Abstract GENESIS OF BECOMING OF MODERN PURPOSES FOUNDATION ON PHYSICAL CULTURE IN SYSTEM OF EDUCATION G.M. Solovyov, Dr. Hab., professor Stavropol state university, Stavropol Key words: theory, physical culture of personality, body culture, physical education, purposes of education, technology. The theoretical preconditions of the occurrence of the modern basic purpose of the physical education in the system of the higher educational training are considered in the article. It is considered from representations on the physical culture of a person, body culture and sports education up to the technology of the physical culture of a personality building.
|
ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Доктор
педагогических наук, профессор Г.М.
Соловьев Ключевые слова: теория, физическая культура личности, телесная культура, физическое воспитание, цели воспитания, технология. Возникновение основополагающей цели физического воспитания (формирование физической культуры личности) подготовлено развитием научной мысли в общей педагогике, психологии, философии и теории физической культуры и реформами системы образования в целом, отвечающими устремлениям общества к удовлетворению свобод интересов и потребностей личности. Хронологическая и содержательная сторона явления современной цели представляет особый определенный научный интерес в плане ее актуальности и актуализации - перевода из состояния желаемого будущего в состояние реальности. Первая попытка определить сущность физической культуры личности была предпринята еще в начале 20-х гг. и формировалась как "осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма" [10]. Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков (1976) под физической культурой личности подразумевали воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле слова (т.е. усвоенные человеком физкультурные знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и подготовленности). В этом определении выделяются три существенных элемента, характеризующих физическую культуру личности. К ним относятся: знания, умения, навыки, показатели развития. Их совокупность предполагает органическую взаимосвязь физического и интеллектуального как основу всестороннего развития личности. Рассматривая проблему физической культуры в самовоспитании личности будущего учителя, М.Я. Виленский и В.А. Беляева (1985) отмечают, что единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных сил и способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей либо физическое развитие намного опережает умственное, то, как правило, и сам человек, и общество терпят издержки в формировании всестороннего развития личности. Обобщенная социально и личностно значимая педагогическая идея экстраполируется авторами на понимание сущностной стороны физической культуры личности и представляется ими как сложное системное динамическое образование, которое характеризуется уровнем ее физического состояния (здоровья, физического развития и подготовленности), осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах спортивно-физкультурной деятельности (познавательной, организаторской, инструкторско-педагогической, собственно практической). Проявление личностью физической культуры связывается и с реализацией человека в повседневной деятельности в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, освоенных им культурных ценностях (физическое совершенствование, духовные ценности, представленные такими типами человеческой деятельности, как преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно -ориентационная). В основе физической культуры личности лежит органическое единство знаний, убеждений в их практическом использовании и непосредственной деятельности по их реализации. Повседневные практические занятия являются одним из основных показателей физической культуры личности [4]. Впервые в теории физического воспитания данное понятие трактуется с позиции психолого-педагогических характеристик. Вводятся такие его определения, как системное и динамическое образование, раскрывается содержание физкультурно-спортивной деятельности, подчеркивается взаимосвязь общей культуры и культуры физической, убеждений, ценностных ориентаций, а в итоге в целом просматриваются контуры структуры основных составляющих физической культуры личности: физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации, физкультурно-спортивная деятельность. В.К. Бальсевич (1988), рассматривая проблему физической активности человека, выделяет две основные группы ценностей в физической культуре: общественную и личную [1]. К общественной группе ценностей при этом относятся: общий уровень знаний о методах и средствах физического развития и совершенствования человека; общий научно-технологический потенциал физической культуры, который составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях их реализации при воспитании человека; накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи; опыт организации физической активности; общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих ее популярность в обществе; уровень активности общества в сфере физической культуры (деятельность государственных и общественных институтов, деятельность политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная). Физическая культура личности каждого отдельного человека общества определяется В.К. Бальсевичем в целом теми же группами факторов, что и физическая культура общества. На первое место ставятся уровень, глубина, полнота и основательность знаний о сущности и правилах физической подготовки, методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования, о законах функционирования своего организма в процессе физической активности и т.д. Все это вместе характеризуется как уровень физкультурной образованности. Другой комплекс ценности физической культуры личности определяется совокупностью его личных физических двигательных достижений (физические качества, двигательные умения и навыки, работоспособность и т.д.). И, наконец, уровень физической культуры личности определяется структурой и направленностью мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность. Таким образом, раскрывая содержание физической культуры личности, В.К. Бальсевич выделяет в ее структуре три основные составляющие: знания (физкультурная образованность), двигательные достижения и мотивацию двигательной активности. Все перечисленные элементы системы физической культуры личности имеют тесную взаимосвязь и определяют содержание физкультурного воспитания. В этот период В.К. Бальсевичем вводятся термины: "физкультурное воспитание", "физкультурное образование", "физкультурная активность". Его теория о физической культуре личности не противоречит взглядам М.Я. Виленского и В.А. Беляевой, а напротив, дополняет ее с позиций активности личности в физической культуре и взаимообусловленности общественной физической культуры и личной. Детерминируя место физической культуры и спорта в системе явлений культуры, В.И. Столяров (1988) констатирует, что физическая культура есть относительно самостоятельная область (сфера) культуры. Как и все социальные явления, она носит конкретно-исторический характер, поскольку составляющие ее компоненты меняются в процессе развития общества. При этом он подчеркивает, что важно различать физическую культуру отдельного человека, какой-либо социальной группы и общества в целом и физическую культуру в той мере, в какой она характеризует отдельного человека, выступает как физическая культура личности. В ее содержание он включает социально сформированные физические способности (умения и навыки) человека, связанные с ними знания, интересы, потребности, ценностные ориентации, а также освоенные личностью средства сохранения и совершенствования этих способностей, знания о том, как их использовать, умения и навыки применять их и соответствующие интересы, потребности, нормы. При этом акцентируется внимание на том, что физическую культуру личности нельзя отождествлять просто с физическим развитием человека, что она включает в себя не любые физические качества человека, не все их стороны, а лишь те, которые являются результатом социализации: "Ее вообще нельзя сводить только к физическому, телесному". А в отношении понятия "телесная культура" он предлагает его замену термином "культура органического тела", на основе того, что у человека два тела - органическое и неорганическое [16]. Разделяя понятия "физическая культура личности" и "культура органического тела", В.И. Столяров, по существу, затрагивает философский вопрос о соотношении телесного и духовного в природе человека, о единстве их в содержании физической культуры личности и противоречии при ее отсутствии. Рассматривая сущность, содержание и методику формирования профессиональной направленности в физическом воспитании будущих учителей, М.Я. Виленский, Р.С. Сафин (1989) схематично и описательно структурируют физическую культуру личности, добавляя в прежнее определение (М.Я. Виленский, В.А. Беляева) такие значения, как качественное развитие и интегральный результат профессиональной подготовки [5]. В разработанную модель физической культуры личности учителя включаются три основные составляющие: мотивационно-ценностные ориентации; физическое совершенство личности; физкультурно -спортивная деятельность. Все три основные составляющие схематизированной модели физической культуры личности, в свою очередь, включают в себя подструктурные компоненты: мотивационно -ценностные ориентации - знания, мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности; физическое совершенство - двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность; физкультурно-спортивную деятельность - познавательную, пропагандистскую, инструктивно-педагогическую, судейскую, организаторскую, самосовершенствование. Все содержательные составляющие и их компоненты, или элементы физической культуры личности учителя, замыкаются на профессионально-педагогической деятельности. Нетрудно заметить, что данная модель легко экстраполируется вообще на физическую культуру личности независимо от ее профессиональной принадлежности. Существенным является и то, что М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным выделяются четыре уровня развития физической культуры личности: ситуативный; начальной грамотности; образованности; творческого использования. Таким образом, значение слов "качественное развитие" в определении понятия "физическая культура личности", введенное М.Я. Виленским и Р.С. Сафиным, приобретает конкретный критериально-уровневый смысл. Предложенная ими структурная модель создает четкое представление о ее содержании с позиции психолого-педагогических характеристик и многофакторности, определяющих их. В 1989 г. М.Я. Виленским были опубликованы и другие работы, посвященные развитию и углублению теории о физической культуре личности [6 - 8]. Н.Н. Визитей (1989), исходя из методологических, социально-философских и педагогических аспектов, полагает, что проблема физической культуры личности идентична проблеме человеческой телесности и эти понятия следует использовать как равнозначные [3]. В качестве обоснования данного положения выдвигается предпосылка того, что любой социальный феномен есть всегда, помимо прочего, еще и действительно жизненное бытие человеческой субъективности, то есть для соответствующего субъекта не только духовный, но и деятельно-практический, телесный в конечном итоге акт, который обычно остается вне поля зрения. По мнению Н.Н. Визитея, теория физической культуры - это, по сути, теория телесности человеческого индивида. "Тело находится в самодвижении, развивается, благодаря этому приобретает способность к самоопределению, замечает себя, становится для самого себя предметом, разворачивается в соответствующем качестве, взаимодействует с другими субъектами, другим телом". Здесь помимо важности двигательных актов подчеркивается их первостепенное значение в развитии человека. Именно потому, что человеческая сущность возникает непосредственно в недрах, в контексте практической двигательной деятельности, физическая культура служит базовым фундаментальным типом человеческой культуры. Отождествляя, в отличие от В.И. Столярова, физическую культуру личности с культурой телесной, Н.Н. Визитей значительно сужает представление о физической культуре личности как о сложном социально и исторически обусловленном явлении. Более того, теория физической культуры не может быть теорией телесности человеческого индивида и только ею. И это следует из высказывания самого Н.Н. Визитея: "То, что мы называем физической культурой, есть фактически определенное сущностное единство и нравственной, и эстетической, и интеллектуальной, и деятельно -практической (собственно физической) культуры". Но неоспорима высказанная Н.Н. Визитеем мысль о том, что физическая культура является базовым фундаментальным типом человеческой культуры. В этом как раз и проявляются предпосылки философского и мировоззренческого представлений о данном социальном феномене. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи, подготовленная в 1989 г. инициативной группой под руководством М.Я. Виленского и П.А. Виноградова [8], ориентировала систему образования, педагогов на новый целевой подход к физическому образованию личности - ее физической культуре. Целевая установка в физическом воспитании детей и учащейся молодежи определялась: - требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности; - необходимостью единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях системы образования; - возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса. Интегральной целью физического воспитания для всех ступеней образования, согласно концепции, объявлялась физическая культура личности как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. Данная и последующая концепции развития физической культуры предопределили инновационное целеполагание в государственных образовательных стандартах и современных программах по физической культуре (1991 г. - Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных; 1994 г. - М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, В.А. Масляков, В.Г. Щербаков; 2000 г. - В.И. Ильинич, Ю.Л. Евелев), а также видоизменили и социально конкретизировали принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом в самом широком понимании этого смысла, отраженного в программе 1991 г. Л.И. Лубышевой и Г.М. Грузных. Их теоретико-методическое обоснование физкультурного воспитания студентов внесло определенный вклад в развитие теории и практики физической культуры, в понимание социально -исторической необходимости переориентации приоритетов физической культуры. Основные идеи и направления формирования физической культуры личности представляются через создание и реализацию концептуальных положений развития культурного воспитания [10]. Их сущность заключается в следующем: - в либерализации процесса физкультурного воспитания, изменении сложившихся педагогических авторитетов общественно-государственной системы физического воспитания, расширении сотрудничества и взаимной ответственности людей, создании условий перехода отношений объекта и субъекта воспитания в субъект-субъектные отношения, к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях собственной реализации физических способностей; - в гуманизации процесса физкультурного воспитания, ориентировке его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека; - в непрерывном развитии процесса физкультурного воспитания, представляющего собой динамическое движение многовариативного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, творческом поиске, новаторстве педагогов, самостоятельности и инициативе занимающихся; - в гармонизации содержания физкультурного воспитания, обеспечивающего соразмерное духовное и телесное развитие. При этом основные концептуальные положения концентрируются в перечне принципов физкультурного воспитания физической культуры. Основополагающим объявляется принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности. Суть принципа деятельного подхода к освоению физкультурно -спортивной практики заключается в реализации ценностей физической культуры включением человека в процесс самообразования и самосовершенствования. Следующий принцип - вариативности и многообразия физкультурного воспитания - основывается на индивидуализации и дифференциации данного процесса. И, наконец, принцип оптимизации определяет необходимость достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными особенностями. С точки зрения Л.И. Лубышевой (1991, 1992, 1993), с этих позиций задачи воспитания физической культуры видятся значительно шире и многообразнее, чем это представлялось до недавнего времени: " Имея богатый арсенал средств для решения проблем жизненно важного и прикладного значения, физическое воспитание, тем не менее, не может являться основополагающим процессом в формировании физической культуры личности. Тем более, что это и не входит в функции физического воспитания, определяемого в теории физической культуры как вид "... воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека". Современная ориентация на творческое освоение физической культуры будущих специалистов требует от физического воспитания упорядоченного воздействия на его интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность. Вузовская практика показала, что, реализуя лишь специфические функции физического воспитания, достичь позитивных результатов в решении этой проблемы не представляется возможным" [12]. В этот период времени и последующие годы в литературных источниках просматриваются и дальнейшие попытки осмысления и развития теории физкультурного воспитания. Физическая культура личности определяется В.П. Поповым (1992) как специфическая деятельность человека, направленная на физическое совершенствование, которая объективно фиксирует его участие в физкультурных занятиях. Системное моделирование содержания физической культуры личности дает возможность конкретизировать цель физического воспитания, объяснить причины участия или неучастия человека в физкультурных занятиях, уточнить саму категорию "физическая культура" [15]. И.М. Быховская (1993) физическую культуру личности представляет как ее потребность и способность к максимальной самореализации в качестве социально (ориентированного на воздействие с другим) и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательные характеристики) и преобразованных в соответствии с принципами культурообразованности в пределах их нормального функционирования [2]. Нельзя не согласиться с тем, что если физическое воспитание представляет собой лишь процесс обучения движениям и формирования физических возможностей, то оно лишается важнейшей своей функции - способствовать передаче культуры, замыкается на непосредственных образах освоения природных сил человека. Тем самым физическое состояние тела превращается в самоцель, а педагогический процесс - в средство достижения этой цели при забвении гуманистической ценности человека [9]. Продолжая развивать теорию физкультурного воспитания, Л.И. Лубышева (1997) отмечает, что ее содержание включает в себя три направления: социально -психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание. Содержание социально -психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельного отношения и освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных с физической культурой. Двигательная (телесная) специфическая часть физкультурного воспитания содержит решение двигательных задач: формирование умений, навыков, развитие физических качеств. В этой связи физическое воспитание преследует более широкие цели воспитания личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры и представляется педагогическим процессом формирования физической культуры личности [13]. Таким образом, теория о физической культуре личности на определенном этапе своего развития закономерно трансформировалась в теорию и стратегию ее формирования, что создало предпосылку переоценки ценностей и содержания существующей системы физического воспитания с позиции социально-педагогических аспектов, философии персонализма, утверждающего идею о том, что основная задача педагогики - пробуждение личностного начала, т.е. создание условий пробуждения и развития у человека потребности быть личностью, и в частности в сфере физической культуры. В свою очередь, изменение представлений о цели и задачах физической культуры обусловило необходимость переориентации, перестройки системы физического воспитания в научно обоснованную, комфортную, действенную и полезную в социальном и личностном плане государственную систему воспитания физической культуры. Поэтому предпринятые попытки концептуально обосновать теорию воспитания физической культуры в 1991 - 1993 гг. в плане становления новой системы имеют особую социальную значимость. Положения и принципы ее концепции основываются на радикальных переменах в жизни общества, культуре, образовании, идеологии демократизма. Несомненно, она не является окончательно завершенной и, естественно, будет углубляться, уточняться и конкретизироваться в плане понятийного аппарата, критериальных, диагностируемых характеристик и технологичности. Необходимо признать идею Экхарда Майэнберга, в некоторой степени созвучную нашим проблемам, о том, что одним из главных предметов исследований в педагогике физической культуры должен являться круг вопросов, связанных с проблемой цели, то есть с нормативной смыслоориентирующей функцией воспитания. Эти вопросы напрямую связаны с деятельностью преподавателя физической культуры, и не в силу каких-то внешних или субъективных факторов, а потому что для профессионального преподавания (без всякого преувеличения) они имеют экзистенциальное значение [14]. Выяснение цели составляет главное содержание преподавания, поскольку педагог постоянно занят тем, что ставит перед собой определенные цели, дает им обоснование, критически изучает их реализацию и ставит перед собой новые цели. Можно сказать, что в рамках педагогики физической культуры практически не ведутся исследования в области целевой проблематики. Имеются лишь единичные попытки дать этим целям научное обоснование. Между тем цели в области физической культуры, воспитания постоянно изменяются. У каждого времени свои цели; ибо цели - это не нечто вневременное, неподвластное никаким изменениям, а наоборот, они довольно восприимчивы к тенденциям социального, экономического, политического, культурного характера. Цели воспитания обладают ориентирующей, упорядочивающей, структурирующей и нормирующей функциями. Ведущая идея целей носит, как правило, относительно обобщающий, абстрактный характер, но в то же время они должны быть вполне конкретны, поддаваться качественным характеристикам и признакам их оценки. На это и была нацелена наша деятельность при разработке педагогической технологии формирования физической культуры личности. Методологическими ориентирами исследования выступали системные, культурологический и личностно деятельностные подходы. Теоретическим фундаментом - теории личности и общения, теории и технологии обучения, теории физического воспитания, теории физической культуры личности. Все это позволило детерминировать понятие "физическая культура личности", уточнить основные составляющие этой культуры, компоненты качеств, признаки этих качеств и уровни, в целом - смоделировать процесс, основанный на технологическом обеспечении учебно-познавательной, творческо -практической деятельности субъектов образования и определить возможности технологизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре [10]. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 207 с. 2. Быховская И.М. "Быть телом" - "иметь тело" - "творить тело": три уровня бытия. HOMO SOMATUS и проблемы физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 7, с. 2 - 5. 3. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методические, социально-философские, педагогические аспекты). - Кишинев: Штиинца, 1989, с. 3 - 25. 4. Виленский М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самосовершенствовании личности будущего учителя: Учеб. пос. - М.: МГПИ, 1985, с. 19. 5. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб. пос. - М.: Высшая школа, 1989,. 33 - 36. 6. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности будущего специалиста как цель педагогической деятельности // Актуальные вопросы физического воспитания студентов в системе подготовки специалистов народного хозяйства: Тез. докл. Межобл. научно-практ. конф. Белгород, 1989, с. 7 - 8. 7. Виленский М.Я., Ключник П.И. Реформирование личности будущего учителя в процессе физического воспитания: Метод. пос. М., 1989, с. 5 - 14. 8. Виленский М.Я., Виноградов П.А. и др. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. - М.: ВНИИФК, 1989. - 20 с. 9. Виленский М.Я. Творческая индивидуальность педагога физического воспитания высшей школы // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Тезисы докладов 4-й Межунивер. научно-метод. конф. Краснодар, 1996, с. 33. 10. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, № 3, с. 2 - 7. 11. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Теоретико-методическое обоснование физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 6, с. 9 - 12. 12. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 5 - 6, с. 15 - 18. 13. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10 - 15. 14. Майэнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс. Пер. с нем. / Под ред. М.Я. Виленского и О.С. Метлушко. - М.: Аспект Пресс, 1995, с. 94. 15. Попов В.П. Моделирование физической культуры личности: Тез. докл. ХI Межрегион. научно-метод. конф. Архангельск, 1992, с. 14. 16. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 27 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |