ЧГИФК: ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИОН-
НОЙ ПЕДАГОГИКИ


Abstract

IMPROVEMENT AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ON BASIS OF SPORTS FOCUSED PRO CESS OF ALPINE SKIING

A.F. Lisovsky, 
I.A. Reshetnikov,
O.V. Vlasova
The Chajkovskiy state institute of physical culture. Chajkovskiy

Key words: preschool physical training, health of children preschool children, alpine skiing.

In the article there were consid ered the questions of improve ment and development of chil dren of preschool age in the process of the sports focused regular exercise as mountain skiing together with parents. The carried out experiment has shown the authentic positive influence of the exercise on health and physical development of children, especially on the development of their motor coordination abilities. The posi tive effect of the direct participa tion of parents in investigated process was established.


ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЦЕССА КАТАНИЯ НА ГОРНЫХ ЛЫЖАХ

А.Ф. Лисовский, И.А. Решетников, О.В. Власова
Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: дошкольное физическое воспитание, здоровье детей-дошкольников, горнолыжный спорт.

Применяемая в настоящее время комплексная программа раз вития и воспитания детей дошкольного возраста "Детство" ставит задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, привития детям основ двигательной и гигиенической культуры. Если формирование двигательных навыков начинается в раннем возрасте, то в этом случае достигается наибольший эффект в обучении (Т.И. Осокина, 1999; Н.А. Ноткина, 2002).

Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из необходимых форм жизнедеятельности растущего организма дошкольника. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, наконец, настроение ребенка (С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, 2002; Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович, 2002). Недостаточная двигательная активность детей отрицательно влияет на их организм. Двигательная активность ребенка (как и взрослого человека) меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30% по сравнению со средними вели чинами.

Результаты проведенного С.Б. Шармановой в 2004 г. социологического исследования свидетельствуют о чрезвычайно низкой физкультурно-спортивной активности родителей и дошкольников: лишь 11% из них систематически уделяют внимание физическому воспитанию своих детей. Всего 12% родителей отметили, что водят ребенка на занятия в спортивные секции и физкультурно-оздоровительные группы.

Катание на горных лыжах широко используется во всем мире как исключительно полезное упражнение для детей самых разных возрастов, начиная с трех лет. Однако в практике отечественного дошкольного физического воспитания оно не используется, несмотря на долгую российскую зиму. Единственный опыт обучения детей дошкольного возраста катанию на горных лыжах был проведен на Камчатке Л. Аграновской и Г. Аграновским [1].

Очевидна необходимость поиска новых, более эффективных средств и методов для повышения физической подготовленности и улучшения здоровья детей дошкольного возраста. Одним из таких средств является физическая активность детей в виде катания на горных лыжах, организованная на спортивных (состязательных) основах [2]. Это не значит, что при такой организации занятий из детей сразу будут готовить будущих чемпионов. Методика занятий предусматривает применение хорошо разработанной системы спортивной подготовки, основанной на принципах доступности применяемых физических упражнений для людей разного возраста, системности и непрерывности процесса воздействий на организм ребенка.

Целью исследования служили научная разработка и практическая реализация оздоровительной и развивающей методики начального обучения детей-дошкольников основам техники горнолыжного спорта при непосредственном участии родителей.

Таблица 1. Определение достоверности различий по показателю ОРВИ в группах детей за зимний сезон 2004 / 2005 г. (по t-критерию Стъюдента)

Группы

_
X

S

Трасчет.

Tтаблич.

Экспериментальная

6,93

6,51

2,10

2,05

Контрольная

11,67

10,95

Таблица 2. Сравнительные значения показателя устойчивости стояния детей в трехлетнем цикле наблюдений в экспериментальной и контрольной группах (п=60) по данным дисперсионного анализа

Группы

Годы эксперимента

_
X

S2

Р

F

Достоверность различий

Экспериментальная

1

22,31

3,60

0,0153

4,39

Да

2

21,13

6,61

3

55,34

4,60

Контрольная

1

8,53

21,15

0,274

1,22

Нет

2

10,20

47,13

3

9,00

47,22

Таблица 3. Групповые результаты оценок усвоения технических приемов горнолыжного спорта у детей на начальном этапе обучения (в виде медиан)

Этапы контроля

Оценки выполнения приемов

Суммарная оценка

Прямой спуск

Скользящий плуг

Повороты в плуге

Спуск по трассе

Весна 2004 г.

