|
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ Кандидат педагогических
наук, М.И. Золотов Начиная с 90-х гг. в России формируется национальная система управления физической культурой и спортом (ФКС), по сути подразумевающая разделение массового спорта и спорта высших достижений. Следует отметить, что, сравнивая практику управления ФКС в России и за рубежом, можно проследить стремление соединить в отечественной системе управления некоторые достижения зарубежного опыта, которые способствовали значительному развитию сферы спорта. Однако на практике попытка разделить компетенцию государственных органов управления как по вертикали, так и по горизонтали в отношении массового спорта и спорта высших достижений не принесла ожидаемых результатов. В действующей системе управления сохраняются черты централизованной системы, которая не способна удовлетворить существующие социальные запросы, а также быстро и эффективно реагировать на их изменения. Поэтому следует согласиться с мнением многих специалистов о том, что управление сегодня не выполняет возложенных на него функций и не способствует развитию ФКС в стране1. Таким образом, необходимо создание такой научно обоснованной системы управления массовым спортом в рамках ФКС, которая способствовала бы его развитию в соответствии с интересами государства и требованиями общества и функционирование которой позволило бы сочетать достижение экономической эффективности и социальный характер в деятельности организаций и учреждений массового спорта. По нашему мнению, необходимо признание отраслевого статуса ФКС. В данных условиях основную управляющую и координирующую функцию должен выполнять орган федерального управления - условно назовем его Министерство мспорта РФ, в состав которого входят два направления - массовый спорт и спорт высших достижений, включающий, в свою очередь, любительский и профессиональный спорт. На Министерство совместно с общественными организациями в соответствии с зарубежным опытом следует возложить всю компетенцию по управлению спортом высших достижений, с тем чтобы освободить региональные и местные органы управления от финансирования и организационной поддержки любительского и профессионального спорта. Причем развитие массового спорта должно стать обязанностью региональных органов управления, а участие в развитии спорта высших достижений может иметь статус компетенции. Органы местного управления должны принимать участие в разработке всех решений по развитию массового спорта, исходящих из федерального уровня управления. В связи с этим все финансовые ресурсы региональных и местных органов управления по статье "Отрасль ФКС" будут направляться преимущественно на массовый спорт. При этом необходимо разработать систему контроля действий органов управления по финансированию массового спорта. Обеспечение общедоступности ряда услуг требует нормирования выделения и распределения средств. Данную задачу решает система государственных минимальных социальных стандартов. Большую роль в развитии массового спорта должно сыграть стимулирование вовлеченности юридических и физических лиц в массовый спорт. Как показывает зарубежная практика, большое значение для развития массового спорта имеет экономическая заинтересованность людей в занятиях спортом. Так, к примеру, во многих странах платежи за спортивные занятия детей вычитаются родителями из суммы доходов, подлежащих обложению подоходным налогом. Поскольку подобная практика существует в России в отношении некоторых расходов, целесообразно, по нашему мнению, распространить ее и на спортивную сферу. Также значительную роль играет отношение работодателей к спортивным занятиям сотрудников. Количество спортивных залов и групп при предприятиях постепенно увеличивается, работодатели понимают, какой экономический эффект может оказать спорт на работоспособность персонала. Государственные минимальные социальные стандарты. Как уже было отмечено, услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного с целью обеспечения доступности данного вида обслуживания для всех категорий населения. Данная характеристика рассматриваемых услуг обуславливает их включение в понятие социальных услуг, а также целесообразность использования системы государственных минимальных социальных стандартов для их предоставления (ГМСС). Однако при существующем подходе к формированию ГМСС включение в них услуг массового спорта не подразумевается. Так, к социальным гарантиям относятся гарантии в области здравоохранения, образования и культуры. Отсутствие единого механизма формирования важнейшей ресурсной составляющей массового спорта - финансовой -зачастую приводит к неэффективному, научно не обоснованному выделению средств, создает возможности для злоупотреблений и лоббирования чьих-либо интересов, а в итоге - к отсутствию развитой спортивной инфраструктуры, к неравномерному развитию спорта в регионах РФ. Например, для того чтобы спорт был способен выполнить все свои функции (социальную, экономическую, оздоровительную и пр.), необходимо, чтобы регулярно занимались спортом 30% населения, в России данный показатель колеблется около 7%. Выделение средств на развитие массового спорта в регионах происходит различными способами, в том числе с использованием нормативов. Как показывает анализ, ни один из них не позволил достичь основной цели - выполнения нормативов обеспеченности населения спортивными сооружениями, а следовательно - услугами. Так, например, недостатками нормативов, используемых в Московской области2 , являются: базирование на расходах прошлых периодов, что ориентирует развитие на возможности бюджета, а не на потребности населения; отсутствие плана развития сферы массового спорта, поскольку в реальном выражении объем средств не увеличивается; неучет потребностей населения, экологии региона и других факторов; отсутствие анализа соответствия нормативам обеспеченности. Лишь в некоторых регионах РФ в качестве объектов включения в систему ГМСС упомянуты услуги сферы ФКС. Так, статья 9 закона Самарской области "О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области", принятого Самарской губернской думой 29 февраля 2000 года, предусматривает разработку и установку следующих социальных стандартов: перечень общедоступных и бесплатных услуг учреждений физической культуры и спорта; нормативов обеспеченности спортивными сооружениями; нормативов охвата занимающихся в школах высшего спортивного мастерства и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; нормативов кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Предполагается, что данные социальные стандарты будут использованы для определения нормативов минимальной бюджетной обеспеченности учреждений дополнительного образования и воспитания в расчете на одного обучающегося в год; нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий по физической культуре и спорту в расчете на одного человека в год; нормативов финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта различных типов (видов). Региональное управление. Базовым принципом формирования системы регионального управления массовым спортом должно стать ресурсное обеспечение массового спорта, поскольку данный вопрос является решающим при расширении сети физкультурно -спортивных организаций (ФСО). Известно, что основные элементы ресурсов (финансовые, материальные, трудовые, научно-информационные) требуют осуществления значительных инвестиций как при организации нового ФСО, так и при его дальнейшем развитии. Базовыми элементами, образующими систему управления массовым спортом на местном уровне, должно стать: -
формирование политики, стратегии,
концепции и программ, тактических планов
развития сферы массового спорта - определение роли и задач субъектов сферы массового спорта по вопросам ресурсного обеспечения: финансирования, строительства и содержания спортивных сооружений, снабжения их инвентарем, создания рабочих мест и научно-информационной поддержки; - создание единой информационной среды, что подразумевает необходимость формирования информационной инфраструктуры, сети, включающей в себя орган управления, СМИ, спортивные организации различных форм собственности. Рассмотрим возможные направления участия региональных органов государственного управления в ресурсном обеспечении массового спорта, которое может существовать в различных формах. Во-первых, формирование нормативно-законодательной базы развития ресурсов массового спорта - уточнение требований к строящимся спортивным сооружениям, определение критериев и величин прямой и косвенной финансовой поддержки и т.д. Во-вторых, создание условий для развития ресурсной базы при содействии различных организаций - предпринимателей, общественных объединений, некоммерческих организаций различного характера и спортивных федераций в форме прямых договоров или соглашений о социальном партнерстве. В-третьих, прямая деятельность по ресурсному обеспечению массового спорта - финансирование рабочих мест специалистов, осуществление программ переподготовки руководящего состава ФСО, строительство и/или ремонт спортивных сооружений за счет собственных средств и т.д. Данная деятельность должна осуществляться на принципах программно-целевого управления и предусматривать возможность поддержки проектов по развитию ресурсной базы массового спорта, инициированной предпринимателями или некоммерческими организациями. При этом в отношении основных составляющих ресурсной базы массового спорта могут осуществляться следующие мероприятия. Финансовые
ресурсы.
Финансовые ресурсы могут
направляться в сферу В современных социально -экономических условиях России расширение прямого финансирования организаций массового спорта во многих муниципальных образованиях может сопровождаться различными проблемами. Поэтому здесь на первое место выходят косвенные формы финансовой поддержки: льготные тарифы на коммунальные услуги; выделение земельных участков на льготных условиях; предоставление инвентаря и спортивного оборудования бесплатно или на льготных условиях; помощь в поиске спонсоров; организация обмена информацией, организация тематических семинаров, построение информационной инфраструктуры; частичное финансирование работы высококвалифицированных специалистов; содержание центров научного, медицинского обслуживания сферы спорта и пр. Следует подчеркнуть, что финансовые средства местных органов управления ограничены рамками бюджета и состоянием сбора налогов, поэтому необходимо предусмотреть возможности привлечения внешних средств, например содействовать благотворительности и спонсорской деятельности в сфере массового спорта. Физкультурно-спортивные сооружения, инвентарь. Здесь также необходимо рассматривать обеспеченность населения площадками, объектами и трассами для неорганизованных занятий массовым спортом. Причем основным критерием выделения площадей - удобство для населения: они не должны располагаться в непривлекательных, труднодоступных местах. Рассматривая проблемы строительства, реконструкции и содержания спортивных объектов, можно широко применять зарубежный опыт, который свидетельствует о необходимости предоставления дополнительных услуг населению, с тем чтобы в максимально возможной степени удовлетворять потребности населения, что требует совершенствования трудовых и информационных ресурсов. Трудовые ресурсы. Во многих регионах происходят процессы обратной приватизации спортивных объектов, строительство новых за счет местных органов управления. Очевидно, что в ближайшем будущем большая часть ФСО будет являться муниципальной собственностью. Современный менеджмент спортивного сооружения любой формы собственности предполагает достижение соответствия потребностям населения, что требует постоянного изучения запросов потребителей, т.е. необходимо владение руководящим персоналом навыками маркетинга и менеджмента. Данные процессы обостряют проблемы совершенствования системы образования в сфере ФКС, причем преобразования в первую очередь должны затронуть вопросы подготовки специалистов в области экономики и управления. Важным мероприятием по улучшению работы персонала в сфере массового спорта должны стать проекты относительно повышения квалификации как сотрудников органов государственного управления, ответственных за спорт, так и руководителей ФСО различных форм собственности. Важным элементом поддержки ресурсного потенциала массового спорта может стать финансирование рабочих мест специалистов в ФСО различных форм собственности, и прежде всего в муниципальных спортивных сооружениях. В зависимости от оценки состояния сферы массового спорта, потребности в кадрах местные органы управления должны формировать государственный заказ высшим и средним учебным заведениям на подготовку определенных специалистов, кроме того, целесообразно участие руководства ФСО, органов управления в работе над совершенствованием государственных стандартов высшего и среднего образования, что послужит достижению соответствия качества подготовки специалистов нуждам массового спорта и населения. Научно-информационные ресурсы. Рассматривая данную категорию ресурсов массового спорта, следует особо отметить следующее. Спорт в целом и массовый в частности, нуждается в значительном научном обеспечении, причем во многих областях знаний: юридической, медицинской, экономической, спортивной науки. Однако организация и содержание специализированных научных центров требуют значительных инвестиций и текущих расходов, поэтому напрямую создавать данный источник ресурсов возможно только в крупных городских образованиях, столицах областей, краев и республик. Здесь следует упомянуть опыт Москвы, где в целях оптимизации медицинского обеспечения спортивных мероприятий, дальнейшего развития системы спортивной медицины по предложению Комитета здравоохранения Москвы был создан Московский научно-практический центр спортивной медицины по обслуживанию спортсменов и занимающихся физической культурой и спортом граждан4 . В области информационных ресурсов основная задача местных органов управления - формирование системы обмена информацией, которая должна задействовать такие формы, как использование местных СМИ; организация регулярных семинаров, "круглых столов" и консультаций; прямая информационная рассылка; организация информационных, рекламных и пропагандистских мероприятий как среди населения, так и среди руководства ФСО. Основной задачей в области научно-информационного обеспечения массового спорта является пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности населения в физической активности в организованной или неорганизованной форме. Данные мероприятия должны проводиться как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими ведомствами социальной сферы территории. Особое значение приобретает включение раздела "Здоровый образ жизни" в информационно-просветительскую деятельность таких организаций, как Министерства здравоохранения, образования и т.д. Необходимо повышать степень сознания ответственности за состояние своего здоровья и общий жизненный тонус, особенно осознание родителями ответственности за здоровье своего ребенка. Таким образом, предлагаемая концепция управления массовым спортом позволит улучшить его ресурсное обеспечение, избежать приоритетности спорта высших достижений, а также создаст предпосылки обеспечения конституционного права граждан на занятия физической активностью. 1 См., например, Громыко В.В., Сейранов С.Г. Затерянная отрасль//Спорт для всех, 1998, № 3-4, с. 9. 2 Постановление Правительства Московской области от 11 июля 2001 г. № 213/23 "О нормативах бюджетной обеспеченности в системе физической культуры и спорта Московской области, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области на 2002 год". 3 Кутепов М.Е., Сапронов О.П. Спортивный менеджмент в муниципалитетах зарубежных стран. М., РГАФК, 1999, с. 35. 4 Распоряжение мэра Москвы от 22 июня 1999 г. № 641-РМ "О создании Московского научно-практического центра спортивной медицины". На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|