СРЕДНЕЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЮБИЛЕЙ ЛИДЕРА


Abstract

REGIONALIZATION IS MAJOR PRINCIPLE OF PHYSICAL CULTURE SECONDARY SCHOOL'S MANAGEMENT IN NEW SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS

A.A. Sahiullin, Ph. D.

Irkutsk physical culture secondary school, Irkutsk

Key words: professional sports education, regionalization, reference model, social and economic conditions.

There are 14 secondary schools and colleges of physical culture with a contingent of trainees about 6 thousand persons in Russia today. Their annual class makes more than 1,9 thousand of diplomaed specialists.

The state policy in the area of education provides all-round strengthening of interrelations of establishments of secondary professional training with regions.

The secondary school of physical culture in new social and economic conditions has an objective necessity of the creation of the regional educational space within the limits of which the regional state order for training of specialists would be formed and the mechanism of multichannel financing could be created.

The author judges, that management of regionalization becomes one of main principles of management of each establishment of secondary professional sports education.


РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ - ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИКУМОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Кандидат педагогических наук А.А. Сахиуллин
Иркутский техникум физической культуры, Иркутск

Ключевые слова: среднее профессиональное физкультурное образование, регионализация, эталонная модель, социально-экономические условия.

Среднее профессиональное физкультурное образование - органический элемент современной российской системы многоуровневой профессиональной подготовки. В настоящее время в России имеется 14 техникумов и колледжей физической культуры с контингентом обучающихся около 6 тыс. человек. Их ежегодный выпуск составляет более 1,9 тыс. дипломированных специалистов.

Иркутский техникум физической культуры (ИТФК), открытый решением Иркутского областного Совета депутатов трудящихся в 1943 году, - один из старейших в отраслевой системе среднего профессионального физкультурного образования. В настоящее время ИТФК ведет подготовку специалистов по двум специальностям: 0307- "Физическая культура" и 0202 - "Право и организация социального обеспечения", выпуская ежегодно по дневной и заочной формам обучения около 150 дипломированных специалистов. Техникум располагает неплохой материально-технической базой для занятий, включающей учебно-лабораторный корпус, многозальный физкультурно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн, лыжную базу, общежитие и другие сооружения.

В техникуме работает квалифицированный коллектив преподавателей (41 человек), среди которых 4 кандидата наук.

Государственная политика в области образования предусматривает всемерное усиление взаимосвязей учреждений среднего профессионального образования (СПО) с регионами, а в дальнейшем, возможно, и придание им статуса региональных образовательных учреждений [3-4]. С позиций мирового опыта в этом есть определенная логика. Так, например, в ФРГ большинство учреждений профессионального образования, включая физкультурные, имеют статус "земельных".

Специалисты, исследующие современную российскую систему СПО, отмечают, что в процессе его регионализации наблюдается ряд противоречий:

- между объективными требованиями усиления политической, социальной и экономической базы саморазвития регионов и недостаточной динамикой включения среднего профессионального образования в решение этих задач;

- между необходимостью усиления регионального аспекта управления СПО и во многом сохраняющимися вертикальными управленческими связями;

- между необходимостью всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги населения и хозяйства регионов и отсутствием соответствующей системы маркетинга;

- между необходимостью финансового стимулирования деятельности СПО из бюджетных и внебюджетных региональных источников и сохраняющимся преимущественно федеральным бюджетным финансированием [1].

Естественно, что все перечисленные проблемы и противоречия присущи и отраслевой системе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре среднего звена. Традиционно среднее профессиональное физкультурное образование в России складывалось как централизованная отраслевая образовательная система, организационно входящая в систему Государственного комитета по физической культуре и спорту страны. Техникумы физической культуры (ТФК) централизованно финансировались и ориентировались на выполнение устанавливаемых из центра планов подготовки специалистов. Централизованный порядок управления техникумами и колледжами физической культуры продолжает сохраняться.

Однако в новых социально-экономических условиях - в связи с суверенизацией регионов и существенным сокращением централизованного финансирования - у ТФК возникла объективная необходимость создания регионального образовательного пространства и социального партнерства, в пределах которого формировался бы региональный госзаказ на подготовку специалистов и мог бы создаваться механизм многоканального финансирования. Это объективные факторы регионализации техникумов и колледжей физической культуры.

Регионализацию среднего профессионального физкультурного образования мы рассматриваем как одно из направлений современного развития российской образовательной системы, характеризующееся усилением ориентации образования на региональные условия и потребности, адаптацию учреждений среднего профессионального образования к новым социально -экономическим условиям соответствующего региона.

К сожалению, до настоящего времени опыт регионализации техникумов и колледжей физической культуры не обобщен, нет каких-либо рекомендаций по оптимизации этого направления работы. Сейчас каждый техникум и колледж физической культуры решает проблемы регионализации исходя из своих представлений и возможностей, и поэтому этот процесс происходит в значительной мере формально и не дает ожидаемых результатов.

Цель нашего исследования - попытаться разработать эталонную модель механизма управления регионализацией ТФК в новых социально-экономических условиях, модель, которая позволяла бы управлять регионализацией техникумов и колледжей физической культуры более целенаправленно и эффективно.

Основные методы исследования - системный анализ, обобщение и систематизация опыта, организационное моделирование.

Теоретически модель регионализации ТФК выглядит следующим образом. Прежде всего следует подчеркнуть, что с позиций системного подхода мы рассматриваем ТФК как целевую социальную организацию, как один из видов открытых социально -педагогических систем, взаимодействующих с внешней средой. Целевая функция ТФК, основной продукт его деятельности - предоставление физкультурно -образовательных услуг.

Региональное физкультурно-образовательное пространство ТФК - это территория субъекта Федерации, в пределах которой техникум функционирует. В нашем случае это Иркутская область как один из крупных субъектов России. С позиций теории менеджмента регион по отношению к ТФК выступает внешней средой, в которой он функционирует и к которой должен адаптироваться. Разработанная нами модель регионализации управления ТФК в рыночных условиях включает девять направлений деятельности: маркетинг образовательных услуг ТФК; предоставление населению региона образовательных услуг; производственная профессиональная практика; национально-региональный компонент; социальное партнерство; управленческие инновации; предпринимательство; участие студентов-спортсменов ТФК в спортивных соревнованиях области; участие студентов и преподавателей ТФК в подготовке и проведении спортивных мероприятий (см. рисунок).

Модель регионализации управления техникумом физической культуры

С учетом изложенного подхода нами систематизирован опыт ИТФК и построена соответствующая модель его регионализации. Рассмотрим кратко содержание каждого из названных направлений.

Первое из них - маркетинг физкультурно -образовательных услуг ТФК. Для того чтобы выпускаемые ТФК дипломированные специалисты соответствовали спросу на них в регионе, необходимо: 1) выявлять на основе маркетинговых исследований потребности организаций региона в образовательных услугах ТФК и организовать работу по их удовлетворению (или иной вариант - рекламировать и продвигать предоставляемые техникумом образовательные и дополнительные непрофильные для него услуги и организовывать предоставление их как на коммерческой, так и на безвозмездной основе); 2) актуализировать содержание образовательного процесса ТФК в соответствии с интересами потребителей кадров техникума, потенциальными абитуриентами, потребностями и условиями регионального окружения.

Предоставление населению региона образовательных услуг на безвозмездной основе. Сейчас ИТФК ведет подготовку специалистов по двум специальностям: 0307 - "Физическая культура" и 0202 - "Право и организация социального обеспечения", а также осуществляет дополнительное образование по этим специальностям.

Формирование системы социального партнерства в регионе в качестве главной цели имеет содействие в трудоустройстве выпускников техникума в регионе. Техникум имеет многочисленные связи с Иркутским облспорткомитетом, областным департаментом образования, Иркутским горспорткомитетом, городским центром занятости и многими другими организациями Иркутского региона.

Предпринимательство . В течение нескольких лет Иркутский ТФК активно развивает различные виды предпринимательства, предоставляя: сопутствующие услуги (профессиональная ориентация, создание подготовительных курсов, повышение квалификации и т.п.) и дополнительные услуги (сдача в аренду спортсооружений, организация физкультурно -оздоровительных и иных групп и т.п.). Так, в 2000 г. от предпринимательской деятельности в техникум поступило 4204,6 тыс. руб., в 2001 г. - 5901,6 тыс. руб., а за 2002 г. - около 10 млн руб. Эти средства используются на повышение заработной платы преподавательского и обслуживающего персонала техникума, реконструкцию материально-учебной базы и приобретение современных технических средств для учебного процесса, создание условий для спортивного совершенствования студентов, подготовки и выступления спортсменов и команд в различных спортивных соревнованиях.

Инновационная деятельность в регионе 1. Выдвигая это положение, мы исходим из того, что ТФК, как правило, располагает высококвалифицированным коллективом специалистов, которым по силам обобщение опыта физкультурной и спортивной работы в регионе (области, республике, крае), разработка физкультурно-спортивных инноваций и предоставление их заинтересованным организациям. Не раскрывая подробно содержания разработанных в ИТФК управленческих инноваций, ограничимся только названием наиболее существенных из них. Это:

- создание и организация работы Благотворительного Иркутского общественного фонда содействия спорту и туризму (1997 г.),

- учреждение и издание бюллетеня "Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири" (2000 г.),

- создание на базе ИТФК Филиала РГАФК (1999 г.),

- организация в порядке инициативы в Иркутской области компьютерного мониторинга "Физкультурный паспорт школьника" (1999 г.),

- проведение начиная с 1999 г. совместно с заинтересованными организациями областных научно-практических конференций, а с 2000 г. - общероссийских конференций, на которых обобщается опыт физкультурной и спортивной работы и совершенствования физкультурного образования в области.

Производственная профессиональная практика, проводимая в основном в общеобразовательных школах г. Иркутска, позволяет студентам ознакомиться с содержанием и условиями предстоящей профессиональной деятельности.

Участие студентов-спортсменов ИТФК в спортивных соревнованиях области и в составе сборных команд области и города следует рассматривать, с нашей точки зрения, в качестве важной формы регионализации ТФК, так как, участвуя в соревнованиях, студенты-спортсмены приобщаются к спортивной жизни местных спортивных организаций, проникаются гордостью за них, живут их проблемами и заботами о престиже.

Участие студентов и преподавателей ИТФК в подготовке и проведении спортивных меро-приятий - еще одна важная форма регионализации ТФК, позволяющая и студентам, и преподавателям почувствовать свою сопричастность к физкультурно -спортивной жизни города и области.

Разработка и реализация национально -регионального компонента (НРК) учебного плана ТФК. С теоретической точки зрения НРК может реализоваться в ТФК в различных формах: насыщения изучаемых в ТФК дисциплин федерального значения примерами из жизни региона; в виде разработки и реализации в рамках изучаемых дисциплин учебных модулей, т.е. целевых тематических блоков содержания, основанного на местном опыте; создания и включения в учебный план ТФК региональных учебных курсов, т.е. курсов, целиком построенных на материале региона.

Мы пришли к выводу о целесообразности реализовать региональный компонент в Иркутском ТФК путем создания специального учебного курса под названием "Управление физической культурой и спортом в Иркутской области". Нами разработана концепция его построения, определено содержание и издана соответствующая монография [2]. Разработанный нами курс включает 8 тематических разделов:

Раздел 1. Правовые основы управления развитием физической культуры и спорта в субъекте Федерации: Физическая культура и спорт - предмет совместного ведения Федерального центра и субъектов Российской Федерации; Законодательное регулирование управления развитием физической культуры и спорта в Иркутской области.

Раздел 2. Административно-территориальное деление и демографический потенциал Иркутской области.

Раздел 3. Организация управления физической культурой и спортом в Иркутской области: общая характеристика организационной структуры управления физической культурой и спортом в области; Облспорткомитет - субъект государственного управления развитием физической культуры и спорта в области; общественные объединения физкультурно -спортивной направленности.

Раздел 4. Основы регионального спортивного менеджмента: теоретические основы регионального спортивного менеджмента; целевая программа развитияфизической культуры и спорта в области.

Раздел 5. Практическое оперативное управление развитием физической культуры и спорта в области: совершенствование физического воспитания в образовательных учреждениях и создание системы мониторинга; организация соревнований и физкультурных мероприятий, управление развитием детско-юношеского спорта; развитие спорта высших достижений; работа с органами управления муниципальных образований; финансирование физической культуры и спорта в области.

Раздел 6. Укрепление кадрового потенциала физкультурно-спортивных организаций области.

Раздел 7. Развитие в области сети спортивных сооружений.

Раздел 8. Техникум физической культуры - региональный центр подготовки кадров и физкультурно-управленческих инноваций: ИТФК - центр подготовки специалистов по физической культуре; ИТФК - региональный центр физкультурно -управленческих инноваций.

Предлагаемый учебный курс рассчитан на 20-26 аудиторных часов.

Попробуем аргументировать введение предлагаемого учебного курса в качестве регионального компонента в учебный план Иркутского ТФК.

Первое. Управление физической культурой и спортом - это комплексная учебная дисциплина, включающая знания из многих изучаемых в ТФК предметов: экономики, права, психологии, информатики, социологии и др. Поэтому студенты в процессе изучения спецкурса "Управление физической культурой и спортом в Иркутской области" синтезируют знания различных дисциплин, научаются мыслить комплексно и осуществлять системную деятельность.

Второе. Сфера деятельности выпускника ИТФК, будущего специалиста - отрасль физической культуры и спорта, ограниченная пределами Иркутской области. Поэтому в процессе изучения предлагаемого курса происходит, во-первых , пространственно-временная локализация накопленных студентом знаний и, во-вторых , систематизация и теоретическое упорядочение многообразных событий и объектов физкультурно -спортивной практики области в рамках единой концепции. Все это способствует формированию общей профессиональной компетентности студента техникума.

Третье. В связи с тем что содержание курса целиком построено на материалах области, его освоение студентами происходит в контексте собственного судьбостроительства во взаимодействии с местным (региональным) и муниципальным физкультурно -спортивным движением. Все это будет способствовать развитию у студентов техникума регионального патриотизма, чувства сопричастности к происходящим в области спортивным событиям.

Обобщение изложенного дает основание сделать вывод о том, что в новых социально-экономических условиях управление регионализацией становится одним из основных принципов управления каждым учреждением среднего профессионального физкультурного образования.

Литература

1. Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования. - Казань: ИСПО РАО, 1999.

2. Крупский А.К., Переверзин И.И., Сахиуллин А.А. Организация управления физической культурой и спортом в Иркутской области. - М.: Советский спорт, 2003.

3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Минобразования РФ, 2002, № 2.

4. ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования". - М.: Ось-89, 2001.


1 Инновация, нововведение (от англ. Innovation - нововведение ) - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!