3,18

2,98

2,56

2,94

2,90

Весна 2005 г.

3,38

3,56

3,56

3,42

3,50

p

>0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

Разработанная авторами методика не только способствует улучшению здоровья, повышению уровня физического развития, обучению детей дошкольников основам техники горнолыжного спорта, но и позволяет получить практические результаты в виде совершенствования психологического климата в семье, улучшения внутрисемейных отношений и формирования навыков здорового образа жизни.

Организация обучения. Наиболее эффективной формой обучения детей-дошкольников (3-6 лет) являются занятия под руководством тренера при непосредственном участии родителей, а так же групповые и индивидуальные занятия тренера с родителями.

Обучение проводится с ноября по апрель два раза в неделю по выходным дням, продолжительность каждого занятия - 2 ч. Общее время на организацию и проведение занятий - около 130 ч. За зимний сезон время занятий составляет около 100 ч.

Большое значение при проведении занятий на лыжах имеет участие родителей как в подготовке детей (надевание горнолыжного инвентаря), так и непосредственно в процессе занятий (помощь при вставании после падения, при подъеме в гору, при пользовании канатной дорогой).

Инвентарь. При обучении используются детские горные лыжи, горнолыжные ботинки с супинаторами для предотвращения плоскостопия у детей. Лыжные палки используются как вспомогательное средство для проведения игр и игровых упражнений.

Очень важной составляющей является красочное оформление мест занятий цветными флажками, забавными фигурками, между которыми нужно проехать, снеговиками и т.п.

Основной метод при проведении занятий на лыжах - игровой с элементами состязательности.

Исследовательская работа проводилась нами в течение трех лет в зимние периоды (с ноября по апрель). Занятия проходили в клубе "Эдельвейс", на горнолыжной базе "Снежинка" г. Чайковского, в осенне-весенний период - на базе ДОУ № 8. В работе участвовали 60 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Экспериментальная группа (30 детей) занималась по программе развития и воспитания детей "Детство" с дополнительными 2разовыми занятиями на горных лыжах в неделю вместе с родителями. Контрольная группа в таком же количестве

- только по программе развития и воспитания детей "Детство".

Первый этап (сентябрь 2002 г. - апрель 2004 г.) включал анализ и обобщение научно-методической литературы и передового педагогического опыта с целью теоретического обоснования проблемы, поиска форм и методов организации и про ведения экспериментального исследования. Были подобраны тесты и методы диагностики по определению психического состояния детей до и после занятий на лыжах, а также в процессе обучения. Создан семейный горнолыжный клуб "Покорители вершин" на базе ДОУ № 8.

На данном этапе нами был выявлен исходный уровень состояния детей; проведен педагогический эксперимент, определены изменения психического состояния, выполнено анкетирование родителей, проводились совместные занятия детей с родителями на горных лыжах.

На втором этапе (май 2004 - май 2005 гг.) про веден анализ заболеваемости, посещаемости занятий, уровня физической подготовленности детей, эффективности овладения техническими приемами горнолыжного спорта (табл. 1 3).

Данные табл. 1 свидетельствуют, что число заболеваний ОРВИ в экспериментальной группе в среднем за исследуемый период оказалось достоверно меньшим.

Показатели физического развития детей контролировались нами в течение всего срока эксперимента (три года) с помощью стандартной методики оценок физического развития детей дошкольного возраста [4]. Наибольший интерес представляют результаты, приведенные в табл. 2, показывающие достоверные преимущества экспериментальной группы перед контрольной по длительности устойчивого стояния, полученные с применением однофакторного дисперсионного анализа [3].

