ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР
(журнал в журнале)


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ



ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ

Ю. С. Филиппова, В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Спортивная аэробика (СА) - ациклический сложнокоординационный вид спорта с выражен ной атлетической направленностью, возникший на основе оздоровительной аэробики и включающий элементы из спортивной, художественной гимнастики и акробатики [2, 19].

По мнению авторов, к числу значимых для спортивной аэробики характеристик организма относятся двигательные способности занимающихся: общая выносливость, динамическая, статическая, взрывная сила, гибкость, координация движений, вестибулярная устойчивость [4, 14]. Вместе с тем известно, что успешность спортивной деятельности в значительной степени зависит от психофизиологических особенностей личности и мотивации [11]. Лица, обладающие определенными типологическими особенностями свойств нервной системы, имеют способности к тому или иному виду спортивной деятельности [7]. В то же время в процессе долговременной адаптации к конкретному виду спорта формируется специфический психофизиологический профиль [21].

Отсутствие литературных данных о психофизиологических особенностях занимающихся СА ограничивает возможность индивидуализации тренировочной и соревновательной нагрузок, психологической подготовки и, следовательно, препятствует раскрытию возможностей спортсменов в полном объеме.

Методика. Нами было обследовано 99 спортсменок, занимающихся спортивной аэробикой в возрасте 9 - 18 лет (стаж занятий от 2 до 10 лет), которые были разделены на 4 возрастные группы: 9-10 , 11-12, 13-15, 16-18 лет. Объем тренировочных нагрузок составлял от 12 до 18 ч в неделю в зависимости от возраста. Контрольные группы составили 85 школьниц, занимающиеся физической культурой в объеме учебной программы (2 ч в неделю).

Изучение психофизиологического развития включало прямой опрос мотивации к занятиям СА, диагностику силы мотивационной установки к достижению успеха (опросник Т. Элерса) [13], определение силы нервных процессов по результатам теппинг-теста [8], оценку личностной тревожности по Спилбергу-Ханину [19, 22], переключение внимания по таблицам Шульте-Платонова, объём внимания [12], чувство времени -"индивидуальная минута" [12], определение агрессивности по опроснику А. Басса и А. Дарки (тест адаптирован А.К. Осницким) с последующим расчетом индекса агрессивности (по среднему арифметическому физической, вербальной и косвенной агрессивности), индекса враждебности (по среднему арифметическому негативизма, раздражительности, подозрительности и обидчивости) и общей агрессивности в процентах к максимально возможной [13].

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием методов статистического анализа и достоверности различия по t-критерию Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате прямого опроса мотивации к занятиям СА оказалось, что для детей, особенно в возрасте 11-12 лет, наиболее значим оздоровительный аспект занятий. Видимо, это связано с происхождением спортивной аэробики, которая развивалась на базе оздоровительной аэробики, и с тем, что основной набор спортсменов производится из фитнес-групп. Вторым по значимости является желание выиграть (честолюбие), причем в 9-10 лет оно максимально, а в дальнейшем, с опытом соревновательной деятельности, отходит на второй план. Необходимо также отметить постоянно возрастающее значение коммуникативного аспекта занятий СА. Он может быть использован тренера ми для сохранности контингента занимающихся. Отмечено, что попытки изменить мотивы к занятиям приводят к ухудшению результативности [11]. Оценка результатов теста, определяющего силу мотивационной установки на достижение успеха, показала, что у спортсменок этот показатель несколько выше во всех возрастных группах. Со ответственно, они предпочитают и более высокий уровень риска [6]. Спортсмены с доминированием мотивации на достижение успеха чаще занимают призовые места и оказываются победителя ми крупных соревнований [11].

По результатам теппинг-теста доля лиц со слабым типом нервной системы среди спортсменок несколько выше, чем среди представительниц контрольной группы. С возрастом, что отмечено и другими авторами [20], количество лиц с нервными процессами сильной и средней силы несколько возрастает. При нервных процессах слабой силы нервная система отличается низкой работоспособностью, однако обладает большей чувствительностью [10]. По всей вероятности, спорт сменам, занимающимся СА, необходима чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. Кроме этого отмечено, что для лиц, предпочитающих интенсивную кратковременную работу (соревновательное упражнение в СА длится от 1 мин 15 с до 1 мин 45 с в зависимости от возраста), чаще всего характерна слабая нервная система, дающая преимущество в быстродействии [7]. Однако необходимо помнить, что спортсмены, характеризующиеся слабой нервной системой, в сочетании с высокой личностной тревожностью могут выступить хуже своих возможностей, поскольку личностная склонность к тревожным состояниям многими исследователями рассматривается как фактор, неблагоприятно влияющий на поведение в экстремальной ситуации [10]. В нашем исследовании получены более низкие значения показателя личностной тревожности по сравнению с неспортсменками, а в группе 16-18 лет эти различия становятся достоверными (см. таблицу).

Психофизиологические показатели спортсменок 9 —18 лет, занимающихся спортивной аэробикой, и неспортсменок (М±т)

Показатель

Возрастные подгруппы, лет

9-10

11-12

13-15

16-18

СА(21)

К (24)

СА (25)

К (22)

СА (29)

К (25)

СА (24)

К (14)

Мотивация успешной деятельности, баллы

20,4±0,9

19,1±0,6

18,2±0,6

17,6±0,6

18,2±0,6

17,3±0,6

19,4±0,6

18,9±0,9

Личностная
тревожность,
баллы

39,0±2,0

42,8±2,2

38,6±1,2

40,8±1,6

40,9±1,7

44,9±2,4

36,6±0,7

42,9±2,0*

"Индивидуальная минута", с

50,6±3,9

54,8±5,2

50,4±2,3

44,2±2,5

55,6±2,3

50,4±2,3

54,3±2,6

52,3±3,3

Индекс
агрессивности,
баллы

48,89±4,28

57,97±3,82

58,83±3,03

5б,48±2,92

бб,28±2,75

67,51±2,84

70,14±2,81

62,52±2,8б

Индекс
враждебности,
баллы

52,40±3,51

60,33±2,75

52,75±2,35

55,89±3,45

53,62±2,73

59,71±2,9б

49,05±2,9б

53,4б±4,0б

Общая агрессивность, %

47,42±3,39

55,39±2,9

52,24±2,35

52,61±2,77

56,13±2,48

59,56±2,19

55,80±2,70

54,30±2,73

Объем внимания, колич. объектов

3,05±0,29

2,13±0,43

3,63±0,31

3,31±0,43

4,85±0,30

3,28±0,32*

4,38±0,37

3,77±0,5

Переключение внимания, с

176,9±9,1

245,4±18,0*

160,2±24,2

174,9±27,6

109,3±9,4

142,1±10,0*

109,8±6,3

111,0±10,8

Примечание: СА - спортивная аэробика, К - контрольная группа
* достоверные отличия между контрольной группой и группой спортивной аэробики (р<0,05).

Известно, что оптимальное функциональное состояние структуры внимания - обязательное условие максимальной продуктивности деятельности [16]. По нашим данным, объем внимания и переключение внимания у спортсменок оказались выше, чем у девушек контрольной группы (см. таблицу). Это согласуется с литературными данными о связи переключения внимания со слабой нервной системой [17]. Как отмечают авторы, на этапе формирования представления о двигательном действии успешность спортсмена зависит от объёма зрительного восприятия, особенно при лимитировании времени восприятия, что характерно для лиц со слабой нервной системой. На более поздних этапах подготовки такие особенности становятся менее востребованными [7]. Учитывая важную роль максимальной сосредоточенности спортсменок на предстоящих действиях, необходимо обучать их организации внимания [9].

Определение чувства времени выявило положительную динамику изученного показателя с 13 летнего возраста в группе спортсменок (см. таблицу), тогда как в контрольной группе этого не наблюдалось. Это можно объяснить тем, что развитию данного качества при занятиях спортивной аэробикой уделяется большое внимание при вы полнении обязательных элементов СА. Вместе с тем данный показатель не может использоваться в качестве маркера эмоционального напряжения, поскольку корреляционной связи между показателем личностной тревожности и результатами те ста "Индивидуальная минута" не обнаружено, что согласуется с литературными данными [3].

Различия агрессивности как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики де терминированы не только внешними и внутренними условиями развития, но и наследственными биологическими задатками [1]. Изучение показа елей агрессивности и враждебности (скрытой агрессии) выявило несколько меньшие значения у девочек, занимающихся СА (см. таблицу), кроме возрастной группы 16-18 лет. Возможно, это связано с тем, что в данном возрасте заканчивается гормональная перестройка организма. По мнению авторов, у многих спортсменок наблюдается не которая относительная гиперандрогения [15], ассоциирующаяся не только с атлетическим телосложением, но и с более агрессивным поведением [18]. Эмоции организуют действия человека: напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции и являются необходимым регулирующим фактором [5].

Выводы

1. Основным мотивом для занятий спортивной аэробикой является здоровье, что не характерно для спорта высших достижений.

2. Психофизиологические особенности девочек, занимающихся спортивной аэробикой, характеризуются преобладанием лиц с чувствительным типом нервной системы, сниженной личностной тревожностью, хорошей переключаемостью внимания и большим объёмом внимания по сравнению с неспортсменками.

Литература

1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000, № 6, с. 97-105.

2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учеб. пос. для студ. вузов физической культуры/Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 304 с.

3. Барбараш Н.А., Кувшинов Д.Ю., Тульчинский М.Я. и др. Конституциональные аспекты психоэмоциональных стрессов юношеского возраста // Физиология человека. - 2000, т. 26, № 4, с. 140-142.

4. Борилкевич В.Е., Кузьмин Н.Н., Сомкин А.А. Сравнительная физиологическая характеристика спортивной аэробики. // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 3, с. 44.

5. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издво ЭКСМО-Пресс, 2002. -1008 с.

6. Гречко Т.Н. Психофизиология: Учеб. пос. - М.: Гардарики, 1999. - 358 с

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 461 с.

8. Ильин Е.П. Изучение свойств нервной системы. Ярославль, 1978. - 93 с.

9. Ливмане А.Б. Сосредоточение внимания перед исполнением двигательного действия (на материале исследования юных гимнасток): Автореф. канд. дис. Л., 1971. - 25 с.

10. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. ст. // Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: ФиС, 1983, с. 24.

11. Попов А.Л. Психология: Учеб. пос. для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 336 с.

12. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

13. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волокова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

14. Скачкова Е.Ю. Особенности преподавания спортивной аэробики в учреждениях дополнительного образования детей: Авто реф. канд. дис. СПб., 2002. - 22 с.

15. Соболева Т.С. О проблемах женского спорта // Теория и практика физ. культуры, 1999, № 6, с. 56-63.

16. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. ст. / Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: ФиС, 1983, с.12.

17. Умнов В.П. Психологические особенности формирования представлений о двигательных действиях как условие реализации метода наглядности в обучении (на материале физических упражнений): Автореф. канд. дис. Л., 1980. - 24с.

18. Физиология человека. В 3 томах. Т. 3. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. - М.: Мир, 1996. - 198 с.

19. Филиппова Ю.С. Методическое пособие по спортивной аэробике. - Новосибирск 1994. - 22 с.

20. Фирилёва Ж.Е. Возрастные изменения основных свойств нервной системы у занимающихся спортивной и художественной гимнастикой // Спортивная и возрастная психофизиолгия. Л., 1974, с. 151-163.

21. Фомина Е.В., Тристан В.Г., Крикуха Ю.А. Влияние специфической физической нагрузки на функциональные асимметрии мозга у борцов и бадминтонистов //Матер. II Всерос. конф. 23-24 марта 2000 г. Биоуправление в медицине и спорте. Омск, 2000, с. 45.

22. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1980. - 208 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!