УНИВЕРСИТЕТ-
СКОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF UNIVERSITY EDUCATION IN AREA OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

A.A. Zakharov, Ph. D., professor

Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: university education, multilevel education system, new information technologies, remote education, open university, structure of training, university complex.

The development of the new educational system is impossible without the modernization of the existing organizational forms. The concept of the development of the Russian state university of physical culture, sports and tourism, apparently, should assume the creation of education-scientific-innovation complex, that will allow to provide the concentration of resources on the priority directions of the development of the branch. The university complex should be formed with all structural elements necessary for its effective functioning: faculties; research, scientific and technical laboratories; the centers of teams and sports reserve training; the centers organizing monitoring of health and practical work on the correction of the physical preparedness of the population; developmental divisions; the medical and biologic centers; the innovational structures, making and realizing ready innovational production; the divisions, providing the marketing activity of the university complex, etc.

It is supposed, that the university complexes, will include in the structure various level educational organizations. The most attractive model of the integration at creation of a university complex is the Association of the educational organizations.


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кандидат педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе А.А. Захаров
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: университетское образование, многоуровневая система образования, новые информационные технологии, дистанционное образование, открытый университет, профиль подготовки, университетский комплекс.

Современные тенденции развития высшего образования определяют существенное изменение подходов к стратегии модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта. Важным этапом в развитии отрасли стало решение Министерства образования Российской Федерации, утвердившее право ведущих высших учебных заведений физической культуры носить высокое звание - Университет.

Университетское образование в России всегда имело особый статус и занимало ключевую позицию в социально-экономическом развитии общества. Какие цели и задачи стоят сегодня перед Университетом в условиях современного состояния отрасли и модернизации высшего профессионального образования? Каковы приоритеты в совершенствовании образовательного процесса в отраслевом Университете? Эти и многие другие вопросы требуют глубокого осмысления, принятия взвешенных решений с учетом различных по срокам прогнозов развития общества, образования и самой отрасли "физическая культура и спорт". 85-летний юбилей Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФК) не только позволяет оценить пройденный путь, но и ставит концептуальные проблемы дальнейшего развития вуза. Постараемся коротко остановиться на некоторых проблемах и перспективах развития университетского образования в области физической культуры и спорта.

Проблемы и перспективы реализации многоуровневой системы высшего профессионального образования. В разработанной Министерством образования Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одного из основных направлений модернизации выделено "обеспечение реальной многоуровневости высшего профессионального образования".

Высшее профессиональное образование представлено сегодня нормативно и методически тремя образовательными программами, имеющими различную длительность и направленность. Успешное освоение этих программ позволяет выпускнику высшего учебного заведения получить квалификацию (степень) бакалавра, специалиста и магистра.

Достоинства и недостатки действующей структуры высшего профессионального образования продолжают активно обсуждаться специалистами. Значительные разночтения в среде вузовской общественности вызывает бакалавриат. Анализируя опыт различных вузов, можно говорить о том, что сложилось два основных подхода к организации и содержанию подготовки бакалавров. Первый вариант с определенной степенью условности можно назвать университетским. Он предполагает структурирование образовательной системы по направлениям подготовки. Бакалавриат рассматривается как самостоятельная, законченная ступень в системе многоуровневой подготовки кадров. На ее основе строится фундаментальная образовательная программа подготовки магистра.

Второй подход, реализуемый, в том числе и в вузах физической культуры, предполагает, что бакалавриат рассматривается в значительной степени как составная часть подготовки дипломированных специалистов или магистров. То есть на базе 4-летней бакалаврской образовательной программы выстраиваются годичная программа подготовки дипломированных специалистов и двухлетняя магистерская образовательная программа.

Сторонники университетского подхода считают, что должны существовать две относительно независимые структуры, реализующие самостоятельные цели и задачи подготовки квалифицированных кадров. Основная аргументация сводится к тому, что при подготовке специалиста практической направленности специализация должна присутствовать начиная уже с первого курса. В этом случае неизбежно страдает фундаментальность образования. Программа подготовки бакалавра, которая не включает в полном объеме специальных дисциплин, теряет профессиональную прикладность, приобретая выраженный академический характер. Если же образовательная программа бакалавра предполагает подготовку магистра, ориентированного на научно-исследовательскую деятельность, то необходимо, начиная уже с младших курсов, обеспечивать должным образом фундаментальность образования. С этих позиций построение единой образовательной программы бакалаврского уровня, которая, с одной стороны, ориентирована на подготовку дипломированного специалиста, а с другой - на подготовку магистра, представляется малоэффективной. С позиций становления университетского образования главной проблемой реализации программ бакалавриата остается определение основного целевого назначения этих программ подготовки в системе образования в области физической культуры и спорта. Соответственно требует уточнения и соотношение между общепрофессиональными дисциплинами направления и специальными дисциплинами.

Несмотря на то что второй образовательный уровень формально позволяет студенту получить высшее образование, признания полноценности диплома бакалавра в обществе еще не наступило. Минтруда существенно запаздывает с внесением в тарификационные справочники изменений, связанных с появлением диплома бакалавра. Естественно, что выпускники, имеющие диплом бакалавра, оказались, по сути, невостребованными на рынке труда. Сложившаяся ситуация существенно сдерживает развитие системы многоуровневой подготовки в сфере физической культуры и спорта.

Рассматривая основные направления развития университетского образования в области физической культуры и спорта, следует особо подчеркнуть возрастающую роль подготовки магистров. Становится крайне актуальной задача совершенствования концептуальной и нормативной базы магистратуры, которая существенно отстает от перспектив развития отрасли. Магистерская подготовка сегодня официально сводится к одной возможной ее ветви - подготовке научных и педагогических кадров. Однако современные потребности отрасли заставляют рассматривать вопрос о признании и другую ее ветви - конкретно-прикладной профессиональной подготовки. Учитывая характер профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта высших достижений, было бы правильно признать два типа магистерской подготовки и два типа диплома - диплом магистра наук и диплом магистра по профессии.

Остается концептуально не проработанной схема продолжения послевузовского образования. Действующие законодательные и распорядительные документы не регламентируют в должной степени процедур перехода с образовательных программ бакалавриата на программы специалитета и программы непрофильной магистратуры. Актуальной методической задачей, не решенной в должной степени в настоящее время, является сопряжение учебных планов магистратуры и аспирантуры. Возможность приема в аспирантуру минуя магистерский цикл постепенно будет приводить к снижению уровня подготовки кадров через аспирантуру.

Совершенствование высшего профессионального образования на основе использования новых информационных технологий. Развитие новых информационных технологий - один из ведущих факторов становления новой образовательной системы, которая должна быть реализована в сфере физической культуры и спорта, прежде всего в системе отраслевого университетского образования. Однако обобщение накопленного опыта использования информационных технологий свидетельствует о том, что достаточно часто они вводятся в учебный процесс стихийно, просто по причине возможности доступа преподавателей к тем или иным технологиям. С учетом проблемы дефицита финансирования следует констатировать, что на сегодняшний день процесс совершенствования образования в области физической культуры и спорта на различных его уровнях далеко не всегда характеризуется системностью подходов. В большинстве вузов, к сожалению, не является исключением и РГУФК, процесс информатизации пока рассматривается преимущественно как процесс оснащения учебных подразделений новыми компьютерами и современными техническими средствами передачи информации. Однако анализ развития образования в современном мире приводит к другому выводу, суть которого заключается в том, что использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению проблем модернизации современного образования, когда развитие технологической составляющей сопровождается радикальными изменениями во всех других компонентах образовательного процесса.

Анализ развития университетского образования в мире показывает, что под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель университета. В ней объединены традиционное образование и несколько основных форм дистанционного и открытого университетского образования. Отличительной особенностью таких новых форм реализации университетского образования, как дистанционные и открытые университеты, является то, что они развиваются, во многом опираясь на модель заочного образования, модернизируя ее на основе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий. Развитие новой системы дистанционного образования строится, как правило, на базе университетов, имеющих факультеты заочного образования. Принцип открытости образования означает свободу зачисления в число обучаемых и составления индивидуального учебного плана, а также свободу места, времени и темпов обучения. В основе открытого образования лежит богатая и детально разработанная образовательная среда, в которой обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей. Создание такой образовательной среды в области физической культуры и спорта под силу только университетам и ведущим академиям, обладающим значительным образовательным потенциалом.

Проблемы профилизации высшего образования в области физической культуры и спорта. Расширение социальных задач отрасти "физическая культура и спорт" в формировании здорового образа жизни россиян неизбежно потребует придания образованию в области физической культуры и спорта полноценного университетского статуса. Уже сегодня очевидна потребность в специалистах различного профиля, качественная подготовка которых возможна только в условиях многопрофильного университета физической культуры.

Объективный процесс формирования нового рынка труда, а также финансовые проблемы, которые испытывали все без исключения вузы физической культуры в течение последнего десятилетия, заставили изменить традиционный подход, основанный на реализации одной или двух образовательных программ. Не последнюю роль здесь сыграло и требование Минобразования России, согласно которому в число ведущих аккредитационных показателей при определении статуса высшего учебного заведения входит число (спектр) профилей реализуемых образовательных программ. Тенденции развития отрасли физическая культура и спорт в последнее десятилетие свидетельствуют о значительном расширении сфер профессиональной деятельности, которые требуют подготовки высококвалифицированных кадров. Есть основания прогнозировать, что данная тенденция будет сохраняться. При этом необходимо учитывать прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, которые выдвигают острую проблему долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних учебных заведениях отрасли.

В соответствии с действующим перечнем направлений подготовки и специальностей образовательный процесс осуществляется в вузах физической культуры по шести профилям подготовки. Несмотря на существенное увеличение количества реализуемых профессиональных образовательных программ и профилей подготовки ведется работа по дальнейшему расширению этого спектра. В периодической печати и на различного рода конференциях и совещаниях многократно обсуждались вопросы, связанные с необходимостью подготовки через систему основного или дополнительного профессионального образования специалистов по спортивной психологии, медицине, экономике и управлению, менеджменту, маркетингу, праву, информационным технологиям, сервису и другим направлениям и специальностям, востребованным в сфере физической культуры и спорта.

Становится все более очевидной потребность в специалистах имеющих специальную подготовку в области спортивной индустрии, управления и обслуживания спортивных сооружений и др. При этом следует учитывать, что существует определенное смещение в структуре развития специальностей и направлений подготовки. В настоящий период в вузах физической культуры реализуется двенадцать образовательных программ по специальностям и только одна - по направлению подготовки. Этот процесс в определенной степени объясним тем традиционным подходом к структуре образовательных программ, который складывался десятилетиями в отраслевой системе высшего образования. Тем не менее эта ситуация выдвигает в число наиболее актуальных
проблем дальнейшей стратегии развития высшего (и прежде всего университетского) образования в области физической культуры и спорта проблему определения количества профилей и реализуемых в их структуре направлений и специальностей высшего профессионального образования, определения оптимального контингента по профилям основных образовательных программ. На этом пути необходимо решить целый ряд концептуальных проблем, определяющих развитие образования в области физической культуры и спорта.

Университетский комплекс как инновационная форма развития образования в области физической культуры и спорта. Развитие новой образовательной системы невозможно без модернизации существующих организационных форм. В числе актуальных задач развития университетского образования в области физической культуры и спорта следует рассматривать формирование университетских комплексов. Разработка концепции развития Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, по-видимому, должна предполагать создание учебно-научно -инновационного комплекса, что позволит обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях развития отрасли и региона. Университетский комплекс должен формироваться со всеми необходимыми для его эффективного функционирования структурными элементами: кафедрами (реализующими в своей деятельности единство учебной и научной деятельности через личное участие в этой деятельности преподавателей и аспирантов); научно-исследовательскими и научно-техническими лабораториями, центрами подготовки сборных команд и спортивного резерва, центрами, организующими мониторинг здоровья и практическую работу по коррекции физической подготовленности населения, опытно-конструкторскими подразделениями, медико-биологическими центрами, инновационными структурами, производящими и реализующими готовую инновационную продукцию, подразделениями, обеспечивающими маркетинговую деятельность университетского комплекса, и др.

Предполагается, что университетские комплексы, будут включать в свою структуру образовательные учреждения различного уровня (от детско-юношеских спортивных школ, колледжей, училищ олимпийского резерва, техникумов до высших учебных заведений другого профиля). Наиболее привлекательной моделью интеграции при создании университетского комплекса является Ассоциация образовательных учреждений, при которой все члены Ассоциации сохраняют собственный баланс и юридическое лицо, являясь ассоциативными членами комплекса. Университетский комплекс как организационно -правовая форма создает условия для формирования единого образовательного пространства, обеспечения непрерывности и высокого уровня преемственности между образовательными учреждениями - это преемственность программ и учебных планов, создания единой информационно-образовательной среды. С этой целью необходимо провести работу по согласованию учебных планов различных образовательных учреждений, позволяющую обучающимся строить индивидуальную траекторию обучения с использованием ресурсов нескольких учебных заведений.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!