Данные табл. 2 дают основание для утверждения о несомненном положительном влиянии катания на горных лыжах на развитие функции устойчивости у детей, т.к. уже в конце первого года дети экспериментальной группы сохраняли равновесие в задании стоять на носках в среднем дольше. К концу третьего года время сохранения равновесия у них достоверно увеличилось более чем вдвое. В контрольной группе этот показатель практически остался на начальном уровне, достоверных изменений не установлено.

Значительные преимущества имела экспериментальная группа и по результатам выполнения задания "Полоса препятствий", проведенных осенью 2004 и весной 2005 г. Средний прирост результатов в экспериментальной группе за зимнее время (10,4%) оказался достоверно более высоким, чем в контрольной (4,8%).

На этом же этапе был проведен контроль усвоения технических приемов горнолыжного спорта у детей младшего возраста на начальном этапе обучения, его результаты в виде оценок экспертов по пятибалльной шкале представлены в табл. 3. Достоверность различий определялась по непараметрическому критерию Уилкоксона [3]. Данные контроля показали достоверные групповые улучшения выполнения большинства приемов у детей.

В течение эксперимента нами было дважды проведено анкетирование родителей с использованием анкеты "Мой ребенок катается на горных лыжах" с целью определения эффективности влияния занятий на состояние ребенка и отношения родителей к таким занятиям. На подавляющее большинство вопросов родители ответили положительно. Из ответов следует, что все родители охотно идут на занятие с ребенком. Они довольны психическим и физическим здоровьем ребенка, результатами овладения навыков катания на горных лыжах. В ответах на вопрос "Имеет ли положительное влияние на ребенка Ваше непосредственное участие в процессе обучения?" родите ли аргументировали: ребенку интересней, он смотрит на реакцию родителей после спуска на лыжах, уверенней себя чувствует с родителями, делится впечатлениями, любит показывать свои успехи, более дисциплинирован, меньше капризничает, родитель помогает ему советами.

На вопрос "Можете ли Вы отметить влияние занятий на психическое и физическое состояние Вашего ребенка?" получены ответы: у ребенка появилась уверенность, он стал менее возбудимым, больше уравновешен, меньше проявлений страха, улучшился сон, аппетит, меньше устает, появилась выносливость, стал сильнее.

На вопрос "Как Вы считаете, произошли ли изменения в состоянии здоровья Вашего ребенка за период занятий на горных лыжах, и в какую сторону?" отмечено, что ребенок стал меньше болеть простудными заболеваниями, практически не бывает насморка, закалился.

Выводы
  1. Установлено, что дети-дошкольники экспериментальной группы достоверно меньше оказались подвержены влиянию простудных заболеваний по сравнению с детьми контрольной группы. Мы считаем, что таким образом доказан оздоровительный эффект регулярных занятий на горных лыжах в зимнее время для детей в пределах про веденного эксперимента.
  2. Экспериментально показано положительное влияние занятий на горных лыжах на физическое развитие, в том числе особенно на функции статического равновесия и ловкости у детей экспериментальной группы. Полученные данные позволяют утверждать, что такие занятия повышают двигательную активность детей в зимний пери од и имеют несомненную эффективность по от ношению к важнейшим сторонам физического развития детей дошкольного возраста.
  3. Реализация "семейной" атмосферы на занятиях с катанием на горных лыжах является очень важным положительным фактором для повышения эффективности занятий, укрепления внутрисемейных отношений и формирования новых отношений в семье.
  4. Реализация состязательного подхода при обучении детей техническим приемам горнолыжного спорта дала, несомненно, положительные индивидуальные и групповые результаты.
Литература

1. Аграновская Л., Аграновский Г. Камчатский опыт // Лыжный спорт. - М.: ФиС. 1977, вып.1, с. 77-80.

2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 4, с. 27.

3. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. - М.: ФиС, 1974. - 151с.

4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 32 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!