Abstract PSYCHOLOGICAL TESTS FROM POSITION OF THEIR REPRODUCIBILITY G.E. Shanina, Ph.D. All-Russia scientific research institute of physical culture and sports, Moscow Key words: psychophysiological tests, reproducibility, analysis, estimation of effect. The author has analyzed psychophysiological tests for the degree of use of their selected parameter estimate of the operative, set aside or total effect of testing influences. Three tests were analysed during the research: the test on attention, Lucher's color test and the test on synkinesia. When researching in the small time range the reliable criterion of the changes arising in the psychological status of the person under the influence of any testing influences can be used only the test of mental serviceability on Lucher's method. The other two tests are possible to be applied only to the estimation of urgent changes of the analyzed qualities.
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ С ПОЗИЦИИ ИХ ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ Кандидат
педагогических наук Г.Е. Шанина Ключевые слова: психофизиологические тесты, воспроизводимость, анализ, оценка эффекта. Введение . В настоящее время проводится большое количество исследований, направленных на изучение эффективности различных методов коррекции психоэмоционального состояния детей и подростков[1 - 4 и др.]. При этом оценка действенности апробируемых средств и методов, как правило, осуществляется на основании динамики широко распространенных критериев психологического статуса человека (цветовой тест Люшера, психогеометрический тест, пробы на изучение внимания Бурдона, Шульте и Шульте - Горбова, пробы для оценки логики мышления "Исключение понятий", "Количественные отношения", "Закономерности числового ряда", "Интеллектуальная лабильность", "Расстановки чисел", тест на синкинезии и др.). Однако, к сожалению, подавляющее большинство вышеперечисленных параметров до настоящего времени не проанализированы с позиции надежности при повторных измерениях (воспроизводимости), чувствительности и специфичности, подчинения динамики их результатов закону "исходного уровня" и т.п. В связи с этим исключается возможность обоснованного выбора критериев соответствующих характеру проводимых наблюдений, а именно срочных (оперативных), текущих (отставленных) или кумулятивных (суммарных) влияний различного рода воздействий на психологический статус человека. Учитывая это, мы сочли необходимым прежде всего проанализировать отдельные психофизиологические тесты на предмет их воспроизводимости, степень которой позволяет (или не позволяет) использовать избранный показатель для оценки оперативного, отставленного или суммарного эффекта апробируемых воздействий. Методы исследования . Анализировались: тест на внимание, цветовой тест Люшера и тест на синкинезии. С целью определения уровня внимания использовались показатели быстроты информационного поиска по таблице Шульте - Горбова. Диагностическая процедура состояла в следующем. Испытуемому предъявлялся бланк таблицы с изображением 25 чисел (13 черных и 12 красных), расположенных в случайном порядке. Задача испытуемого сводилась к тому, чтобы найти и показать последовательно все числа в возрастающем и убывающем порядке. Фиксировалось время (в с) поиска от 1 до 13 черных чисел и от 12 до 1 красных чисел. Для определения психической работоспособности использовался цветовой тест Люшера - сумма позиций трех цветов: красный + желтый + зеленый. Выбор цвета производился из восьми цветов, порядковый номер считался баллом: 1 - красный, 2 - желтый, 3 - зеленый, 4 - фиолетовый, 5 - синий, 6 - коричневый, 7 - серый, 8 - черный. Критерии оценки: 9 баллов - высокая психическая работоспособность, 1 -15 - средняя, 16 - 21 - низкая. В качестве одного из критериев оценки межполушарных взаимодействий нами применялся тест на синкинезии, рекомендованный Е.Д. Хомской с соавт. (1995). Его суть заключается в определении содружественных движений, возникающих при прикосновении к пальцам рук испытуемого на фоне отсутствия зрительного контроля. Оценка результатов осуществлялась по 5-балльной системе: отсутствие содружественных движений - сохранность межполушарных связей (5 баллов); случайные синкинезии - временное нарушение адаптационных механизмов (4 балла); односторонние синкинезии- наличие функционального блокирования одного из полушарий головного мозга (3 балла); перекрестные синкинезии- чередование функционального блокирования полушарий (2 балла); двусторонние синкинезии - каждое из полушарий одновременно выполняет функции образного и логического мышления (1 балл). В течение 6 дней, в одно и то же время (с 10 до 12 ч), были обследованы 22 подростка (11 мужского и 11 женского пола) в возрасте 12 -13 лет - учащиеся школы № 242 г. Москвы. Рассчитывались индивидуальные и среднегрупповые коэффициенты вариации, а также коэффициенты попарной корреляции. Результаты и их обсуждение . Полученные результаты показали следующее. Проба Шульте - Горбова. При поиске красных цифр в обратном порядке у 95,5 % обследуемых индивидуальный коэффициент вариации результатов теста был выше 15% и колебался от 16,5 до 60,7%, составляя в среднем 34,9%. При поиске цифр с переключением внимания у всех 100% обследуемых индивидуальный коэффициент вариации результатов теста был выше 15% и колебался от 16,6 до 62,8%, составляя в среднем 35%. Результаты попарной корреляции между шестью анализируемыми выборками (табл. 1 и 2) подтвердили отсутствие между ними значимых взаимосвязей. Таблица 1. Корреляционная матрица результатов 6-кратного повторения пробы Шульте - Горбова (поиск красных чисел в обратном порядке)
Таблица 2. Корреляционная матрица результатов 6-кратного повторения пробы Шульте - Горбова (поиск чисел с переключением внимания)
Тест Люшера. Результаты исследований психической работоспособности по тесту Люшера показали, что у 10 из 22 подростков, то есть у 45,5%, индивидуальный коэффициент вариации данного показателя выше 25% и колеблется от 27 до 59,5%, составляя в среднем 26,3%. Однако при этом, судя по результатам корреляционного анализа, начиная с третьего предъявления данный тест показывает вполне удовлетворительный уровень воспроизводимости (табл. 3). Таблица 3. Корреляционная матрица результатов 6-кратного повторения теста Люшера (психическая работоспособность)
Тест на синкинезии . Результаты теста показали, что у 63,6% обследованных индивидуальный коэффициент вариации результатов теста был выше 15% и колебался от 16 до 60,6%. Среднегрупповое значение данного параметра составило 19,9%, причем если исключить лиц с отсутствием синкинезий (что оценивалось в 5 баллов), то оно возросло до 24,3%. Результаты корреляционного анализа, приведенные в табл. 4, показали, что значимые взаимосвязи между анализируемыми выборками носят достаточно мозаичный характер, в связи с чем не представляется возможным говорить о надежности теста даже после его четвертого предъявления. Таблица 4. Корреляционная матрица результатов 7-кратного повторения теста на синкинезии
Заключение. Таким образом, судя по полученным данным, при организации исследований в небольшом временном диапазоне из вышеперечисленных тестов в качестве достаточно надежного критерия изменений, возникающих в психологическом статусе человека под влиянием каких-либо апробируемых воздействий, может быть использован только тест психической работоспособности по методу Люшера. Другие же два теста можно обоснованно применять лишь для оценки срочных изменений анализируемых качеств. При этом следует иметь в виду, что закону нормального распределения подчиняются только результаты тестов на внимание (пробы Шульте - Горбова, гистограммы 1 и 2). Результаты же тестов Люшера и на синкинезии этому закону не подчиняется (гистограммы 3 и 4), а следовательно, градации их результатов должны рассчитываться в центильной системе, а оценка достоверности их изменений производиться с помощью непараметрических критериев.
Гистограмма 1. Результаты пробы Шульте - Горбова (поиск красных чисел в обратном порядке)
Гистограмма 2. Результаты пробы Шульте - Горбова (поиск чисел с переключением внимания)
Гистограмма 3. Результаты теста Люшера
Гистограмма 4. Результаты теста на синкинезии Литература 1. Иовчук Н.М. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков//Матер. Всерос. научно-практ. конф. М., 1995. 2. Лусканова Н.Г., Коробейников Н.А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста /В кн.: Диагностика школьной дезадаптации. - М.: Социальное здоровье России, 1993, с. 6 - 80. 3. Сандомирский М.Е., Белогородинский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психологического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий / Современные проблемы физиологии и медицины. - Уфа: Башкирский государственный медицинский университет, 1997, с. 44 - 63. 4. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. - М.: изд-во МГУ. 1995. - 77 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|