СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА


Abstract

WAYS OF RESEARCH AND REALIZATION DIFFERENTIATED APPROACH IN SYSTEM OF YOUNG ATHLETES TRAINING

P.V. Kvashuk, Ph. D., lecturer

Key words: individualization of training process, differentiated approach, long-term preparation, factors determining sports result, typical and specific features, young athletes, individual norms, operative management.

The key direction of the perfection of the strategy of elite athletes training in the modern conditions of development of Olympic sports is the individualization of training process at stages of becoming of sports skill. But at the discussion of the problem of the perfection of the system of of young athletes, preparation it is more correct to speak about the differentiated approach to construction of training process instead of the individual one.

The essence of the differentiated approach In the literature on the general and sports pedagogics is defined by the combination of collective and individual forms of training that allows to organize the process of training of children and teenagers according to their typical and specific features.

The further progress of perfection of system of young athletes training is connected with the scientific development of theoretical-methodological and technological aspects of realization of the individual-differentiated approach at stages of long-term training.


ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Квашук

Ключевые слова: индивидуализация тренировочного процесса, дифференцированный подход, многолетняя подготовка, факторы, определяющие спортивный результат, типические и индивидуальные особенности, юные спортсмены, индивидуальные нормы, оперативное управление.

В современных условиях развития олимпийского спорта ключевым направлением совершенствования стратегии подготовки спортсменов высокого класса специалисты считают индивидуализацию тренировочного процесса на этапах становления спортивного мастерства (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Н.Ж. Булгакова и др.).

Многолетние исследования проблемы индивидуализации подготовки спортивного резерва позволили констатировать, что в юношеском спорте индивидуализация всегда относительна, так как учет даже части компонентов, определяющих индивидуальность человека, представляет объективные трудности.

В этой связи при обсуждении проблемы совершенствования системы подготовки юных спортсменов более корректно говорить не столько об индивидуальном, сколько о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса.

В научно-методической литературе по общей и спортивной педагогике сущность дифференцированного подхода определяется сочетанием коллективной и индивидуальной форм подготовки, что позволяет организовать процесс обучения и спортивной тренировки детей, подростков, юношей и девушек в соответствии с их типоспецифическими и индивидуальными особенностями (И. Унт, 1990; Т.К. Тельтевская, 1993; Г.А. Вайник, 1995; В.А. Ермаков, 1996; Е.А. Короткова, И.И. Сулейманов, 1997; Е.А. Короткова, 1999, и др.).

Рациональное построение тренировки начинается с определения ведущих факторов, в наибольшей степени влияющих на результативность спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта.

Специалисты выделяют большое количество различных показателей, применяемых в качестве критериев, ограничивающих реализацию двигательного потенциала спортсмена в соревновательном упражнении.

Значимость различных факторов в группах видов спорта имеет существенные различия.

Для спортсменов высокой квалификации значимость морфологических факторов существенно ниже прочих. Очевидно, это связано с консервативностью морфологических признаков, которые реализованы в системе многолетнего отбора спортсменов с типоспецифическими конституциональными особенностями, наиболее важными для специализации в определенном виде спортивной деятельности.

Значимость других групп факторов выше и, по-видимому, может существенно меняться в соответствии с внешними условиями выполнения соревновательного упражнения (уровень тренированности; класс соперников; климатические, экологические, бытовые условия и т.д.).

Анализ материалов исследований, полученных при изучении особенностей становления спортивного мастерства юных спортсменов на этапах многолетней подготовки, свидетельствует, что иерархия значимости факторов спортивной результативности в группах видов спорта имеет общие тенденции.

Значимость различных компонентов структуры спортивной подготовленности на этапах многолетней тренировки трансформируется от наиболее консервативных к наиболее лабильным признакам. С биологической точки зрения данная динамика может быть охарактеризована степенью генетической детерминированности различных категорий факторов, а с педагогической - основной стратегической линией тренировки в направлении от расширения двигательного потенциала юного спортсмена к повышению надежности соревновательной деятельности.

Для более полного понимания сущности дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки необходимо раскрыть его структуру и функции, а также определить основные направления реализации дифференцированного подхода в технологии построения многолетнего тренировочного процесса юных спортсменов.

Анализируя значимость различных факторов, определяющих спортивный результат, мы пришли к выводу о целесообразности выделения "внешних" и "внутренних" компонентов структуры дифференцированного подхода, реализуемого в юношеском спорте.

По нашему мнению, к "внешним" компонентам структуры следует отнести типовые особенности, позволяющие формировать группы юных спортсменов по педагогическим или биологическим критериям, значимым для вида спортивной специализации. "Внешние" элементы структуры дифференцированного подхода приобретают особую значимость при организации тренировочного процесса юных спортсменов на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации.

К "внутренним" элементам структуры следует отнести педагогические воздействия, направленные на минимизацию факторов, лимитирующих полную реализацию индивидуального функционального и психофизического потенциала юных спортсменов в соревновательной деятельности, позволяющих подводить тех из них, кто обладает различным набором индивидуальных качеств и свойств, к запланированному спортивному результату. "Внутренние" элементы структуры дифференцированного подхода имеют особую значимость при организации тренировочного процесса на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования.

Логический анализ позволил выделить 4 основные функции дифференцированного подхода в системе многолетней подготовки юных спортсменов, тесно взаимосвязанные между собой:

- целевая - направлена на более полное развитие индивидуальных особенностей тренирующихся и максимальную их реализацию в спортивной деятельности на различных этапах многолетней подготовки;

- организационная - предполагает совершенствование системы подготовки по различным стратегическим направлениям с учетом их типических и индивидуальных особенностей в процессе многолетней тренировки;

- информационная - направлена на разработку методических приемов получения наиболее полной информации о типоспецифических и индивидуальных особенностях юного спортсмена для оптимизации тренировочного процесса;

- контроля - предполагает организацию систематического контроля за физическим состоянием юных спортсменов для своевременной индивидуальной коррекции учебно-тренировочного процесса.

Полученные в исследовании данные позволяют дополнить целевые установки этапов начальной подготовки и начальной спортивной специализации - положением о формировании индивидуальной структуры морфофункциональных свойств и двигательных качеств юного спортсмена, адекватных избранному виду спорта, а этапов углубленной тренировки и спортивного совершенствования - положением о полной реализации типоспецифических и индивидуальных особенностей в соревновательной деятельности.

Основным направлением реализации дифференцированного подхода на этапах многолетней подготовки является последовательное увеличение числа рациональных вариантов стратегии тренировочного процесса от этапа к этапу до полной индивидуализации подготовки на этапе высшего спортивного мастерства.

Подтверждение эффективности разработанных технологических положений базируется на материале сложнокоординационных, циклических и скоростно-силовых видов спорта.

Теоретический анализ научно-методических материалов позволил сформулировать понятие индивидуальной динамической нормы, под которой понимается прогноз результата в тесте, выполненный на основании ранее зарегистрированной динамики результатов конкретного юного спортсмена.

Для разработки математических моделей прогнозирования индивидуальной динамической нормы необходимо собрать эмпирические данные в однородной группе юных спортсменов и выполнить стандартные статистические процедуры по определению параметров уравнения регрессии.

С целью проверки разработанных математических моделей прогнозирования индивидуальных норм развития физических качеств юных спортсменов был выполнен педагогический эксперимент в циклических видах спорта.

По степени рассогласования расчетных и прямых показателей можно судить об адекватности тренирующих воздействий и возможных вариантах коррекции тренировочных нагрузок различной направленности.

Выполненные исследования показали, что для определения индивидуальных норм развития двигательных качеств целесообразно применять многомерный статистический анализ переменных, результаты которого определяют количественные параметры уравнения множественной регрессии для прогнозирования индивидуальной динамической нормы изучаемых двигательных качеств.

Теоретической основой для разработки индивидуальных норм функционального состояния являются представления об индивидуальной физиологической реактивности систем организма.

В соответствии с законом реактивной детерминации норма реакции живого организма определяет меру его компенсаторно-приспособительных возможностей.

Из вышеизложенного определения следует, что индивидуальной нормой текущего функционального состояния спортсмена, характеризующей уровень его тренированности, может служить диапазон возможного изменения показателей ведущих функциональных систем организма. Чем шире этот диапазон, тем выше уровень организации функциональных систем, выше уровень адаптации к физической нагрузке.

Одно из наиболее перспективных направлений оптимизации подготовки юных спортсменов связанно с индивидуальным нормированием тренировочных нагрузок юных квалифицированных спортсменов. Очевидно, что получаемая спортсменом тренировочная нагрузка должна соответствовать его функциональным возможностям.

Только в этом случае можно ожидать адекватной ответной реакции организма спортсмена в виде запланированных приростов физической подготовленности и функциональных возможностей.

Таким образом, в рамках дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса юных спортсменов вполне логично ставить вопрос о разработке методических приемов индивидуального нормирования тренировочных нагрузок.

Вопросы индивидуального нормирования тренировочных нагрузок тесно взаимосвязаны с разработанностью объективных и субъективных методов текущего и оперативного контроля.

Итак, есть основания предположить, что индивидуальные нормы нагрузок в каждой из зон интенсивности у разных спортсменов также будут иметь существенные отличия, что и было подтверждено в процессе выполнения работы в различных режимах интенсивности в естественных условиях.

Результаты исследования позволили выявить, что в циклических видах спорта методика определения индивидуально оптимальных величин тренировочных нагрузок, направленных на повышение экономичности, устойчивости и мощности функционирования организма, включает определение пороговых значений показателей как в лабораторных, так и в естественных условиях.

При этом показатели, измеренные в лабораторных условиях, характеризуют реакцию организма на тестирующую нагрузку, а в поэтапной динамике - указывают на напряженность адаптации организма к специфическим тренирующим воздействиям. Вместе с тем показатели, измеренные в естественных условиях, позволяют точно дозировать индивидуальные объемы нагрузки в заданных режимах интенсивности мышечной работы.

Управление индивидуальной подготовкой спортсменов, специализирующихся в единоборствах, сложнокоординационных видах спорта и других, отличающихся сложностью количественной оценки меры воздействия тренировочной нагрузки на организм спортсмена, предполагает поиск рациональных методов субъективной оценки функционального состояния, степени и характера утомления спортсмена непосредственно в процессе выполнения тренировочных заданий в сложных технико-тактических условиях.

Перспективна в этом направлении разработка методов самоконтроля, самооценки, саморегуляции психофизического состояния спортсмена (А.В. Родионов, 1971, 1990).

Важным аспектом индивидуального нормирования тренировочных нагрузок на основе субъективных критериев является обучение спортсменов адекватно оценивать динамику своего состояния в процессе выполнения сложных технико-тактических действий.

Выполненные на юных борцах-самбистах исследования показали, что решение этого вопроса возможно на основании разработки шкалы субъективной самооценки работоспособности и величины тренировочной нагрузки, а также что в ациклических видах спорта в целях повышения эффективности индивидуального нормирования тренировочных нагрузок, связанных с выполнением сложных технико-тактических двигательных задач, целесообразно использовать методику субъективной оценки функциональных сдвигов и интенсивности выполненной тренировочной нагрузки. Это стимулирует активность юных спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности, позволяет непосредственно и эффективно участвовать в управлении тренировочным процессом.

Подводя итог краткому изложению основных материалов нашего исследования, можно утверждать, что дальнейший прогресс совершенствования системы подготовки юных спортсменов связан с научной разработкой теоретико-методологических и технологических аспектов реализации индивидуально-дифференцированного подхода на этапах многолетней подготовки.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!