СРЕДНЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЮБИЛЕЙ ЛИДЕРА


Abstract

INTERRELATION OF THEORY AND PRACTICE IN TRAINING OF FUTURE SPECIALIST

N.P. Lin-Bej, Ph. D.

A.A. Belyaev

Irkutsk secondary school of physical culture, Irkutsk

Key words: integration, availability of education, intersubject and interdisciplinary connections, curriculum, state standard.

The interdisciplinary connections reflect the complex approach, allowing to isolate both the main elements of the contents of education, and interrelation between subjects. One subject should be filled with elements of another.

During the development of the curriculum studying of all disciplines should be directed on the ultimate goal of educational process in secondary school - training of the student for his (her) future professional work. The success will depend on how each teacher owns knowledge of the specificity of the physical culture and sports.

The interrelation of the theory with practice can not be established only in one direction. The realization of integrative connections should be concern of teachers not only of theoretical disciplines, but also the practical ones.

The performance of all these conditions will create conditions for the training of the qualified, professional specialist, capable to put into practice the received knowledge skillfully.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Кандидат педагогических наук Н.П. Лин-Бей
А.А. Беляев

Иркутский техникум физической культуры, Иркутск

Ключевые слова: интеграция, доступность обучения, межпредметные и междисциплинарные связи, учебная программа, Госстандарт.

Все более очевидной становится потребность интеграции процесса обучения как важнейшего фактора его оптимизации. Интеграция представляет собой "отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и в практике и познаются современными науками". Это закрепление взаимосвязи отдельных учебных дисциплин и их взаимопроникновение друг в друга. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что межпредметные связи являются одним из важных психолого-педагогических условий повышения научности и доступности обучения, их связи с окружающей действительностью, активизации подготовительной деятельности и совершенствования процесса формирования знаний, умений и навыков у студентов.

Междисциплинарные связи отражают комплексный подход, позволяющий вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Один предмет должен наполняться элементами другого. Дифференциация же знаний, вызванная увеличением обособленного изучения и увеличения числа учебных предметов на примере школьного обучения приводит к перегрузке программ и ослаблению физического развития ребенка, так как умственные перегрузки и присущая современному этапу гиподинамия отрицательно воздействуют на его всестороннее гармоничное развитие и не способствуют активной деятельности в окружающей действительности.

В наше учебное заведение приходят учиться школьники, а, по данным материалов А.А. Беляева, А.А. Сахиуллина и других (бюллетень №2; Иркутск, 2001), низкий уровень физической подготовленности школьников в Иркутске наблюдается у 20 - 25% детей основной медицинской группы.

В техникуме физической культуры, принимая во внимание его специфичность, взаимосвязь теории и практики планируется на основании государственного образовательного стандарта, учитывая реальную взаимосвязь теории и практики и наиболее рациональное соотношение всех изучаемых дисциплин.

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0307 - "Физическая культура" предусматривает всестороннюю подготовку будущих специалистов непосредственно за счет межпредметных взаимосвязей.

Анализируя требования к уровню подготовленности по дисциплинам производственной практики, остановимся на некоторых из них:

1. В области экономики:

- уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в профессиональной деятельности.

2. В области права:

- знать правовые и нравственно-этические нормы в профессиональной деятельности;

- уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;

- уметь пользоваться "Kодексом законов о труде".

3. В области математики, информатики и естественно-научных дисциплин:

- иметь представление о методах математического моделирования двигательных действий и технологий решения задач с помощью ЭВМ;

- знать и уметь использовать простые математические модели систем и процессов в сфере профессиональной деятельности.

4. По общепрофессиональным дисциплинам:

Иметь представление:

- об основных закономерностях функционирования организма человека;

- о наиболее распространенных заболеваниях;

- о видах врачебно-педагогического контроля;

- о возрастной периодизации и основных ступенях развития;

- о человеке как субъекте образовательного процесса;

- о закономерностях психических явлений;

- о развитии и формировании личности;

- о международной и национальной системах физической культуры.

Знать и уметь использовать:

- анатомо-физиологические и возрастные особенности функционирования организма человека в покое и в процессе занятий физической культурой и спортом;

- разнообразные формы занятий для поддержания уровня физической подготовленности и состояния здоровья;

- гигиенические основы занятий ФКиС;

- профилактику травматизма;

- основы спортивного массажа;

- психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы, массовых оздоровительных занятий;

- содержание, организацию, структуру, методы отечественной системы физического воспитания;

- технологию обучения двигательным действиям и методику развития физических качеств.

5. По специальным дисциплинам:

Знать и уметь использовать:

- общую и дифференциальную биомеханику, кинематику движений человека, биомеханику двигательных качеств;

- организацию управления основными знаниями физкультурно-массовой работы;

- современные формы и методы физкультурно -оздоровительной и воспитательной работы;

- основы формирования профессионального мастерства специалистов по физической культуре и спорту;

- методы и формы спортивной рекламы;

- общие закономерности и частные методики обучения и тренировки;

- основные стороны подготовки спортсмена, периодизацию тренировки, структуру многолетней тренировки, управление и контроль в спортивной тренировке;

- правила и судейство соревнований;

- методику планирования;

- учет, отчетность и др.

6. Производственная практика

В процессе производственной (профессиональной) практики педагог по физической культуре и спорту должен закрепить и углубить знания, полученные в
процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности:

- планирование и осуществление образовательной деятельности;

- организация и проведение спортивной тренировки;

- организация и проведение массовой физкультурно-оздоровительной работы с разными контингентами занимающихся;

- осуществление воспитательной работы (формирование коллектива занимающихся, положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом и т.д.);

- пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- профессиональная ориентация.

В результате освоения основной профессиональной программы по своей специальности педагог по физической культуре и спорту должен владеть навыками и иметь опыт:

- объяснения и демонстрации основных и вспомогательных технических элементов базовой физической культуры, избранного вида спорта;

- определения причин возникновения типичных ошибок у лиц, занимающихся физической культурой, подбора примеров и средств к их устранению;

- использования при обучении и воспитании специального оборудования и инвентаря;

- оказания первой доврачебной помощи;

- владения образной эмоциональной речью как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использования приемов личностных отношений и общения в коллективе;

- составления учебно-отчетной документации как одного из основных компонентов анализа профессиональной деятельности и многое другое.

В ходе освоения учебной программы, анализируя требования Госстандарта, мы убеждаемся в том, что изучение всех дисциплин должно быть направлено на конечную цель образовательного процесса в техникуме - подготовку студента к его будущей профессиональной деятельности, успех будет зависеть от того, как каждый преподаватель владеет знаниями специфики физической культуры и спорта.

Взаимосвязь теории с практикой не может быть установлена только в одном направлении. Иными словами, осуществление интегративных связей должно быть делом преподавателей не только теоретических дисциплин, но и практических. При изучении специальных и практических дисциплин студенты должны повторять то, что им известно, а также уточнять и совершенствовать ранее полученные знания.

Все вышесказанное позволит усилить преемственность в обучении, расширить область применения приобретенных знаний, даст возможность устранить ненужное дублирование учебного материала, т.е. будет экономиться учебное время на изучение специальных дисциплин.

Выполнение всех этих условий создаст условия для подготовки специалиста высокой квалификации, способного умело применять полученные знания на практике.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: