МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПОРТЕ


Abstract

INDIVIDUAL DISTINCTIONS AS BASIS of OPTIMIZATION of SPORTS ACTIVITY

V.A. Salnikov, Dr. Hab., professor

Siberian state automobile and road academy, Omsk

Key words: individual distinctions, individuality, individual and personal approaches, individual style of activity, sports activity, personal focused approach.

The steadfast attention, devoting to the problem of an individualization of training is caused by the aspiration to the optimization of managerial processes by the sports training.

The individualization of the sports activity from the point of view of the system approach is represented as the system of conformity of the pedagogical influences to the specific features of the age development.

The author comes to the conclusion, that it is important to overcome the gap between abstract orientation to the person, existing in the pedagogical theory, and the practice of the training and competitive process with the modeling approach, specific for it, and insufficiently deep penetration into the essence of personal and individual displays. In result, it turns around to the interest in the organization by the external side of the influence, due to a lot of available methodical approaches.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, Омск

Ключевые слова: индивидуальные различия, индивидуальность, индивидуальный и личностный подходы, индивидуальный стиль деятельности, спортивная деятельность, личностно ориентированный подход.

Пристальное внимание, уделяемое в настоящее время проблеме индивидуализации обучения, обуславливается стремлением к оптимизации процессов управления подготовкой в спортивной деятельности.

Это лишний раз подтверждает то, что даже самые современные методы и средства тренировки, высокое педагогическое мастерство не решают полностью задачи оптимального совершенствования учебно-тренировочного процесса, если не учесть всей глубины индивидуальных различий занимающихся.

Практика спортивной деятельности показывает, что очень многие способные атлеты ушли из спорта, не раскрыв своих возможностей, из-за того, что к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая в должной мере их индивидуальных способностей, функциональных резервов, адаптационных возможностей. В тех случаях, когда специалистам оказывалось под силу реализовать строго индивидуальную программу, спортсмены достигли выдающихся, как правило стабильных в течение длительного времени, результатов [49].

В литературе, раскрывающей основные закономерности спортивной деятельности, сформулировано достаточно большое количество принципов. Большая их часть соответствует общеизвестным дидактическим принципам (принципам обучения), одновременно сформулированы и специфические принципы, отражающие общие закономерности спортивной деятельности.

Л.П. Матвеев [39] отмечает: "... магистральный путь разработки принципов спортивной тренировки должен предусматривать углубленное познание ее объективных закономерностей и формирование на этой основе краеугольных положений, которые станут важнейшим руководством к действию для тренера и спортсмена".

В этот комплекс органической частью входит и принцип индивидуализации. Проблема так называемых индивидуальных особенностей (различий) и возможность их использования в учебно-воспитательном процессе насчитывает многовековую историю, а ее зачатки восходят к истории древнего мира и средневековья. Наиболее принципиальная оценка индивидуального подхода в тот период дана Яном Амосом Коменским - основателем классно-урочной системы. В своей "Великой дидактике" он выступил против индивидуального обучения, за его общеклассный характер и показал необходимость сочетания организации индивидуальной и общеклассной учебной деятельности.

Требование повышения внимания к индивидуальности ученика мы находим у Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова [75]. К.Д. Ушинский [71], анализируя познавательную деятельность человека с целью найти принципиальные основы обучения, писал, что "общие рецепты не приведут к успеху потому, что дети по-своему и по своей природе очень индивидуальные".

Необходимость индивидуального подхода при занятиях физическими упражнениями отмечалась П.Ф. Лесгафтом [38], который писал: "... что за воспитание будет без знания строения и отправления организма, без точного определения внешних влияний на тело? Какую пользу может принести эмпирическая умозрительная педагогика без основного знания человеческого организма".

Согласно определению, данному в "Энциклопедическом словаре по педагогике", индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогического воздействия, учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности, воспитания, условий жизни, в которых находится данный индивид.

Учитывая давний интерес к разработке проблемы индивидуализации учебного процесса, ее активную разработку в последующие годы, необходимо отметить ее острую актуальность и в настоящее время применительно к спортивной деятельности.

"В новых социальных условиях индивидуальный подход к учащимся стал рассматриваться как педагогический принцип на уровне социального, педагогического и психологического эксперимента" [32].

Понятие индивидуализации тесно связано с понятием индивидуальности, но обозначают они не одно и то же. Если последнее характеризует индивидуальность в статическом плане, то первая - в динамическом, выражая закономерность ее формирования, проявления и развития [54].

В действительности индивидуальность имеет двойственную детерминацию: она обусловлена как биологическими, так и социальными факторами. При этом, как отмечается, последние играют главную роль в определении ее развития.

На фоне обозначенного следует определить, что понимается под индивидуальностью. Так, В.М. Русалов [59] формулирует это следующим образом: "Индивидуальность - это особая форма бытия человека в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений".

В настоящее время чаще начинает использоваться такое понятие, как "индивидуальность личности". С точки зрения А.Г. Асмолова [3], "Мало говорить об индивидуальности как своеобразии, уникальности психического мира человека". Исходя из этого автор различает два уровня индивидуальности: первый - это мир особенного, уникального в психических процессах (это есть индивидуальность индивида) и второе - это уникальное и неповторимое в личности - мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок человека (это и есть индивидуальность личности).

Особое выделение индивидуальности личности позволяет различать развитие личности человека. Если в первом случае это ядро социализации, то во втором - направляющая внутренняя сила индивидуализации.

Вероятно, пристальное внимание к проблеме индивидуальности личности в системе тренировочного процесса является стремлением к оптимизации процессов управления последним.

Имеющийся же к настоящему времени перечень особенностей индивидуальности человека, которые могут быть учтены в учебно-тренировочном процессе, весьма значителен, а отсутствие научно обоснованной классификации затрудняет качественный анализ.

Ведущие специалисты по теории и методике физического воспитания под индивидуализацией понимают такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Индивидуализация может применяться в двух направлениях: общеподготовительном и специализированном. Применительно к первому случаю индивидуальный подбор методов обучения и воспитания определяется в соответствии с функциональными возможностями и двигательными способностями занимающихся. Во втором дополнительно к методике определяется и содержание занятий, все это ставится в зависимость от индивидуальных особенностей, склонностей, одаренности. Вместе с тем необходимо отметить отсутствие конкретизации индивидуальных особенностей занимающихся, т.е. в чем они заключаются и как надо их использовать в тренировочном процессе.

Отмечая сложность проблемы индивидуальности [79], авторы подчеркивали, что тренер, осуществляющий индивидуальный подход, должен учитывать как физические, так и индивидуально-психологические особенности каждого спортсмена. Трудность использования обусловлена проявлением индивидуальной уникальности спортсменов и выражается в огромном разнообразии путей достижения одних и тех же результатов разными спортсменами. Практически эти пути никогда не совпадают, они так же вариабельны и неповторимы, как и отпечатки пальцев. Опыт спортивной деятельности свидетельствует о том, что для каждого спортсмена в каждом конкретном случае существует только один оптимальный путь, приводящий к высшим результатам [12]. Едва ли можно согласиться с высказанным, и возникают подобные суждения, очевидно, в силу ограниченности наших знаний о закономерностях применения принципа индивидуализации в спортивной деятельности.

По определению Г.И. Царегородцева [73], "Организация человека - это система, в которой одни и те же морфологические подсистемы и структуры могут обеспечивать множество функциональных и приспособительных процессов".

Использование принципа индивидуализации многие связывают с различными факторами: так, одни считают наиболее эффективным использование его на начальной стадии учебно-тренировочного процесса, другие - после того как будет приобретен какой-то уровень двигательного арсенала конкретного вида спорта [28, 67].

Третьи считают, что требования к индивидуализации возрастают по мере роста спортивных результатов. Авторы объясняют это тем, что развитие функций и систем организма, личностных качеств происходит у спортсменов неодинаково и зависит от генетических факторов, системы тренировки, а также условий жизни и быта спортсменов [19].

На фоне этого нельзя не отметить, что, несмотря на индивидуальные различия, определенная эффективность возможна и при использовании общего подхода в тренировке. Но для этого необходимо соблюдать ряд общих закономерностей тренировочного процесса [25, 40].

Эффективность тренировки тяжелоатлетов [42] по унифицированным и индивидуальным программам подтвердилась в ходе многолетнего естественного эксперимента. Наличие индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать, показывает и то, что при тренировках по общему плану происходит дифференциация детей по типам развития: выделяются группы испытуемых в соответствии с качествами, которые у них преимущественно развиваются [65]. В связи с этим В.М. Волков [11] отмечает, что "генетическая информация может только в том случае реализоваться, если в каждом возрастном периоде она будет оптимально взаимодействовать с определенными условиями среды".

Одновременно показано, что в условиях управляемого обучения индивидуальные различия не сглаживаются, а, напротив, становятся более выраженными, что позволило поставить вопрос о возможности целенаправленного формирования особенностей учебной деятельности [22].

Различия в посылках связаны, очевидно, с тем, что авторы в основу индивидуализации кладут различные признаки. Однако надо помнить, что принципиально невозможно воздействовать на какое-либо свойство личности, не затрагивая этим всех остальных. Формируя одно из свойств личности, мы неизбежно изменяем и всю их систему в целом, независимо от того, желаем мы этого или нет [74]. Вполне логично звучит, что спортивный результат - это прежде всего достижения личности, а не только мышечного аппарата [34]. Одновременно необходимо признать, что не каждый спортсмен может достичь желаемого результата. Причины этого не только в специфике тренировок, технике и тактике спортивной подготовки. Весьма вероятно, что каждый спортсмен генетически лимитирован в развитии своих двигательных способностей.

В ряде работ индивидуальный подход определен как принцип организации занятий, в частности Н.Г. Озолин [48] отмечает, что при наличии природной одаренности и правильной системы тренировок может быть достигнут высокий рост подготовленности в сроки вдвое короче обычных.

Сущность же принципа индивидуализации, по мнению автора, состоит в том, что физические упражнения, их форма, характер, интенсивность и продолжительность, методы выполнения и многие другие составляющие системы подготовки подбираются в соответствии с полом и возрастом, уровнем функциональных возможностей организма, спортивной подготовленностью и состоянием здоровья, с учетом психических качеств и др.

Одновременно индивидуальный подход определяют как метод улучшения спортивного результата за счет планирования тренировочной нагрузки [76]).

А.А. Гужаловский [21] на основе анализа литературных источников выделяет несколько основных направлений в решении проблемы индивидуализации:

1. Индивидуальный подход в процессе отбора и спортивной ориентации.

2. Индивидуализация средств и методов тренировки.

3. Индивидуализация тренировочной нагрузки.

В решении обозначенных подходов используются различные варианты, однако они не сгруппированы применительно к отдельному виду спортивной деятельности и представляют собой различные данные, касающиеся отдельных сторон подготовки в различных видах деятельности, т.е. на основе этих данных можно только корректировать отдельные стороны тренировочного процесса в соответствии с имеющимися особенностями индивидуальности занимающихся.

Регулирование тренировочной нагрузки связывают с учетом индивидуального состояния тренированности [18]. Применительно к этому важное значение имеет разработка программы этапного контроля [26], реализация которой позволяет индивидуально для каждого спортсмена определить стратегию процесса подготовки и оценить результативность тренировки за относительно длительный промежуток времени. Этому содействует разрабатываемая идея комплексного педагогического контроля [10]. Немаловажно и соответствие потенциальных возможностей спортсмена тренировочным нагрузкам.

Среди критериев, регламентирующих индивидуальный подход, определенное значение приобретают модельные характеристики спортсменов [45]. Эффективность же самой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько уравновешены система и субъект-объектные требования деятельности [67].

Степень же использования индивидуализации устанавливается в зависимости от задач, решаемых на этапе подготовки [8]. При этом автор выделяет три этапа:

- нивелированный подход ко всем занимающимся (индивидуализация отсутствует полностью);

- условное разделение по группам, основанное на определенном сходстве занимающихся (индивидуализация по типам);

- персональная работа с каждым (предельная индивидуализация).

При анализе данного подхода к индивидуализации [52] было отмечено, что наибольшего внимания заслуживает вторая ступень индивидуализации и высказано предостережение против гипертрофирования индивидуального подхода на том основании, что подготовка спортсмена должна предполагать работу в коллективе и с коллективом.

Учитывая сложность и актуальность проблемы индивидуализации, ряд исследователей предложили классификацию индивидуальных особенностей спортсменов в целом и применительно к отдельным сторонам личности.

Так, Г.С. Туманян [70] выделяет такие показатели, характеризующие индивидуальные особенности спортсмена: а) технические; б) физические; в) тактические; г) теоретические; д) морально-волевые.

Одновременно, оценивая уровень психической подготовленности кандидатов в сборную страны, авторы [37] выделяют три стороны индивидуальности психики: а) особенности личности; б) уровень развития волевых качеств; в) показатели устойчивости психики в ходе соревнований.

И.А.Тер-Ованесян [68] предлагает учитывать: а) особенности телосложения; б) физическую подготовленность; в) психические особенности; г) особенности перенесения тренировочной нагрузки.

А.А. Маторин [41] считает нужным выделять особенности физического развития, физической и психической подготовленности. Ряд авторов рассматривают фактор индивидуализации в связи с особенностями вида спорта и предлагают индивидуализировать тренировочный процесс, учитывая индивидуальные особенности противника [55].

Применительно к высококвалифицированным спортсменам считается наиболее важным учитывать особенности нервной системы [78, 13, 61, 62], индивидуально- морфологические признаки [6, 9, 69], уровень и темпы физического развития двигательных качеств [72, 20], индивидуальные физиологические особенности организма [15].

В последние годы особую актуальность индивидуальный подход приобретает на этапе предсоревновательной подготовки спортсменов [57, 13, 14, 28, 5, 35, 60] и непосредственно в процессе соревнований [47]. Среди факторов, обуславливающих индивидуализацию, существенны не только вид спорта, предсоревновательная ситуация, развивающиеся состояния, но и личностные особенности спортсменов.

С точки зрения комплексного подхода к решению задач индивидуализации предсоревновательной подготовки спортсмена важным представляется выявление определенного индивидуального стиля деятельности [35, 27]. Наиболее изученной проблема формирования индивидуального стиля деятельности (ИСД) выглядит применительно к процессам обучения, воспитания, тренировки [43, 33, 80, 16].

"Индивидуальный стиль есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности" [33]. Следует отметить, что один и тот же стиль может проявляться в различных видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной), вместе с тем имеет место и обратное, т.е. различия в стиле деятельности (индивидуальном) могут проявляться применительно к одному ее виду. В частности, в видах единоборства проявляются такие индивидуальные стили ведения поединка, как универсальный, атакующий и контратакующий. Чем это объясняется? В первом случае наличие одного и того же ИСД обуславливается тем, что в этих видах деятельности имеются одинаковые пути приспособления к условиям ее выполнения. Во втором случае различия индивидуального стиля ведения поединка соотносятся с адекватностью индивидуальных особенностей, среди которых наиболее существенны особенности нейродинамики [7, 2, 64]. Применительно к спортивной деятельности особенно трудно согласиться с тем, что типологически обусловленный стиль деятельности представляет собой один из существенных механизмов приспособления человека к любому виду деятельности [44], т.е. достижение высокого результата возможно людьми с различными типологическими особенностями за счет разных стилей деятельности. Это может быть в том случае, отмечает Е.П. Ильин [28], "если прочие факторы, влияющие на формирование стиля, будут у разных людей одинаковыми (в частности - способности)". Все дело в том, что спортивная деятельность чаще всего требует максимального проявления способностей. В этом случае стиль деятельности лишь помогает проявлению способностей, но не компенсирует их недостаточного развития. Имеющиеся данные показывают, что каждый опытный спортсмен обладает индивидуальным стилем деятельности, однако их спортивные достижения различаются, и связано это прежде всего с тем, что они имеют разные способности. Компенсирующая же функция индивидуального стиля операций определяет его системообразующую функцию в образовании связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности [44].

Одновременно показано, что в процессе трудового и спортивного обучения совершенствование деятельности сопровождается не сглаживанием, а, наоборот, возрастающей дифференциацией индивидуального стиля моторики; при этом чем совершеннее мастерство спортсменов, тем ярче и отчетливее проявляется их индивидуальный почерк [33]. В отдельных случаях используется эволюционный подход к совершенствованию технических навыков. Согласно ему технические элементы осваиваются в различной последовательности и мере. В результате у каждого спортсмена формируется свой индивидуальный стиль.

На сегодня имеется обширный материал, касающийся выбора и особенностей формирования индивидуально-типологических стилей деятельности, многообразия их видов, а также эффективности проявления [33, 44, 76, 29].

Не вдаваясь в подробности анализа, необходимо отметить, что очень часто выявленные индивидуальные характеристики спортсменов отражают какое-то текущее состояние или уровень функционирования и реже - устойчивые признаки закономерного индивидуального проявления. Одновременно немаловажен вопрос: в чем заключается необходимость соблюдения принципа индивидуализации?

Применительно к спортивной деятельности это обусловлено следующими факторами [29]:

1. Различным уровнем обученности и тренированности занимающихся.

2. Индивидуально-психологическими и личностными особенностями реагирования на внешние условия, тренировочную нагрузку, общение с тренером, товарищами по команде.

3. Наличием предпочитаемого стиля деятельности.

4. Различием между лицами мужского и женского пола.

В целом пристальное внимание, оказываемое проблеме индивидуального подхода в обучении, тренировке, объясняется, видимо, стремлением к оптимизации процессов управления подготовкой, однако неверно было бы относить индивидуальный подход к понятиям частного характера (правилам, приемам и т.п.).

Вместе с тем приведенный материал не всегда точно определяет главное в индивидуальном обучении или тренировке. Так, предлагают различать индивидуальное обучение, при котором работа ведется отдельно с каждым учеником, получающим индивидуальное задание, и индивидуализацию обучения, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия, уровень развития способностей [23]. Однако едва ли можно согласиться с тем, что индивидуальное обучение связывается только с отдельным заданием, в этом случае также должен учитываться уровень обученности или другие факторы. Но в имеющихся работах не всегда четко классифицируется, что лежит в основе индивидуального обучения: сам принцип или способы и формы его реализации.

Анализ показал, что в системе ведущих педагогических понятий (цель, содержание, принципы, методы и формы организации воспитания и обучения) индивидуальный подход невозможно считать ни целью, ни задачей, ни содержанием учебно-воспитательной работы. Индивидуальный подход не может также являться методом или организационной формой обучения и воспитания, ибо формы и методы меняются в зависимости от решаемых задач и содержания учебно-воспитательной работы, в то время как действенный учет индивидуальных особенностей в эффективном воспитательном процессе присутствует всегда. В соответствии с этим наиболее правильно, как отмечается, отнести индивидуальный подход к принципам воспитания, обучения, тренировки.

В дидактике существует бесспорная мысль, что принципы обучения -это исходные положения, лежащие в основе содержания организации и методов учебной работы, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Сейчас нет единого понимания индивидуального подхода, используемого в обучении на уровне дидактического принципа. Наряду с этим в последние годы появились новые термины: "личностный подход", "индивидуализация обучения", "дифференцированный подход", "дифференциация поисковой деятельности" и другие.

При этом индивидуальность занимающихся не всегда правильно соотносится с индивидуальным и дифференцированным подходами. Чаще выделяют два критерия, которые как бы лежат в основе индивидуального подхода: ориентация на уровень достижений занимающихся и ориентация на процессуальные особенности тренировочного процесса занимающихся. Как показывает практика, тренер чаще выбирает первый вариант, так как его легче реализовать через индивидуализацию тренировочного процесса.

Однако планирование тренировочной нагрузки в зависимости от уровня достижений занимающегося - это дифференциация, а не индивидуализация, поскольку в основе распределения по уровню подготовленности лежит не сходство или различие в индивидуальных особенностях их подготовленности, а уровень достижений, который является результатом этих индивидуальных особенностей.

Все это обуславливает необходимость изучения индивидуально-психологических особенностей, оказывающих существенное влияние на систему подготовки спортсменов, что позволит реализовать второе направление, а именно более четко ориентироваться на процессуальные особенности тренировочного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Сопоставляя термины "индивидуализация обучения" и "индивидуальный подход", их авторы [36, 56] не усматривают различий и включают в них, по существу, признаки, аналогичные "индивидуальному подходу": ориентация на индивидуально -психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов, различные варианты, задания, дозировку домашних заданий и т.д. Подобное можно отметить в отношении попытки уточнить взаимосвязанные терминологические понятия, такие, как: "индивидуальная тренировка", "индивидуальная подготовка" и "индивидуализация тренировки". Автор это выражает через различие в характере воздействия [31]. В целом вполне обоснованным представляется утверждение, что индивидуализация обучения - более широкое понятие [32].

Наряду с понятием "индивидуальный подход" в литературе встречаются понятия "личностный подход" и "личностно-ролевой подход". Согласно К.К. Платонову [50], "личностный подход" - это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, переломляющих все внешние воздействия. Социально-психологическая же проблема индивидуального подхода начинается тогда, когда подход становится не просто конкретным, а "личностным", при котором наряду с общими качествами максимально используются наиболее устойчивые и ценные особенности личности, т.е. когда задается вопрос о природе индивидуальности: неизменна она или изменчива и в каких пределах?

Личностно-ролевой подход позволяет более полно и целостно учесть спектр потребностей, интересов, отношений индивида, живущего и действующего в определенной социальной группе. В реализации индивидуального, личностного, личностно-ролевого подходов к учебно-воспитательному процессу видится конкретный пример движения познания от явления к сущности, от сущности и первого порядка к сущности более высоких порядков [16].

В связи со сказанным [33] индивидуальный (в смысле "личностный") подход в обучении должен пониматься как формирование индивидуального стиля деятельности в разрешении типичных, объективно значимых задач. Это предполагает признание разных, но равноценных по конечным результатам способов деятельности и соответствующих им типологических качеств. Только в этом случае общее требование конкретного подхода к любому делу приобретает признаки педагогического принципа индивидуального (личностного) подхода.

В целом индивидуальный подход в период интенсивной разработки теории оптимизации учебного процесса считался некоторыми авторами единственно возможным способом. В настоящее время ему найдено более рациональное место в системе способов оптимизации учебного процесса.

Существенным моментом на пути совершенствования урока является рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы с дифференцированной.

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету и т.д.), определить для него наиболее целесообразный и эффективный характер работы на уроке [66]. При этом задания для занимающихся должны различаться не только по объему, но и по характеру и уровню требований.

Сегодня определенный интерес вызывает концепция личностно ориентированного образования. Это образование, которое ориентировано на обучение как на основную составляющую образовательного процесса, и ставит перед собой цель развития индивидуальных способностей обучаемого. При этом личность обучаемого провозглашается главной ценностью, влияющей на содержание обучения.

Обучение не может стать личностно ориентированным до тех пор, пока группа обучаемых рассматривается только как нечто целое, единое. Необходимы дифференциация и индивидуализация обучения, полноценное развитие личности каждого обучаемого на основе его психофизиологических особенностей и при условии его активного самовыражения и саморазвития.

Полученные данные необходимо учитывать при составлении индивидуальной "карты обучаемого" с перечислением факторов его обучения или тренировки. Обучаемый может проявить активность только в том случае, если избранная им деятельность будет сонаправлена с его индивидуальной мотивацией, собственными интересами и условиями.

Следовательно, педагогическое воздействие на обучаемого принесет ожидаемые результаты только в
том случае, если оно опирается на реальный уровень психофизических возможностей личности.

Вместе с тем следует отметить многогранность личности, ее неисчерпаемость и непредсказуемость. Поэтому сложно учесть абсолютно все свойства и особенности личности, точно спрогнозировать динамику ее развития. Обучение должно ориентироваться на максимально возможный учет психофизиологических особенностей обучаемых, основанный на качественной психолого-педагогической диагностике.

Однако обозначенные подходы к использованию принципа индивидуализации чаще всего страдают отсутствием системности, целостности, комплексности, слабо реализуются также деятельностный, личностный, личностно-ролевой подходы. Конечно, для их решения явно недостаточно изучения отдельных деятельностей, процессов, функций - необходимо формирование целостной системы индивидуализации, которая позволяла бы реализовать поставленные цели, используя основные педагогические и психологические закономерности.

Наиболее рельефно это обозначилось в исследованиях В.К. Бальсевича [4] при изучении особенностей развития биодинамических структур локомоций. Рассматривая локомоции человека как систему движений, функционирующую в рамках целостного системно-структурного комплекса моторики, автором исследовалась эволюция главных компонентов этого комплекса, обеспечивающего осуществление локомоций человека в интервале от 5 до 65 лет. Существенной чертой развития является колебательный характер их возрастной эволюции, что проявляется в ритмической смене периодов повышенной согласованности биомеханических элементов и периодов их рассогласования. При этом периоды консолидации биомеханических структур совпадают по времени с замедлением процесса развития отдельных элементов системы переместительных движений, а ускорение развития этих элементов синхронизируется с периодом диссоциаций в биомеханических системах. Это и дало основание В.К.Бальсевичу [5] в последующем сформулировать принцип соответствия педагогических воздействий биологическому ритму возрастного развития моторики.

В этом плане заслуживает определенного внимания и выдвинутый М.Я. Набатниковой и Н.В. Хординым [46] принцип эффекта утилизации в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов, и его следует понимать как требование достаточно продуктивной реализации имеющегося уровня развития физических качеств или подготовленности юного спортсмена. Этому способствуют и сенситивные периоды развития. Авторы доказали, что зоны усиленного роста результатов наблюдаются в разные возрастные сроки, т.е. каждый детский возраст имеет свои особенности, свой уровень сенситивности, что является существенной предпосылкой развития тех или иных способностей [20]. Все это, очевидно, и позволило Л.П. Матвееву [39] сформулировать принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания, но не путем "учета", а принимая во внимание неизменно происходящие возрастные изменения его функциональных и адаптивных возможностей, целесообразно воздействовать на них в направлениях, ведущих к оптимизации возрастной динамики, индивидуальных возможностей, качеств, способностей.

В контексте с вышеприведенным выделяется довольно сложный вопрос о существе различий и взаимоотношений возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков, юношей. Это особенно актуально в связи с идеей ранней специализации, так как время достижения высокого результата в этом случае отдаляется. При практическом применении принципа индивидуализации в этих условиях следует учитывать, что возрастные особенности преходящи, в то время как индивидуальные более стабильны. Следовательно, индивидуальный подход - это не просто конкретный подход к человеку, он требует не только учета его индивидуальных особенностей, но, и это главное, - видения целостного человека, учета его целостной реакции на то или иное внешнее воздействие [53].

Рассматривая разные уровни организации человека как индивида личности, субъекта деятельности и индивидуальности, Б.Г. Ананьев [1] отмечает, что высшей характеристикой, в которой как бы "замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека", является индивидуальность. Среди системообразующих факторов в индивидуальности наиболее существенны типологические особенности проявления свойств нервной системы. Последние связаны с другими подструктурами личности и ее деятельности: статусом, мотивами, способностями, стилем деятельности, направленностью и устойчивостью к неблагоприятным факторам и т.п. Отмеченные связи, как показано Е.П. Ильиным [28], не разобщены, а образуют систему с прямыми и обратными связями. Одновременно необходимо отметить многообразие связей с содержанием методики и организацией в целом спортивной деятельности и составляющими ее подсистемами, особенно такими, как система спортивной подготовки и соревновательной деятельности [58, 14, 29, 62, 63, 24].

Таким образом, для повышения прогностической значимости рассматриваемых признаков, конечно, недостаточно только располагать детальным знанием всего спектра индивидуальных различий, необходимо изучать взаимодействие свойств всех иерархических уровней индивидуальности в системе деятельности в соответствии с требованием этой деятельности, Отсюда вытекает, что все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте наиболее успешно решаются тогда, когда в качестве субъекта активности рассматривается вся интегральная индивидуальность, а не отдельные ее уровни, когда должным образом учитывается многозначность разноуровневых связей индивидуальных свойств.

С точки зрения системного подхода индивидуализация спортивной деятельности представляется как система соответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям возрастного развития занимающихся, отличительная черта которых - их относительная системность и устойчивость.

Принимая во внимание вышеизложенное, важно преодолеть разрыв между существующей в педагогической теории абстрактной ориентацией на личность человека и практикой тренировочного и соревновательного процесса с характерным для нее модельным подходом и недостаточно глубоким проникновением в сущность личностных и индивидуальных проявлений, в результате это оборачивается увлечением в организации внешней стороной воздействия, часто за счет большего, чем нужно, количества имеющихся методических подходов.

В этом плане можно согласиться с И.И. Резвицким [53], отметившим, что воспитание должно перейти от различного рода проповедей к глубокому изучению индивидуальности человека, с тем чтобы помочь ему самому преодолеть собственные трудности и развивать свои различные способности и дарования.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. - 339 с.

2. Арбузов В.В., Илларионов Г.Г., Фетискин Н.П. Типологические особенности в проявлении основных свойств нервной системы у боксеров // Спортивная и возрастная психофизиология. Л., 1974, с. 25 - 30.

3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструктируование миров. Москва - Воронеж. 1996. - 767 с.

4. Бальсевич В.К. Исследование локомоторных функций в постнатальном онтогенезе человека (5 - 65 лет: Докт. дис. М., 1972.

5. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологической проблемы // Вопросы философии. 1981, № 8, с. 78 - 89.

6. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962, с. 355.

7. Белоусов В.М. Пути формирования индивидуальной манеры ведения боя // Бокс. Ежегодник. М., 1978, с. 19 - 20.

8. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1958. - 489 с.

9. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиC, 1978, с. 152.

10. Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Докт. дис. Л., 1984, с. 360.

11. Волков В.М. Возраст и становление спортивного мастерства. Смоленск, 1974. - 233 с.

12. Воробьев А.Н., Чернов К.А. Управление подготовкой спортсменов. Малаховка, 1987, с. 67.

13. Вяткин Б.А. Обучаемость физическим упражнениям и типологические свойства нервной системы // Физическое воспитание, физиология и психология спорта. Пермь, 1970.

14. Вяткин Б.А. Темперамент как фактор спортивной деятельности // Очерки теории темперамента в спортивной деятельности. М., 1978, с. 135.

15. Волков Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта // Теория и практика физ. культуры. 1974, № 7, с. 60-63.

16. Войтко В.И. Личностно-ролевой подход к построению учебно-воспитательного процесса // Вопросы психологии. 1981, № 3, с. 69 - 72.

17. Гиссен Л.Д. Проблемы психологической индивидуальности //Легкая атлетика. 1975, № 1, с. 26 - 27; № 2, с. 30 - 31; № 5, с. 28 - 29.

18. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980. - 180 с.

19. Грозин Е.А., Каргаполов В.А. Роль индивидуальных факторов, определяющих рост спортивных результатов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям //Проблемы теории спорта. Хабаровск, 1982, с. 47.

20. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблемы оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Докт. дис. М., 1979. - 331 с.

21. Гужаловский А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза и ее значение для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984, с. 211 - 214.

22. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности // Вопросы психологии. 1981, № 6, с. 13 - 26.

23. Джанузаков В.Т. Индивидуализация учебно-тренировочного прогресса футболистов 16 - 17 лет на основе педагогического контроля: Канд. дис. Л., 1982, с. 182.

24. Дрижика А.Г., Жоров П.А. Нейродинамические факторы общей спортивной одаренности и активизационная теория свойств нервной системы // Психология спортивной деятельности. Казань, 1985, с. 6 - 22.

25. Дьячков В.М. Методы совершенствования технического мастерства спортсменов. М., 1967.

26. Запорожанов В.А. Комплексный контроль в современном спорте // Теория и практика физ. культуры. 1982, № 2, с. 41 - 43.

27. Илларионов Г.Г. Тактические приемы ведения велосипедистами гонки в связи с типологическими особенностями проявления основных свойств нервной системы // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л., 1975, с. 14 - 20.

28. Ильин Е.П. Дифференцированная психофизиология физического воспитания и спорта. Л., 1979. - 83 с.

29. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1983. - 234 с.

30. Ильин Е.П., Киселев Ю.Я., Сафонов В.К. Психология спорта: современные направления в психологии: Учеб. пос. Л. 1989. - 96 с.

31. Климин В.П. Индивидуализация тренировки хоккеистов // Хоккей. Ежегодник. 1986. № 1, с. 19 - 23.

32. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982, с. 224.

33. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических свойств нервной системы. Казань, 1969. - 384 с.

34. Кунат П. Проблемы нагрузки с точки зрения психологии спорта. // Психология и современный спорт. - М.: ФиС, 1973, с. 319.

35. Козлова Н.М. Индивидуализация предсоревновательной подготовки лыжника-гонщика в зависимости от психических реакций на тренировочные нагрузки: Канд. дис. М., 1981, с. 150.

36. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972, с. 254.

37. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе. - М.: ФиС, 1967, с. 152.

38. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому обучению детей школьного возраста / Собр. соч., т.1 и 2. - М.: ФиС., 1951 и 1952.

39. Матвеев Л.П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 2, с. 16-21.

40. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. М., 1991, с. 543.

41. Маторин А.А. Исследование индивидуальных способностей и учет их при обучении физическим упражнениям: Автореф. канд. дис. Л., 1967. - 17 с.

42. Медведев А.С. Перспективное программирование и коррекция основных параметров тренировочной нагрузки в тяжелоатлетических упражнениях (теоретическо-методические аспекты): Автореф. докт. дис. М., 1985, с. 45.

43. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973, с. 5 - 94.

44. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986, с. 255.

45. Набатникова М.Я. Теоретические аспекты исследований системы подготовки юных спортсменов //Теория и практика физ. культуры. 1980, № 4, с. 21.

46. Набатникова М.Я., Хордин А.В. Перспективы исследований проблем юношеского спорта //Теория и практика физ. культуры. 1979, № 7, с. 28 - 30.

47. Найдифер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. М., 1979. - 224 с.

48. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М., 1970, с. 479.

49. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса. - М.: ФиС, 1985, с. 256.

50. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972, с. 312.

51. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. М., 1983, с. 176.

52. Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионова. М., 1979, с. 113.

53. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973, с. 75.

54. Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984. - 141 с.

55. Пилоян Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: Докт. дис. М., 1985, с. 348.

56. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1995. - 182 с.

57. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М., 1973, с. 216.

58. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М.: ФиС, 1983. - 112 с.

59. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. - 352 с.

60. Русаков В.А. Специальная бросковая подготовка метателей копья перед соревнованиями в зависимости от их индивидуальных особенностей: Канд. дис. Л., 1980, с. 226.

61. Сальников В.А. Особенности взаимосвязи динамики изменения результата со свойствами личности тяжелоатлетов. //Теория и практика физ. культуры. 1987, № 2, с. 40 - 42.

62. Сальников В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования: Докт. дис. СПб., 1994.- 406 с.

63. Сальников В.А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности. Монография. Омск, 2000. - 160 с.

64. Сальников В.А., Львов В.К., Кимейша Б.З. Связь личностных особенностей боксеров с различными стилями ведения поединка //Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности. Л., 1984, с. 21 - 26.

65. Семенов М.И. Возрастная динамика свойств подвижности нервной системы // Оптимизация индивидуальной и групповой двигательной деятельности учащейся молодежи. Л., 1979, с. 94-101.

66. Стреказин В.П. Руководство учебным процессом в школе. М., 1970.

67. Таймазов В.А. Индивидуальный подход в подготовке боксеров с учетом спортивно важных качеств: Канд. дис. Л., 1981, с. 177.

68. Тер-Ованесян И.А. Исследование некоторых путей индивидуализации тренировочного процесса у спортсменов высокой квалификации: Автореф. канд. дис. М., 1971, с. 24.

69. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. - М.: ФиС, 1985. - 145 с.

70. Туманян Г.С. Телосложение и спорт (основы индивидуализации физической подготовки спортсменов различных соматических групп): Автореф. докт. дис. М., 1971, с. 40.

71. Ушинский К.Д. Собрание сочинений о воспитании памяти. М., 1950, т. 10, с. 431 - 438.

72. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М., 1974, с. 232.

73. Чернов К.А., Юдин Ю.Ф., Брянкин С.В. Теория индивидуального управления процессом спортивной подготовки. Смоленск - Москва, 1980. - 129 с.

74. Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания (Сост. Н.М. Разумовский). - М.-Л.: изд-во АПН РСФСР, 1949. - 351 с.

75. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991, с. 153.

76. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. - М.: ФиС, 1984. - 158 с.

77. Эголинский Я.А. Учение о типах нервной деятельности и физическая культура //Теория и практика физ. культуры. 1957, № 6, с. 437 - 445.

78. Царегородцев Г.И. Общество, окружающая среда, медицина //Вопросы философии. 1975, № 2, с. 63 - 68.

79. Яковлев Н.Н., Коробков А.В., Янанис С.В. Физиологические и биологические основы теории и методики спортивной тренировки //Физиологическая и биохимическая характеристики качественных особенностей двигательной деятельности. М., 1960, с. 177 - 219.

80. Якубчик Б.И. Опыт формирования индивидуального стиля деятельности на основе учета типологических свойств нервной системы спортсменов //Тезисы докладов на VI Всесоюзном совещании по психологии физического воспитания и спорта. Тбилиси, 1967.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: