Abstract CREATION IMPROVING SPACE IN UNIVERSITY (ON BASIS OF OLYMPIC EDUCATION AND PEDAGOGICS OF HEALTH) N.A. Rybachuk, Ph. D., lecturer Kuban state university, Krasnodar Key words: Olympism, Olympic culture, Olympic education, interethnic relations. The author has developed the scientific project "Olympic education and pedagogics of health". 993 persons have taken part in the research. The pedagogical researches were carried out under the questionnaire "Sports, Olympism and We". 393 persons have been undergone to questionnaireing. The sample has made 120 person (60 men and 60 women aged 17-18 - students of the Kuban state university and of the social-pedagogical institute). Analyzing the attitude of the youth to the Olympic games, Olympic movement, the author have fixed rather high interest to this phenomenon. |
СОЗДАНИЕ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ Кандидат
педагогических наук, доцент Н.А.
Рыбачук Ключевые слова: олимпизм, олимпийская культура, олимпийское воспитание, межнациональные отношения. Мощное гуманизирующее содержание олимпийской культуры способно предотвратить утилитарную направленность физического воспитания, наполняя его духовным смыслом, а "...трансляция олимпийской культуры через систему образования будет служить интеграции спорта, образования, здорового стиля жизни и сближению людей в духе олимпизма" [9]. Именно олимпийское воспитание - педагогическая деятельность, способствующая приобщению молодежи к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма - жизненной философии, возвышающей и объединяющей в единое сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума, - обладает способностью к сближению и взаимообогащению культур и межэтнических отношений всех народов нашей планеты [7], "...может стать своего рода философией, педагогическим пособием, дополняющим общее образование" [8], успешно решает социально-педагогические задачи, объединяя спорт с культурой и образованием [3]. Ведь Северо-Кавказский регион многонационален и важную роль в становлении и развитии культуры межнациональных отношений в XXI веке будут играть народная педагогика, педагогические идеи в интеграции с воспитательным опытом, отраженным в устном народном творчестве, традициях, обычаях, играх, состязаниях [8]. Являясь важным компонентом самоотверженной самобытной культуры казачества, этнопедагогика традиционно формировала гармонически развитую личность [5,13]. Олимпийское движение на Кубани имеет исторические корни. Так, участие молодежи в групповых танцах, хороводах, плясовых песнях во время массовых праздников и народных гуляний способствовало не только тренированности молодых людей, но и улучшению межличностных отношений и сплочению коллектива [2]. Особое значение придавалось строгому соблюдению казаками правил спортивных состязаний и принципов "честной игры", ведению боев по-справедливости, порицанию "неспортивного" поведения [1]. Внедрение в педагогический процесс казачьих образовательных учреждений сокольской гимнастики воспитывало у занимающихся не только физические качества, но и эстетические и гуманистические чувства [16]. В Кубанском Александровском реальном училище (крупнейшее войсковое учебное заведение области) с целью поддержания и развития в детях здоровья уроки научного содержания чередовались с занятиями гимнастикой и пением [11]. Для учеников младших классов "...были введены особые уроки пластической гимнастики и танцев" [11]. Таким образом кубанские педагоги формировали личность учащихся путем реализации принципа единства двигательного, интеллектуального и духовно-нравственного компонентов физкультурного воспитания. В последнее время в различных публикациях отмечалось отсутствие процесса интеграции народов и национальных культур. Однако анализ IX игр Юга России, проведенный С.О. Павловым и А.А. Шабалиной, полностью опровергает данное положение [14]. Достаточно подчеркнуть участие в этих соревнованиях более 40 делегаций. Поддерживая мнение Л.И. Лубышевой [9] о содержании программы олимпийского образования, мы разработали научный проект "Олимпийское воспитание и педагогика здоровья" (см. схему).
