ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Abstract

FEATURES OF APPLICATION OF TECHNIQUE OF TRAINING OF YOUNGER PUPILS TO MOTOR ACTIONS ON BASIS OF THEORY OF EDUCATIONAL ACTIVITY

M.D. Kudryavtsev, Ph.D., lecturer

Krasnoyarsk state pedagogical university, Krasnoyarsk

Key words: Elkonin-Davydov's theory of educational activity, physical education of younger pupils, technique of training to motor actions, cyclic locomotion, development of person.

The purpose of the research was to develop the content and the technique of training to elementary grades of cyclic locomotion (walking, running, skiing) on the basis of the theory of educational activity.

The results of the pedagogical experiment have allowed to draw the appropriate conclusions, the methodical and practical recommendations, confirming the existence of the basic opportunity to organize the process of motor actions training on the basis of the theory of educational activity, proving the scientific and the practical efficiency of such approach.


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев
Красноярский государственный педагогический университет, Красноярск

Ключевые слова: теория учебной деятельности Эльконина- Давыдова, физическое воспитание младших школьников, методика обучения двигательным действиям, циклические локомоции, развитие личности.

В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований. В связи с этим возникает острая необходимость в проведении исследований в плане преобразования методики обучения в целом и двигательным действиям в частности.

Физическую культуру в школе можно представить в виде двух основных слагаемых:

1. Первая часть включает в себя двигательную культуру, т.е. наработанную человеком систему средств и способов преодоления пространства, препятствий, выполнения трудовых действий, выполнения двигательных задач и двигательных действий.

2. Вторая часть включает в себя совокупность средств, накопленных обществом для сохранения и развития двигательных способностей, укрепления здоровья, воспитания способности к самосовершенствованию личности в целом.

До сих пор мало внимания уделялось развитию самой личности, воспитанию ценностных ориентаций, воспитанию двигательной культуры. Все это в совокупности является важнейшим средством для обеспечения развития личности в целом, развития психики ребенка, его духовных начал. Однако подобные задачи в физическом воспитании детей в школе больше декларировались, чем выполнялись. Для решения таких задач не было необходимой методики, в том числе и в обучении двигательным действиям.

Исходя из изложенного, важнейшей задачей нашего исследования стала разработка такой методики обучения двигательным действиям, которая способствовала бы творческому развитию личности в целом, более высокому уровню обученности и самостоятельному овладению основными элементами движений. Это можно осуществить с учетом некоторых современных психолого-педагогических теорий.

В исследовании была предпринята попытка решить обозначенные проблемы на основе одной из таких концепций - теории учебной деятельности, разработанной в 1974 г. Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, которая, на наш взгляд, отвечает такому требованию. Многочисленные исследования, проведенные на основе этой теории при преподавании различных учебных предметов, показывают, что такое обучение приводит к значительным изменениям в образовании детей, а также к существенным положительным эффектам в их психическом развитии. Исходя из этой теории, существенной особенностью учебной деятельности является то, что в ней школьник овладевает обобщенными способами ориентации в сфере физической культуры и решения задач по овладению движениями.

Цель исследования - разработать содержание и методику обучения учащихся первых классов циклическим локомоциям (ходьба, бег, ходьба на лыжах) на основе теории учебной деятельности.

Главной особенностью экспериментальной методики обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности является то, что положения этой теории предполагают строить обучение "от общего к частному". В педагогическом эксперименте были применены разработанные ранее основные этапы нового подхода к обучению движениям. Сначала были выделены приоритетные для данного вида двигательных действий (локомоций) двигательные способности; для создания предпосылок обучения эти двигательные способности (скоростно-силовые, скоростные, выносливость) развивались определенное время. Это подготавливало общую базу для освоения данного класса движений. Затем учащиеся обучались общим для всех локомоций закономерностям, с помощью учителя исследовали генезис определенных видов локомоций (ходьба, бег, ходьба на лыжах). Их внимание обращалось на истоки происхождения двигательного действия. Чтобы вызвать интерес детей к изучаемым движениям, полнее понять их основы, испытуемым предложили в игре повторить путь становления этих движений. Далее учащиеся с помощью учителя выделяли в игре общие биомеханические основы техники движений. При этом применялось моделирование и использовались схемы, после чего ученики овладевали этими узловыми моментами.

Заключительный этап предполагал освоение учащимися всего остального содержания раздела. Таким образом, поставленная общая учебная задача - овладение локомоциями - решалась посредством перечисленных выше учебных действий и операций с последующим применением обобщенных двигательных навыков.

Несмотря на кажущуюся простоту выбранных для исследования видов локомоций, проведенный анализ показал, что большинство детей не имеют точного представления о правильной технике ходьбы, бега, тем более ходьбы на лыжах. В общепринятых методиках физической культуры не уделяется внимание обучению правильной походке, положению туловища, постановке ноги и т.д. в ходьбе и беге; эти виды движений считаются естественными и не требующими специального обучения. Однако ходьба и бег - основа всех переместительных движений, и именно в младшем школьном возрасте необходимо научить детей правильно ходить, бегать, управлять скоростью движений, понимать их суть и т.д.

Младшие школьники были выбраны субъектами исследования также и для того, чтобы научить с самого начала школьной жизни, с первых уроков физической культуры основам техники ходьбы и бега по предлагаемой методике. Ограничение выбора видов циклических локомоций ходьбой, бегом и ходьбой на лыжах объясняется ограниченным временем эксперимента, желанием более глубоко исследовать данные виды двигательных действий.

Практические рекомендации. В настоящее время система физического воспитания в школе нуждается в дальнейшем совершенствовании в связи с новыми требованиями современной жизни. Реализация этого невозможна без специальных психолого -педагогических исследований, на основе которых можно улучшить отбор содержания учебных занятий по физической культуре, повысить качество обучения двигательным действиям.

В связи с вышеизложенным на основании полученных данных об эффективности разработанной методики обучения локомоциям на основе теории учебной деятельности можно дать некоторые рекомендации по обучению первоклассников технике некоторых жизненно важных двигательных действий, таких, как ходьба, бег, ходьба на лыжах. Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается методика, которая была разработана и опробована в ходе естественного педагогического эксперимента и включала следующие основные этапы учебной работы с детьми:

1. Формирование учебно-познавательных мотивов:

а) учитель беседует с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;

б) с помощью учителя дети выделяют общие двигательные способности: скоростные, скоростно -силовые, силовые и выносливость; это создает основу для обучения двигательным действиям и является предпосылкой обучения отдельным видам движений;

в) дети изучают происхождение каждого вида движений;

г) дети повторяют эти движения в форме игры с целью их совершенствования (таким образом, у них формируется интерес к изучаемым двигательным действиям).

2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:

а) в самом начале решения учебной задачи учащиеся открывают для себя принцип решения целого класса конкретно-практических двигательных задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движения);

б) учитель формирует у детей знания об общих биомеханических основах движений;

в) учитель сообщает сведения о способах совершенствования техники конкретного вида движений с помощью их моделирования в графической форме (использование графиков-схем движений рук и ног);

г) учитель контролирует освоение учениками движений и помогает им в организации взаимного контроля;

д) учитель дает оценку выполняемым движениям, учащиеся оценивают друг друга, указывают на ошибки, самостоятельно исправляют свои ошибки в движениях.

3. Формирование у детей умения переходить от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Ученик обобщает приобретенные двигательные умения и пробует перенести их на другие виды двигательных действий.

Тем самым на уроках физической культуры целенаправленно и осознанно формируются обобщенные двигательные навыки. В форме учебной деятельности дети овладевают обобщенными способами ориентации в сфере определенного класса задач и обобщенными способами их решения.

Для реализации данной методики необходимо использовать рисунки, графики и схемы движений рук и ног в выбранных видах локомоций, а также упрощенную изготовленную модель человека с движущимися верхними и нижними конечностями.

Для обеспечения развития личности учащихся необходимо создавать условия для формирования оптимального уровня мотивации к изучению двигательных действий, умению управлять ими, выделять в них главное и второстепенное, находить взаимосвязь между ними. Все это в целом будет способствовать развитию теоретического мышления, необходимых личностных качеств, творческого отношения к деятельности на уроке.

Для полноценной учебной деятельности детей на уроках необходимо, чтобы они постоянно решали различные учебные задачи. Это должно сопровождаться применением различных методических приемов, среди которых можно выделить такие, как создание проблемных ситуаций, причем на исходном этапе дети не должны знать, как выйти из них, они должны искать новые теоретические и практические выходы не известными им ранее способами с помощью учителя; использование самооценки выполняемых двигательных действий; элементы парного и внутригруппового контроля, поощрение самостоятельности при совершенствовании элементов техники разученного движения.

В целом можно рекомендовать разработанную технологическую схему обучения локомоциям и при обучении другим двигательным действиям. Для этого необходимо объединять схожие по видам и структуре двигательные действия в определенные блоки, находить для них общие закономерности, осваивать их и затем переходить к более продуктивному обучению конкретным видам движений, тем самым идти в обучении от общего к частному в соответствии с основными положениями теории учебной деятельности.

В результате правильной организации такого обучения повышается: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как способу достижения результата.

Выводы

1. Исследование свидетельствует, что теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) применима к обучению циклическим локомоциям учащихся младших классов. Методика, основанная на положениях теории учебной деятельности, более эффективна по сравнению с традиционной.

2. Важнейшими компонентами использованной методики являются: а) формирование интереса к изучению техники локомоций; б) решение учебных задач, позволяющих учащимся выявить наиболее важные общие элементы изучаемых локомоций; в) моделирование
школьниками двигательных действий с целью выявления общих свойств и элементов, их взаимосвязи, нахождения ранее не использованных способов решения поставленных задач, развития умения контролировать и оценивать изучаемые локомоции.

3. Анализ выполненных локомоций показал, что в экспериментальной группе сократилось количество ошибок в технике ходьбы, бега и ходьбы на лыжах (р < 0,05 ± < 0,001). Разработанная методика обучения двигательным действиям отличается эффективностью в плане формирования учебно-познавательных мотивов и интереса к занятиям физической культурой. У учеников повышается интерес к освоению двигательных действий. Интерес переносится с результата на способ его достижения.

4. Педагогический процесс, построенный на основе теории учебной деятельности, углубляет и расширяет знания о сущности локомоций и умения управлять своими движениями. В экспериментальной группе показатели оценки знаний и умений управлять своими движениями оказались достоверно выше по сравнению с контрольной группой.

5. В экспериментальной группе выявлены более высокие изменения физической подготовленности: скоростно-силовых качеств (р < 0,05), выносливости (р < 0,01), скорости движений (р < 0,001).

6. Выявлено положительное влияние методики, основанной на теории учебной деятельности, на развитие личности школьников: ученики экспериментальной группы успешнее выявляли основные и второстепенные элементы в локомоциях, находили их взаимосвязь, лучше осваивали способы самоконтроля и оценки своих действий.

Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

2. Кудрявцев М.Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности: Учебно-метод. пос. - М.: АПКиПРО, 2003. - 105 с.

3. Кудрявцев М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся. - М.: АПКиПРО, 2002. - 185 с.

4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11 - 17.

5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 5 - 10.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 484 с.

7. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!