ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ


Abstract

INFLUENCE OF OCCUPATIONS BY VARIOUS KINDS OF SPORTS ON MENTAL STABILITY AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF 15-16 YEARS AGED TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOUR

V.A. Kabachkov, Dr. Hab., professor

S.Yu. Tyulenkov, Dr. Hab., professor

V.A. Kurentsov, Ph. D., lecturer

Key words: deviant behaviour, psychophysical stability, physical preparedness, teenagers, education-training occupations, sports.

Many of the long-term researches of employees and post-graduate students of the All-Russia scientific research institute of physical culture are devoted to questions of the preventive maintenance of deviant and illegal behaviour by the means of physical culture and sports.

The carried out researches have convincingly shown the huge value of the attraction of teenagers to the regular sports occupations in the interaction with the local controls, the general educational organizations, parents, bodies of the Ministry of Internal Affairs as the factor of the preventive maintenance not only offences, but drugs use also.

The opportunity of preventive work with difficult pupils in out-of-school establishments; during the realization of school and mixed sports occupations are proved.


ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА НА ПСИХИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ С АСОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Кабачков
Доктор педагогических наук, профессор С.Ю. Тюленьков
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Куренцов

Ключевые слова: асоциальное поведение, психофизическая устойчивость, физическая подготовленность, подростки, учебно-тренировочные занятия, спорт.

В процессе развития и становления личности подростка наряду с интенсивной морфофункциональной перестройкой организма происходят изменения в психоэмоциональной сфере, что зачастую выражается в неадекватности поведенческих реакций на происходящие события, возникновении конфликтов с родителями и учителями и т.д.

Весьма показателен тот факт, что подростки в возрасте 14-17 лет, составляющие всего 7% населения страны, совершают более 14% всех преступлений, около 20% подростков "группы риска" состоят на учете в органах МВД.

Вопросам профилактики асоциального и противоправного поведения средствами физической культуры и спорта посвящены многолетние исследования сотрудников и аспирантов сектора оздоровительной физической культуры и массового спорта ВНИИФКа, возглавляемого профессором В.А. Кабачковым.

Проведенные исследования убедительно показали огромное значение привлечения подростков к регулярным занятиям ФКС во взаимодействии с местными органами управления, общеобразовательными организациями, родителями, органами МВД как фактора профилактики не только правонарушений, но и употребления психоактивных веществ.

Доказана возможность профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися во внешкольных учреждениях (В.Б. Баженов, 1975); в ходе проведения школьных и смешанных занятий ФКС (Ю.И. Зотов, 1973; В.Е. Крылова, 1993; А.И. Михеев, 1996). Изучалось влияние занятий физическими упражнениями на перестройку мотивационной сферы (Ю.И.Зотов, 1991); коррекцию личностных качеств (Т.Н. Краснобаева, 1996; В.И. Сиваков, 1998; О.А. Борисова, 1999); в условиях деятельности трудовых и спортивных лагерей (В.Г. Баженов, 1975; И.А. Невский, 1982). Реже специалисты обращались к вопросу профилактики асоциального поведения средствами ФКС в подростковых клубах по месту жительства. Практически остается не изученной проблема формирования психоэмоциональной устойчивости и становления социального статуса дизадаптированных подростков в зависимости от вида спортивной деятельности.

Исходя из вышеизложенного была поставлена задача изучить влияние занятий различными видами спорта (бокс, атлетическая гимнастика и спортивные игры) на развитие психофизических качеств подростков.

Выбор единоборств, индивидуального (атлетическая гимнастика) и командного (игры) видов деятельности был связан с принципиальными различиями этих видов спорта по мотивационным, целевым и психоэмоциональным факторам.

В эксперименте приняли участие 66 подростков (по 22 в каждой группе). Учебно-тренировочные занятия проводились три раза в неделю во внеурочное время по два часа каждое занятие.

Таблица 1. Изменение показателей физической подготовленности дизадаптированных подростков, занимающихся различными видами спорта

№ 

Показатели

Период измерения

Виды спорта

Бокс (n=22)

Волейбол (n=22)

Атлетическая гимнастика (n=22)

X+Sx

1

Подтягивание на перекладине, колич. раз

Н
К
p

7,71±0,81
8,45±0,36
>0,001

6,7±0,69
8,83±0,51
<0,001

9,26±0,54
12,36±0,54
<0,001

2

Прыжок в длину с места, см

Н
К
p

176,95±3,63
223,41±4,05
<0,001

186,43±3,47
220,94±2,06
<0,001

211,37±4,29
216,74±3,22
>0,05

3

Гибкость, см

Н
К
p

6,64±0,50
12,72±1,08
<0.001

7,29±1,16
14,83±1,09
<0,001

6,39±0,59
7,00±0,32
>0,05

4

Бег 30 м, с

Н
К
p

4,86±0,06
4,32±0,04
<0,001

4,96±0,08
4,47±0,05
<0,001

5,04±0,03
4,62±0,04
<0,001

5

Челночный бег 5x10 м, с

Н
К
p

15,50±0,25
 13,78±0,16
<0,001

15,01±0 28
12,58±0,16
<0,001

15,74±0,31
14,07±0,29
<0,001

6

Бег 1000 м,с

Н
К
p

257,32±2,9З
239,15±3,81
 <0,01

259,53±5,85
 240,21±3,74
<0,001

265,72±2,79
258,43±2,54
>0,05

Примечание: Здесь и в табл. 2: Н - начало эксперимента, К - конец эксперимента, р - уровень достоверности различий

Основу содержания экспериментальных уроков составила модифицированная методика проведения учебно-тренировочных занятий по вышеперечисленным видам спорта для детско-юношеских спортивных школ. На каждом уроке включался комплекс педагогических приемов, направленных на коррекцию физического, психического и нравственного состояния испытуемых, среди которых необходимо выделить следующие:

- учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенными усилиями, в противном случае тренировочный процесс теряет свою привлекательность;

- усложнение упражнений и увеличение нагрузки осуществляются постепенно, но постоянно по мере формирования интереса к занятиям;

- ко всем занимающимся предъявляются одинаковые требования с опорой на положительные личностные качества, пробуждая у учащихся самолюбие, уверенность в своих силах; сознательность и активность;

- своевременно и тщательно принимать методы принуждения, поощрения и наказания; использовать метод поощрения даже при неудачном выполнении того или иного упражнения;

- вводить в тренировку элементы нового, включая соревновательный метод внутри группы, где в качестве судей выступают сами занимающиеся;

- осуществлять анализ успехов и недостатков в учебно-тренировочной деятельности в группах и контроль за выполнением поручений тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемостью, подготовкой и уборкой мест проведения занятий;

- прививать навыки самоконтроля, проводить контроль за успеваемостью в школе, вести дневник тренировок, планировать нагрузки.

Здесь мы остановимся на рациональных приемах коррекции психического состояния подростков с асоциальным поведением, которые применялись в процессе учебно-тренировочной деятельности. В частности, целесообразно:

- создать педагогические ситуации, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без напряжения, страха (выполнение упражнений в облегченных условиях); при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания преодоления неуверенности путем самоприказа; извлечение максимальной пользы из неудачи; предоставление форы тревожным и т.п.);

- поощрять тревожных учащихся за трудолюбие, преодоление неуверенности, за удачно выполненное задание, самостоятельность;

- предоставлять агрессивным подросткам ведущие роли при выполнении упражнений (приеме нормативов, тестировании, проведении эстафет);

- педагогически правильно расставлять занимающихся в ходе изучения учебного материала (первыми выполняют упражнения агрессивные подростки);

- создавать такие педагогические ситуации, при которых у агрессивных учащихся также могут быть неудачи;

- извлекать максимальную пользу из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;

- временно отстранять агрессивных подростков от занятий, но с обязательным их присутствием;

- справедливо решать конфликтные ситуации;

- проводить групповые беседы, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельно сти учащихся, умышленно умалчивая об отрицательных;

- поддерживать инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при освоении физических упражнений.

Столь пристальное внимание, уделенное принципам организации занятий с трудновоспитуемыми подростками, связано с тем, что именно в этом отличие проведения тренировок с ними от тренировок занимающихся, которые не входят в "группу риска", когда тренировки проводятся в соответствии с государственными программами для детских спортивных школ.

Тестирование учащихся, занятых в экспериментальных исследованиях, осуществлялось дважды - в начале и конце учебного года. Среди большого количества тестов нами были выбраны наиболее популярные, которые показали свою надежность на протяжении многолетнего использования при массовых обследованиях. Пакет диагностических методик предусматривает изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, физкультурно-спортивной и другим видам деятельности, взаимоотношений в коллективе и вне его, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития, состояния физической подготовленности и психоэмоциональной сферы.

Для изучения личности в системе социальных отношений разработаны специальные анкеты учащегося общеобразовательной школы. Для объективной оценки личностных качеств подростка одновременно на каждого учащегося тренером, преподавателем заполняется опросный лист, в котором отражены основные характерологические особенности личности. Затем путем сравнения результатов анкетирования учащихся и опроса педагогов составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого ученика.

Для определения физического развития измеряются следующие показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, кистевая и становая динамометрия.

В качестве контрольных тестов, характеризующих физическую подготовленность, выполняются: бег 30 м, подтягивание на перекладине, бег 1000 м, прыжок в длину с места, челночный бег 5х10, наклон туловища вперед из положения сидя.

Направленное использование специально подобранных упражнений из разделов бокса, волейбола, атлетической гимнастики в сочетании с педагогическими приемами в течение года позволило улучшить двигательную подготовленность большинства испытуемых (табл. 1).

Как свидетельствуют результаты тестирования, к концу педагогического эксперимента произошло улучшение всех изучаемых показателей во всех группах, но эти изменения имели определенную направленность в зависимости от вида двигательной деятельности.

Таблица 2. Показатели психического состояния дизадаптированных подростков, занимающихся различными видами спорта

Показатели

Период измерения

Виды спорта

Бокс (n=22)

Спортивные игры (n=22)

Атлетическая гимнастика (n=22)

X+Sx

1

Тревожность

Н
К
p

10,15±0,49
9,91±0,56
>0,05

10,09±0,45
8,17±0,64
<0,05

10,84±0,48
9,58±0,43
<0,05

2

Агрессивность

Н
К
p

11,08±0,51
11,50±0,54
>0,05

11,50±0,35
8,56±0,46
<0,001

10,53±0,38
10,01±0,27
>0,05

3

Самооценка личности

Н
К
p

5,85±0,21
6,62±0,14
<0,01

5,50±0,20
7,30±0,12
<0,001

6,19±0,28
7,68±0,17
<0,001

4

Эффективность работы

Н
К
p

45,85±2,98
44,41±2,09
>0,05

44,51±1,01
34,92±1,51
<0,001

44,05±1,13
44,89±1,83
>0,05

5

Время врабатываемости

Н
К
p

0,94±0,03
0,95±0,02
>0,05

1,12±0,01
1 ,00±0,03
<0 001

0,95±0,02
0,93±0,02
>0,05

6

Психическая устойчивость

Н
К
p

0,97±0,0З
0,99±0,02
>0,05

1,13±0,03
0,95±0,05
<0,001

0,995±0,02
0,93±0,02
>0,05

В группах боксеров и волейболистов наиболее существенные изменения отмечены в тестах, характеризующих быстроту, общую выносливость, гибкость (р<0,001), а в группе атлетической гимнастики - в развитии силовых, скоростных и координационных способностей (р<0,001). Анализ межгрупповых различий свидетельствует о том, что подростки из первой и второй групп достоверно превзошли своих сверстников из третьей группы в этих же видах испытаний, а в силовых показателях существенное преимущество имели юноши, специализирующиеся в атлетической гимнастике (р<0,001), что вполне закономерно.

Сравнительный анализ данных в начале и в конце эксперимента, характеризующих психоэмоциональное состояние дизадаптированных подростков, свидетельствует о том, что занятия спортом независимо от вида оказали положительное влияние на психоэмоциональное состояние подростков (табл. 2).

К завершению экспериментальных занятий у испытуемых наметилась тенденция к улучшению изучаемых показателей. Наибольшие положительные изменения произошли в группе волейболистов. В 1-й и 3-й группах, занимающихся боксом и атлетической гимнастикой, средние результаты также улучшились, но несущественно (р>0,05).

Психическая устойчивость у испытуемых всех групп меньше единицы, что говорит о хорошей психической устойчивости, но у юношей 2-й и 3-й групп она достоверно выше, чем у боксеров.

Преимущественное использование средств игровой и силовой направленности позволяет более эффективно воздействовать на психическое состояние и нормализовать уровень тревожности и агрессивности, повысить самооценку личности в среднем у 74,3% подростков.

В группе боксеров к завершению педагогического эксперимента при недостоверном снижении уровня тревожности и повышении самооценки у 54,5 и 59,1% учащихся отмечается повышение уровня агрессивности, что является неблагоприятным фактором в процессе становления личности.

Таким образом, наблюдаемые в конце экспериментальных занятий позитивные изменения, происходящие в психическом состоянии дизадаптированных подростков, свидетельствуют об эффективности воздействия физических упражнений. Однако средства игровой и силовой направленности по сравнению с единоборствами оказали более эффективное воздействие на стабилизацию тревожного и агрессивного состояния испытуемых, способствовали достоверному повышению самооценки личности и умственной работоспособности.

Вовлечение подростков в занятия различными видами спорта, адекватными их интересам и потребностям, позволило сформировать у большинства из них позитивное отношение к социально значимым видам деятельности. К концу педагогического эксперимента положительно изменилось:

- отношение к учебной деятельности. Из общего числа трудновоспитуемых подростков 74,3% юношей - из группы атлетической гимнастики, 64,7% - волейбола и 43,5% - бокса стали положительно относиться к учебе; повысилось качество успеваемости, сократилось число юношей с удовлетворительной успеваемостью в среднем с 72,2 до 61,5% и как следствие произошло достоверное повышение мотивации к учебе, которая оценивается у волейболистов как хорошая, а в 1-й и 3-й группах - как удовлетворительная; уменьшилось число конфликтов с учителями с 63,8 до 55,0%; снизилось количество пропущенных уроков без уважительных причин на 10,7%; сократилось число учащихся, имеющих различные степени педагогической запущенности, с 29,3 до 18,3% в группе волейболистов, с 28,0 до 20,9% в группе юношей, занимающихся атлетической гимнастикой. В группе боксеров также произошли положительные изменения, но они несущественны - с 28,4 до 25,7%;

- отношение к обязательным урокам физического воспитания. От 65,0 до 72,8% испытуемых отмечают, что уроки им нравятся, более 75% опрошенных считают, что занятия необходимы современному человеку, достоверно возросла мотивация к спортивной деятельности, причем наиболее высокая выявлена в группе атлетической гимнастики (р<0,001).

В ходе проведенного исследования изменилось отношение занимающихся к разрешению конфликтных ситуаций. В начале эксперимента 32,6% боксеров и 31,3% подростков из секции атлетической гимнастики при разрешении конфликтов предпочитали прибегнуть к жестким словесным угрозам и делать ставку на силу. К концу исследования число таких подростков в этих группах несколько возросло. В группах же волейболистов количество агрессивных юношей сократилось с 16,7 до 5,9%.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что не все виды спортивной деятельности оказывают равнозначное влияние на формирование психоэмоционального состояния и становление социально-педагогического статуса дизадаптированных подростков. Наиболее восприимчивыми к позитивным изменениям оказались испытуемые, программа занятий которых предусматривала игровую и силовую направленность. Использование средств, методов и педагогических приемов из раздела волейбола, атлетической гимнастики способствовало более эффективному снижению психических напряжений, формированию позитивного отношения к социально значимым видам деятельности. В свою очередь, занятия боксом не способствуют снижению агрессивности подростков и поэтому не могут быть рекомендованы лицам, склонным к правонарушениям и асоциальному поведению.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!