ФУНДАМЕНТ-
АЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


 Abstract

AIM OF PHYSICAL EDUCATION - PERSON OF CULTURE

V.S. Jakimovich, Ph.D., professor

A.A. Kondrashov

Volzhski construction institute of Volgograd state architectural-construction academy, Volzhski

Key words: physical education, physical culture, model of physically cultured person, model-image of cultured person.

The model of physically cultured person is represented in the article. The model is based on the culturological conception of the physically cultured person's forming. Besides the model is based on the conception of personality-focused education. The characteristics of the model of a cultured person are his personal traits. The concrete model-image of such a person is adduced in the article. The educational process at schools as well as in colleges or universities can be focused on this model.


ЦЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ - ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, профессор В.С. Якимович
А.А. Кондрашов

Волжский инженерно-строительный институт Волгоградской государственной архитектурно -строительной академии, Волжский

Ключевые слова: физкультурное воспитание, физическая культура, модель человека физической культуры, модель-образ человека культуры.

Проблема человека, выяснение его сущности, природы, места во Вселенной, смысла жизни, норм поведения, отношений к семье и государству составляют смысловое ядро всех наиболее значительных философских учений начиная с древности.

В контексте гуманистической философии существует множество различных научных направлений (рационализм, утопический социализм, экзистенциализм, философская антропология и др.) которые сформировали свой образ, идеал человека культуры. Несмотря на то что по происхождению эти образы историчны, интегрируют черты образа мыслей и образа жизни людей определенной эпохи, по сути, они отвечают в той или иной степени на знаменитые кантовские вопросы о возможностях человека в познании смыслов жизни и его отношениях к миру: Что такое человек? Что я должен делать? Что я могу знать? На что я могу надеяться?

История науки имеет немало различных подходов к определению культурной сущности человека. Так, К. Марксом разработана концепция, в основу которой положено социальное качество человека ("совокупность всех общественных отношений"), З. Фрейдом - концепция биосоциального человека, К.Д. Ушинским - концепция человека нравственного, А.Ф. Лосевым - концепция человека духовного и т.д. В наше время В.С. Шубинским обоснована концепция, в которой человек предстает как субъект творческой жизнедеятельности.

Представленные теории имеют не только различия, но и общее объединяющее их начало - это способ разрешения основных противоречий развития человека. Так, рассматривая в качестве основного противоречие между социальным и биологическим началами в человеке, К. Маркс способом его разрешения считает окультуривание человеческих потребностей, З. Фрейд - культурное творчество и психоанализ, К.Д. Ушинский и А.Ф. Лосев - труд души, высокие нравственные помыслы и альтруистические поступки, В.С. Шубинский - свободную творческую деятельность. Иными словами, как отмечает Е.В. Бондаревская [2], все указанные авторы концептуальных построений о человеке едины, по существу, в главном - в утверждении, что единственно возможным способом разрешения противоречий его развития является интеграция человека в культуру, в социально-культурное творчество, созидание культурных ценностей.

Учитывая, что физическая культура - вид культуры, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и выполнения ими своих социальных обязанностей в обществе [7], постараемся хотя бы схематично представить модель человека физической культуры. За основу ее построения примем культурологическую концепцию формирования физической культуры личности Л.И. Лубышевой [5, 6] и концепцию личностно ориентированного образования Е.В. Бондаревской [2].

Итак, прежде всего человек физической культуры - это человек свободный , способный к самоопределению в мире культуры.

Педагогические аспекты этой характеристики личности состоят в воспитании у учащихся таких качеств, как высокий уровень самосознания; чувство собственного достоинства; самоуважение; самостоятельность; самодисциплина; независимость суждений, сочетающаяся с уважением мнения других людей; способность к ориентировке в мире духовных и материальных ценностей физической культуры; умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки; осуществлять свободный выбор реализации социальной программы физического развития, воплощенной в специальных знаниях и убеждениях, навыках и привычках, качествах и потребностях.

Соответственно педагогический процесс должен быть ориентирован на механизмы воспитания свободной личности, такие, как всемерное поощрение и развитие практики включения учащихся в ситуации выбора, принятия самостоятельного решения, вариативного обучения и других форм демократизации образовательной системы. При этом исключаются любые методы и средства принуждения.

Создавая пространство свободного саморазвития личности, необходимо научить ее пользоваться свободой как благом. Решение такой задачи - дело весьма непростое, так как в воспитании, ориентированном на человека, как утверждал педагог-гуманист В.В. Зеньковский [2], дело идет об "освобождении", то есть о восхождении к свободе. Но, "освобождая" человека для свободной самореализации, необходимо обеспечить "связь свободы и добра", ибо свобода часто переживается людьми как бремя. Свобода больше смущает, чем помогает, больше обременяет, чем окрыляет, если человек не умеет пользоваться своей свободой. Вся "тайна" свободы, по мнению автора, в ее странной антиномичности - в ее глубокой связи с самой основой личности и в ее "неустроенности", в возможности срыва, ухода во власть страстей. То есть проблема воспитания добра или направления человека к добру есть главная проблема его воспитания в пространстве свободы.

Человек культуры - гуманная личность. Гуманность - вершина нравственности, так как в ней любовь к людям и природе проявляется в милосердии, доброте, способности к сопереживанию, альтруизме, готовности оказывать помощь нуждающимся, понимании ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности его жизни, стремлении к миру, согласию, добрососедству, умении быть терпиммы и доброжелательным ко всем людям, независимо от их расы, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств.

Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания физкультурного воспитания и гуманизации его методов, о чем неоднократно писали и говорили многие ученые и педагоги-практики.

Человек культуры - духовная личность. Воспитание духовности - это путь возрождения русской интеллигенции и создание главной внутренней предпосылки для формирования творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие: духовных потребностей в познании физической культуры как феномена; самопознания психофизических возможностей и способностей: рефлексии; понимания красоты человеческого тела и двигательных действий; умения общения с родными, друзьями, природой; творчества; понимания автономии своего внутреннего мира, смысла жизни, счастья.

Духовность человека физической культуры также проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть в осознании принадлежности к определенной культуре. Для учащихся русских образовательных заведений пространством культурной самоидентификации и самодетерминации является русская национальная физическая культура - от ее истоков до наших дней. Безусловно, это положение должно быть отражено в образовательных программах по "физической культуре" во всех учебных заведениях.

Человек культуры - личность творческая и адаптивная. Творческая личность - это личность вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством поиска неизведанного, стремлением к созиданию нового. Творчество проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в учении, труде, быту, организации досуга, общении и т.д.

Педагогически значимые ориентиры воспитания творческой личности заключаются в таких характеристиках, как развитые психофизические способности; сформированная потребность в преобразующей себя деятельности; достаточно большой объем усвоенных знаний, двигательных умений и навыков; сочетание аналитического и интуитивного мышления; способность и стремление к жизнетворчеству.

Цель образования человека физической культуры должна включать и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве: в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли частной жизни.

Адаптация к этим условиям требует от человека культуры практического овладения основами экономики физической культуры, компьютерной грамотности, владения языками мира; навыками общения; знаниями религиозных праздников и народных обычаев и т. д. Не случайно в новых условиях актуализируются такие потребности, как бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, эстетический вкус, хорошие манеры, умение обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи.

Итак, в модели человека физической культуры представлены различные срезы культурного начала личности: свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность. Разумеется, это лишь один из подходов, который только расширяет направление поиска новых путей совершенствования физкультурного воспитания молодого поколения.

Однако даже такое схематичное представление модели человека физической культуры позволяет очертить круг содержания физкультурного воспитания.

Прежде всего определение базовых компонентов содержания физкультурного воспитания в образовательных заведениях обуславливается требованиями, идущими от учащихся, связанными с их развитием и становлением как личности, требованиями освоения и интернационализации общечеловеческих ценностей физической культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования поведения, его нравственных основ.

Педагогической науке предстоит еще обосновать эти требования, вместе с тем концептуальный подход к физкультурному воспитанию как формированию культуры и нравственности [1, 5, 6, 7, 8] позволяет выделить некоторые особо важные компоненты содержания современного воспитания, которые могут войти в его базовую основу:

- интернализацию учащимися универсальных общечеловеческих ценностей физической культуры; осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными физическими культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность и др.;

- овладение основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми: творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия, участие в физическом воспитании младших братьев и сестер, оказание им помощи и повседневного внимания и др.;

- освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной физической культуры, материализованных в спортивных сооружениях, оборудовании, инвентаре, монографиях, учебниках и т.п.;

- формирование опыта гражданского поведения: участие в различных физкультурных и спортивных мероприятиях, проявление гражданских чувств, противодействие аморальным явлениям, отстаивание прав человека, в том числе в ситуациях риска, и др.;

- накопление опыта переживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей и др.;

- овладение ситуациями реальной ответственной самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;

- самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществлениеп самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовершенствования, психокоррекции и др.

На основе предлагаемой схемы модели человека физической культуры и содержания физкультурного воспитания предоставляется возможность создать непосредственно модели-образы исторических или вымышленных персонажей, но существующих в объективной реальности, на которые можно ориентировать педагогический процесс в любом образовательном учреждении.

Модель Александра Невского (или модель Силы Личности по Е.В. Бондаревской).

В содержание этого понятия вкладывается то, что Сила Личности - не только в крепких мускулах. Она - в самостоятельности мышления, в глубине, искренности и чистоте помыслов, в природной мудрости, которая закладывается в детстве и накапливается всю жизнь. Сила Личности - синтез ума, сердца, физического здоровья, воли. В самом словосочетании Сила Личности содержится утверждение, что сила зависит от личности, а не от внешних обстоятельств. Зарожденная и накопленная во времени и пространстве, Сила Личности продолжает существовать вне их, в человеке. Она аккумулируется в течение всей жизни, но растет и крепнет только в зависимости от воли, желания и воображения.

Первое условие воспитания Силы Личности состоит в преодолении жизненных испытаний . Не пройдя через них, никто не сможет поверить в свои возможности. Но при этом не имеет смысла создавать и искусственные трудности, поскольку самые обычные школьные, вузовские и жизненные будни полны трудностей и испытаний. Они рядом с учащимися, а в большинстве случаев - в них самих: раздражительность, несовместимость с соседом по парте, застенчивость, слабое здоровье, неумеренность, грубость, лень - все это преграды, которые приходится преодолевать. Невежество, нерешительность, ложная гордость подводят человека в жизненных испытаниях.

Благодаря глубокому осознанию природы повседневных забот и невзгод, накапливается уверенность ученика в собственных возможностях. Сила Личности не может быть приобретена в бесшабашном веселье, бессмысленных развлечениях и поощрении собственного эгоизма.

При преодолении трудностей ученик извлекает для себя урок: в каждом жизненном испытании содержится крупица Силы Личности, которую необходимо добыть. Если урок этот усвоен, человек научится все преодолевать, обретая при этом внутреннюю свободу.

Шансы справиться с превратностями судьбы в основном зависят от желания их преодолеть. Задача педагога - стимулировать это желание посредством создания условий для его формирования и развития, превращения в постоянную потребность.

Полюбить жизнь такой, какая она есть, без всяких условий - значит принимать ее с пониманием и тогда, когда она трудна, и тогда, когда она легка. Если испытания встречаются с надеждой и улыбкой - борьба выиграна. Более того, надо научиться с благодарностью вспоминать испытания, потому что они помогли приобрести силы, находчивость и терпение. Только после осознания до конца своих слабостей и недостатков, высвеченных выпавшими трудностями, можно переходить к следующему условию - к "включению" самоконтроля для укрепления Силы Личности.

Истоки многих человеческих ошибок и трагедий состоят в неумении покорять собственную натуру. К сожалению, познание самого себя не является предметом обучения в школе, эту функцию вполне может взять на себя физическая культура, которая объединяет и биологическое, и социальное начала в человеке. Как известно из мудрого изречения Ф. Бекона, "Знание - это сила". Но познание себя - это Сила Личности. По сравнению с первым условием, помогающим открыть скрытые возможности, потенциальную силу и узнать о своих слабостях, самоконтроль - это сознательное использование жизненной энергии на более высоком уровне. В основе его находится замена негативных установок, мыслей, эмоций, отношений позитивными: раздражение и гнев - спокойствием и терпением, зависть - доброжелательностью, коварство - великодушием, жестокость - милосердием и т.д.

В отличие от традиционной педагогики, где главным инструментом воспитания всегда является воздействие на ученика, педагогика сотрудничества и воспитания Силы Личности использует другой инструмент. Настоящий успех в развитии человека, по мнению ее приверженцев [2, 3, 4, 9], обусловлен даже не взаимодействием с учениками, а реакцией на них со стороны учителя. В зависимости от того как учитель реагирует на эти взаимодействия, можно судить о Силе Личности, которая при этом передается и его ученикам.

Следующее условие воспитания Силы Личности - гармония. В данном понимании гармония - это золотая середина между противоборством и покорностью, мост от сердца к разуму, продвижение по которому возможно лишь при отказе от насилия при решении любых проблем. Гармония - это союз не только с самим собой, но и с другими людьми, с природой, с космосом. Гармония значительно увеличивает творческий потенциал личности, потому что позволяет человеку ненасильственно соединять свою энергию с энергией других людей. Собственно, само слово "гармония" и означает согласованность.

Гармония как баланс противоположного включает в себя и преодоление трудностей, самоконтроль, предполагает сочетание мужского и женского начал, твердости и мягкости, юмора, решительности и гибкости, настойчивости и уступчивости. Достижение гармонии возможно благодаря огромному напряжению, но результатом его становится и колоссальная мощь, увеличивающая Силу Личности.

Одним из разрушающих факторов, доставшихся нам в наследство от тоталитарной педагогики подавления личности, сегодня выступает цинизм. Сомнение в искренности и доброте, заостренное внимание только на негативных сторонах жизни, неверие в какие-либо ценности, кроме собственного "Я", попытки судить обо всем с пренебрежением к позитивным идеям - вот разлагающие личность установки, приводящие ее к эгоизму, замкнутости и человеконенавистничеству.

Что можно противопоставить этому самому опасному врагу Силы Личности? Е.В. Бондаревская [2] предлагает противопоставить воспитание идеализма, но не как некоего отрешенного видения жизни, а как стремление к высоким идеалам, ориентируясь на которые легче достичь обычных земных целей. Но и здесь необходима осторожность, поскольку пренебрежение самоконтролем и гармонией может преобразовать идеализм в религиозный фанатизм.

Особое значение в воспитании идеализма имеет преодоление укоренившихся в сознании ребенка догм, взращенных семейным воспитанием и жизнью ближней социальной среды. Догматическое восприятие окружающего мира основывается на ложных установках, внедренных в сознание ребенка. Прежде всего это стереотип отношений взрослых, выступающий в качестве единственного образца для подражания, воплощения в собственном поведении. К ним относятся такие укоренившиеся в быту явления, как грубость, рукоприкладство, эгоизм, двоемыслие, ложь, бессмысленное накопительство, зависть, морализаторство, нетерпимость к чужому мнению и т.д. Проявляясь в конкретных ситуациях отношений взрослых в быту, эти стереотипы прочно оседают в детском сознании и применяются уже в детских отношениях сначала на уровне игры, а в дальнейшем как добровольно принятый канон поведения и поступков.

Противопоставлением догматизму выступает включение детей в игровую, учебную и ролевую деятельность, где ребенок, выступая в силу предложенных условий в разнообразных качествах, проигрывает на себе результативность вышеприведенных негативных явлений, попадает в условия необходимости преодолеть их и почувствовать себя в противоположной роли [10].

Другим "противоядием" может выступить своеобразная общая романтизация школьной и вузовской жизни. Богатый опыт ее становления и развития накоплен в творчестве И.П. Иванова, С.Л. Соловейчика, О.С. Газмана, В. А. Сухомлинского и др. [9].

Безусловно, моделей-ориентиров человека физической культуры может быть бесконечное множество, которое определяется умением и профессиональной компетенцией педагогов, разрабатывающих такие модели в соответствии с условиями образовательного учреждения, его профиля, уровня образованности и возраста воспитанников, национальных и климатогеографических особенностей и мн. др. В этом направлении нами сделан пока только первый шаг.

Литература

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 5.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пос. - Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996.

4. Кульневич С.В. Педагогика личности: Учеб. пос. Ростов н/Д., 1995.

5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

6. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6.

7. Лубышева Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта (курс лекций). - М.: РГАФК, 1998.

8. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6.

9. Педагогика наших дней /Под ред. Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенкова. Краснодар, 1989.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: