения современным оборудованием и приборами. Приняты меры к переоборудованию лаборатории функциональной диагностики. Приобретены компьютерная диагностическая система "Валента", компьютерный электрокардиограф, комплекс тренажеров и т.д., что позволит улучшить качество научных исследований.

Конечно, основным действующим лицом в институте является студент. Поэтому ему должны быть созданы условия для приобретения необходимых и полезных для жизни и работы знаний и гражданских позиций.

Институт располагает учебным корпусом, построенным по проекту ГИПРОвуза, общежитием квартирного типа. За последние два года про изведен капитальный ремонт учебного корпуса с заменой инженерных сетей, мебели, оборудования. 1 сентября этого года студентов приняла но вая биохимическая лаборатория.

Для проведения учебно-спортивных академических занятий и спортивного совершенствования институт располагает: горнолыжным комплексом (две горнолыжные трассы с подъемниками, 10, 20, 50, 60, 90, 110метровыми трамплинами, гостиницей на 50 мест, раздевалками, лыжехранилищем, базой прока та, хозяйственными постройками), биатлонным комплексом (с лыжным стадионом и 5километровой лыжероллерной трассой, раздевалками, лыжехранилищем, судейским комплексом и домиками для участников соревнований), 4зальным учебно-спортивным комплексом, в стадии завершения строительство 25 метрового плавательного бассейна и стадион.

Одним словом, созданы все условия для полноценной учебы студентов.

Но студент жив не только учебой. Ему необходимо с пользой и во благо использовать свое свободное время. После упразднения комсомола, студенческого профсоюза появился вакуум в системе студенческого самоуправления. Все попытки создать какие-то формы студенческого само управления взамен утраченных привели нас к мыс ли создать в структуре института студенческий деканат. Идея эта была поддержана студентами.

Деканат создан и успешно работает. Содержание его работы составляют:

1. Учебная деятельность - организация соревнований между группами, работа в координационном совете института, экспресс-информация, анализ учебной деятельности.

2. Культурно-досуговый сектор - разработка сценариев и организация тематических вечеров, праздников, фестивалей, КВН, клуба бардовской песни.

3. Рекламно-агитационный сектор - работа агитбригады, создание имиджа института, ведение сайта института.

4. Студенческое научное общество - освоение проектной деятельности, организация творческих семинаров, обмен опытом.

5. Прессцентр - выпуск газеты института, творческих сборников, кинофотосборника института, сектор дизайна - работа клуба "Сакура", оформление холлов, организация выставочной деятельности.

6. Трудовой сектор - работа с центром занятости населения, организация стройотрядов.

7. Студсовет общежития - самоуправление в рамках общежития.

Здесь мы не придумали ничего нового, могут сказать: ну и что, это было и раньше. Самое главное, используя опыт прошлых лет, просто более ответственно подошли к передаче функций администрации (тех, которые по плечу студентам) и главное убедились, что они могут сделать многое, особенно в своей среде, на забытых общественных началах, ведь не всё решают деньги.

При открытии институт недаром называли Снежным. На протяжении 25 лет в его стенах подготовлен большой отряд спортсменов высокого класса: 6 ЗМС, 2 олимпийских чемпиона, из числа выпускников - 3 заслуженных тренера РФ, чем пионы, призеры чемпионатов, кубков мира, Европы, Всемирных студенческих игр. Мы гордимся ими, на их примере воспитываем не только студентов, но и молодых людей в городе и за его пределами.

На очередных зимних Олимпийских играх очень надеемся увидеть на пьедестале: С. Коновалова - выпускника, бронзового призера чемпионата мира, Н. Бурдыгу, Е. Юрьеву (биатлон), А. Демченко - выпускника, И. Невмержитского, В. Прохорова (санный спорт), А. Зарецкого, К. Киреева, А. Пасечника (фристайл).

В канун 25летия института от всей души сердечно поздравляю преподавателей, сотрудников, всех тех, кто стоял и продолжает стоять рядом: выпускников, студентов - с замечательным юбилеем, пожелать всем уральского богатырского здоровья, творческого долголетия, человеческого счастья.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!