Abstract MANAGEMENT OF PROCESS OF INTEGRATION OF SPORTS AND IMPROVING TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF SPORTS EDUCATION OF STUDENTS L.B. Andryuschenko, Ph. D., professor The Volgograd state agricultural academy, Volgograd I.V. Loseva, Ph. D., lecturer The Volga humanitarian institute, Volzhsk I.V. Orlan, Ph. D. The Volgograd state academy of physical culture, Volgograd Key words: sports education in high school of nonsports profile, integration, motivation, relevant - advisory relations. According to the results of the researches carried out by the author it was shown, that the technology of physical training of students on the basis of synthesis of sports focused and improving techniques within the framework of the problem-modular technology of training and the complex rating - control allowed to increase the efficiency of educational process qualitatively. According to the author's opinion, the realization of the Federal program of development of sports education of the population of Russia can be effective and can be realized in rather short terms, if the programs for modernization of sports base, training of highly skilled experts, capable to work in conditions of innovations, and to an informational supply of sports activity will be invested.
|
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТИВНЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
Кандидат
педагогических наук, профессор
Л.Б. Андрющенко Кандидат
педагогических наук, доцент И.В.
Лосева Кандидат
педагогических наук И.В. Орлан Ключевые слова: физкультурное образование в вузе нефизкультурного профиля, интеграция, мотивация, релевантно-консультативные отношения. Развертывание реформы физкультурного образования населения России выдвигает ряд важных вопросов, связанных с эффективной организацией и управлением физической культурой и спортом в учебных заведениях. Кафедры физического воспитания являются локальными структурными подразделениями системы организации физкультурного образования населения России, имеющими необходимые для самостоятельного осуществления функций системообразующие элементы: материально-техническую базу, кадровый персонал, методическую систему организации учебного процесса, основанную на национальных, регионально-территориальных, климатических и социокультурных особенностях. Модернизация учебного процесса в вузе по дисциплине "физическая культура" предусматривает прежде всего интеграцию наиболее продуктивных на данном этапе развития физкультурного образования спортивно ориентированных, здоровьесберегающих, проблемно-модульных технологий обучения на основе релевантной информации о запросах, потребностях и возможностях субъектов образовательного процесса в сфере физической культуры и спорта и с учетом развития и соответствия современным требованиям системообразующих элементов управления кафедрой физической культуры. При этом системный подход к рассмотрению педагогического управления учебной деятельностью по дисциплине "физическая культура" в вузе с позиции принятия решений состоит прежде всего в смещении акцента с анализа отдельных элементов системы на изучение связей и отношений этих элементов. Процесс принятия решения предусматривает взаимодействие индивидов на основе обмена информацией. Концепция личностно ориентированного образования применяется нами в аспекте создания психологически комфортной учебной деятельности, ориентирующей субъектов образовательного процесса на саморазвитие. В рамках образовательного процесса в переходный период системы на новый качественный уровень развития отказ от нормативного подхода и перевод системы управления учебным процессом на "персонификацию" процессуально невозможны. Эффективность и мобильность развития системы вузовского образования, на наш взгляд, основаны на гармоничном сочетании нормативного и индивидуального подходов в рамках рационально организованной учебной деятельности. В настоящий момент актуально определение концептуальных границ синтеза методологических подходов в процессе интеграции спортивных и оздоровительных образовательных технологий и дифференциации содержательного компонента учебного процесса. В условиях интернационализации науки и усиления междисциплинарного подхода к разработке актуальных вопросов теории и практики физической культуры и спорта неизбежно применение понятий и категорий из смежных наук. В наших исследованиях мы применяли категорию релевантной информации в качестве операционного инструмента в формировании релевантно-консультативных отношений, предусматривающих творческое развитие субъектов образовательного процесса. Релевантность как свойство информации изучена и известна давно, в переводе с английского языка она означает "относящаяся к делу". Информация может быть полезной, но невостребованной, значит, ее нельзя назвать релевантной, или относящейся к делу. При разработке новых технологий обучения целесообразно учитывать следующие характеристики информации: достаточность - объем информации для изучения предмета на определенном этапе развития деятельности; востребованность - информационный запрос пользователей, темпоральность - предвосхищение получения информации. Поэтому в нашем аспекте целесообразно рассматривать релевантную информацию как инструментарий отношений между заинтересованным пользователем (студентом) и активным владельцем (преподавателем). Релевантно-консультативные отношения как наиболее эффективная форма взаимодействия субъектов образовательного процесса позволяют успешно осваивать предмет "физическая культура", осуществлять переход от системы административно-командной формы организации образовательного процесса к личностно ориентированному образованию. Релевантно-консультативные отношения формируются следующим образом. На начальном этапе владельцем комплексной информации по изучаемому предмету является педагог, который предлагает эту информацию студентам, например в форме анкетного опроса, результатов тестовых испытаний, получает обратную информацию, где студентом самостоятельно из информационного поля вычленено только то, что ему важно, потребно, интересно, то есть релевантную информацию о запросах и потребностях студентов в данной сфере деятельности. Тем самым при совместном вступлении в релевантно-консультативные отношения на основе обмена информацией определяется направленность программного обеспечения учебного процесса, выбирается его организационная форма, формируется содержание выбранных видов двигательной активности (в нашем случае видов спорта и оздоровительных методик). Скорректированная, новоизмененная информация предлагается обучающимся для практического применения. На основе оперативного, текущего и этапного контроля, а именно повторного анкетирования и результатов тестовых испытаний, вносятся коррективы в задачи, средства и методы выбранных видов двигательной активности. Релевантно-консультативные отношения предопределили выбор из технологии модульного обучения в качестве основного объекта проектирования модуль как относительно самостоятельную, целостную организационно-содержательную единицу учебной программы, решающую определенную задачу, а желание студентов заниматься различными видами спорта и современными двигательными системами послужило основанием для выбора спортивно ориентированной направленности программного обеспечения учебного процесса по предмету "физическая культура". Одним из основных законов повышения эффективности деятельности, в частности учебной, является закон синергии. Эффект синергии возникает путем взаимного участия, взаимодействия элементов, находящихся в рамках целого. Механизм наращивания синергического эффекта осуществляется за счет дифференциации учебного процесса, направленной на повышение эффективности каждого элемента системы в отдельности. Развитие инновационного типа становится возможным, если происходит расширение зоны организованного упорядочения процесса и при этом остается "коридор для творческих тенденций". Формирование "творческих тенденций" в образовательном процессе осуществляется на основе релевантно-консультативных отношений педагогов и студентов, которые функционируют по принципу обратных связей, что позволяет им активно включаться в субъект-субъектную деятельность. Кафедра физического воспитания, функционирующая в условиях неопределенности, рассматривается нами как адаптивная система, а управление - как процесс принятия последовательных адаптивных решений. Подход к управлению с привлечением категории "принятие решения" является одним из направлений в современной теории управления, оказывающим сильное влияние как на прикладные исследования и разработки, так и на практику управления в переходный период системы на новый качественный уровень. Термин "принятие решения" появился в 30-х гг. и применялся теоретиками "классической школы" теории управления для характеристики процессов децентрализации. Первыми комплексными работами, развивающими теоретические основы концепции принятия решения, были работы Ч. Бернарда (1938), Э. Стина (1940), К. Ридли и Г. Саймона (1937). Особое распространение концепция принятия решения получила на рубеже 60-х гг. Ее исходные положения были сформулированы в работах Г. Саймона (1957 и 1960), где давались основные определения процессов и систем принятия решения в условиях неопределенности, разрабатывался взгляд на процесс выработки решения с позиций интеллектуального решения проблем и организованного обучения, рассматривались проблемы и методы принятия решения. Проблема организационных коммуникаций - центральный аспект данной концепции. Декомпозиция организации не на группы работ, а на центры принятия решения предполагает, что на каждый "центр" замыкается процесс принятия решений, состоящий из ряда этапов. Центры принятия решения соответствуют границам смежных технологических процессов, и адаптивные решения должны быть направлены на достижение их целостности. В целом эта система рассматривает организацию как адаптивную систему. Чтобы избежать неопределенности, система создает соответствующие организационные механизмы, осуществляет исследование проблем, обучается на основе своего опыта и ищет, скорее, рациональные, а не оптимальные решения. Процесс принятия решения предусматривает взаимодействие индивидов, а любое общение невозможно без обмена информацией между людьми. Рассматривая информационную достаточность как антитезу неопределенности, мы можем сказать, что в результате взаимодействия в процессе принятия решения должно возникать уменьшение неопределенности у субъекта, принимающего решение. Необходимо отметить, что человек, принимающий решение в условиях высокодинамичной внешней среды, всегда будет находиться в условиях постоянного диалектического взаимодействия информации и неопределенности. Показатель качества информационного обеспечения процесса принятия решения характеризуется полезностью информации , то есть свойством информации быть уместной, надежной и сравнимой, отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказывать влияние на решения этих пользователей, помогая оценить прошлые, настоящие, будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты образовательного процесса. С точки зрения семиотики, адекватность информации объекту должна быть рассмотрена как минимум с трех позиций: 1. Синтаксическая - воспроизведение формально -структурных характеристик отражения абстрагировано от смысловых и полезностных параметров. С этой позиции понятие информации тождественно понятию данных. 2. Семантическая - рассматривает отношение информации и ее источника. Упор делается на смысловом содержании информации, при этом рассматривается достижение единства информации (объекта) и пользователя. 3. Прагматическая - соответствие информации целям управления, которые реализуются на ее основе. Применение в научно-педагогической практике организации и управления учебным процессом вышеизложенных методологических подходов позволило провести анализ и разработать стратегию и тактику педагогического управления процессом физкультурного образования студентов. Анализ научно-методической литературы и обобщение передового опыта работы кафедр физического воспитания вузов России свидетельствуют о наступившем в 90-х гг. кризисе данной учебной дисциплины. В частности, в этот период в волгоградских вузах посещаемость учебных занятий значительно снизилась (до 60%) и как следствие этого произошло снижение двигательной активности занимающихся. Ретроспективный анализ функционального состояния, физической и спортивно-технической подготовленности абитуриентов волгоградских вузов показал, что за последние 30 лет наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья: в 70-е гг. студентов специального медицинского отделения среди первокурсников было до 10%, в 80-е гг. их становится уже 15-20%, в 90-е - 20-25%, в 2000-е - 25-45%, а вместе с подготовительной группой - до 75% (Л.Б. Андрющенко, 2000; И.В. Лосева, 2001; В.Б. Мандриков, 2002). Результаты исследования выявили ухудшение морфофункционального развития абитуриентов за период 1992 - 2003 гг.: · наблюдаются процессы ретардации подростков (снижение веса и роста: отмечен дефицит веса как у юношей, так и у девушек, выражены астенический тип телосложения и низкие показатели экскурсии грудной клетки); · показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма свидетельствуют об их низком уровне тренированности, а следовательно, и низких адаптационных возможностях. Еще одной отличительной особенностью последних лет является значительное увеличение числа первокурсников, имеющих инвалидность по различным заболеваниям, характерным для нашего региона. Начиная с середины 90-х гг., как в ходе занятий физической культурой, так и после них, даже при значительно сниженной нагрузке все чаще стали выявляться случаи дискомфортных состояний у студентов : головокружение, головная боль, тошнота, тремор, участились случаи спонтанных, судорожных сокращений мышц. При осеннем исходном тестировании до 40% первокурсников не в состоянии даже закончить дистанцию кроссового бега на 2-3 км. У юношей и девушек в различной степени ухудшились величины становой и кистевой силы, результаты в скоростно -силовых нормативах и особенно в видах на выносливость. Изучение психофизиологического состояния студентов первого курса показало: · уровень ситуативной тревоги - "выше среднего", как у юношей, так и у девушек, который можно рассматривать как ранний признак нервно-психической дизадаптации, затрудняющей не только их нынешнюю студенческую, но и последующую профессиональную деятельность. Возможно проявление повышенной тревожности и эмоционального перенапряжения в результате социальной дизадаптации в период вхождения в новый коллектив; · отмечены признаки тревоги и психического переутомления, причиной которых может являться низкий уровень психической выносливости; · общее состояние ЦНС характеризуется низким уровнем сосредоточенности на выполнении деятельности и активности, опосредованной сознательной саморегуляцией. Готовность психики студентов к выполнению деятельности слабо выражена. Анализ типологических характеристик студентов позволил сделать следующие выводы: · уровень интеллектуального развития студентов оценивается как "выше среднего". Они способны быстро обучаться, логичны в своих действиях и поступках, активны в установлении контактов, хорошо адаптируются в коллективе, готовы сотрудничать, легко включаются в общие и спортивные мероприятия; · им свойственны фрустрированность, напряженность, беспокойство, озабоченность планами, напряженная раздражимость, высокая мотивация, которая коррелирует только с академической успеваемостью; · в общей своей массе студенты не являются лидерами, зависят от более сильных личностей, им свойственны невротичность, склонность к плохому настроению и общему социальному торможению; · низкий контроль результатов своей деятельности свидетельствует о несформированности психологических параметров личности, связанных с деятельностью в экстремальных, стрессовых ситуациях. Результаты медико-экологических наблюдений свидетельствуют о многолетних негативных процессах, характеризующихся значительным повышением уровня экозависимой заболеваемости и смертности среди населения г. Волгограда и Волгоградской области. В структуре заболеваемости подростков и взрослого населения преобладают болезни органов дыхания, кожи, инфекционные заболевания, системы кровообращения, мочеполовой, пищеварительной, костно-мышечной систем (Л.И. Латышевская, 2001). В связи с обозначенной проблемой целью наших исследований были разработка и обоснование методологии оптимизации процесса физкультурного образования в вузах на основе интеграции оздоровительных и спортивных технологий, ее структуры и содержания. Предполагалось, что эффективность процесса физкультурного образования студентов вузов существенно повысится, если: · в основу методологии интеграции спортивных и оздоровительных технологий в физкультурное образование студентов положены принципы ее реализации, факторы-детерминанты организации и содержания учебного процесса; · интенсифицировать развитие науки по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры на основе интеграции и синтеза оздоровительных и спортивных технологий обучения; · динамично модернизировать программно -нормативное обеспечение дисциплины "физическая культура", оказывающее стимулирующее влияние на формирование здорового стиля жизни студентов. Применять дифференцированный подход при составлении рабочих программ, учитывая при этом интегральную оценку на основе рейтинг-контроля физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, нозологические группы и мотивационные запросы студентов в сфере физической культуры и спорта; · обеспечить организационно-правовые условия в вузе для осуществления врачебно-педагогического контроля физического состояния студентов; · создать сеть региональных учебно-методических центров (например, межвузовский методический совет по физической культуре и спорту при спортивных комитетах города и области), разрабатывающих и внедряющих интегрированные оздоровительно-спортивные технологии физкультурного образования студентов. Наиболее эффективной системой физкультурного образования студентов представляется система, где максимально гибко сочетаются все существующие модели и формы образования и всем ее участникам (студентам, преподавателям) предоставлены широкие возможности выбора видов, методов, форм деятельности. В связи с вышесказанным была разработана программа "Образование и здоровье", которая предусматривает внедрение высокоэффективных спортивно-оздоровительных технологий для учащейся молодежи Волгоградского региона. Для реализации данной программы в штат кафедры ФК и здоровья введены специалисты с медицинским образованием и врачи-практики, что позволило консолидировать достижения в области теории и методики физической культуры и спорта, оздоровительной физической культуры и практической медицины при разработке рабочих программ. Оздоровительная направленность учебного процесса для студентов основного отделения, не имеющих хронических заболеваний, должна носить опосредованный характер. Средства и методы восстановления и повышения функциональных возможностей организма необходимо подбирать с учетом заболеваний, характерных для конкретного региона. Данная концепция положена в основу разработки рабочих программ по фитнесу, ритмической гимнастике, оздоровительному бегу, баскетболу, греко-римской борьбе и другим культивируемым в академии видам спорта. В них включаются дыхательные упражнения различного характера, например гипоксическая тренировка по Ю.Б. Буланову, дыхательные гимнастики В.С. Чугунова, йоги - дыхательные упражнения для коррекции веса и фигуры, трехфазное дыхание Кофлера-Лобановой -Лукьяновой, тренировка резервов мощности дыхательной системы по С.Н. Кучкину, дыхательные упражнения для профилактики заболеваний органов зрения; с целью профилактики эмоционального перевозбуждения применялись специальные дыхательные упражнения по П.С. Бреггу, релаксационный тренинг и функциональная музыка по Н.Н. Сентябреву. Повышение работоспособности и спортивных результатов студентов спортивного отделения осуществляется методами физиотерапии и ЛФК. Для снижения травматизма в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности применяются методы висцеральной хиропрактики и стретчинга. Для повышения функциональной работоспособности организма применяются методики озонотерапии. Рациональное сочетание средств ЛФК и занятий видами спорта, совместимыми с профилем заболеваемости студентов специального медицинского отделения, позволило получить не только оздоровительный, но и мотивационный эффект. Известно, что одним из перспективных направлений повышения эффективности базовых форм физического воспитания может являться конверсия в учебный процесс современных технологий спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1995; Ю.К. Чернышенко, 1998; А.В. Лотоненко, 1998; В.А. Баландин, 2001, и др.). На основе полученной релевантной информации о запросах и потребностях студентов в сфере физической культуры и спорта, с учетом уровня их физического состояния и использования средств, методов спортивной тренировки, адаптированных к условиям учебно-педагогического процесса в вузе, разработана спортивно ориентированная проблемно-модульная технология обучения студентов, предполагающая реализацию принципов личностно ориентированного образования в учебном процессе. Данная методика позволила качественно повысить эффективность учебного процесса, что реально отразилось на уровне посещения студентами основного курса - 89,7%; свободного посещения элективного - 29,9%; успешного освоения дисциплины - 95,2%. Это предопределило выход студентов на новый качественный уровень физической работоспособности, который соответствует "среднему" для юношей и девушек. Значительно увеличились показатели, характеризующие общую и силовую выносливость (см. таблицу). К третьему году обучения вариативность практически всех исследуемых признаков физического состояния снижается, что свидетельствует о выравнивании уровня подготовленности студентов. Подтверждением этого является перераспределение количества студентов с более низкого на более высокий уровень: "высокий" - для девушек составил 40,7%, для юношей - 64,4%; "выше среднего" - соответственно 74,2 и 69,0%; "средний" - 34,3 и 16,9%. Уменьшается число студентов, имеющих уровень физического состояния "низкий" и "ниже среднего". В ходе эксперимента сформировалось новое распределение мотивационно-ценностных приоритетов: долженствования - 31,2%; физического совершенствования - 27,0%; соперничества - 10,4%; спортивный - 9,9%; комфортный - 8,3%; процессуальный - 5,8%; игровой - 4,8%; дружеской солидарности - 2,4%; подражания - 0,7%. Динамика показателей посещаемости и успеваемости студентов ВГСХА (М±т), %
Примечание. Различия статистически достоверны при р< 0,05*, при р < 0,01**. Таким образом, интеграция, гармоничное сочетание новых педагогических технологий, предусматривающих взаимосвязанность и взаимообусловленность на основе достаточной и востребованной темпоральной информации о запросах и возможностях субъектов образовательного процесса, легли в основу управления физкультурным образованием учащейся молодежи. Результаты многолетней работы в ВГСХА, Волжском гуманитарном институте, Волгоградском и Ейском педагогических колледжах свидетельствуют о высокой продуктивности предложенной концепции физкультурного образования подрастающего поколения. Технология физического воспитания студентов на основе синтеза спортивно ориентированных и оздоровительных методик в рамках проблемно-модульной технологии обучения и комплексного рейтинг-контроля позволила качественно повысить эффективность учебного процесса. Проверка остаточных знаний по дисциплине "физическая культура" у студентов пятого курса показала достаточно высокие знания (более 78% ответов студентов оценены комиссией положительно), что говорит о высокой продуктивности системы подготовки в рамках предлагаемой программы. Уровень развития двигательных качеств свидетельствует о реализации потенциальных возможностей организма студентов. Значительно увеличились показатели, характеризующие: общую выносливость - для юношей прирост составил 35,7% (р<0,05); для девушек -17,5% (р<0,05); силовую выносливость - для юношей в среднем прирост составляет 49,3% (р<0,05), для девушек - 28,2% (р<0,05), психофизическую работоспособность - 21,8% (р<0,05). Это предопределило выход студентов на новый качественный уровень психофизической работоспособности. Для юношей он "выше среднего", а для девушек - "средний" и эффективен для всех уровней физического состояния обучающихся. Таким образом, опыт работы показывает, что реализация Федеральной программы развития физкультурного образования населения России может быть эффективна и в достаточно короткие сроки реализована, если будут инвестированы программы по модернизации спортивной базы, подготовке высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях инноваций, и информационному обеспечению спортивно -оздоровительной деятельности. Использованная литература 1. Андрющенко Л.Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий. - Волгоград: ВГСХА, 2001. - 164 с. 2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с. 3. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы / Под. ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1995, с. 54-72. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |