"КРУГЛЫЙ СТОЛ"



 РОЛЬ НАУЧНОЙ СПОРТИВНОЙ ПЕРИОДИКИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ 
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СПОРТЕ 
 (МАТЕРИАЛЫ "КРУГЛОГО СТОЛА" В РАМКАХ VII МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО КОНГРЕССА 
"СОВРЕМЕННЫЙ ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ И СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ")
Москва, РГУФК, 26.05.2003

В.К. Бальсевич - член-корр. РАО, доктор биологических наук, профессор. Ядумаю, что всем понятна наша сегодняшняя задача. Мы будем рассматривать инновационные процессы в современном спорте, но в большей степени нас интересует факт влияния средств научной периодики и средств информации вообще на освоение новых технологий, о которых сегодня будет идти речь.

Сейчас Людмила Ивановна представит наших гостей.

 

Л.И. Лубышева - доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Теория и практика физической культуры". Я представлю наших гостей, потому что начинать "круглый стол", не зная, кто сидит с тобой рядом, было бы, наверное, не совсем правильно. Прежде всего, конечно, мне хотелось бы представить гостей, которые приехали к нам на "круглый стол" из-за рубежа наших больших друзей из Польши, из Варшавы: профессора Хенрика Сазаньски и Рышарда Жуковски, а также Януша Червински, профессора из Гданьска, и ректора Гданьской Академии физической культуры и спорта Войтеха

Пшебыльски, ректора Академии физической культуры и спорта из Бялой Подляски, профессора Ежи Садовски. Кроме того, у нас есть гость из Америки - профессор Р.М. Хэкман из Калифорнийского университета. Хотелось бы представить наших, отечественных, участников "круглого стола" Людмилу Вениаминовну Аристову - директора ВНИИФКа, заместителя директора Бориса Николаевича Шустина. К нам приехали также гости из Казани: декан факультета физической культуры Абзалов Ринат Абзалович, старший тренер Республики Татарстан по легкой атлетике Ольга Ивановна Павлова.

Я представляю Вам гостей из Санкт-Петербурга: докторов педагогических наук, профессоров Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта Николаева Юрия Михайловича и Иванову Галину Павловну.

Конечно, мне хотелось бы представить уважаемых друзей из нашего Университета, прежде всего Валентину Яковлевну Игнатьеву - доктора педагогических наук, профессора и доктора философских наук, профессора В.И. Столярова. С большим удовольствием представляю Вам декана факультета физической культуры Ставропольского университета Владимира Алексеевича Магина. У нас очень много почетных гостей, но, к сожалению, время у нас ограниченно, поэтому остальные могут представиться по ходу заседания "круглого стола".

Итак, мы предоставляем слово Николаю Ивановичу Волкову и его коллеге из США, которые и начнут наш "круглый стол".

Н.И. Волков - доктор биологических наук, профессор РГУФК. Уважаемые коллеги, я хочу высказать наше совместное мнение с коллегой из США, профессором Хэкманом Р.М. по поводу внедрения новых идей в теорию и практику спорта. Вы знаете, что в прошлом веке конструирование новых методологий шло за счет комбинаций тренировочных нагрузок: видов упражнений, интенсивности, продолжительности и т.д. Спортивная тренировка - это процесс направленной активной адаптации. И, как процесс адаптации, он идет не только по отношению к какому-то одному стимулу, есть и другие воздействия, которые можно эффективно
использовать, для того чтобы усилить влияние физических упражнений. Это все называется "эргогенические средства в спорте". Так вот, инновации, которые связаны с внедрением эргогенических средств, собственно и физические упражнения, нагрузки являются основным эргогеническим средством, но по умолчанию мы об этом не говорим, а вот все остальное, что может быть использовано: фармакология, питание, физиотерапия, психологические воздействия, социальные - все это эргогенические средства, рождающие и повышающие работоспособность. К сожалению, наши тренеры в этом плане не очень хорошо подготовлены, недостаток наших образовательных программ, недостаточный обмен информацией не позволяют в нужной мере информировать о тех новшествах, которые возникают в этой области, поэтому роль наших журналов, наших публикаций крайне важна и заключается в том, чтобы мы действительно подготовили специалистов к новой эре, когда новые результаты будут достигаться не только за счет применения старых традиционных методов, но и за счет умелого комбинирования новых эргогенических инноваций с прежними апробированными методами спортивной подготовки. Спасибо за внимание.

В.К. Бальсевич . Целью разработки инновационных технологий спортивной подготовки является обоснование такой стратегии развития спорта высших достижений в России на ближайшие годы и отдаленную перспективу, которая может обеспечить уверенное лидерство нашей страны в мировом спорте и олимпийском движении на основе реализации принципиально новых подходов к формированию системы многолетней спортивной подготовки и реализации ее результатов на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других ответственных международных соревнованиях.

Результатом проведенных исследований будет создание принципиально новой непротиворечивой системы многолетней подготовки элитных спортсменов, способной обеспечить:

- минимизацию педагогических, психологических и организационных ошибок и упущений в процессе их многолетней, этапной, оперативной и текущей подготовки;

- непрерывный контроль состояния кинезиологических систем спортсмена в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок;

- оптимизацию (c тенденцией к необходимой и достаточной минимизации) объемов, интенсивностей тренирующих нагрузок и динамики их ритмов в процессе осуществления этапов, периодов спортивной подготовки и проведения отдельных тренировочных занятий;

- организацию "суперточечных" тренирующих воздействий на кинезиологические системы спортсмена;

- профилактику срыва адаптаций на этапах интенсивной подготовки и участия в соревнованиях;

- поиск новых нетрадиционных технологий и альтернативных подходов к совершенствованию структуры и повышению эффективности спортивной подготовки;

- целенаправленное стимулирование развития здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки;

- формирование эффективной системы информационно -аналитического обеспечения процессов развития спорта высших достижений;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров на основе целенаправленной стимуляции их непрерывного образования и самообразования, формирования потребности в источниках систематической информации о научно-технологических инновациях в сфере их профессиональной деятельности;

- создание удобной для пользователей инфраструктуры научно-технологического обеспечения подготовки сборных команд и их резерва на базе многоцелевых и специализированных по видам спорта центров и мобильных групп НТО.

Л.И. Лубышева. Итак, предыдущие выступления доказывают, что спортивная наука, по крайне мере в России, да и в мире вообще, интенсивно развивается. И далее нам предстоит говорить о том, как формировать информационную культуру наших специалистов, как представлять эти технологии в средствах массовой информации и именно в научной спортивной периодике. Журнал "Теория и практика физической культуры" много делает в этом направлении. Мне хотелось бы сегодня напомнить только некоторые проекты, которые мы сделали за последние два года. В 2002 году, практически на протяжении всего года, был представлен информационный проект "Спорт высших достижений в цифрах, фактах и комментариях". Мы хотели показать открытость и прозрачность финансирования сборных команд России. В первую очередь мы попросили Центр спортивной подготовки, специалистов, которые работают в управлениях по видам спорта, подготовить информацию о том, что делается в сборных командах: как они финансируются, сколько проводится учебно-тренировочных сборов, во что это обходится нашей отрасли и какова эффективность выступлений сборных команд на выходе. Практически за год такой информационный проект был осуществлен и, на мой взгляд, достаточно интересно реализован на страницах нашего журнала.

В 2003 году мы начали реализацию другого проекта, который называется: "Олимпийский спорт России на пути к Афинам". В первой половине года мы публиковали информацию и аналитические заметки, касающиеся летних видов спорта: о том, как готовятся наши сборные команды к самым главным соревнованиям - Олимпийским играм. При этом мы давали в журнале информацию по тем видам спорта, которые могут обеспечить победу сборной команды России на Олимпийских играх. Начиная со второй половины года мы будем знакомить наших читателей с информационно -аналитическим проектом, касающимся зимних видов спорта - "Олимпийский спорт России на пути к Турину". Мне кажется, что эта новая форма работы журнала "Теория и практики физической культуры" может привлечь интерес к тому, что делается в области спортивной науки, не только ученых, но и прежде всего тренеров и руководителей сборных команд. А сейчас мне хотелось бы предоставить слово Валентине Яковлевне Игнатьевой, которая совсем недавно была автором и участником нашего проекта и подготовила аналитические заметки о подготовке сборной команды России по гандболу.

В.Я. Игнатьева - доктор педагогических наук, профессор, почетный мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры. Свежо в памяти впечатление, которое на меня вчера произвело выступление академика Месяца, получившего российскую премию "Крупный энергетик". Так вот он сказал, что сейчас в науке очень много проектов, их больше, чем требуется нашей практике. Случается, поговоришь с тренерами, представителями нашей федерации: нет науки у нас, ничего у нас нет. Это неверно! Работают ученые, предлагают, у нас очень плохо с внедрением, затрагивали уже тему восприятия тренерами нашей
работы: это происходит не так, как хотелось бы. Я хочу сказать, что в связи с перестройкой у нас ухудшилась учеба тренеров. Даже в нашем институте собрать тренеров на учебу очень сложно в связи с отсутствием финансирования: тренеры за свой счет не могут приехать, спортивные школы не дают им для этого средств. А раз нет учебы, значит не повышается уровень знаний тренеров, они не получают новой информации и сведений о литературе, которая появилась, - получается замкнутый круг. Сейчас стало выходить достаточно литературы. Был, конечно, застой, когда нечего было купить, посмотрите сейчас какое богатство литературы, причем и общая теоретическая литература, и литература по видам спорта.

Хочу сказать о журнале "Теория и практика физической культуры". Этот журнал я собираю с 50 - 60-х годов. Раньше журнал очень трудно было читать, потому что там была информация в сложной методике, цифры, формулы. Сейчас журнал стал вполне доступен для тренеров, и, что мне нравится в нем, - это развернутые дискуссии о том, куда же идет наш спорт, о том, кто прав, кто виноват, как сейчас развивается теория. И если бы наши тренеры знакомились с этой информацией, воспринимали ее, наверное, творчества в их работе было бы значительно больше. Но, к сожалению, журнал не доходит до тренеров, например гандбольных.

Сейчас вышли книжки, три методички, которые мы сделали в прошлом году по диссертационным работам моих аспирантов. И стали звонить тренеры: "Валентина Яковлевна, может, вы еще что-то написали, может, вы еще что-нибудь нам предложите?". Но, к сожалению, звонят только тренеры детских спортивных школ. Наши же элитные тренеры никаких новаций не признают, они считают, что уже все знают. Поэтому, конечно, литература, если она доходит до тренера, который подготовлен для восприятия этой информации, это и есть специалист. Смотрите, например, сколько закрылось гандбольных школ за последнее время, а наши сборные команды живут. Чья это заслуга - тренеров детских спортивных школ, они ищут, они думают, они стараются, они работают, они-то и поддерживают связь, например, лично со мной. все время тормошат, все время просят что-то написать. И я пишу, в частности в журнал. Одним словом, значение журнала нашего и вообще литературы - огромное.

Л.И. Лубышева. Спасибо, Валентина Яковлевна, а мы, в свою очередь, также стараемся помогать детским тренерам: уже 7-й год издается журнал "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", и не зря мы сделали в нем приложение "Детский тренер". Два последних журнала непосредственно адресованы тренерам детско-юношеских спортивных школ. Для освещения мы взяли самый, на мой взгляд, проблемный для детей вид спорта - единоборства. Методическая помощь тренерам в этих журналах, думаю, очень серьезна.

Итак, Валентина Яковлевна начала разговор о том, что делается у нас в России, но, поскольку у нас здесь есть гость из Польши, президент Гданьской академии физической культуры, - тоже представитель гандбола, мне бы хотелось, чтобы он продолжил выступление Валентины Яковлевны и рассказал, как готовятся тренеры у них, как они читают журналы.

Януш Червински - президент Гданьской академии физической культуры и спорта (Польша). Первое, что я хотел бы сказать: "Теория и практика физической культуры" - журнал, который в Польше очень популярен, но в основном среди теоретиков, тренеры, к сожалению, его читают мало.

Второе. Я как бывший тренер по гандболу не могу не заметить, что сейчас очень быстро меняются теория и методика спортивных игр. Не все тренеры знают, как тренировать, изменяется объем и интенсивность тренировки, при этом речь идет в основном о наращивании и того, и другого, а это невозможно. В каком соотношении должны быть объем и интенсивность в современном спорте? Это, по-видимому, и должно стать одной из главных проблем для теоретиков и тренеров. Не менее важна проблема использования тренировочных нагрузок в детско-юношеском спорте. Надеемся, что такие публикации очень скоро появятся на страницах журнала "Теория и практика физической культуры".

Рышард Жуковски - профессор Варшавской академии физической культуры и спорта. Хотелось бы рассказать о трех главных, на мой взгляд, проблемах спортивной науки в Польше:

1. Тренеры и ученые говорят на разных языках, они не понимают друг друга.

2. Демократия приводит к отсутствию рецензий, пишется и печатается все, что хочется, нет научной экспертизы, многое определяется наличием материальных средств: если есть деньги, то можно напечатать, грубо говоря, "научный мусор". Такая тенденция должна быть прекращена.

3. Проблема частного и государственного образования. В приватных вузах ведется очень слабая профессиональная подготовка. Видимо, необходимо построить систему государственной аттестации кадров.

Именно эти проблемы должны стать предметом серьезных научных исследований, которые и должны составлять основу содержания научной спортивной периодики.

Хенрик Сазаньски - крупнейший в Польше специалист по спортивной подготовке и высшему физкультурному образованию. Я хотел бы выделить две проблемы:

1. Я очень рад, что мы говорим о тренировочных нагрузках, я думаю, что это самая важная проблема в сегодняшней тренировке.

2. И второе: я рад, что мы говорим о технологии спортивной тренировки. Я думаю, что тренировка - это такая биотехнология, которой мы повышаем эффективность тренировочного процесса.

 

В.К. Бальсевич. Мы говорим об информационных технологиях, об информационном обеспечении учебно-тренировочного процесса, поэтому нельзя не предоставить слово отцу-основателю информационной системы по управлению спортом высших достижений, профессору Борису Николаевичу Шустину, который во ВНИИФКе создал такую систему, которая сейчас хорошо работает.

Б.Н. Шустин - доктор педагогических наук, замдиректора ВНИИФКа. Прежде всего трудно переоценить роль и актуальность темы сегодняшнего "круглого стола". Наш институт и Госкомспорт России в последнее время восстанавливают систему научно-методического обеспечения подготовки сборных команд. Мы с директором нашего института Л.В. Аристовой столкнулись с тем, что не всегда чувствуется тяга тренеров к получению дополнительной информации. Больше того, не всегда ощущается интерес тренеров к глубокому анализу и интерпретации результатов обследований. Для того чтобы преодолеть это, по-видимому, необходимо как можно больше издавать информационно -аналитических материалов по различным направлениям нашей спортивной науки, по вопросам комплексного контроля и другим вопросам системы спортивной подготовки. Мы такие материалы предлагаем. Я хочу сказать, что роль спортивной периодики не понимается в определенных тренерских кругах, в кругах руководителей. Хотелось бы подчеркнуть, что периодических научно-теоретических изданий, выпускаемых в РФ, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертационных работ на соискание ученой степени доктора педагогических наук, т.е. по нашей теме, всего три: кроме журнала "Теория и практика физической культуры" есть еще "Физическая культура в школе" и "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка". Это, безусловно, крайне мало. Мы в нашем институте после длительных консультаций с редакцией журнала "Теория и практика физической культуры" собираемся выпускать "Вестник спортивной науки".

Л.И. Лубышева. Знаменательно то, что ВНИИФК готовит новое издание "Вестник спортивной науки". Надо сказать, что в России идет активный процесс создания новых научных журналов.

Сегодня я могу представить уважаемым участникам "круглого стола" только что вышедший номер журнала "Спортивный психолог", учредителями которого стали РГУФК и Ассоциация спортивных психологов России. Другой не менее новый журнал - "Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации". Главным редактором этого журнала стал известный в мире ученый Сергей Хрущев.

Это может только радовать и ученых, и практиков.

А теперь предоставим слово тренерам. Я думаю, много уже говорилось о том, что журнал "Теория и практика физической культуры" не доходит до тренеров, но есть сегодня на нашем "круглом столе" представитель тренерского корпуса Ольга Ивановна Павлова, имеющая другое мнение.

О.И. Павлова - доцент Казанского государственного педагогического университета, старший тренер Республики Татарстан по легкой атлетике. На сегодняшний момент я занимаюсь подготовкой спортивного резерва Республики, а резерв наш входит в сборную команду России основательно, т.е. мы имеем по прошлому году и призеров мира в Кингстоне, и лучшие результаты сезона уже в этом году, и я авторитетно заявляю, что роль науки в подготовке, отборе и прогнозировании результатов переоценить невозможно. Что касается журнала, то его выписывают не только наш факультет и различные кафедры университета, но и Министерство спорта. Мы считаем, что журнал "Теория и практика физической культуры" - это основное средство достижения грамотности тренерами, и спортсменами. Кроме того, это научный журнал такого уровня, которым, я думаю, не каждая страна может похвастать. Хотелось бы сказать, что больше всего мне нравится журнал в журнале "Тренер", который является инструментом для работы отечественных тренеров и зарубежных коллег.

Конечно, нас интересуют и проблемы допинга, спортивног о питания, но и проблемы методологии отбора, прогнозирования результатов именно юных спортсменов, потому что перед подготовкой резервного состава стоит двуединая задача: как привести мальчика или девочку, "звездочку", которую мы нашли, за руку в олимпийскую команду России и не потерять этого человека, т.е. чтобы он потом был конкурентоспособен во взрослом спорте; и как сделать, чтобы наша резервная команда России выдерживала конкуренцию во взрослом, юниорском и молодежном возрасте на международной арене.

Я хочу поблагодарить Людмилу Ивановну и Вадима Константиновича также за то, что они на страницах журнала нередко помещают результаты исследований авторов из регионов.

Л.В. Аристова - кандидат экономических наук, директор ВНИИ физической культуры. В нашем институте активно развивается информационно-аналитическая служба, призванная осуществлять поиск и анализ информации об инновационных процессах в спорте и, конечно, в спортивной науке, Нам предстоит проведение важного научного форума, посвященного 70-летию нашего института. Мы постараемся сделать его как можно более информационно насыщенным, особенно в части анализа тенденций развития спортивной науки и прогноза ее перспективных направлений на ближайшее будущее. Мы активно сотрудничаем с журналом "Теория и практика физической культуры" и готовим совместный выпуск нашего юбилейного журнала.

 

А.И. Погребной - доктор педагогических наук, профессор, директор НИИФК КубГАФК. Прежде всего мне хотелось бы остановить ваше внимание на таком аспекте: за последние годы в связи с недостаточным финансированием нашей отрасли в стране резко сократилось число научных исследований с использованием современной техники. Не каждый НИИ, тем более вуз или кафедра, может похвастать тем, что имеет хороший велоэргометр или хороший газоанализатор, анализатор крови и т.д., позволяющий быстро получить необходимую информацию, поэтому в лучшем случае либо используется старая аппаратура, либо специалист находится в информационном вакууме; и вот здесь возникает потребность, которая частично реализуется у нас в НИИ, - это поиск информации через Интернет, что делается в других странах. Например, у нас есть очень много наработок, в частности такую работу ведет Галина Александровна Макарова, которая собирает большое количество журналов, издающихся у нас в стране и за рубежем, реферирует, переводит и делает подборку информации для спортивных врачей и тренеров по видам спорта. Рассчитывать на то, что вся эта информация должна тиражироваться на всю страну, не приходится, потому что объема журнала категорически не хватает. Частично мы пытаемся это реализовать - издаем журнал "Физическая культура, наука и практика" для регионов Северного Кавказа. Вместе с тем, конечно, если идти только по пути сбора информации, мы будем безнадежно отставать. В этом отношении мы тоже ведем поиск новых технологий, в частности у нас хорошо пошла технология компьютерного видеоанализа движений. По сути дела, использование видеоаппаратуры для визуального просмотра мало что может дать, но если применять те же маркеры, укрепляемые на теле человека, и создать компьютерную программу обработки видеоизображения, что мы, собственно, и сделали, можно достичь очень многого в области контроля техники движений. Эта методика позволяет быстро получить информацию о кинематических характеристиках техники движений. Ею заинтересовались уже многие тренеры и начинают ее активно использовать.

Думаю, что тема сегодняшнего "круглого стола" весьма актуальна и, конечно, требует дальнейшей разработки.

Л.И. Лубышева. Что касается того, что журналу "Теория и практика физической культуры" не хватает объема, это совершенно правильно: у нас огромный "портфель", поэтому я приношу извинения нашим авторам за некоторую задержку в публикации статей. Мы решили, что со следующего года, журнал "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", который выходил ежеквартально, теперь будет выходить шесть раз в год. И пытаемся двигаться в этом отношении еще дальше.

Л.А. Калинкин - доктор медицинских наук, профессор ВНИИФКа. Мне хотелось бы показать, что журнал "Теория и практика физической культуры" внес особенно большой вклад в опубликование статей фундаментального и прикладного характера, касающихся спортивной медицины, спортивной биологии. В этой связи мы очень рады появлению ваших "близнецов", в частности в лице нового журнала "Физическая культура в лечении и профилактике заболеваний". Мне хотелось бы подчеркнуть, что расширение круга изданий позволяет открыть некоторые ранее засекреченные страницы из области спортивной медицины. Я вспоминаю прошлое, когда высокий уровень физических и психологических нагрузок приводил к настолько
мощному изменению функционального состояния, что на этом фоне у спортсменов появлялись заболевания, которые ранее были немыслимы для спортсменов высокой квалификации, например туберкулез. Такие публикации в журналах были просто запрещены. И вот перед нами публикации, касающиеся допинга. Во всех журналах он трактуется как один из способов повышения эргогенических компонентов, повышающих уровень физической подготовленности. К сожалению, журналы слабо освещают проблему побочных эффектов и патологического изменения тех функциональных систем, к которым приводят допинговые вещества по соответствующим классам. Нам кажется, что решение информационного обеспечения в этом направлении представляет существенный интерес. И второе, о чем хотелось бы поговорить: есть целый класс исследований, имеющих мировую новизну, которые не находят отражения в публикациях наших журналов, я имею в виду изобретения и технические разработки, которые публикуются в виде патентов. Это огромная информационная база, которую, как мне кажется, надо привлекать к раскрытию наших проблем в периодической печати.

И.А. Лубышев - сотрудник редакции. В ответ на комментарий о расширении информационного пространства хотелось бы сказать, что уже с 1997 года у журналов "Теория и практика физической культуры" и "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка" существуют свои сайты. Сегодня они интегрированы в систему Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту. И, пользуясь каталогом этой библиотеки, вы можете иметь непосредственный выход на Оnline-материалы нашего журнала. В дальнейшем редакция планирует выпуск электронной версии журнала на компакт-диске параллельно с печатной.

На "круглом столе" очень много говорилось о разнице в языках ученого и практика, но, к сожалению, опускаться до уровня отдельного читателя нам нельзя, поэтому мы пытаемся поднимать его до своего. Что касается расширения информирования, то в последние два года мы предприняли попытку оптимизации информационных разделов нашего журналов, где публикуем не только научные статьи, но и событийно значимую для специалистов отрасли информацию, например в таких рубриках, как "Научная жизнь", "Официальное сообщение" и др.

Ю.М. Николаев - доктор педагогических наук, профессор СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Журнал "Теория и практика физической культуры" имеет свои традиции и на сегодняшнем этапе развития с уверенностью смотрит вперед. Я провел сравнение: до 50-х гг. в сфере физической культуры, несмотря на наличие очень большого материала, статьи носили поисковый дифференцированный характер, но уже в 1960 г. публикацией статьи Н.И. Пономарева "О физическом воспитании как общественном явлении", в 1970 г. - статьи А.Д. Новикова и В.М. Зациорского "О перестройке преподавания теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки в институтах физической культуры" фактически были заложены предпосылки перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры.

В 70 - 80-х гг. опубликована большая серия статей Л.П. Матвеева обобщающая знания применительно к теории физической культуры. В 1986 г. состоялась дискуссия, тон которой задал профессор В.И. Столяров, о формировании объекта и предмета теории физической культуры. Данные дискуссии на страницах журнала дали возможность углубить понимание спорта и физической культуры в целом, а самое главное - создали хороший плацдарм для инновационных технологий. После 1986 г. фактически шло накопление знаний по всем аспектам физической культуры, и в большей мере эти знания развивались с позиции биосоциокультурной сущности, деятельной сущности человека.

Еще хотелось бы отметить, что дискуссии по теоретико -методологическим аспектам на страницах данного издания шли в унисон с развитием науки и цивилизации в целом. Не секрет, что XX век с его энергетической цивилизацией действительно поставил сейчас мир на грань самоуничтожения. XXI век - век информационных технологий, и здесь приоритетное место остается за системой образования, т.е. человек должен быть нового качества, мы ему должны давать новое качество знаний, прежде всего теоретико -методологического характера. Поэтому представляется, что в современный период необходимо кардинальное изменение мышления людей прежде всего в теоретико -методологическом плане с позиции философско -культурологического подхода, чтобы ориентировать систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостной сущности человека. Для этого нужно качественно новое знание, связанное с одухотворением физического понимания как личностного, т.е. в настоящее время необходимо смещение приоритетов соматопсихического в человеке на социокультурное, не уменьшая значимости ни одного, ни другого. И именно эти позиции в последние 10 - 15 лет журнал очень активно поддерживает. Хотел бы еще подчеркнуть следующее: для формирования теории физической культуры в XXI веке одними из основополагающих являются все-таки ее человекотворческая функция и ряд концессий, которые в моем видении представляются такими. Это прежде всего понимание единства культуры, рассмотрение и понимание человека как целостности, приоритеты духовности при формировании физических кондиций, единство интеллектуального, социально -психологического и двигательных компонентов физической культуры, взаимосвязи ее функционального, ценностного, деятельностного и результативного аспектов, определяющие роль
физкультурной деятельности в формировании физической культуры; и, что очень важно, учет возрастной моторики человека и методы стимуляции развития двигательных функций, а также спортизация физического воспитания, которыми занимаются В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева. Заканчивая свое выступление, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что реализация всех тех концепций, которые освещает журнал в последние 10 - 15 лет, безусловно, даст возможность раскрыть большие, уникальные возможности физической культуры в деле всестороннего развития человека.

Г.П. Иванова - доктор биологических наук, профессор СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Тема наших исследований - технология тренировки дошкольников. Во-первых, она предусматривает интегральную, дифференцированную, индивидуально подобранную нагрузку для здоровых и больных детей. Во-вторых, с помощью компьютерно -игровых тренажеров мы пытаемся не "потерять" детей, привлечь их в спорт, эти компьютерно-игровые технологии позволяют тестировать детей в игре и целенаправленно воздействовать на их слабые места. Таким образом, мы подготавливаем детей к различным видам спорта так, что они не утрачивают к ним интереса.

Р.А. Абзалов - доктор медицинских наук, профессор. Уважаемые коллеги, я в третий раз участвую в этих "круглых столах", и каждая встреча для меня становится важным событием. Я хотел бы сказать, что у нас на факультете на протяжении многих десятилетий ведутся исследования не только на юных спортсменах, но и, что большая редкость у нас в стране, мы программируем мышечные тренировки на животных: гипокинезия, оптимальные тренировки, тренировки с большими нагрузками и тренировки с предельными нагрузками. В этой связи нам интересно установить то, что мы называем функциональной подготовкой спортсменов. И самый серьезный вопрос, который мы ставим перед собой, - найти тот оптимальный уровень тренировочных нагрузок, который меняется с возрастом по мере подготовленности. Мне очень приятно, что результаты наших исследований находят отражение на страницах журнала.

 С.С. Ермаков - доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой физического воспитания, проректор по НР Академии дизайна и искусств Харькова. Одна из важных задач спортивной периодики - обеспечение доступности и оперативности подачи информации о результатах научных исследований как можно большей читательской аудитории.

Наибольшую доступность можно обеспечить через:

1. Сеть Интернет. Но, к сожалению, в русскоязычной сети Интернет мы находим версии статей только Ваших журналов и еще двух научных изданий Харькова.

2. Реферативные журналы, которых практически нет.

Что касается оперативности подачи материала, то она сдерживается следующим:

1. Временем, необходимым для экспертизы статьи.

2. Периодичностью издания.

Решать в какой-то мере проблему доступности и оперативности мы пробуем через два своих издания - сборники научных трудов.

Один сборник содержит статьи по педагогике, психологии, медико-биологическим проблемам физического воспитания и спорта (издается на украинском и русском языках).

Другой - по физическому воспитанию студентов творческих специальностей (издается только на русском языке).

Объем каждого издания - 100 - 160 с., формат А-5. В 2002 г. издано 36 номеров, т.е. каждые 10 дней - один номер. Статьи обязательно рецензируются, структура статей примерно такая же, как в "Теории и практике физической культуры", только аннотации и ключевые слова на трех языках.

Проблемы решаем следующим образом:

1. Электронные версии статей размещены в сети Интернет. Архив с 1996 г., имеет 3 Web-страницы.

2. Авторам рассылаем архив изданий на CD.

3. Рассылаем бесплатно издания в 40 библиотек Украины, РГУФК (г. Москва), БГАФК (г. Минск).

4. Аннотации статей публикуются в двух всеукраинских реферативных журналах.

П.К. Петров. - завкафедрой гимнастики Удмуртского государственного университета, кандидат педагогических наук, профессор. В условиях информатизации общества вопросы овладения современными информационными и коммуникационными технологиями и их использования становятся одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и в области физической культуры и спорта, что требует разработки и внедрения в учебный процесс профессионально ориентированных программ и курсов, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в профессиональной деятельности. На факультете физической культуры Удмуртского государственного университета проводится работа по созданию и использованию в учебном процессе мультимедиа программных средств образовательного назначения по различным спортивно -педагогическим дисциплинам (гимнастика, педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование, восточные единоборства, биомеханика, основы научно-методической деятельности и т.д.). В организации самостоятельной научно-исследовательской работы значительное место занимают Интернет-технологии. Использование подобных средств повышает активность студентов, наглядность и эффективно сть учебного процесса, прививает навыки работы с информационными технологиями.

Е.П. Врублевский - завкафедрой легкой атлетики Смоленского ГИФКа. Должен сказать большое спасибо редакции журнала "Теория и практика физической культуры": в отсутствие новых учебников по спортивным дисциплинам (последний учебник по легкой атлетике издан в 1989 году) мы в вузе на занятиях со специалистами и магистрами в качестве пособия используем статьи журнала. Особенно большой интерес вызывают различные дискуссии, разделы, посвященные спортивной тренировке, проблемам детского и юношеского спорта, вопросам теории и, конечно, журнал в журнале "Тренер". На подготовку учебников уходят годы, и здесь можно провести аналогию с самолетами, о которых говорят: "Взлетевший самолет частично морально устарел". Периодические же издания в отличие от учебников и монографий "схватывают" то новое и актуальное, чем "дышат" сегодняшняя наука и спортивная практика.

Теперь о "нежелании" тренеров обогащаться новой информацией. Как-то мне довелось прочитать о том, что однажды на крупнейших соревнованиях среди ведущих тренеров была распространена обширная анкета. Результаты анкетирования показали большой разброс мнений по вопросам построения тренировки, применения тех или иных упражнений, принципов работы с учениками и т.п. Пожалуй, единственное, что объединяло тренеров, добившихся успехов, - стремление узнать новое, появившееся в последнее время в профессии. И еще, как сказал один мудрый человек: "У тех, кто знает много, были хорошие учителя, а те, кто знает мало, были плохими учениками". А в качестве "хороших учителей" могут быть как люди, так и "неодушевленные", но так необходимые для желающих "много знать", источники информации.

Войтех Пшебыльски - профессор, ректор Гданьской академии физического воспитания и спорта. Я выступаю одним из последних участников этого заседания и уже составил свое впечатление об интересной работе, которую мы здесь провели. Подробнее остановлюсь на нашем взаимодействии с коллегами из России и других стран Европы. Опыт такого сотрудничества действительно огромен и позитивен. Наши авторы публикуются в вашем журнале и периодических изданиях наших ближних и дальних соседей. Мы активно приглашаем на наши научные конференции коллег с Украины, из России, Прибалтики, Скандинавии, Германии и других стран. Мы намерены и впредь развивать не только деловое и научное, но и просто творческое сотрудничество, вплоть до создания совместных научных, технологических и информационных проектов.

 Бальсевич В.К. Уважаемые коллеги! В рамках отведенного нам времени мы провели, на мой взгляд, хорошую и очень полезную работу.

Если говорить о роли средств спортивной периодики в поддержке инновационных процессов в спорте, то сам факт проведения "круглого стола" говорит сам за себя. Задачи научной периодики, как мы видим, не ограничиваются специальными подборками научных публикаций по инновациям, что, конечно, очень важно. Но не менее значимым для отрасли является ориентация научного сообщества на решение ключевых проблем модернизации систем современной спор-тивной подготовки. Поэтому проведение подобных "круглых столов", читательских конференций и реализация других форм анализа и пропаганды инноваций в спорте пока остается необходимым. Но не будем забывать о том, что существуют и другие формы таких обсуждений, например интернет-конференции. Нам еще предстоит их осваивать, что мы и будем делать в самое ближайшее время.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!