|
СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА Кандидат
педагогических наук, доцент И.Ю.
Юсупов Введение. В современных условиях в теории и методике физического воспитания немалое внимание уделяется соотношению и эффективности выполняемого объема общей и специальной физической подготовки как на каждом этапе, так и в многолетнем плане проведения занятий. Целью данной работы было исследование объемов ОФП и СФП и степени их воздействия на двигательные качества и спортивный результат по периодам многолетнего цикла тренировки бегунов на средние и длинные дистанции 9-20 лет, проживающих в условиях жаркого климата южных районов Украины. Организация и методы исследования. Исследования проводились на базе детско-юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП) при Криворожском государственном педагогическом институте. Были организованы экспериментальные группы (ЭГ) - 275 мальчиков 9-10 лет из средних школ №32 и 33 г. Кривой Рог, а так- же контрольная группа (КГ) - 450 мальчиков из ДЮСШ. Все они специализировались в беге на средние и длинные дистанции. Бегуны ЭГ занимались по
разработанной нами методике.
Программа обучения была построена
в расчете на уроки физкультуры в
общеобразовательной школе (2 раза
по 45 мин) и учебно-тренировочные
занятия в вечернее время (от 3 до 5
раз в неделю по 120-180 мин в
зависимости от возраста). Учебные и
тренировочные занятия проводились
через день, т.е. в первый день - учебные занятия, во второй день
- тренировки в вечернее время.
Средствами тренировки в обоих
случаях были подвижные и
спортивные игры, гимнастика,
тяжелая атлетика, плавание, Методические рекомендации. В урочные и внеурочные формы занятий в общеобразовательной школе необходимо включать простые формы обучения, представленные ОФП (от 60 до 80% объема ) и сложные формы обучения, представленные СФП (от 20 до 40%), исходя из возрастных особенностей детей до 15 лет. Такое сочетание нагрузок позволяет повышать двигательные качества, развивать организм, улучшать физическую подготовленность, работоспособность, приобретать новые знания, умения навыки по другим видам спорта, которые в последующие годы занятий потребуются для выбора специализации. Специализацию в легкой атлетике, а именно в беге на средние и длинные дистанции, целесообразно начинать с 14 - 15- летнего возраста, так как в этом возрасте формируются интересы, навыки, повышается работоспособность, происходит всестороннее физическое развитие и приобретается морально-психологическая устойчивость. Исследования показали, что для проведения урока или тренировки с целью ускорения адаптации организма к большому объему физических нагрузок и их оптимального влияния на организм человека наиболее благоприятны юго-восточные регионы Украины и России. Занятия целесообразно проводить с 8 до 12 ч дня в любое время года и с 16.30 до 21.00 ч с 15 ноября по 15 марта. В эти часы температура воздуха относительно умеренная - плюс 20 - 22 градуса. В этих условиях дети, подростки бодры, способны целиком выполнять запланированный объем физических упражнений по ОФП и СФП на уроке и во время внеурочных занятий, не отступая от принципов ведения здорового образа жизни. Все функциональные показатели при этом находятся на более оптимальном уровне, то, в свою очередь, препятствует преждевременной утомляемости организма. Методика тренировки у бегунов на средние и длинные дистанции, проживающих в условиях жаркого климата, должна коренным образом отличаться от таковой у спортсменов, проживающих в условиях умеренного и сурового климата. Особенно это касается соотношения объема времени для развития конкретного двигательного качества в определенном возрасте. Так, в возрасте 9 -12 лет следует увеличить объем времени на развитие быстроты, ловкости, выносливости (по 20%), гибкости ( 10%) и силы - (30%). В возрасте 12 - 13 лет на быстроту и силу целесообразно отводить по 25%, на выносливость - 30%, на ловкость - 15% и на гибкость -5%. В возрасте 14 - 15 лет объем времени на развитие силы увеличить до 20%, быстроты - до 25%, а выносливости - до 35%, ловкости и гибкости - до 10% . В возрасте 16 -17 лет увеличивается время, отводимое на быстроту, до 20%, общую выносливость - до 25%, силу - сохраняется до 10%, на гибкость и ловкость - по 5%; специальную выносливость - до 25%. В возрасте 18-20 лет на развитие быстроты необходимо отводить до 25% времени, силы -20%, общей выносливости до 35%,специальной выносливости - до 35%, гибкости и ловкости -по 5%. Все эти качества необходимо развивать по этапам многолетней подготовки, что послужит фундаментом для высокого роста результатов в беге на средние и длинные дистанции. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|