Олимпийское воспитание и педагогика здоровья как составляющие образовательного пространства В исследовании приняли участие 993 человека. Педагогические исследования проводились по анкете "Спорт, олимпизм и мы", разработанной профессором В.И. Столяровым. Анкетированию подверглись 393 человека. Выборка составила 120 человек (60 юношей и 60 девушек в возрасте 17-18 лет - студентов КубГУ и социально-педагогического института). Анализируя отношение молодежи к олимпийским играм, олимпийскому движению, мы зафиксировали довольно высокий интерес к данному социокультурному феномену (см. табл. 1, 2). Факторами педагогического воздействия в данном педагогическом пространстве явились следующие инновации: "ознакомительный курс", альтернативная программа "Гуманистическое воспитание личности на занятиях по физической культуре в вузе" и научный проект "Олимпийское воспитание и педагогика здоровья". I. Ознакомительный курс. С учетом интересов студенчества в качестве базовых видов спорта нами предлагаются следующие виды: волейбол, баскетбол, бадминтон, легкая атлетика, ритмическая гимнастика, рукопашный бой, бодибилдинг и туризм. Таблица 1. Динамика отношения студентов к Олимпийским играм, олимпийскому движению и некоторые их знания по проблеме олимпийского движения (женщины), %
Таблица 2. Динамика отношения студентов к. Олимпийским играм, олимпийскому движению и некоторые их знания по проблеме олимпийского движения (мужчины), %
Знакомство с данными видами спорта (элементарные теоретические аспекты и методико-практические умения), в дальнейшем переходящие в навыки, позволят студентам легко менять физкультурные увлечения в зависимости от возраста, целей, задач и доступа к различным видам деятельности в данной сфере. Этот инновационный процесс создает условия мотивирования и актуализации физкультурно -оздоровительной деятельности посредством элективного, правильного выбора вида спорта согласно индивидуальным интересам и способностям. Знакомство с данными видами спорта всесторонне развивает человека; позволяет выявить двигательные способности к отдельно взятому виду спорта с последующим их развитием в образовательно-оздоровительной деятельности: готовит базу для неизбежной смены физкультурных увлечений (связанных с возрастом, изменением местонахождения) [15]. II. Педагогическая деятельность по реализации авторской программы "Гуманистическое воспитание личности на занятиях по физической культуре". Цель данной программы - физическое и духовное оздоровление молодежи, формирование творчески активной личности, включенной в процесс постоянного саморазвития, самосовершенствования. Как логическое ее завершение мы предлагаем авторский комплекс "новых игр", или "игр без побежденных", ориентирующих участников в первую очередь на рыцарское поведение, благородные поступки, сотрудничество, творчество [17, 18, 19]. В данном случае внимание организаторов направлено на создание благожелательной, комфортной для человека сферы деятельности, позволяющей через спортивную активность быть приобщенным к ценностям культуры, пользоваться ими и участвовать в их создании [12], способствующей быстрой адаптации современного молодого человека в условиях жесткой конкуренции и социальных катаклизмов к ликвидации существующего разрыва между имеющимися и потенциальными возможностями личности. Разработанные нами педагогические условия гуманизации физического воспитания студентов создают оптимальное физкультурно-оздоровительное пространство в вузе. III. Авторская программа "Олимпийское воспитание и педагогика здоровья" - базовая в рассматриваемом нами процессе. Целью разработки и реализации проекта "Олимпийское воспитание и педагогика здоровья" является: расширение и углубление теоретических знаний студентов в области физической культуры, психологии, гигиены, валеологии; обучение молодых людей сохранению и увеличению резервов здоровья (аэробный, психомышечный тренинг и, дневники самосовершенствования); обеспечение творческой практической деятельности по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья. Процесс физического воспитания является для студентов опытом познания пространства физической культуры [10]. Важно включить студента в это пространство как субъекта, способного творить в данной сфере деятельности [4], когда реализуются его индивидуальные и социальные процессы с "самореализацией" [4], дать молодому человеку возможность подняться над пространством видов деятельности, доступных ему, помочь найти себя в нем и построить собственную деятельность [6]. Литература 1. Александров С.Г. Отражение традиций физической подготовки в устном народном творчестве кубанского казачества // Вопросы Северо-Кавказской истории: Сб. науч. статей. Армавир, 199, с. 97-100. 2. Александров С.Г. Модель физического воспитания детей и молодежи Кубанского казачества (середина XIX - начало XX в.) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 4, с. 141-145. 3. Александров С.Г. Народные казачьи виды спорта - резерв Олимпийского движения // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры: Материалы научно-практической конференции. Майкоп: Адыг. респ. книж. изд-во, 1998, с. 45-46. 4. Андрющенко Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету физическая культура // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 47-54. 5. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура Кубанского казачества // Традиционная культура и дети. Краснодар: ЦНКК, 1994, с. 35-47. 6. Виленский М.Я. Физическая культура как образовательная дисциплина в современной высшей школе // Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного пространства современного вуза: Сб. материалов науч.-практ. конф. под ред. Ю.И. Евсеева, Б.А. Кабаргина. - Ростов н/Д: Рост. гос. экон. ун-т., 2001, с. 16-19. 7. Истягина-Елисеева Е.А., Кружков Д.А. Олимпийское перемирие: история и современность // Олимпийское движение: история, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 10-13 ноября. 1999, с. 9-10. 8. Кружков Д.А., Александров С.Г., Акчурин К.Р. Традиции Олимпийского перемирия как средство формирования культуры межнациональных отношений народов Северного Кавказа // Олимпийское движение: история, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 1999, с. 12-14. 9. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры, 1997, № 6, с. 10-15. 10. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. 11. Обзор деятельности Кубанского Александровского реального училища за 1912-1913 уч. годы. Екатеринодар, 1914. - 155 с. 12. Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3. Сб. / Сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва - Сургут, МГИУ, 2000, с. 80-130. 13. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 год / Под общ. ред. В.Н. Ратушняка. Краснодар. Советская Кубань, 1996. - 656 с. 14. Павлов С.О., Шабалина А.А. Игры ассоциации городов Юга России: вклад региона в Олимпийское движение: история, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч-практ. конф. 10-13 ноября 1999. Краснодар, с. 17-18. 15. Полозов А.А. Перенос гармонии в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 5, с. 36. 16. Устав гимнастического общества "Сокол" в Екатеринодаре. Екатеринодар. 1912. - 18 с. 17. Blumenthal Ekkehard. Kooperativ Bewegungspitlt: - Schorndorf: Verlag Hofmann, 1987. - S. 18-20. 18. Daublebsky B. Spielen in der Schule. Vorschlage und Begrundungen fun ein Spielenrriculum. - Stuttgard, 1977. - S. 14-18. 19. Deacove Jim. Kooperative Sportspiele. Sport ohne Steger. - DOUK. - Verlag. Ettlingen, 1981. - P. 18-32. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |