Abstract SPORTS ACTIVITY: MENTAL CONDITIONS, DIAGNOSTICS, SELECTION S.D. Neverkovich, corresponding member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab., professor U.Sh. Sundetova, Ph. D., lecturer Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: psychological analysis, social-psychological aspects of activity, selection, diagnostics. The authors consider the basic stages of the psychological analysis of the activity of a personality, allowing the deepening of modern representations on the structure and mechanisms of the formation of the psychology of athletes. The features of the social-psychological aspects of the sports activity are retraced, the questions of psychodiagnosis and selection in sports are highlighted also. The contents of the article is based on the works of the world famous psychologists.
|
CПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ДИАГНОСТИКА, ОТБОР Член-корреспондент
РАО, доктор педагогических наук,
профессор С.Д. Неверкович Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Ключевые слова: психологический анализ, социально-психологические аспекты деятельности, отбор, диагностика. Существует постоянное противоречие между типом социальной стимуляции психологии и типом накопленных знаний. Современные запросы практики развились до системы практических задач постоянно нарастающей сложности: общественная потребность использования психологических знаний в промышленности, в образовании, здравоохранении, науке, культуре, государственном управлении и, наконец, в спорте постоянно возрастает и принимает форму всеобщей. Мы выделяем три типа психологического знания о спорте и спортивной деятельности (рис. 1): а) созерцательно-объяснительный тип - когда при продуцировании знаний о спорте как специфическом виде человеческой деятельности исследователь не вмешивался преднамеренно, активно и целенаправленно в ход изучаемых событий; б) эмпирический тип знаний, который уже отличался опытным подходом к той или иной практической потребности спорта. На эмпирическом уровне происходит скрупулезный анализ различных сторон изучаемых явлений спортивной деятельности. Этот тип знаний наиболее ярко проявлялся в практической деятельности психологов в комплексных научных группах, которые были созданы в 70-е гг. в СССР. Следует подчеркнуть, что эмпирические закономерности не выходят за пределы логики практической деятельности. Они отображают способ спортивной деятельности, достигшей положительного или отрицательного эффекта в какой-либо конкретной ситуации; и, наконец, в) третий тип - это действенно преобразующий тип знаний, соответствующий построению аналитико-синтетических моделей практической деятельности, что и определяет построение и развитие различных психологических теорий. Психология выполняет роль фокуса и роль отправной точки теории психологического знания о природе, механизмах, формах и функциях взаимодействия между такими понятиями (компонентами), как "человек-мир", "организм-среда", "субъект-объект", "субъект-субъект". Вот почему сегодня психология так важна и необходима при описании феномена "мир спорта" и всех поведенческих проявлений человека в спортивной деятельности. Роль психологии в спорте - это сознательная ориентация на те достижения современной психологии (естественно, в ее различных направлениях), на те ее идеи и гипотезы, которые открывают наиболее значительные перспективы в исследовании спортивной деятельности и личности спортсменов. Психология спорта с первых лет своего становления тесно связана с общей психологией, развивающейся на основе диалектико-материалистической методологии. Например, первые советские спортивные психологи, изучавшие общие психофизиологические закономерности поведения спортсменов, сформулировали общепсихологическую проблему, связанную с определением роли осознания человеком внешних воздействий в организации и координации движений. Решение этой проблемы служило одним из важнейших оснований построения общей теории спортивной психологии как теории единства сознания и деятельности спортсмена. Мы употребляем понятие "советская психология", чтобы было понятно отнесение к историко-политическому времени и чтобы отдать должное украинским, белорусским, грузинским, армянским и некоторым другим выдающимся психологам, которые внесли соответствующий вклад в построение фундамента современной теории спортивной психологии. На основе подхода к деятельности спортсменов (рис. 2) при должном учете указанной выше теории связи сознания и деятельности советские спортивные психологи провели оригинальные исследования условий и особенностей формирования двигательных навыков. Известно, что в своем традиционном толковании навык выступал лишь как автоматизированный и лишенный элементов сознания компонент более широкого круга действий. Результаты исследования спортивных навыков опровергли такое их понимание. Было показано, что достаточно совершенные навыки представляют собой сложную и целостную систему действий, выполняемую под контролем сознания (исследования П.А. Рудика, А.Ц. Пуни и их сотрудников). Методика спортивной тренировки получила при этом более адекватную психологическую основу, чем традиционное представление о навыках и условиях их формирования. Подлинные возможности теории навыка, созданной в советской психологии, еще далеко не использованы при рациональной организации обучения и тренировки в спорте. В этой области нужны конкретные прикладные работы. Спортсмены редко выступают или тренируются в социальном вакууме ( рис.3). Даже при самостоятельных тренировках спортсмен часто соотносит свои результаты с показателями соперников, а также прогнозирует возможные реакции на свои выступления со стороны своего тренера, друзей, болельщиков, членов семьи. Он также знает, что позже его выступление заслужит либо аплодисменты, либо порицание, недовольство и критику со стороны более крупной и индифферентной группы зрителей. Телевидение, интервидение, средства массовой информации еще больше усиливают социально -психологическое давление, испытываемое спортсменами высокого класса. Таким образом, спортивная деятельность включает в себя широкую и разнообразную систему человеческих отношений (и опосредуется ими), характер которых существенно влияет на эффективность деятельности спортсмена. Этот факт отражает общепсихологический принцип - принцип изменчивости психических и физических процессов человека под влиянием различных социальных ситуаций. Вот почему средства и методы социальной психологии становятся значительным достоянием различной спортивной практики и, следовательно, между спортивной и социальной психологией устанавливаются содержательные связи. Полностью сохраняет свое значение проблема психологической подготовки спортсменов, как общей подготовки к занятиям спортом, так и специальной - к соревнованиям. В этом плане особенно важны исследования психических состояний, возникающих у спортсменов в различных условиях их жизни и деятельности, в частности причин возникновения и средств устранения стресса. С этим тесно связана проблема психологической надежности в спортивной деятельности, важным моментом которой выступает устойчивость ее осуществления на должном уровне в различных экстремальных обстоятельствах. Еще далек от завершения психологический анализ спортивной деятельности и ее отдельных видов. Особенно актуальна задача уточнения и углубления психограмм по разным видам спорта, задача построения адекватных социально-психологических моделей "идеальных" представителей каждой спортивной профессии. Психологи часто используют термин "деятельность". Однако не все и не всегда употребляют его в современном психологическом значении и в теоретически выверенном смысле, что является обязательным условием разумного рассмотрения и решения многих частных психологических вопросов. В спортивной психологии, в частности в российской, сложился определенный способ анализа деятельности, его следует кратко изложить.
Рис. 1. Три типа психологических знаний
Рис. 2. Классификация видов спортивной деятельности, психических состояний и психологических методов и средств
Рис. 3. Структура социальных и профессиональ ных взаимодействий спортсмена в процессе спортивной деятельности Д е я т е л ь н о с т ь - это целесообразное приобретение объекта субъектом для получения продукта, удовлетворяющего некоторую п о т р е б н о с т ь. Это взаимодействие субъекта с объектом, в процессе которого объект приобретает субъективную форму о б р а з о в, ориентирующих на его преобразование. Продукты деятельности, удовлетворяющие соответствующие потребности, представляют собой ее м о т и в. Превращение исходного предмета в продукт - сложный и многоступенчатый процесс, разделяемый во времени. Поэтому в нем выделяются промежуточные продукты. Получение каждого из них выступает как ц е л ь. Система целей определяет общее направление деятельности, последовательность действий и последовательность преобразования исходного объекта в продукт. Каждая цель выступает перед субъектом в определенных условиях ее достижения; связь цели и условий характеризует з а д а ч у. Преобразование условий при достижении цели - это д е й с т в и е субъекта (решение задачи). Условия достижения одной и той же цели могут меняться, поэтому меняется и содержание действия, т.е. его о п е р а ц и я (одно и то же действие может иметь разный состав операций). Итак, первый этап анализа п р е д м е т н о г о содержания деятельности заключается в выделении ее потребностей-мотивов, вычленении входящих в нее целей-задач и действий-операций. Целостная деятельность соотносится с понятиями потребностей -мотивов; действие - с понятием цели, операция - с понятием условий; с понятием задачи соотносится связь данного действия с реализующими его конкретными операциями. В настоящее время важнейшая задача психологии и всех ее отраслей состоит в разработке общих методов выявления предметного содержания различных видов деятельности. Следующий этап анализа деятельности состоит в выяснении тех процессов, благодаря которым реализуется ее предметное содержание. Так, необходимо изучить процессы возникновения самих потребностей и их превращения в мотивы (процесс опредмечивания потребности). Следует отметить, что в этом заключен особенно ответственный момент жизни человека, так как с появлением мотивов его деятельность получает четкую направленность. Далее необходимо выделить и изучить механизмы самого целеполагания, процессы определения субъектом системы целей и постановки ряда задач. Процессы их решения заключаются в выборе и построении действий и операций, адекватных целям и условиям. Этот этап анализа может быть достаточно эффективным лишь в том случае, если предварительно точно определено предметное содержание деятельности. К сожалению, экспериментаторы нередко игнорируют это обстоятельство и пытаются, например, изучать особенности мотивов или целей без точного знания предметных характеристик деятельности в целом и ее компонентов. Третий этап анализа деятельности состоит в том, чтобы установить комплекс психических функций (способностей), участвующих в реализации ее предметного содержания. Так, в процессе превращения потребностей в мотивы решающую роль играют практические действия со всеми обеспечивающими их сенсомоторными, перцептивными, интеллектуальными (наглядно-образными) и эмоциональными функциями. Четвертый этап анализа деятельности предполагает раскрытие ее динамики, ее развития (как в возрастном, так и в функциональном плане). Это наиболее трудная проблема, при решении которой обнаруживается подлинная зрелость исследователя-психолога. Главная особенность этой динамики состоит в том, что при реализации деятельности единицы ее предметного содержания меняют свои функции: цель может стать мотивом, действие - операцией и т.д. Поэтому важно различать исходную и превращенные формы данного вида деятельности. Есть основания полагать, что спортивная деятельность еще не имеет теории, которая включала бы в развернутом виде четыре основных этапа своего анализа (но предпосылки к этому уже созданы). Особенно слабо разработаны ее характеристики, связанные с первым и четвертым этапами. Эти моменты, на наш взгляд, должны стать объектом специального внимания исследователей. Без раскрытия возрастной динамики спортивной деятельности нельзя дать глубокое психологическое обоснование физического воспитания; без понимания ее функциональной динамики трудно построить психологические основы процесса совершенствования спортивного мастерства. На наш взгляд, теория деятельности, разрабатываемая сейчас в ряде стран, может служить более адекватной и прочной основой психологии спорта, чем ряд других психологических концепций, возникающих на необихевиористических принципах или даже в прямом противостоянии им (например, схема ТОТЕ, предложенная Прибрамом, Галантером, Миллером). В психологии спорта в последнее время много внимания уделяется вопросам природы коллектива, вопросам его развития, влияния на личность спортсмена. Их решение имеет важное значение в физическом воспитании и спорте, поскольку многие виды спортивной деятельности протекают в коллективе. Согласие в отношении групповых норм, осознание этого согласия и взаимная привязанность членов группы создают основу для ее высокой сплоченности, проявляющейся во взаимопомощи и взаимной ответственности участников. Привязанность индивида к группе связана с действием (при различном удельном весе) следующих факторов: 1) значимости группы для индивида, обусловленной как идеологическими и моральными ценностями группы, так и ее способностью удовлетворять потребности индивида; 2) конкурентной значимостью других групп; 3) ощущением общности судьбы с другими участниками группы; 4) ощущаемым престижем группы. Взаимодополнительные роли, хорошо усвоенные и эффективно исполняемые участниками, обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в единый ансамбль. Недостаточная согласованность ролевых ожиданий приводит к срывам совместной деятельности и конфликтам внутри группы. В современной литературе о спорте нетрудно заметить две тенденции. Одна из них связана с уверенностью в больших возможностях развития человеческого общества, открывающих простор всестороннему и гармоничному развитию личности. В этой системе взглядов спорт рассматривается как средство укрепления мира и дружбы между народами, повышения трудового и духовного потенциала, воспитания коллективизма, физического развития и морального совершенствования человека. Для другой тенденции, представленной именно в зарубежной социальной психологии, характерны представления о бесперспективности, о нарастающем кризисе человеческих отношений, о неискоренимо эгоистической природе человека, о растущем отчуждении, о межличностных напряжениях, ищущих выхода в агрессивности человеческого поведения. Многие области современной общественной практики связаны с проблемами психодиагностики. Она выступает как одно из условий отбора людей для выполнения деятельности при высоких требованиях к ее совершенству (рис. 4). Эти проблемы остры и в спорте. Прежде всего нужно подчеркнуть, что проблемы отбора затрагивают лишь так называемый большой спорт. Это объясняется тем, что высокие спортивные достижения возможны при условии, когда пик мастерства совпадает с пиком морфофизиологического развития человека, поэтому срок активного и высокорезультативного участия в большом спорте сравнительно невелик. Необходимость быстрого роста мастерства нередко имеет здесь решающее значение. Задачи физического воспитания и массового спорта не тождественны задачам большого спорта. Последний раскрывает максимальные для данного времени и данного вида спортивной деятельности возможности человеческого рода. Массовый же спорт раскрывает возможности не рода, а индивида. Это необходимо в интересах сохранения оптимального физического состояния человека на максимальный срок. Именно этим в первую очередь обусловлен выбор человеком той или иной спортивной специальности в массовом спорте, где отбор просто неуместен.
Рис. 4. Три типа отбора в спорте Наличие отбора не только снимает, но и с особой остротой ставит вопрос об улучшении методик обучения и воспитания. Сам отбор в спорте можно подразделить на три вида: 1) отбор по спортивной перспективности; 2) отбор по спортивной надежности; 3) отбор по спортивной готовности. Обычно приходится решать задачи, в той или иной степени совмещающие все эти виды. Недостаточно отчетливое расчленение трех указанных видов отбора нередко приводит к неправильным методическим выводам. Отбор по спортивной перспективности состоит в выявлении (диагностировании) устойчивых психологических и психофизиологических индивидуальных особенностей человека, на базе которых может успешно формироваться его творческая деятельность в тех или иных конкретных видах спорта. Иные задачи стоят перед отбором по спортивной надежности. Высокий класс спортсмена сам по себе еще не гарантирует получения им высоких оценок в условиях высокой конкуренции. Для обеспечения спортивной надежности большое значение имеет опыт, приобретаемый человеком в процессе участия в больших соревнованиях. Но свое значение сохраняют и некоторые природные данные; во всяком случае, спортивная надежность представляет собой сложное явление особого порядка, и ее не следует смешивать с перспективностью в собственном смысле слова. Учитывая важность проблемы отбора в большом спорте, ее нужно разрабатывать на фундаменте тех достижений в психодиагностике, которые получают свое теоретическое обоснование в общей психологии. К сожалению, многие тесты, применяемые при таком отборе, не имеют соответствующего обоснования. Так, широко используются (особенно на Западе) перцептивно-моторные тесты (работы Гиссома и Томаса и др.). Однако они, как и многие другие, фиксируют прежде всего конкретную готовность. В заключение отметим, что перспективы психологии спорта в существенной степени зависят от того, насколько тесно эта дисциплина связана с общей психологией, особенно с ее современными идеями в области строения деятельности, структуры личности, коллектива и межличностных отношений, в области психодиагностики и отбора. Можно утверждать, что существующий на сегодня большой теоретический и фактологический материал позволяет перейти к типологии и классификации форм, методов и средств психодиагностики и психокоррекции различных состояний спортсменов в различных видах спортивной деятельности, а также для совершенствования способов организации различных процессов в сфере физической культуры и спорта и управления ими. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |