ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



ТИПОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК

Аспирант А.А. Макеев
Московский городской педагогический университет, Москва

Введение. Одна из задач физического воспитания студента - формирование здорового образа жизни, составляющей которого является физическая активность (ФА). Необходимость последней продиктована тем обстоятельством, что на здоровье учащейся молодежи негативное влияние оказывают факторы гиподинамии и гипокинезии.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Московского городского педагогического университета. На первом этапе был апробирован ряд тестов, выбраны наиболее информативные, часть из которых подверглись некоторой модификации в соответствии с задачами работы. На втором этапе на основе полученных данных нами был утвержден комплекс тестов, а также принципы классификации контингента.

Основываясь на данных специальной литературы и собственных исследованиях, мы определили следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на параметры физической работоспособности: физическое развитие, физическая сила работающих мышечных групп и тренированность. Под тренированностью мы понимаем качество, проявляющееся в целевой двигательной деятельности - системную согласованность соматических процессов, обеспечивающих эту деятельность и восстановление ресурсов организма в послерабочем периоде.

В итоговую батарею тестов вошли следующие измерения:

1. Физическое развитие: рост, вес, росто-весовой индекс (BMI), ЧСС пок., АД, ЖЕЛ, форсированная ЖЕЛ (ФЖЕЛ).

2. Физическая сила основных работающих мышечных групп: динамометрия разгибателей позвоночного столба (становая), разгибателей бедра и голени.

3. Физическая работоспособность, определяемая с помощью следующих тестов:

- модифицированного теста Мюллера на велоэргометре. Проводился по следующей методике: измерялась ЧСС пок., затем испытуемые вращали педали без нагрузки в течение 2 мин (в качестве разминки), далее нагрузка повышалась ступенчато каждую минуту. Работа выполнялась до отказа. Скорость педалирования была постоянной и составляла 60 об/мин. ЧСС фиксировалась в конце каждой ступени, а также каждую минуту в период восстановления в течение 5 мин и более. Результатом теста являлась мощность нагрузки на последней ступеньке в абсолютных и относительных величинах, оценивался также период восстановления и анализировалась причина отказа от работы на последней ступени;

- бегового 12-минутного теста Купера. Проводился по традиционной методике. Кроме того вычислялся индекс теста Купера (ИТК), рассчитанный по Т.А. Юримяэ и Э.А. Виру;

- Гарвардского степ-теста. Проводился по традиционной методике.

4. Тренированность - определялась по реакции ЧСС на нагрузку в вышеприведенных тестах (во время работы и в восстановительный период).

В тестировании участвовали 172 студентки разных специальностей и курсов.

Выводы

1. В результате исследования было установлено, что индивидуальный характер физической работоспособности студенток гуманитарных факультетов связан главным образом с показателями тренированности, физической силы работающих мышц и функциональным состоянием кардиореспираторной системы.

2. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно разделить всех учащихся на следующие типологические группы:

- студентки, обладающие удовлетворительным уровнем физической работоспособности при недостатке тренированности;

- студентки, демонстрирующие низкий уровень физической работоспособности, основная причина чего - недостаточное развитие физической силы работающих мышечных групп;

- студентки, демонстрирующие низкий уровень физической работоспособности, основная причина чего - неудовлетворительное функциональное состояние кардиореспираторной системы;

- cтудентки, показавшие неудовлетворительные результаты по всем измеренным нами параметрам;

- cтудентки, удовлетворяющие всем измеренным нами показателям.

Таким образом, в результате проделанной работы была построена типология студенток гуманитарного вуза. В дальнейшем для занятий с каждой группой необходимо использовать специальные типологизированные тренировочные программы. Предполагается, что применение такого индивидуального подхода позволит более эффективно достигать практические цели физического воспитания в вузе.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!