Abstract THEORY OF MOTOR COMPETENCE IN FIGURE SKATING Yu.N. Tishkov, Ph.D. I.S. Yarygin's institute of sports single combats of Krasnoyarsk state pedagogical university, Krasnoyarsk Key words: theory of key motor competence, key algorithm, key competences of figure skating, advanced. The author has attempted to present the new concept of figure skater training program's construction. The conclusions and guidelines formulated in the article were made on the basis of the long-term researches of the author in the area of sports pedagogics and professional activity in the national figure skating team of Belarus and Krasnoyarsk region. The author tenders to look at one implementation of this experience in a new fashion. He had created a new form of organization of training process of the ice skater on the basis of the theory of the key motor competence, not disclaiming the experience accumulated by sports pedagogics for many years.
|
ТЕОРИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ Кандидат
педагогических наук Ю.Н. Тишков Ключевые слова: теория ключевой двигательной компетенции, ключевой алгоритм, ключевые компетенции в фигурном катании, опережающий. В последнее время в педагогической теории и практике начало активно разрабатываться новое глобальное научное направление - теория компетенции. Однако в спортивной педагогике возможности теории компетенций пока почти не исследованы и построение тренировочного процесса, в частности по фигурному катанию, с применением теории компетенции нужно начинать практически с нуля. Предпринимались лишь отдельные попытки биомеханического анализа движений фигуриста, но, учитывая специфику вида спорта, решающую роль индивидуализации технических параметров упражнений, практическое применение этих разработок, по мнению специалистов-практиков, малоэффективно [6, 8 - 10]. Компетенционный подход в формировании учебных программ сопряжен не только с организационными, но и с методическими проблемами. Программное обеспечение учебного процесса в спортивной школе требует в этом случае создания базового реестра ключевых компетенций, которые могут лечь в основу тренировочного процесса [2, 7, 11, 12]. Применение теории компетенции в практике подготовки высококвалифицированного фигуриста требует также корректировки комплекса задач, общепринятых в современной методике подготовки спортсмена в фигурном катании. Комплекс задач в современной теории фигурного катания сводится в конечном итоге к следующему: 1) обучению технике скольжения: отталкиванию ребром, скольжению вперед, назад, торможению; 2) обучению технике вращений: заходу во вращение, собственно вращению, выезду из вращения; 3) обучению технике прыжков: отталкиванию, группировке, приземлению, самостраховке в случае падения [1, 6, 9, 10]. Очевидно, что формирование ключевых компетенций при таком подходе невозможно. Акцент в данном случае сделан на воспитании навыков, о значении и месте которых спортсмен может только догадываться. Но главный минус традиционного подхода - он не учитывает возможности возникновения нестандартных ситуаций. Если мы говорим о мастере спорта по фигурному катанию, то понимаем, что он способен выполнить элементы, по сложности сопоставимые с нормативом мастера спорта - это общая компетентность. Однако, например, при наличии наклона во время полета спортсмен, обученный выезду из штатного прыжка, не сможет эффективно приземлиться, то есть проявит ключевую некомпетентность и будет наказан снижением базовой оценки. При отсутствии привычной освещенности, изменении окраски борта спортсмен, приученный считать обороты во вращении по изменяющейся перед глазами картинке, будет не способен это сделать, проявляя и в этом случае ключевую некомпетентность, которая не позволит ему эффективно решить соревновательную задачу. В современных условиях проецирование тренировочных целей на теорию компетенции предполагает принципиально иную систему задач, основой которых является первоначальное создание целостного представления о соревновательном упражнении в фигурном катании, формируемого на уровне ключевых алгоритмов - навыков: - алгоритма скольжения во всех положениях ; - алгоритма отталкивания из любого положения ; - алгоритма приземления на ноги из любого положения ; - алгоритма "петли" вращения; - различных видов устойчивости на основе фундаментальных двигательных (физических) качеств; - алгоритма самостраховки . Все задачи существуют в контексте элементов "большой программы". Одной из главных задач тренера является создание у спортсмена представления об изучаемом алгоритме как о ключевом звене целостного двигательного умения - компетенции (например, "петля" является ключевым алгоритмом компетенции вращения, отталкивание - ключевым алгоритмом компетенции набора скорости или высоты). Таким образом, разложив сложную соревновательную программу (допустим, олимпийский прокат чемпиона, записанный на видеопленку) на алгоритмы, тренер формирует у спортсмена убежденность, притом обоснованную, в том, что он, начинающий спортсмен, даже на данном этапе способен выполнить соревновательную программу олимпийского чемпиона в "разобранном" виде, то есть каждый ее алгоритм по отдельности. Сформировав ключевые алгоритмы, можно переходить к следующему комплексу задач - формированию ключевых компетенций: - перемещения ; - "тотальной" устойчивости ; - приземления ; - отталкивания ; - группировки в полете; - вращения ; - выезда; - развития двигательных (физических) качеств. Выполнение 2-го комплекса задач выведет спортсмена на иной качественный уровень, чем если бы он был традиционно направлен на формирование навыков. Разница между навыком приземления и компетенцией приземления в данном случае принципиальна: навык "привязан" к конкретной ситуации, к правильно выполненному прыжку и при отсутствии этого условия не сработает . Компетенция же позволяет приземлиться в любом случае: при недокруте, при сильном наклоне во время полета, при неполном переходе кинетической энергии движения в потенциальную энергию высоты во время отталкивания. Отдельно следует коснуться компетенции выезда, который является, с одной стороны, частным видом перемещения, с другой - главным основанием для формирования оценочной базы спортсмена во время соревнования. Четкий выезд из всех технических элементов - единственное условие, при котором даже при непредвиденных ошибках сохраняется возможность получить максимальную оценку, соответствующую заявленной сложности программы. Поэтому выезд должен рассматриваться как отдельная ключевая компетенция, освоение которой предполагает соответствующие затраты времени и многообразие методических решений. После завершения формирования ключевых компетенций работа по развитию спортсмена переходит в следующую фазу - развитие общей компетенции. Причем компетенционный подход позволяет проводить это развитие с опережением традиционного графика подготовки фигуриста. Развитие на основе ключевых компетенций включает в себя: - опережающее увеличение оборотности прыжковых элементов; - опережающее увеличение оборотности вращений; - опережающее усложнение шаговых элементов; - воспитание способности выполнять целостные элементы в нестандартных условиях. Расшифруем слово "опережающее" на примере. Спортсмен, начавший изучение двойного прыжка, доводит его выполнение до 50 - 70% стабильности (оставшиеся 30 - 50% - два оборота, но неудачное приземление из-за наклона во время полета, недокрута и т.п.). Невысокая стабильность возникает в данном случае из-за несовершенства в исполнении спортсменом связки между тремя уже освоенными ключевыми компетенциями. То есть по отдельности отталкивание, два оборота и приземление фигурист выполняет свободно, но он еще не способен адекватно их сопоставить. В это время при выполнении "туров" на земле спортсмен уже свободно преодолевает рубеж 2,5 оборота или достигает 3 оборотов. На данном этапе - при обязательном условии, что отдельные компетенции отталкивания, вращения, подсчета оборотов и приземления у спортсмена уже сформированы, - целесообразно, не дожидаясь высокой стабильности выполнения двойного элемента, параллельно, с опережением, переходить к разучиванию тройного. Первоначально акцент ставится только на выполнении наибольшего количества оборотов, в идеале - полных 3 оборотов, без требования чистого приземления (это не опасно с точки зрения потери навыка выезда из прыжка, так как подобная компетенция уже сформирована; это не опасно с точки зрения травматичности: компетенция самостраховки позволит избежать травмы даже при неудачном приземлении). Таким образом создается запас высоты и вращения, и двойной элемент поддается стабилизации быстрее. В то же время возникает дополнительный ресурс сэкономленного времени за счет параллельного разучивания двойного и тройного элементов. Литература 1. Апарин В.А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках? - М.: Терра-Спорт, 2000. - 24 с. 2. Бухтоярова Е.В., Тишков Ю.Н. Энциклопедия терминов и понятий вольной борьбы. - Новосибирск: СибПресс, 2003. - 100 с. 3. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пос. - М.: Знание, 1999. - 304 с. 4. Завьялов Д.А. Теория ключевой двигательной компетенции в спортивной борьбе: Монография. - Красноярск: КГПУ, 2002. - 276 с. 5. Завьялов Д.А. Теория ключевой двигательной компетенции //Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4. - М.: Советский спорт, с. 38 - 44. 6. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании. - М.: Советский спорт, 1976. - 267 с. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. для преподавателей педагогических вузов. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 8. Тажирова Л.П. Русская школа фигурного катания: Учеб. пос. - М. : ГИТИС, 1989. - 93 с. 9. Тарасова Т.В. 4 времени года. - М.: Советский спорт, 1985. - 364 с. 10. Чайковская Е.А. Конек удачи. - М.: Терра-Спорт, 1994, с. 121 - 123. 11. Шишлов А.Н. Задачи современного образования // ТВ-программа "Времена". Время эфира - 09.06.2002, 21.30. - М.: ОРТ. 12. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |