Abstract FROM HUMANISTIC THEORY OF SPORTS - TO THEORY OF RIVALRY HUMANIZATION V.I. Stolyarov, Dr. Phil, professor Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: sports, humanism, competition, the humanistic theory of sports, the theory of rivalries humanization. The anniversary of the university is the good occasion to comprehend the completed way and to try to characterize and estimate the various directions of its activity. To the number of the directions brightly describing the humanistic orientation of the activity of the university, the search of ways of the decision of the problem of the increase of the spiritual-moral value of modern sports, and the substantiation of the necessity of the development of two new scientific disciplines: the humanistic theory of sports and the theory of rivalries humanization. The article is devoted to the brief characteristic of these theories.
|
ОТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СПОРТА - К ТЕОРИИ ГУМАНИЗАЦИИ СОПЕРНИЧЕСТВА Доктор философских
наук, профессор В.И. Столяров Ключевые слова: спорт, гуманизм, соревнование, гуманистическая теория спорта, теория гуманизации соперничества. Введение. Юбилей Академии - хороший повод для того, чтобы осмыслить пройденный ею путь и попытаться как можно более полно, всесторонне охарактеризовать и оценить различные направления ее деятельности. К числу направлений, особенно ярко характеризующих гуманистическую ориентацию деятельности Академии, относится поиск путей решения проблемы повышения духовно-нравственной ценности современного спорта [3] и в связи с этим обоснование необходимости разработки и саму разработку двух новых научных дисциплин: гуманистической теории спорта и теории гуманизации соперничества . Краткой характеристике этих теорий и посвящена данная статья. Гуманистическая теория спорта. Данную теорию можно рассматривать в двух аспектах: 1) как научную дисциплину, предметом которой в рамках комплексной (общей) теории спорта является гуманистическая проблематика этой теории; 2) как определенный ракурс педагогики спорта, социологии спорта, психологии спорта и других частных наук о спорте, при котором он и все связанные с ним явления оцениваются с позиций гуманизма. Значит, главная особенность гуманистической теории спорта - парадигма, ориентирующая на подход к изучению спорта, при котором он рассматривается как сфера и средство реализации гуманистических идеалов и ценностей, касающихся личности и социальных отношений. Такая парадигма прямо противоположна технологической ориентации в научном исследовании спорта, в рамках которой ведется поиск путей использования человека для решения спортивных, политических, экономических или каких-то иных задач. Круг проблем гуманистической теории спорта очень широк: Способен ли спорт воспринимать и воплощать в жизнь гуманистические идеалы и ценности? Какова его значимость в этом плане на различных этапах общественного развития, в том числе в настоящее время? Содействует ли он формированию и развитию свободной, активной, творческой, разносторонней и гармоничной личности, гуманных человеческих отношений? Какое воздействие спорт оказывает на нравственную, эстетическую, интеллектуальную культуру человека? Какова гуманистическая ценность различных видов, форм современного спорта, например спорта высших достижений, а также олимпийского движения? В чем причины все более ярко проявляющейся в современном спорте и олимпийском движении девальвации духовно-нравственных ценностей? Существует ли возможность и каковы пути гуманизации спорта? и т.д. Теоретическая и практическая значимость гуманистической теории спорта определяется усиливающимся в современном обществе стремлением не только провозгласить, но и практически реализовать идеи гуманизма во всех сферах общественной жизни, в том числе в спорте. В ходе разработки гуманистической теории спорта автором данной статьи и его учениками получены следующие основные результаты: · обоснована сама необходимость разработки данной теории, уточнены ее предмет, цели, задачи, методология построения [13]; · на основе уточненных логико-методологических принципов дана принципиально новая трактовка традиционных понятий - "спортивное соревнование", "спорт", "спортивное воспитание", а также введен ряд новых понятий - "соматическая культура", "спортивная культура", "спортивно -гуманистическое воспитание" и др. [9, 21]; · охарактеризовано взаимоотношение спорта и культуры на основе предварительно разработанной методологии решения этой проблемы [8, 21]; · определен гуманистический потенциал спорта; показано, что он реализуется не автоматически, а лишь при определенных условиях; выявлены негативные, антигуманные явления в сфере современного спорта и те основные факторы, которыми их определяют [10]; ·обосновано положение о возможности гуманизации современного спорта; подвергнуты критическому анализу существующие концепции и программы этой гуманизации [11]; · разработаны авторские концепции, программы и технологии гуманизации современного спорта и таких его разновидностей, как спорт высших достижений [11], международный спорт [4], детско-юношеский спорт [2], спорт инвалидов [1], игровые виды спорта, включая футбол [7], и др.; · предложена научно обоснованная концепция интеграции спорта с искусством [8, 13]; · разработаны общая концепция, программа и технология спортивно-гуманистического воспитания [18] и ее разделы, касающиеся детей дошкольного возраста [21], студентов [15] и др.; · дана оценка современного олимпийского движения с позиций гуманизма, в связи с чем: а) уточнена его общая концепция; б) проанализированы педагогические идеи Кубертена, основные положения его спортивной и олимпийской педагогики, показано их современное значение; в) разработаны общая теория, программа и технология олимпийского образования и его конкретные варианты применительно к школьникам, детям дошкольного возраста, студентам, юным спортсменам, учащимся ДЮСШ и т.д. [2, 6, 17 и др.]; · обоснована необходимость разработки теории олимпийской культуры и теории олимпийской педагогики [6, 15, 16, 20], а также развертывания спортивно-гуманистического движения [11, 13]; · определены пути повышения готовности специалистов для решения задач, связанных с указанными выше направлениями гуманизации современного спорта [ 3, 11, 17, 18, 19, 22]. Существенный вклад в постановку и решение указанных проблем, составляющих предмет гуманистической теории спорта, внесли также: В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, А.Г. Егоров, А.А. Исаев, Л.И. Лубышева, Н.И. Пономарев, М.Я. Сараф, K. Heinila, Z. Krawczyk, H. Lenk, P.McIntosh и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Многолетний (более 30 лет) опыт разработки гуманистической теории спорта привел к выводу о необходимости разработки и более широкой научной теории - теории гуманизации соперничества . Теория гуманизации соперничества . Потребность в ее разработке связана с проблемой гуманизации соперничества , т.е. создания таких условий, при которых оно: а) не наносит вреда здоровью участников соревнования, не унижает достоинства их личности, не приводит к другим негативным последствиям; б) позволяет сравнивать и объективно оценивать способности соперников, а также решать другие важные социально-педагогические и культурные задачи. Основная цель теории - дать научно обоснованное решение данной проблемы. Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач: а) всесторонний анализ влияния соревнования на личность и отношения между людьми, субъективных и объективных факторов, которые определяют характер и степень этого воздействия; б) обоснование возможности реализации в сфере соревнования и посредством соревнования гуманистических идеалов и ценностей, а также определение условий реализации этой возможности; в) выявление различных форм (моделей) гуманистически ориентированного соревнования, учитывая в первую очередь следующие его параметры: состав участников (кто и с кем соревнуется); характер взаимоотношений между ними; программу соревнования (предмет соперничества); в каких условиях оно проходит; какие нормы (образцы) поведения поощряются и каким образом в ходе соревнования и подготовки к нему; г) сравнительная оценка гуманистической ценности различных моделей соревнования; д) определение путей повышения гуманистической ценности той или иной модели соревнования; е) выявление моделей, которые наиболее пригодны для решения важных культурных и социально-педагогических задач применительно к определенным группам населения, например к детям, к лицам с ограниченными возможностями (инвалидам) и т.д. [19, 20]. Можно выделить два основных аспекта теоретического и практического значения теории гуманизации соперничества: 1. Эта теория дает возможность всесторонне изучить и оценить с позиций гуманизма модель соревнования, лежащую в основе современного спортивного и олимпийского движения, как одну из гуманных игровых форм соперничества, выяснить ее позитивные и негативные стороны, а также наметить пути гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством. 2. Она позволяет в теоретическом плане осознать многообразие игровых форм соревнования, вести их целенаправленный поиск и ориентировать на практическое использование в системе воспитания и организации досуга разных групп населения. Тем самым она дает возможность преодолеть господствующую в настоящее время ориентацию лишь на одну игровую модель соперничества, используемую не только в спорте, олимпийском движении, но и в других соревнованиях. Такая ориентация нарушает один из важнейших гуманистических принципов - необходимость учета многообразия интересов, потребностей людей, уровня их подготовленности и т.д. Идея "многополярности" должна быть господствующей не только в мире межгосударственных отношений, но и в мире тех соревнований, которые используются в сфере воспитания и организации досуга населения, в современном спортивном и олимпийском движении. Поиски различных форм игровой, гуманной организации соревнования давно ведутся во многих странах. Предлагается множество различных проектов и программ [11, 12]. Их изучение, сравнение, систематизация показали, что предпринимаются лишь отдельные и разрозненные попытки незначительно модифицировать традиционную спортивную модель за счет некоторого изменения программы или правил соревнований, системы оценки выступления участников, поощрения и выявления победителей, адаптации правил и используемого инвентаря (оборудования) к определенным условиям, возрасту и подготовленности участников и т.п. Кроме того, они не исключают, а дополняют друг друга и в принципе могут быть интегрированы в единое целое. Одна из попыток такой интеграции предпринята автором данной статьи в 1990 г. в рамках проекта под названием "СпАрт" [11, 12,13]. Предложенная в рамках этого проекта модель соревнования под названием "Спартианские игры", уже более 10 лет используемая в системе воспитания и организации досуга детей и молодежи нашей страны, принципиально отличается от других игровых форм соревнования своей программой, системой определения победителей, составом участников и т.д. В программе соревнований, организуемых на основе спартианской модели, в игровой форме представлены разнообразные виды деятельности, связанные со спортом, туризмом, художественным, научным и техническим творчеством. Поэтому участие в этих соревнованиях требует поэтому от участников многосторонних способностей: физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, творчества, юмора, знаний и т.д. При определении победителей на Спартианских играх используется "мягкая", гуманная система оценки выступлений участников соревнований, ориентирующая их на бескорыстное и одухотворенное соревнование (при оценке и определении мест участников соревнования учитываются лишь существенные различия в результатах и принимается во внимание не только результат, но также поведение участников; поощряются самые разнообразные их достижения, связанные с выступлением в спортивных соревнованиях, художественных конкурсах и т.д.). Помимо соревнований проводятся и не-соревновательные игры. На основе многолетней экспериментальной проверки показаны возможность и эффективность использования спартианской модели соревнования в работе с различными группами населения (школьниками, студентами, детьми дошкольного возраста, родителями с детьми, инвалидами), для решения важных социально -педагогических и культурных задач гуманистической ориентации [22]. На основе Спартианских игр в России зародилось и в течение более 10 лет развивается спартианское движение . В условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья населения России это движение, используя игровые методы, основанные на интеграции спорта с искусством и другими творческими видами деятельности, направляет свои усилия на духовное и физическое оздоровление детей и молодежи, воспитание у них культуры мира. Ориентируясь на общечеловеческие ценности, оно ставит своей целью возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину, - доброты, великодушия, милосердия, духовности в сочетании с физической силой и здоровьем, а также талантливостью в разных видах творческой деятельности. Работа по использованию спартианских форм и методов в системе воспитания и организации досуга различных групп населения получила одобрение и поддержку со стороны Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Олимпийского комитета России, Министерства образования РФ, других государственных и общественных организаций. Государственный комитет по делам молодежи в 1997 г. присудил спартианской программе первое место в конкурсе инновационных программ работы с молодежью. В 2002 г. представленная РГАФК спартианская программа стала победителем проведенного Государственным комитетом по физической культуре и спорту открытого конкурса инновационных оздоровительных и физкультурно -спортивных технологий для внедрения в образовательных учреждениях г. Москвы. Такова краткая характеристика теории гуманизации соперничества, двух ее разделов - гуманистической теории спорта и теории спартианской модели соревнования, а также опыта их практической реализации. Литература . 1. Губарева Т.И., Столяров В.И. Новые формы культурно -спортивной работы с инвалидами на основе проекта "СпАрт". - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997. 2. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Канд. дис. М., 1984. 3. Кузин В.В., Столяров В.И., Чесноков Н.Н. Теоретический и практический вклад Академии в решение проблемы повышения культурной, духовно-нравственной ценности современного спорта // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 9: Сб. - М.: Гуманит. Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 6-93. 4. Курило С.И., Столяров В.И. Международный спорт с позиций гуманистической теории спорта // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. I.: Сб. - М.: МГИУ, 2000, с. 16-176. 5. Лубышев Е.А. Спартианская модель культурно-спортивной работы с детьми-инвалидами на базе детского реабилитационного центра: Канд. дис. М., 1999. 6. Лубышева Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч. 2. Челябинск, 1997, с. 155-57. 7. Самусенков О.И., Столяров В.И. Футбол с позиций гуманистической теории спорта и феноменологии // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 2: Сб. - М.: Гуманит. Центр "СпАрт" РГАФК, МГИУ, 2000, с. 3-134. 8. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. - М.: ФиС, 1984. 9. Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта: Актовая речь. М., 1984. 10. Столяров В.И. Спортивные рекорды - смысл и значение. М., 1988. 11. Столяров В.И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 3: Сб. - М.: Гуманит. Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 54-263. 12. Столяров В.И. Спартианские игры - новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 4: Сб. - М.: Гуманит. Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 54-279. 13. Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 5: Сб. - М.: Гуманит. Центр "СпАрт" РГАФК, 1998, с. 101-265. 14. Столяров В.И. Гуманистическая теория спорта и проблема ее практического использования в спортивном и олимпийском движении // Межд. журнал спортивной информации "Спорт для всех". 1999, № 4, с. 9-12. 15. Столяров В.И. Олимпийская педагогика и теория олимпийской культуры как новые научные и учебные дисциплины // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 47-52. 16. Столяров В.И. Предмет и статус олимпийской педагогики и теории олимпийской культуры // Международное спортивное и олимпийское движение: история, теория, практика: Сб. - Воронеж, 1999, с. 33-42. 17. Столяров В.И. Олимпизм как гуманистическая философская концепция // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 1: Сб. - М.: МГИУ, 2000, с. 195-230. 18. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3: Сб. - Москва-Сургут: МГИУ, 2000, с. 21-79. 19. Столяров В.И. Гуманистическая теория спорта и теория спартианской модели соревнования как разделы новой науки - агонологии. - Kaunas: LKKA, 2001. - s. 25-26. 20. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция). - М.: Гуманит. центр "СпАрт" РГАФК, 2002. 21. Столяров В.И., Козырева О.В. Гуманистический подход к спортивному воспитанию и спортивной культуре: общая концепция и ее применение к дошкольникам // Гуманистика соревнования. Вып. 2: Сб. - М.: Гуманит. Центр "СпАрт" РГАФК, 2002, с. 3-226. 22. Столяров В.И., Курило С.И. Основные направления и социальный эффект использования спартианских форм и методов в работе с различными группами населения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, № 1, с. 23-26, 39-41. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |