Abstract CONTENT OF PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION IN SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION R.K. Bikmukhametov, Ph.D., lecturer Kazan state pedagogical university, Kazan Key words: health, content and process of physical education, teacher. The author understands the matter of
physical education in the pedagogical educational institution as
the process of values' mastering system, where a health is the
most important one. He considers different forms of relations
between a teacher and a student (such as: influence, cooperation,
organization of meeting with culture elements) and the types of
content of the process of physical education corresponding to them.
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кандидат
педагогических наук, доцент Р.К.
Бикмухаметов Ключевые слова: здоровье, содержание и процесс физического воспитания, педагог. Ведущими социально обусловленными факторами риска, олицетворяющими угрозу сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала России, являются: - тенденции к уменьшению продолжительности жизни и роста смертности населения; - снижение уровня физического и психического здоровья под влиянием социальных, экологических и педагогических факторов среды жизнедеятельности; - ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи как важнейших составляющих человеческого потенциала будущих поколений; - развитие педагогической науки и образования и их невостребованность властью. На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны. Во-вторых, в сущности физического воспитания закладывается механизм компенсации дефицита в состоянии и качестве здоровья будущих педагогов, уже проявившийся к настоящему времени. В-третьих, проектируется вариативная логика включения студентов педагогических вузов в процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения содержания процесса физического воспитания, учитывая их опыт в данной сфере, интеллектуальные, физические и психические возможности. И все это направлено на реализацию накопленного в учебном заведении потенциала в профессионально-педагогической деятельности. Социальная ситуация предполагает изменение логики учебно-воспитательного процесса в педагогическом учебном заведении: отказ от жесткой нормативности, обязательности, авторитарности и т.п. При психолого -педагогическом анализе сущность сложившейся в нашей стране традиционной системы образования рассматривается как проявление знаниецентрического подхода в сфере образования, который характеризуется прежде всего односторонней ориентацией на конечный результат учебно-воспитательного процесса - формирование знаний, умений, навыков. При этом содержание, методы, формы и ход обучения полностью подстраиваются под заданный извне стандарт. В рамках такого обучения происходят лишь локальные изменения, модернизация некоторых компонентов системы образования, но остаются неразрешенными целый ряд внешних и внутренних педагогических противоречий. Особенно важным в подготовке будущего учителя к педагогической деятельности является формирование у него способности в случае требований объективной ситуации изменить свою установку, скорректировать программу деятельности и поведения. Отсутствие жесткости установок и наличие поведенческой гибкости выделяется в качестве базовой характеристики психологического фундамента личности педагога-профессионала (Л.М. Митина). Подвижность и гибкость профессиональных установок препятствуют процессу "регресса компетентности" (А.К. Маркова) как негативному результату педагогического опыта учителя. В случае неспособности учителя принять объективную необходимость корректировки плана деятельности проявляется его склонность к ригидному поведению (В.В. Давыдов, Г.В. Залевский). Поэтому при подготовке студентов педвуза к профессиональной деятельности повышается значение воспитания педагогом мотивации к собственному изменению, овладению умениями понимать свое поведение и учитывать последствия своих действий во взаимоотношениях с участниками воспитательного процесса. Таким образом, в настоящее время в образовательном пространстве и общественном мнении востребуется новый образ педагога. Необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки учителей, в том числе и за счет оптимизации содержания процесса физического воспитания, продиктована требованиями общества, состоянием производства и уровнем развития культурно -образовательного пространства. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, процессы изменения в организации и содержании профессиональной подготовки педагогов вызваны социально-экономическими преобразованиями, ценностной переориентацией общества, обновлением системы управления профессиональным образованием. Во-вторых, в условиях действия рыночных механизмов экономического хозяйствования, наличия реальной и скрытой безработицы, существенным образом повышаются требования ко всем компонентам профессиональной подготовки педагогов: необходим более высокий уровень квалификации, компетенции и физической подготовленности специалиста, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. Соответственно задача повышения качества подготовки учителя в профессиональной школе является первоочередной и для образовательного учреждения, и для отдельного обучаемого, и для системы профессионального педагогического образования в целом. В-третьих, проектирование и внедрение стандартов в образование; реализация национально-регионального, а также отраслевого компонентов; предметов по выбору обучаемых; значительное повышение требований к самостоятельной работе будущих учителей: к их не только профессиональным, но и общекультурным, социальным, творческим, в том числе физическим возможностям, - все требует усиленного внимания к научной разработке и практической апробации таких технологий содержания и форм организации подготовки педагогов, которые способны дать наиболее высокие результаты. В-четвертых, снижение уровня здоровья подрастающего поколения, сужение диапазона их двигательных возможностей и другие негативные явления в молодежной среде требуют усиления внимания к подготовке педагогов, обладающих, кроме всего прочего, профессиональным потенциалом для продуктивной компенсации обнаруженных тревожных тенденций. В настоящее время учебная дисциплина "физическая культура" для студентов высших педагогических учебных заведений включает в качестве обязательного минимума ряд дидактических единиц, интегрирующих тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала (физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы ФК; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительная система и спорт; профессионально -прикладная физическая подготовка студентов). Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован на разделы и подразделы программы: 1) теоретический, направленный на формирование у студентов мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к ФК; 2) практический, состоящий из двух подразделов - методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в использовании средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, повышения уровня функциональных и двигательных способностей с учетом индивидуального здоровья. Можно предположить следующие цели воспитания культуры здоровья будущих педагогов в процессе физкультурно-спортивной деятельности: - формирование у преподавателей целостной системы знаний о здоровье человека, которая включала бы в себя все вопросы психологии, педагогики, гигиены, этики, религии, что, в свою очередь, находит выражение в творческой педагогической деятельности с пользой для себя и для общества, понимаемое как инновационная деятельность, преобразующая культуру общества; - повышение уровня готовности педагога к формированию духовного, рефлексивного самосознания студентов, воспитание у них таких качеств, как ответственность по отношению к собственному здоровью и здоровью обучаемых, которые обеспечили бы подготовку будущего педагога к жизни и профессиональной деятельности в гармоническом взаимодействии с окружающей средой и другими людьми; - воспитание физической и духовной культуры, которые следует рассматривать как элементы профессионального образования, так как это целенаправленное формирование осознанных качеств, убеждений, норм поведения, отражающих отношение человека к себе и окружающим его людям, потребности самовоспитания и самосовершенствования; - организация образования, отвечающего требованиям современной концепции педагогического образования, что подняло бы на качественный уровень профессиональную подготовку квалифицированных кадров для педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества. Однако в профессиональных ориентациях современного типичного учителя наблюдается открытое и, возможно, неосознанное, но глубокое и существенное противоречие ценностей и идеалов. Неслучайно 78% опрошенных учителей испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями (50%), перегрузками в работе (36%). Исследования, проведенные нами в течение последних десяти лет, свидетельствуют, что наряду с "уровнем образования", "семьей", "интересной работой" в системе социокультурных ценностей педагогических работников "здоровье" считается ведущей, но слабо связано с физической культурой. Более того, нами было выявлено, что только 14,4% учителей целенаправленно занимаются двигательной активностью, 17,4% - не занимаются вообще и 32,8% - иногда. Субъективно свое состояние здоровья они оценили следующим образом: абсолютно здоровы - 5,6%, вполне здоровы - 23%, считают свое здоровье удовлетворительным - 34,9% и плохим - 5,1% педагогов. Кроме того, преподаватели физической культуры свидетельствуют, что в педагогических учебных заведениях не проводятся специальные физкультурно-спортивные мероприятия оздоровительной направленности, предназначенные для педагогов. Соответственно наблюдается ошибочная (завышенная) оценка уровня их физической подготовленности: по мнению преподавателей физической культуры, у 37% она находится на высоком уровне, у 60% - на среднем. Учителя редко и с низкой воспитательно -образовательной эффективностью используют физкультурно-спортивную деятельность для сплочения учебных групп, формирования положительных черт и характера учащихся. Пропагандистская деятельность учителей в сфере физической культуры, как правило, весьма редка и малоэффективна, так как лишена фундаментального основания - личной убежденности. На основе типологии самоопределения к профессиональной деятельности [1, 3] можно выделить следующую типологию самоопределения студента к формированию здорового образа жизни в процессе физического воспитания: 1. Самоопределение в своей деятельности (самоопределение в физическом и духовном статусе студента; самоопределение в локальном действии (мыследействии) как в оздоровительной процедуре; самоопределение в системе действий (мыследействий) как в здравотворческой; самоопределение в системе деятельности (мыследеятельности) по формированию здоровья). 2. Самоопределение в
оздоровительной рефлексии
(самоопределение в проекте
оздоровительных действий;
самоопределение в основании
здравотворческого 4. Самоопределение в деятельности по формированию здорового образа жизни (самоопределение в здоровье как ценности, самоопределение в локальном действии по формированию здорового образа жизни; самоопределение в системе действий; самоопределение во всей деятельности; самоопределение в результатах деятельности по формированию здорового образа жизни). 6. Самоопределение в системе "ученик-педагог" (самоопределение в целостном функциональном "видении" учебной и педагогической деятельности как здравотворческой; самоопределение в себе в качестве Ученика, Человека и Педагога как в объекте и субъекте здравотворческой деятельности; самоопределение в отношениях в системе "учитель-ученик" как факторе здравотворческой деятельности). Интеграция процессов физического и духовного воспитания на основе самоопределения в здоровом образе жизни в процессе профессиональной подготовки предполагает формирование у преподавателя следующих знаний и умений в сфере культуры здоровья: - понимать организационную структуру профессиональной деятельности и интегрированную междисциплинарную специфику физической культуры, ее связь с комплексом дисциплин гуманитарного, профессионального, общеобразовательного блоков; - проводить оценку государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных планов и образовательных технологий с точки зрения влияния на физический и духовный аспекты здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса; - знать формы, средства и методы педагогической деятельности, владеть навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач с позиции целостности образовательного процесса, включая интеграцию физического и духовного воспитания; - понимать значение диагностики и своевременной коррекции духовного, физического и психического развития и состояния человека для сохранения здоровья; - знать закономерности и особенности духовного, физического и психического развития на разных этапах онтогенеза человека; - знать критерии оценки нормы и отклонений духовного, физического и психического развития; - иметь представления о путях и средствах коррекции и реабилитации; - понимать адаптационный характер реакций (адаптации) человека к действию географических, климатических, социальных и образовательных факторов; - иметь представление о требованиях к среде обитания для сохранения здоровья ребенка, взрослого и старого человека; - владеть методами диагностики и исследования систем организма человека, уметь оценивать уровень функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем здорового человека; - знать возрастные нормы и иметь представление о сенсорных, моторных и центральных нарушениях коммуникативного поведения и речи; - иметь представление о типологических особенностях здорового человека и уметь определять типологические особенности физического и психического развития человека; - уметь определять умственную и физическую работоспособность, готовность к систематическим нагрузкам в разные возрастные периоды; - уметь оценивать физические нагрузки на уроках физической культуры и спортивных тренировках и определять их соответствие возрасту и физической подготовленности человека; - уметь определять степень утомления здорового человека после физических и умственных нагрузок; - уметь определять противопоказания к выполнению физических и умственных нагрузок в связи с возрастом, состоянием здоровья; - уметь составить базу данных индивидуальных антропометрических и психофизиологических показателей человека в процессе развития; - уметь определять по функциональным показателям адаптационные возможности человека к изменению климато-географических и социальных условий; - понимать особенности динамики развития и взаимодействия детей, воспитывающихся без родителей, в малых и больших социальных группах; - уметь направлять процессы обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями духовного, физического и психического развития; - вести педагогическую деятельность по обучению учащихся знаниям о строении и функциях организма, изменении их при действиях неблагоприятных факторов внешней среды, инфекциях и гиподинамии; - обучать учащихся оценивать свое физическое состояние, выявлять вредные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, использовать физические нагрузки, природные факторы и другие доступные средства для сохранения и укрепления здоровья. Мы исходим из того, что сущностью процесса физического воспитания является освоение актуальных элементов системы ценностей данной сферы культуры, востребованных личностью, коллективом, сообществом [1]. Сущностью процесса духовного воспитания будущих педагогов является продвижение личности по иерархии личностных смыслов [2]. Принимая во внимание то, что содержание процесса воспитания мы рассматриваем как взаимодействие учителя и ученика, можно оценивать эффективность направленности педагогического образования на интеграцию процессов физического и духовного воспитания студентов в учебном заведении по показателям взаимодействия педагога и обучаемого. Можно предложить для рассмотрения следующие способы взаимодействия Учителя и Ученика и проанализировать их с точки зрения интеграции духовного компонента в процесс физического воспитания. Первый способ. Взаимоотношения "несотрудничества" - к сожалению, довольно распространенная форма взаимодействия педагога и обучаемого как в школе, колледже, так и в вузе. В отношениях "несотрудничества" основная нагрузка ложится на самого педагога и носит нетворческий характер, когда обучаемый пассивно воспринимает и усваивает знания, преподносимые в готовом виде, превращаясь в "интеллектуального тунеядца". Личность обучаемого оказывается задействованной в минимальной степени. У Учителя есть некоторое представление о том, каким в идеале должен быть Ученик, и все усилия он направляет на то, чтобы приблизить реального обучаемого к эталону, т.е. Учитель выполняет функцию транслятора норм и правил поведения. Это директивная позиция (отказаться от нее бывает очень трудно, т.к. велика инерция старых установок, норм поведения и т.д.). При таком способе взаимодействия полностью игнорируются чувства, личностные потребности и способности Ученика (не действует механизм рефлексии). Учитель не анализирует уместность того или иного варианта поведения, не отслеживает результаты взаимодействия и внутренних изменений как своих собственных, так и Ученика. Изучение особенностей восприятия Учителей обучаемыми показывает дефицит удовлетворенности совместной деятельностью: значительная часть предпочитает общаться с Учителем лишь на занятиях (60%), отмечается недовольство поведенческой стороной учителя - "обзывается", "кричит", "выгоняет", "ругается" (15%), почти у 35% обучаемых наблюдаются невротические проявления. Почти 60% Учителей рассматривают взаимодействие с Учеником как средство достижения дисциплины и послушания, 20-25% - как средство показать собственное превосходство, превосходство своих знаний. Второй способ. Учитель устанавливает контакт с Учеником на уровне его внутренних потребностей, возможностей и способностей. При этом Учитель стремится помочь Ученику осознать, что именно важно для него в данный момент, что с ним происходит, каковы его потребности и способности, каковы оптимальные способы их удовлетворения и реализации. Именно с осознания и начинается реальное развитие личности Ученика. Следующий шаг духовного роста - изменения в поведении. В данном контексте важным является положение о том, что системная смысловая картина мира формируется при непосредственном соприкосновении с окружающей средой, в процессе проживания реальных жизненных ситуаций, наблюдая за поведением значимых Учителей в повседневности, т.е. свойственные ученику варианты поведения приобретены им на основании предыдущего опыта. Следовательно, новый личностный опыт может привести к изменениям в поведении. Для изменения поведения Ученика Учитель может создавать ситуации, в которых Ученик мог бы пробовать различные варианты нового поведения, получать новый личностный опыт. Учитель должен обучать Ученика "собой", "собственной личностью как инструментом", демонстрируя при этом такое поведение, которое хочет видеть у Ученика. Вместо трансляции правил Учитель предъявляет Ученику свой личностный опыт, свое отношение к тем или иным событиям, свои чувства, эмоции; представляет Ученику право выбора (принимать или не принимать предъявляемые образцы взаимоотношений). При этом Взрослый пропускает через себя чувства и переживания Ученика. В этом случае Ученик останется в гармонии со своими внутренними ощущениями, эмоциями, потребностями и способностями, а его энергия может быть направлена на поиск оптимального (с учетом собственных потребностей и контекста ситуации) способа взаимодействия с окружающей средой. Таким образом, духовное воспитание в процессе взаимодействия происходит благодаря новому личностному опыту, путем выращивания изнутри, а не как усвоение готовых "правильных" рецептов. Рассмотрев два способа взаимодействия, можно прийти к выводу, что второй способ наиболее эффективен в плане взаимодействия и способствует личностному росту Ученика. К сожалению, в профессиональной подготовке будущего учителя еще недостаточно внимания уделяется развитию подобных форм взаимоотношений. (Заметим, что в реальной практике встречаются и промежуточные варианты, в которых в той или иной степени доминируют рассмотренные способы.) Однако в настоящее время возникает и третий способ, который заключается в том, что здесь Учитель не транслирует культуру, не просто поддерживает Ученика при взаимодействии с ней. Он организует сам процесс встречи обучаемых с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими Ученику, личностно значимыми для него, имеющими смысл и ценность. Вот почему третий способ и есть способ духовного воспитания, реализуемый средствами ценностной педагогики. Физическая культура не усваивается, она трансформируется в духовный мир личности, тем самым расширяя и упорядочивая его. Формирование духовного мира личности в процессе физического воспитания является предпосылкой становления духовного сознания. При сотрудничестве со студентами содержание учебной дисциплины "физическая культура" становится общим объектом познавательной активности со стороны как обучающего, так и обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно со студентами, проводит дискуссии и планирование деятельности, а студенты решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты. Такое взаимодействие является субъект-объект-субъектным общением, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), относительно которого оно осуществляется. Из представленной выше типологии взаимодействия Учителя и Ученика следует три типа содержания процесса физического воспитания в учебном заведении: продуктно-процессуальное, рефлексивно -продуктивное, рефлексивно-культурное. Продуктно-процессуальное содержание физического воспитания. Содержание деятельности педагога - организовывать, предопределять действия студентов. Содержание и вектор действий зависят от существующих норм, программ, учебных пособий и т.д., реализующих в себе заказ на образование по физической культуре. Содержание деятельности студентов . Базовый процесс учебной деятельности - это "чистое" исполнительство, подчинение предписаниям педагога (безотносительно к своим потребностям, целям, ценностям). Педагог реализует субъект-объектные отношения, которые в процессе физического воспитания могут разворачиваться по трем сценариям: 1. Учебный процесс протекает "нормально" и при окончании учебного заведения студент имеет "продукт" в виде ЗУНов. 2. Противодеятельность в виде конфликта или борьбы. Исходы противодеятельности: а) подчинение студента, "втискивание" его потребностей в заданные рамки; б) подчинение педагога, когда он закрывает глаза на плохого исполнителя; в) уход из своего функционального места педагога или студента. 3. Псевдодеятельность: а) создание педагогом у окружающих иллюзий собственной деятельности; б) создание педагогических иллюзий деятельности студента. Рефлексивно-продуктивное содержание физического воспитания Содержание деятельности педагога имеет два аспекта: - во-первых, организовывать самоизменение студента. Содержание и вектор изменения диктуются ситуацией социального заказа и зависят от программ, учебных пособий и т.д., а также предопределены природой учебной деятельности, закономерностями физического развития; - во-вторых, обслуживать рефлексивные и деятельностные процессы самоизменения студента и помогать преодолевать затруднения в этом самоизменении. Содержание деятельности студента . Базовый процесс учебной деятельности - самоизменение. Педагог реализует субъект-субъектные отношения. Идентификация - основной источник знаний для педагога. Согласование - основной механизм для того, чтобы избежать противодеятельности и псевдодеятельности. Рефлексивно-культурное содержание физического воспитания Содержание деятельности педагога имеет три аспекта: - во-первых, организовывать деятельностную среду и предопределять "от имени" культуры формирование способностей студента к саморазвитию. Вектор саморазвития - культура; - во-вторых, обслуживать саморазвитие студента и помогать преодолевать затруднения в этом процессе; - в-третьих, профессионально саморазвиваться, быть педагогом-творцом, способным к инновационной деятельности и к описанию образца этой деятельности в технологической, то есть социально приемлемой и передаваемой другим педагогам форме. Содержание деятельности студента . Базовый процесс учебной деятельности - саморазвитие. Педагог диктатуру конкретных социальных рамок заменяет диктатурой ценностей культуры. На наш взгляд, важно не только то, какое содержание процесса физического воспитания реализует педагог, но и то, насколько гибко и адекватно он подходит к выбору этого содержания по отношению к каждому занимающемуся. Кроме того, в настоящее время наблюдается сдвиг в критериях оценки с внешних, задаваемых образовательной системой, на внутренние, определяемые потребностями обучающегося. Перспективы развития высшего педагогического образования будут определяться тем, насколько успешно оно сможет решать проблему органического сочетания учебы с работой, проблему непосредственного удовлетворения образовательных потребностей, возникающих в деятельности учителя или личной жизни обучающегося. Качество такого образования будет оцениваться по возможности получения необходимой информации, ее доступности, а также полноте, оперативности, адекватности решаемым задачам. Разработка теоретических и технологических основ подготовки будущих педагогов помимо вопросов содержания образования, организации подготовки технологий обучения предполагает выработку критериев результативности подготовки. Мы исходим из определения деятельности педагога как деятельности управленческо-педагогической по содержанию и творческой по характеру. Применительно к специфике исследуемого предмета есть необходимость обратиться к трактовке понятий "эффективность" и "результативность управления". В теории менеджмента эффективность рассматривается как рациональное достижение целей. Результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи, а эффективность является следствием того, что эти самые вещи правильно создаются. Основываясь на представлениях о понятиях "качество образования", "результат образования", мы также намерены развести понятия "эффективность" и "результативность" подготовки студентов и при этом придерживаться следующей позиции: - эффективность интеграции физического и духовного воспитания будущих педагогов понимается нами как результат достижения целей по организации процесса обучения и оцениваться должна в показателях деятельности преподавателей; - результативность интеграции - это собственно результат достижения целей подготовки и фиксируется в показателях развития личности студента; - об уровне результативности возможно судить по степени приближения показателей к идеалу, выраженному в ценностях. На уровне рассмотрения проблем данной статьи выделим и такой компонент результативности, как интегративная деятельность. Категория "интегративная деятельность" определяется главным образом уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию (включая его физический и духовный аспекты), творческим и ответственным отношением к делу. "Эмбрионы" всех этих качеств должны присутствовать не только в структуре содержания педагогического образования, но и в структуре духовной и функциональной грамотности. Они востребуются и актуализируются на собственно профессиональном уровне, а также тех ее компонентов, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию, сколько к высокой духовности и формируемым качествам личности: творчеству, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний и т.д., без которых немыслим подлинный профессионализм. Рассмотрение интегративной деятельности учителя с позиций целостности дает возможность включения в ее состав таких ментальных ценностей, как: - уровень образованности (знания, умения, навыки, способствующие полноценному включению педагога в разветвленную структуру физической, духовной и профессиональной деятельности); - уровень воспитанности (система мировоззренческих качеств, основанных не только на знаниях, но и на духовных ценностях, личностном осознании смысла жизни и отношении к миру во всем его многообразии на уровне развития человека, предопределяющего его способности к непрерывному саморазвитию). Кроме того, об интегративной деятельности учителя есть смысл говорить только тогда, когда она проявляется в какой-нибудь педагогической ситуации. Быть целостным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Факт проявления необходимой целостности в определенной ситуации есть, на наш взгляд, не что иное, как стиль деятельности. Литература 1. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. 2. Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии //Вопросы психологии. 1990, № 6. 3. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие // Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|