ТРЕНЕР


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "СПОРТИВНЫЙ РАЗРЯД"

Доцент, мастер спорта А.С. Полосин
Московский государственный технический университет, Москва

Понятие "спортивный разряд" давно и прочно вошло в практику отечественного спорта, как одна из основных характеристик спортсмена. Будучи узловым в Единой всероссийской (а ранее всесоюзной) спортивной классификации (ЕВСК) оно служило главным показателем уровня мастерства тренировочной группы, определяющим зарплату тренеров. Тем не менее до настоящего времени это понятие не получило какого-либо определения ни в теории физической культуры [2], ни в сборниках ЕВСК [1], ни в энцикло-педических словарях [3,4]. Не удалось найти его определений и в довольно многочисленных работах по различным теоретическим аспектам спорта.

С необходимостью определения как общего понятия "спортивный разряд", так и конкретных разрядов (I, II, III, трех юношеских и высших - кмс, мс, мсмк) автор вплотную столкнулся в 70-е гг. при разработке нормативов и требований ЕВСК по легкой атлетике. Поставленная в то время руководством Спорткоми тета задача построения более строгой сетки уже имеющихся разрядов и званий позволяла обойтись рабочими определениями, не вникая в сущность самого понятия и не ставя под сомнение ранее принятое количество спортивных разрядов.

Однако ознакомление с развиваемым в то время направлением прикладных исследований по распознаванию образов привело к идее о разделении всего многообразия спортивных результатов в каждом из упражнений (видов легкой атлетики) на "естествен ное" число уровней достижений. Решение этой задачи могло бы иметь весьма существенные последствия как для обоснования традиционной для подавляюще го большинства видов спорта сетки из 9 разрядов, так и для установления в различных видах спорта разного числа разрядов, что, по существу, разрушило бы единство классификации, ибо формулировка "спортсмен n-го разряда" потеряла бы конкретный смысл. Наглядным примером в настоящее время может служить сопоставление классификаций в шахматах и большинстве олимпийских видов спорта.

Первым шагом в этом направлении стало формулирование определений. В качестве рабочих гипотез их было выдвинуто несколько десятков, из которых наиболее убедительными оказались следующие:

1. Спортивными разрядами называются уровни мастерства, установленные таким образом, чтобы спортсмен более высокого разряда обладал минимальным, но убедительным преимуществом над соперником соседнего, более низкого, разряда.

2. В видах, доступных для соревнований без первоначального обучения, самый легкий разряд должен соответствовать : а) результатам незначительного числа предрасположенных к выполнению данного упражнения молодых людей; б) достижениям лучших 50% молодых людей группы после одного года двухчасовых занятий три раза в неделю.

3. Высший разряд устанавливается на уровне минимальных результатов, позволяющих реально претендовать на призовые места в крупнейших международных турнирах - олимпийских играх и чемпионатах мира.

Первое определение хорошо отвечает установив

шемуся в обществе представлению о классе какого-либо спортсмена или специалиста. Приняв его, мы переходим в область практического определения границ разрядов или классов, когда преимущество более классного спортсмена или специалиста, с одной стороны, очевидно, с другой - остается минимально необходимым для различия. В математической статистике критериями существенного преимущества принимаются показатели 0,9, 0,99 или 0,999. Для нашей цели первого из них вполне достаточно. В спортивном смысле он означает, что спортсмен А победит спортсмена Б в 9 поединках из 10, т.е., с одной стороны, обладает явным преимуществом в мастерстве, а с другой - в отдельных случаях проигрывает при травме или грубом просчете. Два других критерия в большинстве видов спорта невозможно реализовать на практике. В то же время принятие более мягкого критерия для выявления разницы в классе, например 2 победы из 3 состязаний или 4 из 5, не вполне отвечает понятию явного преимущества.

Практический расчет нормативов на основе первого определения может быть пояснен на примере. Личный рекорд спортсмена А в беге на 100 м равен 10,65. Если принять его за норматив мс, то каков должен быть норматив кмс? Статистическая обработка результатов соревнований показывает, что первое определение подходит для всех бегунов с личными рекордами слабее 11,00 и не подходит для бегунов с личными рекордами лучше 10,90. Следовательно, норматив кмс должен быть в этом интервале. Для спортсмена с личным рекордом 10,95 первое определение выполняется по отношению к более слабым бегунам с личными рекордами в диапазоне 11,30-11,40 и может определяться как следующий, т.е. I разряд, и т.д.

Не знаю, чем кроме здравого смысла руководство вались в 30-е гг. разработчики первой ЕВСК, но принятые ими нормативы III разряда были определены весьма удачно. Статистический анализ результатов испытаний 50 000 первокурсников МГУ за 1939-1980 гг. показал, что нормативы в беге на 100 и 1500 м, прыжках в длину и высоту и в толкании ядра доступны не более чем 3-5 % ранее не тренировавшихся в этих видах учащимся. В то же время анализ работы ДЮСШ показал, что с нормативами справляется лучшая половина юношей и девушек, регулярно посещавших тренировки в течение одного учебного года. Возможно, в этом кроется секрет стабильности нормативов III разряда по легкой атлетике уже в течение более 60 лет!

Тем не менее нельзя не заметить, что произошед шие за эти годы изменения в системе подготовки в юношеском спорте, значительно более раннее начало специальной тренировки во всех видах легкой атлетики (и в большинстве других видов спорта) создают немалые трудности в проведении строго статистически достоверного экспериментального установления норм III разряда по избранным критериям. Особенно большие трудности возникли при попытке нахождения критерия для норм III юношеского разряда. Уровень достижений подростков в общедоступных упражнениях очень сильно зависит как от метрического, так и от биологического возраста, что ставит непреодолимые преграды на пути создания единой сетки нормативов даже для детей с разницей в возрасте 1-2 года, не говоря уже о всей возрастной шкале детско-юношеского спорта. На практике нормативы юношеских разрядов устанавливались экстраполяцией в область низких результатов нормативов I-III разрядов.

Определенные сложности имеются и в установлении норматива высшего спортивного разряда, который в нашей стране в последние 30 лет носит доволь-но длинное название "Мастер спорта России (СССР) международного класса". В период его введения в жизнь норматив мсмк устанавливался на уровне 10-15-го результата мирового сезона в олимпийском году, однако в дальнейшем от этого определения пришлось отказаться по утилитарным соображениям. В некоторых видах даже рекорды страны далеки не только от первой, но и от пятой мировой десятки, и утверждение реально недоступной нормы приводило к "перетоку" лидеров данного вида в другие виды спорта. В то же время в некоторых видах 8-9 результатов мировой десятки заполнялись соотечественниками и высшее звание получали спортсмены, ни разу не пробившиеся даже в финал национального чемпионата. В итоге нормы мсмк стали устанавливать таким образом, чтобы они были доступны 2-3 спортсменам в отстающих от мирового уровня видах или 5-6 в тех, где мы имели явное превосходство, что безусловно способствовало гармоничному развитию всей легкоатлетической сборной. Подобной практики придерживается большинство спортивных федераций, несмотря на декларацию самых различных принципов установления норм и требований для мсмк. Впрочем, можно привести множе

ство примеров отхода от этих достаточно разумных и практически удобных критериев, когда в одном из видов вдруг объявлялось огромное число "международ ников".

Было также проведено специальное исследование с целью установить минимальный результат, обладатель которого смог бы занять призовое место на олимпийских играх или чемпионатах мира. Именно эти результаты представляются довольно надежным критерием уровня фундамента, с которого практичес ки возможен прыжок на пьедестал почета.

Исследования в области легкой атлетики послужили основой для разработки общих принципов и критериев для других видов спорта, в том числе игровых и единоборств, посредством системы рейтингов, достаточно давно и широко применяемых в мировом футболе, теннисе, шахматах и ряде других видов спорта. Именно рейтинги и массовость видов спорта позволяют сравнивать уровень достижений того или иного спортсмена или команды на фоне мирового уровня.

Полагаю, что данное исследование окажется полезным при разработке очередной ЕВСК на 2001-2004 гг.

Литература

1. Единая всесоюзная спортивная классификация 1977-80 гг. -М.: ВНИИФК, 1976.- 294 с.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. -М,: ФиС, 1991. - 544 с.

3. Советский энциклопедический словарь.- М.: СЭ, 1987. -1600 с.

4. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту в трех томах.- М.:ФиС, 1962.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!