ФУНДАМЕНТАЛЬ-
НЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


Abstract

BASIC DIRECTIONS of DEVELOPMENT of PSYCHOLOGY of SPORTS

A.V. Rodionov, Dr. Psych.

Key words: psychodiagnosis, mental regulation, social-psychological problems, stress, specific features, psychomotor factors, psychological preparation.

The aim of this article was to show the basic stages in the Russian sports psychology's development and the role of the All-Russia scientific research institute of physical culture in this process.

The psychology of sports, as well as any directions of human life, had and will have the periods of rise, recession and stagnation. It develops first of all together with the country in general and its sports movement in particular.

The author analyzes the influence of different factors on the foundation of science schools in sports psychology in Russia and the influence of these scientific schools to the success of Russian athletes in the world sports arena. He shows the tendencies, dominating in sports psychology today also.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

Доктор психологических наук А.В. Родионов

Ключевые слова: психодиагностика, психическая регуляция, социально-психологические проблемы, стресс, индивидуальные особенности, психомоторные факторы, психологическая подготовка.

Психология спорта, как и любое направление человеческой жизни, имела и будет иметь свои периоды подъема, спада и стагнации. Она развивается прежде всего вместе со страной вообще и ее спортивным движением в частности. Конечно, бывает так, что направленность и темпы развития общества и отдельных его подсистем не совпадают. Первый крупный успех советских спортсменов на Олимпиаде 1956 г. в Мельбурне практически никак не был подкреплен практической деятельностью спортивных психологов. А относительная неудача наших олимпийцев в 1968 г. в Мехико совпала по времени с бурным развитием отечественной психологии спорта. Именно в этот период во ВНИИФКе успешно работало психологическое подразделение под руководством Л.Д. Гиссена, и именно в этот период сформировался "костяк" системы спортивной психодиагностики, внедрялись новые методы психической регуляции, в частности хорошо сейчас известная психорегулирующая тренировка (А.В. Алексеев).

Период, когда страна болезненно меняла политическую и общественную формацию, был трудным для ученых, не избежал потрясений и ВНИИФК. Практически все научно и методически грамотные спортивные психологи покинули его. Но говорить, что затяжной спад лишил спортивную психологию возможностей дальнейшего совершенствования, было бы преувеличением. Спад носил скорее организационный, а не научный характер. Ведь талантливых людей в нашей стране хватало всегда, спортивная психология как часть притягательной области (спорта) тоже всегда рекрутировала интересных людей. Неудивительно, что появлялись новые идеи и новые люди, которые несли эти идеи во ВНИИФК. За эти полтора десятка лет наблюдалось углубление ряда фундаментальных проблем психологии спорта, а наряду с этим появились и прошли апробацию принципиально новые подходы к проблеме психических воздействий на поведение и деятельность спортсменов и любых лиц, связанных с двигательной активностью.

Прежде всего остановимся на фундаментальных вопросах психологии спорта. Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий (интеракции) спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы "освоения ролей" спортсменами в процессе взаимодействия. Оно стимулируется воздействием "ролевых ожиданий" со стороны "значимых" для спортсмена лиц, с которыми он вступает в общение. Мы знаем много примеров того, как эффективность деятельности спортсмена в команде снижается только потому, что его "ролевые ожидания" не совпали с его истинными возможностями, а, например, лидерские позиции в одной команде вошли в противоречие с социальными позициями, которые сложились в новой команде. Учитывая, что личности взаимодействуют в общении через их социальные роли, целесообразно рассматривать каждый акт общения как социально моделируемую игру. Цепь таких игровых моделей и образует целостность общения как системного процесса, который требует изучения.

Известно, что с увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность команд становится более выраженной. Люди обычно ценят тех, кто им либо помогает, либо просто находится рядом в любых ситуациях. Однако закономерность здесь не так однозначна, и постоянно выигрывающая команда имеет не меньше социально-психологических проблем, чем постоянно проигрывающая. Исследование, выполненное на данных американского студенческого баскетбола, показало, что оптимальное для психологического климата команды соотношение побед и поражений - 8:3 или 9:4. Но и такого механистического подхода быть не должно. Необходим тщательный анализ всех социально-психологических факторов успеха и неуспеха в спорте.

Периодическое возникновение конфликтов в команде неизбежно, так как они являются одним из отражений процесса ее развития. Но затянувшиеся межличностные конфликты нежелательны: они ведут к нарушению взаимодействий между спортсменами, ориентируют их не на повышение результата, а на субъективное разрешение конфликта. Ю.А. Коломейцев из Белоруссии показал, что конфликт в команде чаще всего возникает не в период наибольшего психического напряжения при подготовке и участии в соревнованиях, а в тренировочный период, когда выполняется наиболее интенсивная и физически тяжелая работа. Именно в этот период и необходимы меры профилактики конфликта. Как показало исследование Г.В. Ложкина и В.Г. Ласьковой с Украины, спортсмены могут использовать различные стили разрешения конфликта (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление), но обычно имеют приоритетные. Однако жесткое использование предпочитаемых стилей поведения может приводить к деструктивным последствиям, обуславливающим дизадаптивное состояние как спортсмена, так и команды.

Все большее развитие получают исследования проблемы взаимоотношений тренера и спортсмена. Среди европейских психологов спорта существуют три основных подхода к этой проблеме: социально-эмоциональный, который акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера, поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в котором можно выделить проблему "тревогогенного поведения тренера" (S. Serpa). В рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад тренер-спортсмен.

В свое время психология спорта помогла становлению космической психологии, о чем не раз говорил ее основатель Ф.Д. Горбов. Сейчас инструмент психологии спорта нередко используется в различных отраслях знаний, связанных с необходимостью оптимизации деятельности человека в экстремальных условиях. Несомненно, такой симбиоз психологии спорта и психологии экстремальной деятельности будет расширяться. Это касается прежде всего поиска новых возможностей инструмента психологии спорта при изучении поведения человека в экстремальных ситуациях и, наоборот, использования данных об особенностях поведения людей в экстремальных условиях (деятельность военнослужащих, сотрудников МЧС и т.д.) при изучении возможностей психических воздействий на спортсменов в напряженных условиях тренировок и соревнований. Такие данные требуют глубокого анализа и могут принести ценные практические результаты.

Вне зависимости от специфики экстремальных условий в спорте и в "экстремальных" профессиях есть общие механизмы оперативной деятельности. Во-первых, такие условия всегда провоцируют сильный дистресс, к которому в определенной мере можно адаптироваться. Во-вторых, адаптация определяется некоторыми генетически обусловленными нейродинамическими и психодинамическими свойствами, а также определенными волевыми усилиями участника экстремальной деятельности. В-третьих, одним из факторов эффективности деятельности является уровень развития способности к быстрому и адекватному решению оперативных задач.

Умение людей в экстремальных условиях сохранять высокую работоспособность, преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов - все эти проблемы - предмет исследования спортивных психологов.

Вечная проблема исследования особенностей личности спортсмена сейчас вновь оказалась в авангарде спортивно-психологической проблематики. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных структурных характеристик высококвалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности. Зарубежные исследователи сейчас много внимания уделяют изучению "мотивационных конструктов" спортсмена ("целевые ориентации", "ценности", "уверенность в своих силах"). Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций "на собственное Я" или "на задачу". Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. "Эго-ориентированные" спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственно го социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате команды. Это лишь один пример того, как теоретическая на первый взгляд проблема дает решение сугубо практических вопросов.

При всем многообразии исследований роли базисных свойств (свойств нервной системы) в формировании и проявлениях индивидуальности спортсмена наших знаний об этом феномене явно недостаточно. Особенно нуждается в дальнейшем изучении проблема спортивной одаренности и роли нейрофизиологических свойств в возникновении такой специфической одаренности. Одно из основных положений, выдвинутых в свое время Б.М. Тепловым, это положение о том, что "... не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность", что, собственно, и считается одаренностью. Ее надо рассматривать, исходя из требований, предъявляемых человеку конкретной деятельностью, и учитывая три момента: 1) требования самой деятельности; 2) общественную ценность этой деятельности в данный момент времени; 3) критерии ее успешности в настоящее время. Ведь неспроста общественная оценка фигурного катания в нашей стране вызвала такой поток одаренных фигуристов. Глубокие нейрофизиологические корни этого явления совершенно не изучены.

Несмотря на то что по проблемам формирования и совершенствования индивидуального стиля деятельности с успехом защищены три докторские диссертации, говорить, что в этой проблеме все изучено, было бы преждевременным. Существует представление о человеке, как о саморазвивающейся-самоорганизующейся системе, состоящей из относительно замкнутых подсистем (уровней): физиологической, психологической, социальной. Между ними, как считал В.С. Мерлин, существует многозначная зависимость. В качестве основного промежуточного звена, определяющего особенности таких взаимосвязей и такой взаимозависимости, обычно рассматриваются виды человеческой деятельности. Это подтверждается фактами изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и промежуточные цели выбирает человек для решения задач, т.е. какой индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется. Помимо неоднократно описанных стилей спортивной деятельности (в этом направлении особенно много исследований выполнено на материале единоборств), эта проблема может рассматриваться как проблема двух полюсов: существуют так называемые "рациональные" стили, дающие умственным возможностям "правильное направление", и "нерациональные", рассматриваемые как "педагогический брак". С таких позиций проблема индивидуального стиля деятельности в спорте практически не изучалась.

По-прежнему важнейшей проблемой современной психологии спорта является проблема изучения и формирования психомоторных способностей спортсмена. Сюда же примыкает проблема изучения психомоторных факторов обучения и воспитания в процессе двигательной активности.

В ходе решения задач, присущих спортивной деятельности, работают сложнейшие механизмы оценки не только текущей ситуации, но и ее прошлого и наиболее вероятного будущего, поиск адекватных этой ситуации решений (поиск осуществляется параллельно с помощью сенсорных, моторных и когнитивных операций).

Анализ системы контроля и коррекции движений в спорте высших достижений с позиций высших форм управляемости движений приводит нас к проблеме полноты двигательного образа. Двигательный образ, обеспечивающий высшие формы управления движением, тесно связан с двигательным чувством. В феноменологии двигательного образа пространственные чувства тесно переплетены со специфическими комплексами ощущений, и продукт этого взаимодействия реализуется в виде обобщенных единиц контроля, которые позволяют успешно ассимилировать самые различные множества движений и осуществлять их контроль и коррекцию непосредственно на высокой скорости. Раскрытие природы обобщенных единиц контроля ставит вопрос о взаимоотношениях двух измерений этого контроля: его широты и глубины, иначе говоря, вопрос об уровнях осознания и эффективности двигательного контроля, который осуществляет спортсмен.

Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой - заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач. Границы между вербальной и невербальной информацией здесь нечетки, элементы достаточно сложных невербальных решений могут встречаться в спортивной деятельности, которую нельзя свести к случаям сенсомоторного реагирования. Описать такие границы - значит раскрыть содержание интуитивных решений в спорте и возможные способы "актуализации" таких решений.

Одной из основных практических проблем психологии спорта тренеры и руководители команд по-прежнему называют психологическую подготовку.

Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. Речь идет о результатах, адекватных возможностям спортсмена или команды, поскольку психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, тактической.

В статье бегло названо лишь несколько проблем психологии спорта, по которым ведутся исследования сотрудниками ВНИИФКа и РГУФК.

Требуют своего решения и другие проблемы, приводим некоторые из них:

- применение технологии нейролингвистического программирования (НЛП) в спорте и физической культуре,

- психологические средства и методы сохранения физического и психического здоровья человека в процессе занятий физической культурой и спортом,

- психологические средства и методы профилактики вредных привычек и зависимости от психоактивных веществ в процессе занятий физической культурой и спортом,

- психологические особенности физического воспитания детей и подростков, постоянно проживающих в экологически неблагоприятных условиях; детей-инвалидов; детей, имеющих отклонения в развитии,

- психологические особенности формирования направленности личности на соревнование, т.е. ее "состязательность" в процессе занятий различными формами массового спорта,

- психологические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры,

- психологические механизмы обучения подростков и молодежи навыкам, способствующим адекватным действиям в сложных условиях современной жизнедеятельности ("обучение жизненным навыкам"),

- психологические здоровьесберегающие технологии для различных слоев населения и возрастных групп,

- психологические технологии адаптивной физической культуры на основе характера инвалидности и отклонения в состоянии здоровья,

- психологические технологии адаптивной физической культуры на основе эмоциональной мотивации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Даже беглый перечень проблем показывает, насколько психология спорта нуждается в профессионалах или тех, кто хочет ими стать.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!