Abstract METHODOLOGICAL ANALYSIS OF GENERAL AND ESPECIAL IN CONCEPTS "HEALTHY WAY OF LIFE" AND "HEALTHY LIFESTYLE" M.Yа. Vilensky, Dr. Hab., academician of MAN VSh, professor Moscow pedagogical state university, Moscow S.O. Avchinnikova, Ph. D., lecturer Smolensk state medical university, Smolensk Keywords: "healthy way of life", "healthy lifestyle", concepts, structural model. The purpose of this research was to carry out the differential analysis of the concepts "healthy way of life" and "healthy lifestyle" from the various points of view (psychological, semantic, etc.). On the basis of the analysis the structural model of lifestyle and the comparative characteristics of healthy and unhealthy lifestyle were presented in the article.
|
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО В ПОНЯТИЯХ "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" И "ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ" Доктор педагогических
наук, академик МАН ВШ, профессор М.Я.
Виленский Кандидат
педагогических наук, доцент С.О.
Авчинникова Ключевые слова: "здоровый образ жизни", "здоровый стиль жизни", понятия, структурная модель. Современному человеку все чаще приходится жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, "информационном буме". Нестабильная социокультурная и экономическая ситуация в стране усугубляет эту тенденцию и, по оценкам специалистов, приводит к тому, что около 70% населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье. В подобной ситуации медицина оказывается бессильной, поскольку первопричиной всего является дефицит в обществе "этического отношения к здоровью", основные "факторы риска" имеют поведенческую основу, решающую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играет его стиль жизни. В соответствии с этим проблема формирования здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики и перемещается в образовательную плоскость. Педагогическая общественность, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска. Педагогическая валеология (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и др.), унаследовав мощные традиции "лечебной педагогики" (П. Кащенко), "гигиенического воспитания" (И.Д. Зверев, Д.В. Колесов и др.), поставила проблему здоровья и здорового образа жизни в ряд экзистенциальных, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья и стала определять магистральное направление этого поиска. В современной педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни занимает одно из приоритетных мест. Однако масштабность, многоуровневость и относительная молодость этого направления обуславливают и широкий спектр еще не изученных проблем. До настоящего времени не раскрыта содержательная сторона понятия "здоровый стиль жизни", несмотря на его широкое использование разными авторами. Данный факт представляется вполне закономерным: разграничение терминов "стиль жизни" и "образ жизни" является принципиальным лишь при наличии определенного уровня индивидуальности и субъектности, позволяющего личности сделать выбор собственного способа жизни из ряда альтернативных - выбор, адекватный внутренней сущности и ориентированный на самоактуализацию. Таким образом, проблема здорового стиля жизни попадает сразу в два смысловых контекста современной педагогики: формирование здоровой личности и развитие индивидуальности, выделенных в качестве приоритетов государственной политики в области образования. Однако, несмотря на первостепенную значимость указанной проблемы, усиление личностной ориентированности образования, состояние научного знания и реальная педагогическая практика при формировании здорового образа жизни нивелируют в этом процессе индивидуальность до усредненных форм жизнедеятельности, что не способствует ее адекватному решению. Круг феноменов, относимых к понятию "стиль", связан с широким спектром характеристик индивидуальности человека. Специалисты в области методологии, рассматривая понятие "стиль" как междисциплинарное, пришли к выводу, что границы его функционирования хоть и расплывчаты, но не беспредельны и под ним следует понимать либо устойчивую целостность, характерное единство, систему приемов и средств деятельности, либо характеристику продукта творчества, либо своеобразное самопроявление личности как субъекта деятельности. Если большинство научных дисциплин изучает стиль как нечто типичное для человека или группы людей - носителей определенной культурной традиции, то педагоги и психологи занимаются скорее индивидуальным стилем, зачастую отвлекаясь от социокультурных переменных, и стилевые проявления изучаются в связи не столько с воплощением их в продуктах деятельности человека, сколько с индивидуальными особенностями активности, создающей эти продукты, и индивидуальностью субъекта, порождающего и выражающего себя в ней. В зарубежной психологии, где делается акцент на личностных детерминантах и стиль описывается через личностные диспозиции в их связи с особенностями поведения, реагирования, познавательных процессов (Г. Олпорт, А. Адлер и др.), классическими для проблемы стиля стали работы Г. Олпорта, который ввел понятие мотивационных и стилевых черт личности. Мотивационные черты имеют направляющее, а стилевые - инструментальное значение для организации поведения, т.е. определяют способы и средства достижения поставленных целей. Он разводит понятия "стиль поведения как проявление инструментальных черт личности" и "стиль личности как проявление всей совокупности ее черт: мотивационных и инструментальных". В отечественной психологии стиль чаще описывается через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется. В русле стилевой проблематики наблюдается тенденция к изучению индивидуальности во всем богатстве ее взаимодействия с миром, а не только деятельностного среза этого взаимодействия. В определениях стиля деятельности и стиля жизни отражается единая сущность индивидуального стиля как типичной для данного человека системы способов и приемов, психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать вовне свою целостную индивидуальность. Только в одном случае это происходит в соответствии с требованиями конкретной выполняемой деятельности, а в другом - с учетом условий и параметров жизнедеятельности в целом. Следовательно, специфичным и атрибутивным в понятии "стиль жизни" является категория "жизнедеятельность". Понятие жизнедеятельности включает понятие деятельности, в определенном смысле близко, но не сводимо к нему, поскольку оно значительно шире и вбирает в себя осознаваемые и неосознаваемые психические процессы, сложные процессы внутренней борьбы, мобилизации своих возможностей, переживаний, сомнений, выборов, решений. В это понятие входят более высокие уровни организации собственной жизни личностью, регулирование не только действий, но и комплексов разных действий и поступков, их связывание в единое целое, определение их последовательности (К.А. Абульханова). Изложенное позволяет определить соотношение стиля деятельности и стиля жизни (жизнедеятельности). Указанные категории имеют несомненную общность и взаимосвязь. Однако категория "стиль жизни" гораздо объемнее и так же, как жизнедеятельность, является синтезирующим понятием. Оно включает в себя и стиль деятельности (с его более частными разновидностями), и стиль общения, и стиль поведения и не исчерпывается этим, поскольку равноправное положение занимают в нем и отношения личности (т.е. внутренняя психическая деятельность, связанная с осознанием своего места в мире, в обществе, в системе межличностных отношений, с оценочным отношением к миру). Следовательно, стиль жизни отражает нерасчлененное единство внешних и внутренних проявлений личности, ее деятельностной, поведенческой и ценностной составляющих. Каждая личность имеет не только индивидуальный стиль деятельности, общения поведения, но и различное сочетание видов деятельности, неодинаковую продуктивность в них, формирует различное отношение к одной и той же деятельности на разных этапах ее реализации, воспринимая ее то как целевую, то как инструментальную, что в совокупности и определяет уникальность стиля ее жизни. Каждый стиль (в узком понимании) является средством адаптации личности к конкретным реалиям внешнего или внутреннего мира на определенном уровне, а суммарный эффект их взаимодействия создает целостный, интегративный способ приспособления-преобразования личности к миру и мира к личности. Многомерность понятия "стиль жизни" и широкий диапазон феноменов, составляющих его, породили множество классификаций жизненных стилей, на основе самых разнообразных критериев, но все они соотносимы с личностными характеристиками (конформность, индивидуализм, агрессивность, альтруизм и т.д.), что указывает на специфику категории "стиль жизни" по отношению к стилю деятельности. При классификации последнего используются параметры, являющиеся характеристиками деятельности (результативность, эффективность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий и т.д.). Понятие "стиль жизни" обладает большей эвристической значимостью, так как позволяет значительно углубить понятие "образ жизни", детально рассмотреть влияние внутренних психологических факторов на развитие способа жизни личности и зафиксировать многогранность повседневного поведения людей в рамках единого для них образа жизни. На наш взгляд, является неудовлетворительным как полное отождествление указанных понятий, так и полное их противопоставление. Решение данного вопроса, как нам кажется, кроется в определении субъекта рассматриваемых феноменов. Эвристическим решением указанной проблемы является разведение двух понятий: "субъект образа жизни" и его "носитель". Субъектом образа жизни выступает создатель тех или иных форм жизнедеятельности, которые имеют социально -типичный характер. Носителем социально-типичных черт жизнедеятельности является отдельная личность, которая вместе с тем выступает как субъект собственного стиля жизни. Субъектность в индивидуальном жизненном стиле может быть выражена в большей или меньшей степени. В большинстве случаев человек предопределен вести тот образ жизни, который задан ему от рождения. Это контролируется и регламентируется обществом с различной жесткостью в зависимости от уровня его развития: от предписания общих принципов организации жизнедеятельности до конкретных форм поведения, соответствующих определенному социальному положению. Вместе с тем всегда есть реальная возможность проявления индивидуальных жизненных стилей, которые также в зависимости от специфики общества могут иметь более или менее оформленный характер. В демократическом обществе человек может не только выражать свое индивидуально-природное отличие в жестко заданных формах деятельности, не только выбирать форму приложения своей рабочей силы и занимать определенную социальную позицию, но и самостоятельно действовать в рамках данных обстоятельств, в границах имеющегося образа жизни, активно изменять эти обстоятельства, строить свою жизнь творчески, с учетом максимального самовыражения в ней. В этом случае уровень субъектности в индивидуальном стиле жизнедеятельности зависит от зрелости самой личности, так как субъект - это человек на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности. Этот высший уровень всегда индивидуализирован относительно каждого человека с учетом его мотивов, способностей. Но достичь его, стать субъектом жизнедеятельности, может не каждый, следовательно, и стиль жизни может являться или продуктом творчества личности, или простой его стилизацией. Следовательно, стиль жизни - не составная часть образа жизни, a воплощение последнего на уровне личности, - это одна из конкретных его форм, посредством которой образ жизни доводится до реального воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие образа от стиля жизни и заключается в удельном весе индивидуального в них. Поскольку само существование стиля жизни основано прежде всего на индивидуальности, данное явление имеет право на изучение только в том случае, когда обеспечиваются реальные условия для осуществления индивидуальности в процессах жизни, когда можно говорить о сформированности высшего уровня индивидуальности - внутреннего мира личности, мира ее потребностей, ценностных ориентаций, представлений о людях и самой себе, когда уровень субъектности позволят сделать выбор из альтернативных путей жизни собственного. В качестве дифференциальных определительных признаков стиля жизни можно привести разные величины: понимание смысла жизни; самоидентификацию с определенной социальной группой; способ реализации ценностных ориентаций в повседневном поведении; способ удовлетворения устойчивых потребностей личности, образующих элемент ее структуры и влияющих на ее общую направленность; устойчивые привычки, манеры поведения, ориентацию на традиционную или альтернативную культуру; организацию свободного времени; интенсивность, периодичность, ритмичность жизни. Обилие точек зрения представляется нам вполне закономерным явлением, поскольку определяемое понятие весьма многомерно, индивидуальная жизнедеятельность в руках исследователей предстает как калейдоскоп их бесчисленных проявлений. Поэтому при исследовании стиля жизни необходимо выделить индикаторы разного уровня и модальности, способные в совокупности отразить его специфику и уникальность. К числу таковых мы относим блоки структурно-содержательных, ценностно-смысловых, социально-ролевых и социально-временных индикаторов, которые составляют обобщенную структурную модель стиля жизни (табл.1). Приведенная структурная модель показывает, что стиль жизни проявляется в различных измерениях человеческого существования, является для личности способом взаимодействия с природной и социальной средой, способом статусной идентификации, коммуникации, самообъективизации, способом согласования ее сущности и существования и в связи с этим представляет собой существенный признак индивидуальности, одну из форм ее реализации. Как отмечал B.C. Мерлин, "развитие индивидуальности происходит благодаря универсальному мотиву - оставаться всегда индивидуальностью, защищать свою индивидуальность и становиться более гармоничной индивидуальностью". Именно мотив самосохранения и самосовершенствования своей индивидуальности является пружиной жизненного стиля, который мы определяем как способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляемый с учетом социальных возможностей, и ее биосоциопсихического потенциала. Выяснение сущности понятия "здоровый стиль жизни" возможно осуществить через его соотнесение со "здоровым образом жизни", рассмотрев их общий атрибут - "здоровье". Представляют интерес те его формулировки, где содержание не ограничивается медицинскими и биомедицинскими параметрами, а акцентируется его ценностная значимость для человека и общества: здоровье как ценность (А.Я. Иванюшкин и др.); как компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав, условие успешного социального и экономического развития (Е.Г. Жук и др.); результат собственной деятельности человека (Н.М. Амосов и др.); как область человеческой культуры (М.Б. Каченовский и др.); как норма творческой жизни (H.K. Смирнов и др.); как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию (В.А. Лищук и Е.Н. Мосткова). Здоровье проявляется в способности: противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации; приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; сохранять себя, а также естественную и искусственную среду своего обитания; увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; производить и выращивать полноценное потомство; улучшать возможности, свойства, способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания; создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности; созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку и вообще к добру и злу. Таблица 1. Структурная модель стиля жизни
Широкий спектр указанных способностей может быть сгруппирован в соответствии с тремя ипостасями человека: физической (тело), психической (психика), нравственной (социумность). Две последние образуют духовный компонент здоровья, который имеет приоритетное значение. Очевидно, что здоровым можно считать только человека, одинаково благополучного как физически, так и духовно. Необходимой и главной предпосылкой сохранения здоровья является здоровый образ жизни, как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, совокупность подобного, но не тождественного, продукт коллективного творчества. Его реализация на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни - модели более вариативной, личностно соотнесенной. Понятие "здоровый стиль жизни" в литературе встречается достаточно широко, но его сущность до настоящего времени выяснена неполно. Здоровый стиль жизни может трактоваться как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты. Стилевые особенности жизнедеятельности с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других факторов: индивидуально-психологических (для благоприятного существования холерика и флегматика необходимы разные социально-психологические условия), возрастных (что полезно в юности, далеко не всегда является таковым в старости), биоритмологических (оптимальным для "жаворонков" и для "сов" будет разный режим дня). Кроме того, здоровый стиль жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. У различных личностей, при одинаковом наборе базовых потребностей, свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Помимо этого каждый человек строит свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, силы, жизненные ресурсы между различными видами деятельности. Разные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность систем потребностей обуславливают различные жизненные стили. Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает, во-первых, такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности, и, во-вторых, оптимальные способы реализации этих потребностей. В контексте этого интерес представляет утверждение А.Н. Маслоу, что самоактуализация, стремление к развитию своих способностей, к личностному росту, стремление человека стать все более и более тем, что он есть, стать тем, на что он способен, есть потребность высшего уровня человека, превращающаяся в мотив поведения, при условии удовлетворения нижележащих потребностей. Самоактуализация выступает не только целью и результатом, но и процессом актуализации своих потенциальных возможностей, означает стремление делать хорошо то, что делаешь и хочешь делать. Развитая потребность в самоактуализации ориентирует на ведение здорового стиля жизни как необходимое условие полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные индивидуальные возможности. Но здоровый стиль жизни только тогда отвечает своему определению, когда имеются условия для удовлетворения не только жизненно необходимых потребностей, но и потребности в самоактуализации. Из этого следует, что здоровый стиль жизни есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции. Таким образом, разграничение понятий "здоровый стиль жизни" и "здоровый образ жизни" позволяет согласовать "норму" и "вариативность", "индивидуальность" и "заданность", определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. При этом степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный личностью в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуальным типологическим особенностям, индивидуальной системе потребностей, насколько личностно преломленной, творчески переработанной и адаптированной к требованиям саморазвития является создаваемая модель. В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации личности в ней. Индивидуальные жизненные стили многообразны и располагаются в континууме от здорового (оптимального) до нездорового (разрушительного), причем отличия одного от другого будут проявляться на всех уровнях, во всех составляющих компонентах стиля. Проиллюстрируем это на примере ценностно-смыслового блока структурной модели стиля жизни (табл. 2). Указанные признаки носят обобщенный, универсальный характер, определяют духовный потенциал, реализующийся в индивидуальном жизненном стиле взрослого человека. Исходя из анализа стилевых черт, с точки зрения их оптимальности для субъекта жизнедеятельности, выделим следующие критерии здорового стиля жизни: организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания, пролонгированная регуляция времени, восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего); гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены); коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность); адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении, конгруэнтность); культурно -эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде); ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала); эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний локус контроля, спонтанность, оптимизм); индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и.самоуважения, сенситивность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее). Таблица 2. Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стиля жизни
Таким образом, рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие выводы: - стиль жизни как интегрированный способ взаимодействия личности с миром проявляется во всех сферах деятельности, в поведении и отношениях, образуя устойчивое единство, что существенно отличает данный феномен от соотносимого с ним "стиля деятельности", отражающего лишь один из аспектов целостного взаимодействия; - стиль жизни, будучи производным явлением как от образа жизни, поскольку складывается в рамках определенного образа жизни, так и от функции индивидуального жизненного выбора, в силу того что личность, являясь субъектом жизнедеятельности, отражает свободу выбора, представляет собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляющийся с учетом социальных возможностей и ее биосоциопсихического потенциала; - категория "здоровый стиль жизни личности" позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности; - здоровый стиль жизни, возникая на определенном уровне субъектности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней. Использованная итература 1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. 3. Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991, т. 12, № 6. 4. Жук Е.Г. Научные основы совершенствования здоровья и системы управления им. Смоленск, 1997. 5. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР, 1982, т. 45, № 4. 6. Каченовский М.Б. Введение в валеологическую педагогику. Минск, 1997. 7. Колесов Д.В. Валеология - новое направление в педагогических науках // Биология в школе. 1997, № 2. 8. Коломиец В.П. Становление индивидуальности. - М.: изд-во МГУ, 1993. 9. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья. М., 1999. 10. Максимова О.А. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества: Автореф. канд. дис. Казань, 1999. 11. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 12. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |