Abstract Opportunities of research approaches and problem of concept of pedagogical research A.P. Kizko, Ph.D., lecturer Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk Key words: scientific basis of studying, research approaches to cognitive activity, content of conception. The problem of the effectiveness and the consistency of the specific approaches to the cognitive activity is considered in the article. The scientific history of the theory and methodology of sport and physical culture is not very long and this is reflecting in the substantial aspect of the pedagogical research conception. It is shown that the model of successive stages of the pedagogical research describes only the process of experimental analysis. In the author's opinion the pedagogical research conception should include not only an experimental research content but also a theoretical one, so that not to contradict the scientific cognitive principles.
|
ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ И ПРОБЛЕМА ПОНЯТИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ" ИССЛЕДОВАНИЕ Кандидат
педагогических наук, доцент А.П.
Кизько Ключевые слова: научно изучать, подходы к познавательной деятельности, содержание понятия. Выработка нового знания происходит в процессе научного исследования - целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Для научного познания характерны свои цели, методы получения и проверки новых знаний. Как в истории становления принципов научного познания от античности до современности, так и в развитых науках последовательно использовались три взаимосвязанных, но в то же время специфических подхода к познавательной деятельности: феноменологическое, экспериментальное и теоретическое исследования[2, 5, 12, 23, 28, 29]. При первом подходе исследователь наблюдает за проявлениями изучаемого объекта, не дотрагиваясь до него, путем фиксирования того, что он ему "показывает". Феноменологическое исследование характерно для этапа накопления первичной информации об изучаемом объекте или процессе. Это пассивный способ исследования, поэтому его возможности ограниченны, эффективность невысока. Используя экспериментальный подход, исследователь словно задает целенаправленные вопросы изучаемому объекту в ходе непосредственного опыта. Опытная деятельность позволяет получать больший объем первичной информации, чем при наблюдении, но эффективность этой методологии исследования существенно зависит от ряда объективных факторов. Во-первых, она во многом определяется правильностью поставленного вопроса, т.е. способностью исследователя. Во-вторых, область применения экспериментального подхода ограниченна, так как изучение некоторых систем опытным путем сильно затруднено, а часто вообще невозможно из-за их природной сложности и специфичности. В-третьих, экспериментальное исследование в своей основе ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. В этой связи рекомендации специалистов, базирующиеся на этих данных, часто оказываются ошибочными, а "средние величины, применяемые по отношению к отдельному человеку, опасны" [14, с. 127]. На теоретическом уровне познавательной деятельности происходит выделение сущностных связей исследуемого объекта. Сущность объекта представляет собой "взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект", и задача теории "как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта" [10, с. 374]. К теоретическому исследованию приступают только тогда, когда уже накоплен некий необходимый минимум первичной информации (фактов). Исследователь-теоретик не занимается получением первичной информации, а использует ту, которая уже накоплена другими. На этой основе он строит гипотезу, объясняющую поведение исследуемой системы. При этом подходе "ещё более усиливается зависимость от способностей исследователя и, как правило, резко возрастает эффективность исследования" [13, с. 75]. Следовательно, в отличие от первого и второго подходов, в которых познание идет от факта к объяснению, обобщению и теории индуктивным путем, теоретический подход как бы направлен обратно, навстречу - сначала построение концепции, потом ее проверка фактами, т. е. дедуктивным путем [4, 5, 13, 23]. При таком подходе эксперимент и теория взаимно дополняют друг друга. История развития фундаментальных наук показала высокую эффективность этого подхода в деле познания закономерностей природы [30]. Но для его реализации, в частности в области теории спорта, необходимы определенные предпосылки: 1. Для теоретического подхода необходимые условия возникают лишь тогда, когда уже накоплено достаточное количество фактов о системе. Чем сложнее исследуемая система, тем большее количество фактов требуется для выполнения этого условия [13]. 2. В каждой науке наступает момент, когда, по выражению А. Эйнштейна, "огромное количество недостаточно увязанных фактов действуют подавляюще" [31, с. 137]. Если количество фактов, которые в состоянии собрать отдельный ученый, составляет ничтожную долю уже накопленных в данной области опытных данных, их дальнейшее накопление в значительной мере теряет смысл, так как этот материал в границах существующих представлений не может быть полностью востребован и соответственно стареет и обесценивается. Можно с уверенностью сказать, что аналогичная ситуация сложилась к настоящему времени в области теории и методики физического воспитания и спорта. Об этом свидетельствует многообразие теоретических обобщений и методик в предметной области обучения, воспитания физических качеств, подготовки спортсменов, которое лежит далеко за оптимальными границами принципа индивидуализации и, скорее, отражает отсутствие правильной методологии решения этих проблем. Этот факт подтверждают дискуссия специалистов в периодической печати по вопросу приоритета исследовательских подходов [20, 24, 25 и др.] и появление в последние десятилетия работ, в которых предприняты попытки разрешить проблемы спортивной науки путем построения теории в границах принципов теоретического исследования [8, 26]. Одна из характерных черт, обусловленная малой длительностью исторического развития предмета "теория и методика физического воспитания и спорта", отражается в содержательной стороне некоторых понятий. Рассмотрим это на примере понятия "педагогическое" исследование. Наиболее полно содержание понятия "педагогическое" исследование раскрывается Б.А. Ашмариным в работе "Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании" [6]. По мнению автора, "любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов. Связь этапов, условия их очередности могут быть отражены в схеме построения исследования" [6, с. 4]. Схема исследования включает последовательное решение таких задач: анализ литературы и практики, выбор темы, определение задач, разработка гипотезы, план исследования, подбор испытуемых, выбор методов исследования, подготовка помощников, заготовка документов, организация условий, сбор материалов, обработка материалов, оформление результатов, внедрение в практику. Точка зрения Б.А. Ашмарина отражает мнение подавляющего большинства специалистов этой области знания. В частности, аналогичная точка зрения на содержание педагогического исследования представлена в работе Ю.Д. Железняка и П.К. Петрова "Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте", датируемой 2001 г. [16]. Методология научного познания рассматривает понятие "исследование" с различных сторон [17, 19, 21, 22 и др.], в частности со стороны способов познания истины (экспериментальное и теоретическое), которые могут существовать лишь в противоречивом диалектическом единстве, и с позиции предметной области науки, где оно проводится (физическое, биологическое, педагогическое и др.). О предметной области исследования судят по конкретным теоретическим или экспериментальным результатам, свойственным той или иной отрасли науки. То есть если исследование "педагогическое", то результаты (теоретические, экспериментальные или те и другие совместно) должны освещать педагогические проблемы, в частности физического воспитания, спортивной тренировки и др. При анализе содержательной стороны последовательности этапов схемы исследования [6, 16 и др.] становится очевидным, что она описывает лишь процесс экспериментального исследования. Структура теоретического исследования существенно отличается от таковой экспериментального [9, 17 и др.]. В этой связи содержание понятия "педагогическое" исследование шире, чем оно рассматривается в настоящее время в теории физического воспитания и спорта, и чтобы не противоречить общенаучным принципам, должно включать наряду с содержанием "экспериментальное" исследование содержание "теоретическое". Таким образом, на основе вышеизложенного можно констатировать, что качественный скачок эффективности результатов научных исследований в области теории и методики физического воспитания и спорта возможен только в случае, если модель научного изучения будет предполагать движение по цепочке: "установление эмпирических фактов - первичное эмпирическое обобщение - обнаружение отклоняющихся от правила фактов - изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения - логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что является ее проверкой на истинность. ... Считается, что большая часть современных научных исследований осуществляется по этой модели" [18, с. 43]. Литература 1. Алексеев И.С. Системный подход к проблеме обоснования физического знания // Системные исследования: Методологические проблемы. М., 1981, с. 321. 2. Аршинов В.И. Теория и эксперимент в развитии научного познания // Диалектика в науке о природе и человеке. Труды III Всесоюз. совещания по философским вопросам современного естествознания. - М.: Наука, 1983. Кн. 1: Диалектика - мировозрение и методология современного естествознания, 1983, с. 358 - 367. 3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 368 с. 4. Ахлебинский Б.В. Системный подход в теории биологической эволюции // Методологические аспекты эволюционного учения: Сб. науч. тр. / АН УССР, Ин-т философии [Отв. ред. Н.П. Депенчук, В.С. Крисаченко. - Киев: Наукова думка, 1986, с. 48 - 59. 5. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до XVIII в. - М.: Наука, 1976. - 229 с. 6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студ., аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры). - М.: ФиС, 1978. - 223 с. 7. Берталанфи Л. Общая теория систем: Обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., 1969, с. 30 - 54. 8. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: ФиС, 1987. - 142 с. 9. Бунге М. Философия физики. М., 1975. - 347 с. 10. Введение в философию: Учебник для вузов / Под общ. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990. Ч. 1. - 367 с. 11. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - 176 с. 12. В поисках теории развития науки: (Очерки западноевропейских и американских концепций ХХ века) / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники /Отв. редакторы: С.Р. Микулинский, В.С. Черняк). - М.: Наука, 1982. - 296 с. 13. Геодакян В.А. О теоретической биологии // Методологические аспекты эволюционного учения: Сб. науч. тр. /АН УССР, Ин-т философии [Отв. ред. Н.П. Депенчук, В.С. Крисаченко. - Киев: Наукова думка, 1986, с. 76-86. 14. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988. - 288 с. 15. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. М., 1976. - 286 с. 16. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 264 с. 17. Кравченко А.М. Философские проблемы обоснования физической теории. - Киев: Наукова думка, 1985. - 237 с. 18. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. 2-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2001. - 320 с. 19. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995, № 4, с. 135 - 155. 20. Матвеев Л.П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 5, с. 5-9. 21. Методологические вопросы теоретического естествознания [Н.П. Депенчук, В.Л. Храмова, В.С. Лукьянец и др.; Отв. ред. Н.П. Депенчук, А.М. Кравченко]. - Киев: Наукова думка, 1978. - 403 с. 22. Методологические проблемы научного знания / [Г.А. Антонюк, П.М. Бурак, А.И. Головнёв и др.; Редкол.: А.И. Головнёв и др.]. - Минск: Наука и техника, 1983. - 239 с. 23. Печёнкин А.А. Обоснованность научной теории. Классика и современность / АН СССР, Ин-т истории естествознания. - М.: Наука, 1991. - 184 с. 24. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с. 25. Селуянов В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 3, с. 46-51. 26. Смирнов М.Р. Закономерности биологического обеспечения циклической нагрузки (на примере легкой атлетики). - Новосибирск: НГПУ, 1994. - 220 с. 27. Струков С.А. К проблеме критериев оценки научных теорий // Методологические проблемы научного исследования. - Новосибирск: Наука, 1984, с. 85 - 98. 28. Структура и развитие науки - Boston studies in the philosophy of Sсience: Из Бост. исследов. по философии науки. Сб. пер. / Состав., вступ. статья [с. 5 - 39] и общ. ред. Б.С. Грезнова и В.Н. Садовского [Коммент. А.Л. Никифорова]. - М.: Прогресс, 1978. - 487 с. 29. Том Р. Экспериментальный метод: миф эпистемологов (и ученых) / Пер. с фр. З.А. Сокулер // Вопросы философии. 1992, № 6, с. 106 - 115. 30. Эйнштейн А. Автобиографические записки: Сб. науч. трудов. Т. 4. Статьи, рецензии, письма, эволюция физики. - М.: Наука, 1967, с. 520 - 531. 31. Эйнштейн А. Сб. науч. трудов. Т. 4. Статьи, рецензии, письма, эволюция физики. - М.: Наука, 1967, с. 290. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |