ФУНДАМЕНТ-
АЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


 Abstract

METATHEORETICAL RESEARCH OF SPORTS TRAINING MANAGEMENT

V.V. Rybakov, A.V. Ufimtsev, A.I. Feodorov, Ph.D, lecturers

A.S. Perevoznikov

Chelyabinsk state university, Chelyabinsk

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: sports training, metatheoretic research, problem of updating of theory and technologies of sports training, system, evolutionary and synergy approaches, sports training management.

One of the perspective directions in optimization of the process of sports training is the establishment of the conformity of the individual opportunities of an organism of athletes to the set loads and conditions of their performance. The individualization represents itself as one of forms of the management, conducting the principle of sports training in which basis the account and the realization of features and opportunities of concrete athletes at performance of training and competitive loads in various structures of long-term training.

The authors represent laws and specific features of the realization of the large adaptable cycle, which is understood as the duration of the long-term training.

The following positions should find refraction in the large adaptable cycle: the nonlinearity in loads, the development of the basic systems and the adaptable reactions of an organism, becoming of the general and specific components of sports skill; an optimum sequence and the duration of the inclusion of a various orientation loads with observance of the principle of superposition.

The maximum sports results can be achieved at an establishment and the practical realization of laws and specific features of the interrelation of loads and the adaptable reactions of various promptness, expressiveness and orientation.


МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Кандидаты педагогических наук, доценты В.В. Рыбаков, А.В. Уфимцев, А.И. Федоров
А.С. Перевозников

Челябинский государственный университет, Челябинск
Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: спортивная подготовка, метатеоретическое исследование, проблема обновления теории и технологий спортивной подготовки, системный, эволюционный и синергетический подходы, управление спортивной подготовкой.

В настоящее время, несмотря на сложнейшее положение в сфере спорта, отечественная общая теория спортивной подготовки наряду с теорией и методикой подготовки в различных видах спорта занимает ведущие позиции в мировой спортивной науке. Вместе с тем возросшая популярность спорта в современном мире, резкое повышение конкуренции в крупнейших соревнованиях, постоянное обновление мировых достижений определяют необходимость дальнейшего совершенствования научно-методических положений системы спортивной подготовки, широкого внедрения достижений научно-технического прогресса, разработки и реализации перспективных технологических решений, опирающихся на всесторонние и достоверные результаты научных исследований и передовой практический опыт.

Методология обновления теории и технологий спортивной подготовки должна стать предметом специальных метатеоретических исследований, продолженных глубокими технологическими разработками [5]. Возникает необходимость в смене доминирующей парадигмы спортивной подготовки, переживающей серьезный кризис и исчерпавшей свои временные границы. Как показывает история, "нормальная наука" "живет" до тридцати шести лет, что более или менее эквивалентно периоду активной исследовательской деятельности ученого [9].

В развитии современной цивилизации наблюдается переход от повышения производительности труда к увеличению продуктивности ресурсов . Есть основания считать, что можно жить в несколько раз лучше и в то же время тратить в несколько раз меньше для устойчивого развития человечества в будущем [6]. Применительно к спортивной подготовке можно говорить о переносе акцента с постоянного повышения основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок (производительность труда) на все более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого спортсмена (продуктивность внутренних ресурсов) в конкретных условиях подготовки при эффективном использовании ее внетренировочных и внесоревновательных факторов [14, 15]. В этом плане должен быть реализован феномен "узнавания" [2, 19], в данном случае понимаемый как соответствие задаваемых нагрузок наследственно обусловленной предрасположенности организма спортсменов к конкретной спортивно -двигательной деятельности, уровню тренированности, текущему состоянию, условиям подготовки с установлением направлений, принципов, критериев и факторов ее индивидуализации [11, 14, 17].

Все сказанное выше, а также понимание спортивной подготовки в качестве процесса предполагают возможность и необходимость в управлении им. Категория управления обнаруживает и выполняет методологическую функцию по отношению к теории спортивной подготовки, расширяет и углубляет круг ее познавательного инструментария, формирует более строгий научный подход к изучению механизмов и форм проявления целостности, условий совершенствования процесса спортивной подготовки, определяющих высокий уровень спортивного мастерства.

Процессы прогрессивного развития в различных сферах человеческого общества складываются из огромного множества контуров управления и(или) самоуправления. Каждый такой контур представляет собой целенаправленный информационно -управленческий процесс, состоящий из управляемого объекта и управляющего субъекта (управляющего звена), замкнутых прямой и обратными информационными связями. Каковы бы ни были отличия в частностях (многоуровневость, специфика конкретных областей деятельности и т.п.). Структура этого механизма едина и может быть представлена в виде обобщенной до мировоззренческого уровня модели [1].

Системное исследование исторического процесса возникновения и усложняющегося упорядочивания связей во взаимодействиях выявляет значение понятий цели, информации, энтропии, отражения, отклонения и управления в диалектике объективной реальности (в том числе и спортивной), способствуя раскрытию самого механизма самоорганизации материи. Именно становление функциональных систем, процессов саморегуляции в живой природе и формирование современного образа человеческой деятельности ознаменовали восхождение материи на более высокие уровни развития, составив содержание биологической и социальной форм движения. Феномен управления долгое время считался исключительно общественным явлением, результатом сознательной деятельности людей. Успехи биологических наук, а также исследования при создании сложных технических систем в 40-50-х годах ХХ столетия позволили существенно расширить видимую сферу действия управленческих процессов и вплотную подойти к более глубокому пониманию сущности феномена управления. В первую очередь речь идет о становлении и действии механизма управления как функциональной системы, развивающейся в процессе эволюции и лежащей в основе процессов саморегуляции и саморазвития живой природы, общественных систем, их экономики, всей ноосферы, а также процессов познания [1].

Наука об управлении в изучении своего объекта опирается на идеи системного подхода. Это означает, что вся управленческая деятельность и все структурные элементы управления рассматриваются как единая система. При этом принципиально важно выявить и описать те объективные законы, которым подчиняется развитие и функционирование данной системы. В науку об управлении все более активно привлекаются и идеи синергетики - научного направления, связанного с самоуправляемым развитием сложных систем (самоорганизацией) через такие их характеристики, как открытость, нелинейность, неустойчивость, альтернативность, суперпозиция. Использование положений системного и синергетического подходов создает реальные предпосылки программирования и организации спортивной подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к строго управляемым процессам.

Вместе с тем необходимы дальнейшая разработка и обоснование методологических предпосылок постоянного обновления теории, методики и организации спортивной подготовки, рассмотрение условий и факторов, определяющих такое обновление как оправданное и актуальное.

Решить эти задачи представляется возможным и с помощью эволюционного подхода, уже зарекомендовавшего себя в исследованиях многих научных направлений и рассматриваемого в качестве методологическими основами познания сущности феномена двигательной активности человека. Центральными гносеологическими задачами этого подхода являются формирование научного знания о естественных законах развития двигательного потенциала человека и разработка стратегии социального стимулирования, управления и коррекции индивидуального и коллективного (командного) спортивного совершенствования [5, 4].

В этом плане заслуживает внимания концепция гармонизирующей эволюции , определяющая новые подходы к решению вопроса о сущности вида "homo sapiens". Согласно этой концепции главным фактором биологической эволюции предков современного человека было влияние социальных потребностей, а сам процесс гармонизирующей эволюции служит проявлением единства биологического и социального. Именно под влиянием возникающих социальных потребностей стала постепенно изменяться направленность самой биологической эволюции, и к моменту возникновения вида "человек разумный" сложилась особая генетическая программа, свойственная только этому виду; данную программу называют "социализированной" . Генетическая программа отразила в молекулярных структурах ДНК необходимость сложного мозга, развитой руки, прямохождения, анатомических особенностей гортани, обеспечивающей возможность членораздельной речи, высокочувствительных сенсорных систем (зрения и слуха) и многого другого,
что составляет морфологические особенности человека [10].

Можно полагать, что в этой программе заложена необходимость в достаточно напряженной двигательной деятельности. Активное поведение человека, обусловленное эволюционным развитием, проявляется преимущественно в двигательных актах. Двигательная активность - не только способ выживания, сохранения homo sapiens, но и средство развития психической сферы, совершенствования интеллекта (на начальных этапах эволюционного развития человека, его предков движение первично, интеллект вторичен; первое выступает в качестве причины, второе является следствием эволюции человека). Двигательная активность представляет собой основную форму отправлений, посредством которых человек не просто взаимодействует с окружающей средой (миром), но и осуществляет их преобразование, используя наряду с двигательным и интеллектуальный потенциал в виде спортивной культуры [14, 15, 18].

Постоянная эволюция методологии, теории и технологий спортивной подготовки, приведшая к значительному повышению спортивной результативности и ведущих параметров тренировочных программ, обеспечивающих ее достижение, расширение и интенсификация соревновательной практики потребовали серьезного исследования форм и принципов организации процесса спортивной подготовки, выдвинули в качестве целевого ориентира для научного поиска идею ее оптимизации.

Одним из перспективных направлений оптимизации процесса спортивной подготовки является установление соответствия индивидуальных возможностей организма спортсменов задаваемым нагрузкам и условиям их выполнения. Индивидуализация выступает в качестве одной из форм управления, ведущего принципа спортивной подготовки, в основе которых лежат учет и реализация особенностей и возможностей конкретных спортсменов при выполнении тренировочных и соревновательных нагрузок в различных структурах многолетней подготовки.

В становлении и развитии новой парадигмы спортивной подготовки целесообразно изучение закономерностей и индивидуальных особенностей реализации большого адаптационного цикла, под которым понимается продолжительность многолетней подготовки (время пребывания в спорте с целью достижения наивысших индивидуальных результатов). Следует подчеркнуть, что большой адаптационный цикл строится с учетом закономерностей развития долговременной адаптации и отражает особенности морфофункциональной специализации организма спортсменов (по Ю.В. Верхошанскому) и формирования системного структурного следа адаптации (по Ф.З. Меерсону). В рамках большого адаптационного цикла возникает необходимость в изучении в качестве единого целого следующей цепочки развития адаптационного процесса: этап срочной адаптации ® этап устойчивой адаптации ® этап долговременной адаптации.

Срочные реакции возникают в результате воздействия отдельных тренировочных и соревновательных нагрузок. Устойчивая адаптация отражает кумулятивный эффект тренирующих воздействий при исчерпании текущего адаптационного резерва организма спортсменов. На данном этапе проявляются "активно-поисковая" и "стабилизирующие" фазы, сформированные реакции достаточно устойчивы, но обратимы. Этап устойчивой адаптации обеспечивает переход от срочной, но несовершенной к долговременной и совершенной адаптации к конкретной спортивно-двигательной деятельности. Для этапа долговременной адаптации характерно наличие выраженных и во многом необратимых приспособительных перестроек.

В большом адаптационном цикле должны найти преломление следующие положения: нелинейность в задаваемых нагрузках, развитии основных систем и адаптационных реакций организма, становлении общего и специфического компонентов спортивного мастерства; оптимальная последовательность и длительность включения нагрузок различной преимущественной направленности с соблюдением принципа суперпозиции .

Наиболее высокие спортивные результаты могут быть достигнуты при установлении и практической реализации закономерностей и индивидуальных особенностей взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций различной срочности, выраженности и направленности [3, 12, 16, 17]. При этом становится очевидным, что обоснование и построение программ подготовки спортсменов должно быть направлено не только и не столько на выполнение максимума задаваемых нагрузок, что во многом характерно для сегодняшнего дня, сколько на получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отставленного и кумулятивного (устойчивого и долговременного) характера [7, 8, 11, 13, 16].

В настоящее время объектом изучения являются взаимодействия, в основе которых лежит принцип комплементарности , взаимного дополнения начал, обладающих не одинаковыми, а в пределе противоположными свойствами, т.е. несущих различные знаки. Нет необходимости останавливаться на первостепенной значимости принципа комплементарности как начала, которое глубоко пронизывает в соответствии с концепциями Н.Бора все уровни мироздания - от квантовых явлений до генетических механизмов [19]. Можно полагать, что принцип взаимного проникновения противоположностей, эта основополагающая форма существования мира, может быть использован при формулировке системы специфических принципов спортивной подготовки в следующем виде: максимальность и достаточность, разносторонность и специализация (специфичность), непрерывность и дискретность, избирательность и интегративность, постепенность и вариативность ("скачкообразность" и "контрастность"), адекватность (доступность) и целесообразность, многообразие и монотонность, целостность и цикличность, индивидуальность и типичность, стабильность и изменчивость (подвижность). Эти принципы можно представить и в следующем виде: достаточная максимальность, разносторонняя специализация (специфичность), непрерывная дискретность, избирательная интегративность, постепенная вариативность ("скачкообразность" и "контрастность"), адекватная (доступная) целесообразность, многообразная монотонность, цикличная целостность, индивидуальная типичность, стабильная изменчивость (подвижность).

Вместе с тем следует признать, что это в большей степени подход к формированию совокупности принципов. И вполне естественно, что они требуют своего более глубокого осмысления, обоснования, уточнения, конкретизации, строгого соотношения с объективно существующими закономерностями социального, спортивно-педагогического, психологического и медико-биологического характера, обусловливающих эффективность спортивной подготовки. И если представленные принципы окажутся объективными и как следствие действенными, то можно говорить о формировании в теории спортивной подготовки системного, интегративного, иерархического поля специфических принципов.

Для эффективного индивидуализированного управления спортивной подготовкой, достижения уровня спортивного мастерства целесообразно исследовать следующую цепочку формирования и развития индивидуальности личности: гены задатки способности.

Это позволяет выявить предрасположенность (склонность) и перспективность спортсменов к конкретной двигательной деятельности, разработать модели различного уровня, решить вопросы отбора и ориентации, структуры и содержания этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов годичной подготовки, мезоциклов, микроциклов, тренировочных занятий и их частей. В этом плане должна найти преломление в системе спортивной подготовки присущая только человеку "социализированная" генетическая программа с реализацией феномена "узнавания", где "социализированный" компонент находит отражение в целенаправленном, научно обоснованном управлении развитием двигательного потенциала человека.

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.

2. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. - М.: Политиздат, 1986. - 334 с.

3. Бажанова С.В. Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежек: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1998. - 26 с.

4. Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема // Вопросы философии. 1981, № 8, с. 78-89.

5. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 21-26, 39-40.

6. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат половина, отдача двойная. Новый доклад Римскому клубу. - М.: Academia, 2000. - 400 с.

7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - 175 с.

8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 330 с.

9. Даугс Р. Наука о моторике перед лицом кризиса? // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 5, с. 57-63.

10. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1989. - 351 с.

11. Куликов Л.М., Рыбаков В.В. К развитию общей теории спортивной подготовки // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 7, с. 20-22.

12. Медведева Г.Е. Предрасположенность конькобежек высокой квалификации к спринтерским и многоборным дистанциям: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1997. - 26 с.

13. Ратов И.П., Бальсевич В.К., Чепик В.Д. и др. Предмет, содержание и перспективы биомехатроники - синтезируемой научной дисциплины, разрабатывающей технологии конструирования и построения действий с заданной результативностью // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 8, с. 45-48.

14. Рыбаков В.В. Интеллектуальный вектор развития спортивной культуры. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 220 с.

15. Рыбаков В.В., Куликов Л.М. К проблеме формирования национальной спортивной доктрины (Аналитический обзор) // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 5-10.

16. Рыбаков В.В., Куликов Л.М. Особенности проявления взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций в организме квалифицированных лыжников-гонщиков // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 47-50.

17. Рыбаков В.В., Медведева Г.Е., Алешин И.Н. и др. Подходы к разработке концепции индивидуализации подготовки спортсменов высокой квалификации // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 4, с. 57-59.

18. Рыбаков В.В., Уфимцев А.В., Федоров А.И. Спортивная культура в решении коренных проблем современного общества и формировании цивилизации будущего // Легкая атлетика: научно-методическое обеспечение подготовки спортивных резервов и квалифицированных спортсменов. Челябинск, 2002, с. 218-233.

19. Энгельгарт В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, "узнавание" // Вопросы философии. 1976, № 7, с. 65-81.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!