ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КООРДИНАЦИИ


Abstract

ON SOME ASPECTS OF CONCEPT OF COORDINATION AND COORDINATION ABILITIES IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TRAINING

S.D. Boychenko, Dr. Hab., professor,
E.N. Karseko, V
.V. Leonov,
A.L. Smotritsky

Byelorussian state academy of physical culture, Minsk

Key words: coordination, coordination abilities, physical education, sports.

An evaluation of positions of the concept of coordination and the coordination abilities in the area of the theory of physical education and sports is explained in the article. It is allowing stating, that there is enough material permitting to cross traditional and becoming dogmatic aspects of the pedagogical process of assimilation of motive skills by a person in the theory of physical education and sports training.


О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КОНЦЕПЦИИ КООРДИНАЦИИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ

Доктор педагогических наук, профессор С.Д. Бойченко,
Е.Н. Карсеко, В.В. Леонов, А.Л. Смотрицкий

Белорусская государственная академия физической культуры, Минск

Ключевые слова: координация, координационные способности, физическое воспитание, спорт.

В литературе, посвященной педагогике физического воспитания, с определенной периодичностью появляются как популярные, чисто познавательные, так и завершенные экспериментальные работы, раскрывающие особенности проявления двигательной функции человека в экстремальных условиях спортивных состязаний. Здесь особое место, представляя самостоятельную предметную область исследования для многих специалистов, занимают публикации, связанные с углублением видения роли и сущности координации и координационных способностей в процессе овладения человеком двигательными навыками, развития необходимых для успешной спортивной деятельности так называемых физических качеств [17, 18, 20]. Исходя из объема накопленных эмпирических сведений, особенно в сфере моторики и применительно к вопросам физического воспитания учащейся молодежи, можно говорить, что многие идеи, еще 10 -15 лет назад казавшиеся теоретически слаборазработанными и не подкрепленными экспериментальным опытом, получили фактическое оформление в виде конкретных методических положений и рекомендаций [24]. Существенно меньше фактологического материала накоплено в спорте высших достижений. Это естественно, так как здесь однозначно оценить проявление координационной функции весьма сложно. Еще сложнее, с учетом специфики двигательной деятельности конкретного вида спорта, подобрать адекватный инструментарий и адаптировать его к исследовательским нуждам [7, 16].

Тем не менее сегодня можно констатировать, что после работ Н.А. Бернштейна [1, 2], выполненных, как известно, на примерах спортивных локомоций и существенно обостривших исследовательский интерес к педагогическим аспектам формирования двигательных действий [6], за последние 50 лет обстоятельных публикаций, сравнимых с ними по значимости, обобщенности и оригинальности видения координационной функции человека, фактически все еще не появилось. Известные фундаментальные исследования 60-70-х годов прошлого столетия в области физиологии человека и животных [7, 13], уточнившие механизмы формирования и утраты двигательных навыков, в целом оказавшие влияние на модификацию традиционно существовавших методических подходов к развитию двигательных способностей, не были прямо связаны с решением проблем педагогики. Совокупность же опубликованных в этот период в физическом воспитании экспериментальных работ представляла преимущественно разрозненные изыскания авторов по отдельным вопросам координации движений с позиций тяготения к исследовательским школам и дисциплинарным научным концепциям и, как правило, была посвящена лишь избранным направлениям в совершенствовании координационных проявлений [22].

Не случайно в конце 70-х годов полемические статьи представителей различных отраслей знания [10, 11, 12, 20, 21] акцентировали внимание специалистов на достижении согласия в спорных на тот период времени представлениях о взаимообусловленности ловкости и координации, классификации способностей и рассмотрении их сущности с единых, связанных с двигательными, дефиниций. Это естественным образом способствовало консолидации усилий ученых различного профиля на уточнении многообразия проявления координации и координационных способностей в двигательной деятельности человека. Последовавшие в 80-е годы в развитие идей немецкой школы моторики [23] публикации с нетрадиционным видением структуры и содержания ловкости, вызвавшие изначально неоднозначное восприятие [14], в свою очередь, послужили своеобразным катализатором возобновления обостренного внимания различных авторов к проблеме координации в целом.

Ретроспективный анализ литературных данных позволяет утверждать, что сегодня в педагогике физического воспитания и спорта сформировалось два контрастных, относительно самостоятельных методологических подхода, являющихся, по существу, "яблоком раздора" при изучении координации и координационных способностей.

Один из них, особо популярный в 50 -70-е годы прошлого столетия, связан с несомненным желанием части специалистов рассматривать проявления координации обобщенно с точки зрения житейского понимания ловкости как физического качества [21]. В первом приближении такой подход логичен прежде всего в связи с явными исследовательскими преимуществами: здесь ловкость как физическое качество, по мнению авторов, материализуется в конкретных проявлениях, осязаема в привычных для восприятия единицах измерения. Поэтому ее относительно легко фиксировать, можно обсуждать возможности направленного развития в педагогическом процессе с использованием специфических средств и, следовательно, нормировать последние для достижения желаемой эффективности. В этом случае сам педагогический процесс становления и совершенствования координационной функции человека в онтогенезе и в условиях многоцелевого использования физических упражнений внешне выглядит достаточно сложным, многоаспектным, многолетним и убедительным, позволяет находить и решать актуальные исследовательские и методические проблемы в педагогической плоскости.

Однако сегодня в связи с фактическим отсутствием исследовательского горизонта и перспективы радикальных теоретических и методических решений в процессе накопления эмпирических материалов можно говорить об идейной исчерпанности подобного подхода. В конечном итоге вновь проводимые изыскания на тождественной концептуальной основе часто выходят за пределы интересов педагогики физического воспитания и, как правило, лишь подтверждают (или не подтверждают) уже известные и ранее выявленные закономерности. В свою очередь, в работах, посвященных проблемам спорта высших достижений, трудно найти исчерпывающие нетрадиционные материалы о влиянии координационных способностей на эффективность проявляемой атлетом моторики, за исключением случаев оценки технического мастерства по характеристикам движений.

Второй концептуальный подход, развивавшийся параллельно на протяжении последних 20 лет, - анализ координации и координационных способностей с позиций комплексной характеристики имеющихся у человека возможностей оптимизировать параметры деятельности в связи с решением сложных задач обучения действиям [23]. Тем не менее и здесь среди специалистов существует немало теоретических, методологических и методических разногласий. Наиболее уязвимым для данного подхода к изучению педагогических аспектов координации и координационных способностей является фактически опосредованное присоединение авторов, активно пропагандирующих и отстаивающих это исследовательское направление, к первому, ограничиваясь лишь формальной констатацией связи координационных проявлений с процессами обучения и совершенствования двигательных действий. Сама правомерно выдвигаемая и предлагаемая в различных руководствах трактовка взаимосвязи и содержания так называемых энергетических и информационных способностей явно предопределяет уход авторов от педагогических особенностей рассмотрения способностей как характеристики сферы обучения в практических задачах адекватной перестройки двигательной деятельности в быстро- и неожиданно (внезапно) изменяющихся ситуациях преимущественно в сторону их генетической обусловленности. Очевидно, что в большей части исследований, базирующихся на таких основаниях, речь идет в первую очередь о парциальности вклада отдельных систем организма, обеспечивающих разнообразие двигательной деятельности, и, следовательно, здесь рассматривается лишь один из аспектов проявления координационной функции как дополнительной характеристики проявления максимальных для организма физических возможностей.

Вместе с тем сегодня в рамках второго очерченного направления особый исследовательский интерес и перспективу может представлять разрешение проблемы координации и координационных способностей на основе дальнейшего уточнения концепции уровневого построения систем движений и в связи с особыми условиями, сопутствующими формированию двигательного навыка. На основании накопленного опыта оптимизации обучения двигательным действиям в сфере школьной физической культуры, в спортивной и в профессионально-прикладной подготовке студентов можно утверждать, что здесь задача достижения желаемой исследовательской эффективности требует прежде всего переосмысления некоторых традиционных методологических, теоретических и методических представлений, устоявшихся в теории физического воспитания [6, 7, 8].

Рассмотрим положения, учет которых позволяет, на наш взгляд, преодолеть очевидную стагнацию концептуальных исследовательских подходов при изучении координации и координационных способностей в сфере физического воспитания, а также существующие для этого экспериментальные основания.

1. Сегодня в теории физического воспитания целесообразно говорить о специфических и актуальных координационных способностях.

Можно, в частности, полагать, что первые из них, специфические , характеризуют свойства, определяющие готовность человека к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями, а также к их регулировке. Тем не менее следует подчеркнуть, что исходя из распространенных в литературе подходов к обоснованию таких способностей как готовности к обеспечению деятельности, экспериментальных оснований, полученных многочисленными авторами и авторскими коллективами, включая и наши собственные экспериментальные данные, на сегодняшний день получено более чем достаточно.

Вторые, актуальные , представляют собой способности, формирующиеся и развивающиеся в процессе тренировки и соревнований. На основании фактологического материала можно также согласиться с распространенными литературными представлениями об отражении в них автоматизации навыка, готовности человека к овладению новым классом двигательных актов и, следовательно, целесообразности рассмотрения таких способностей в спорте в качестве вещественных коррелятов достигаемого уровня спортивно -технического мастерства. Однако здесь исследовательских аргументов все еще явно не хватает.

2. Систему координационных способностей в аспекте рассмотрения специфических и актуальных применительно к условиям спортивной деятельности целесообразно рассматривать как:

- способности простые , связанные с умениями конструировать специфические комплексы систем движений при решении задач различной вербальной сложности и адекватные арсеналу средств ведения борьбы в данном виде спорта; состав специфической системы движений при решении задач различной вербальной сложности, адекватные особенностям соревновательной деятельности;

- способности сложные , связанные с достижением заданных свойств процессуальной точности движений, адекватных параметрам двигательной деятельности при взаимодействиях с партнером, включая опосредованные взаимодействия со спортивным снарядом; финальной точности в специфических ситуациях взаимодействий в условиях пространственно-временных ограничений, например зоны нападения, защиты; процессуальной и финальной точности движений в условиях пространственно-временных ограничений зоны нападения (защиты) при взаимодействиях с партнером;

- способности сверхсложные (синтетические или гибридные) , связанные с достижением заданных свойств процессуальной и финальной точности в специфических движениях в условиях пространственно-временных ограничений зоны нападения и сопряженных с фактором неожиданности и дефицита времени; в моделируемых взаимодействиях в условиях преднамеренного, преднамеренно-экспромтного и экспромтного выбора систем движений, адекватных дистанционным и моментным параметрам возникающих ситуаций соревновательной деятельности.

3. Экспериментальные данные позволяют
констатировать необходимость образования связей предложенной в п. 2 классификации координационных способностей с ведущими (системообразующими) механизмами управления движениями с точки зрения требований двигательной деятельности, создавая тем самым условия для выбора адекватных количественных и качественных критериев проявления таких способностей.

В качестве системообразующих для успешной деятельности в спорте целесообразно рассматривать следующие механизмы:

- стабилизирующий , обеспечивающий поддержание позы и равновесия тела в пространстве при выполнении технико-тактических действий в виде так называемой "статической и динамической осанки", обобщенно характеризующий готовность опорно-двигательного аппарата спортсмена к формированию новых специфических систем движений и выполнению двигательных действий;

- жесткий , обеспечивающий реализацию отдельного технического элемента, совокупности элементов по достаточно стабильной программе, аккумулирущий содержательную сторону известного понятия "основа техники";

- гибкий, обеспечивающий корригирующие движения, позволяющие "настраивать" параметры движений и их комбинаций в зависимости от складывающихся условий реализации в ходе ведения соревновательной борьбы и с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей организма спортсмена, характеризующий содержательную сторону понятия "детали техники";

- следящий , обеспечивающий срочное изменение параметров двигательных актов в зависимости от реальных действий противника, партнера по совместной соревновательной деятельности, а также выбор момента для возникновения и завершения движения.

Естественно, что, поскольку у человека нет альтернативных имеющемуся опорно-двигательному аппарату средств реализации собственного моторного потенциала, качественные характеристики классифицируемых механизмов будут определяться свойствами мышечного аппарата (свойства двигательной единицы, мышц и мышечных синергий), локальными (части тела) и комплексными движениями опорно-двигательного аппарата, включая манипуляции спортивными предметами, снарядами, оружием.

Батарея тестов для оценки координационных способностей в связи с механизмами регулирования движений

Акцентированный механизм регулирования движения

Содержание теста

Стабилизирующий

"Бумеранг" с обусловленным направлением движения и вбеганием стойки ворот справа

"Бумеранг" с произвольным направлением ведения мяча и вбеганием стойки ворот

Жесткий

"Бумеранг" с ведением мяча левой (правой) рукой и изменением направления движения

"Бумеранг" с ведением мяча и изменением направления движения по световому сигналу

Гибкий

"Бумеранг" с ведением теннисного мяча лопаткой кисти левой (правой) руки и изменением направления движения

"Бумеранг" с ведением теннисного мяча левой (правой) рукой и изменением направления движения по световому сигналу

Следящий

"Бумеранг" с ведением теннисного мяча лопаткой кисти левой (правой) руки и изменением направления движения по световому (или звуковому) сигналу

"Бумеранг" с ведением теннисного мяча лопаткой кисти левой (правой) руки и ее переменой по звуковому, а направления движения - по световому сигналам

Приведенные положения и прогностическая ценность их дальнейшей разработки на экспериментальном уровне подтверждаются результатами совокупно проведенных педагогических исследований [5, 9, 19]. При решении, например, конкретных задач спортивной подготовки (отбор, комплектование групп и спортивных команд, оценка текущей и прогноз перманентной подготовленности спортсмена, команды) создаются реальные возможности для оптимального программирования тренировочного процесса спортсменов различных квалификаций с желаемой педагогической направленностью. В частности, исследования показали, что для решения задач педагогического контроля в процессе оценивания координационной подготовленности школьников и представителей игровых видов спорта целесообразно применять совокупность тестов, сгруппированных по проявляемым механизмам, а в целях создания стандартных условий тестирования использовать упрощенный вариант теста "бумеранг", проводимый по известной схеме [15]. Проверенный в исследовательской практике вариант подобных заданий [3, 4] приведен в таблице.

Заключение. Обобщающие работы, выполненные в сфере теории физического воспитания и спорта, свидетельствуют, что координация и координационные способности на протяжении длительного времени являются предметом повышенного внимания специалистов различных исследовательских центров, научных школ и отраслей знаний. Это обусловлено тем, что многие как отечественные, так и зарубежные авторы видят пути разрешения накопившихся проблем физического воспитания подрастающего поколения, специальной подготовки представителей различных видов спорта и квалификаций, включая спортсменов элитных групп в углубленной разработке концепции координации и координационных способностей, позволяющей, как предполагается, трансформировать доступные знания о закономерностях двигательной деятельности в инновационные подходы совершенствования физических возможностей человека.

На основании экспериментальных данных предложены пути преодоления стагнации концептуальных исследовательских подходов при изучении координации и координационных способностей в сфере физической культуры и спорта, а также существующие для этого экспериментальные основания.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 214 с.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологи и активности. - М.: Медицина, 1966, с. 35-80.

3. Бойченко С., Войнар Ю., Карсеко Е. Динамика координационной функции у высококвалифицированных фехтовальщиц в различных фазах ОМЦ// Physical education and sport. 2002. - T. XLVI. - Vol. 46. - P. 98-99.

4. Бойченко С., Войнар Ю., Смотрицкий А. Особенности проявления комплексных (гибридных) координационных способностей у представителей спортивных игр // Physical education and sport. 2002. -T. XLVI. - Vol. 46. - P. 313-314.

5. Бойченко С.Д. Проблемы реформы школьной физической культуры //Фiзiчная культура и здароyе. - 1999, вып. 4, с. 64-83

6. Бойченко С.Д. Теоретические и методические основы специализированной подготовки в единоборствах на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. докт. дис. Минск, 1993. - 46 с.

7. Войнар Ю., Бойченко С., Барташ В. Теория спорта - методология программирования. - Минск: Харвест, 2001. - 312 с.

8. Бойченко С.Д., Бельский И.В. Классическая теория физической культуры - Введение. Методология. Следствия. Минск, 2002. - 312 с.

9. Дюмин И.М. Методика технической подготовки на этапе начальной спортивной специализации в связи с особенностями проявления координационных способностей в фехтовании на рапирах: Автореф. канд. дис. Минск. 1992. - 23 с.

10. Ильин Е.П. Одаренность, способность, качества - синонимы или разные понятия?// Теория и практика физ. культуры. - 1981, № 9, с. 48.

11. Ильин Е.П. Ловкость - миф или реальность?// Теория и практика физ. культуры. 1982, № 3, с. 51.

12. Иссурин В.Б. Потенциальные и актуальные двигательные способности// Теория и практика физ. культуры. 1986, № 6, с. 36.

13. Козловская И.Б. Афферентный контроль произвольных движений. - М.: Наука, 1976, с. 10-56.

14. Лях В.И. Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой системы управления произвольными движениями // Теория и практика физ. культуры. 1979, № 5, с. 51-53.

15. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Москва,1998. - 272 с.

16. Лях В.И., Витковски З., Жмуда В. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 4, с. 21-25.

17. Ратов И.П. Двигательные возможности человека. - Минск, 1994.-190 с.

18. Романенко В.А. Двигательные способности человека. - Донецк: УКЦентр, 1999. - 336 с.

19. Сергеев С.А. Методика технической подготовки боксеров на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. канд. дис. Минск. 1991. - 23 с.

20. Фарфель В.С. Двигательные способности // Теория и практика физ. культуры, 1977, № 12, с. 27.

21. Филиппович В.И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества// Теория и практика физ. культуры. 1973, № 2, с. 58-62.

22. Русев Р. Основни гледаще на същността и съдържанието на понятието "ловкост" и причина за дискусиите по този проблем// Въпр. на физ. култ. - 1985. - №12. - С. 50-54.

23. Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten im Schulsport. - Berlin: Volk und Wissen. - 1985. - 152 s.

24. Raczek J., Mynarski W., Ljach W. Teoretyczno empiryczne podstawy ksztaltowania i diagnozowania koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. - AWF w Katowicach. - 1998. - 187 s.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!