Abstract PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPAREDNESS IN SYSTEM OF MONITORING OF CONDITION OF PHYSICAL HEALTH OF THE POPULATION (AGE-GENDER PECULIARITIES OF STUDENTS) S.I. Izaak, Ph. D., lecturer T.V. Panasyuk, Ph. D. All-Russian scientific research institute of physical culture and sports, Moscow Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: monitoring, high school, physical culture and sports, physical preparedness, physical development. One of the obligatory components in the management of a physical condition of students at the improving educational occupations is the definition of the level of physical development, physical preparedness of the engaged ones with the purpose of realization of an individual approach and effective estimation of training influences. The Authors have presented the analysis of materials on the given problem, carried out in 3905 students of both genders of 17-22 years in Saint Petersburg, Nalchik, Ekaterinburg. They were surveyed within the framework of the all-Russian system of monitoring of physical health of the population, physical development of children, teenagers and the youth.
|
ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ В
СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Кандидат
педагогических наук, доцент С.И.
Изаак Всероссийский
научно-исследовательский институт
физической культуры и спорта,
Москва Ключевые слова: мониторинг, вуз, физическая культура и спорт, физическая подготовленность, физическое развитие. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении - неотъемлемая часть формирования общей профессиональной культуры современного специалиста, эффективные средства социального становления будущих специалистов, всестороннего и гармонического развития личности, сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи. В XXI веке физическая культура и спорт должны рассматриваться как важное средство укрепления здоровья, незаменимый фактор физического, нравственного, духовного и интеллектуального развития личности [1, 5]. Один из обязательных компонентов в управлении физическим состоянием студентов на учебных занятиях оздоровительной направленности - определение у занимающихся уровня физического развития, физической подготовленности с целью осуществления индивидуального подхода и эффективного оценивания тренировочных воздействий [3]. Анализ материалов по данной проблеме проводился на 3905 лицах обоего пола 17-22 лет в Санкт-Петербург е, Нальчике, Екатеринбурге. Они обследовались в рамках общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи [2]. Обследование проводилось по перечню показателей физического развития (ФР): длина тела (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), жизненная емкость легких (мл), сила кистей рук (кг), а также тестов физической подготовленности (ФП): бег на короткую дистанцию (30 м) в секундах (для оценки быстроты и скорости движений), бег на длинную дистанцию (1000 м) в мин, с (для оценки выносливости), подтягивание на перекладине (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса) для юношей, поднимание туловища за 30 с (для измерения силовой выносливости мышц - сгибателей туловища) для девушек, прыжок в длину с места (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Результаты оценивали по 5-уровневой шкале: "высокий", "выше среднего", "средний", "ниже среднего" и "низкий" с расчетом интегрального показателя ФР и ФП обследуемых, а также уровня ФР и ФП (низкий, средний и высокий). Результаты исследования показали, что в вузе процент студентов с низкой ФП больше, чем со средней (рис.1, 2). Доля лиц с высоким уровнем ФП меньше, чем с двумя остальными уровнями. У юношей в ФР с 17 до 21 года преобладает средний уровень при сравнении двух остальных; в 17 лет доля низкого уровня чуть больше, чем высокого; в 18 лет они практически равны; с 19 лет высокий уровень начинает преобладать над низким, хотя и не очень значительно (рис. 3, 4). В ФП картина иная: в 17 и 18 лет доля студентов с низким уровнем ФП минимальна, со средним - заметно выше, с высоким - еще выше; в 19 лет - доля низкого и среднего уровней ФП одинакова , а высокого - меньше прочих; в 20 лет и в 21 год средний уровень ФП начинает преобладать над остальными, хотя и не так резко, как в ФР. У девушек в ФР наблюдаются те же тенденции, что и у юношей, но только с 17 до 20 лет; позже преобладает низкое ФР, а высокое отсутствует. По ФП у девушек прослеживается тенденция роста низкого уровня с 17 до 21 года и снижение высокого уровня ФП в тот же период. Доля среднего уровня ФП колеблется по годам волнообразно с максимумами в 17 и 22 года и минимумом в 20 лет. В связи с тем что физическая подготовленность оценивалась по совокупности признаков, характеризующих различные двигательные качества, отличающиеся гетерохронией развития [4], представляет интерес вклад каждого из параметров ФП в его общий уровень. Это позволит сделать выводы о причинах низкого или высокого уровня моторного развития индивида и дать рекомендации по его коррекции различными оздоровительными мероприятиями.
Рис. 1. Полиномиальные тренды процентного распределения низкого (н), среднего (с) и высокого (в) уровней физической подготовленности студентов 17 - 22 лет
Рис. 2. Полиномиальные тренды процентного распределения низкого (н), среднего (с) и высокого (в) уровней физической подготовленности студенток 17- 22 лет
Рис. 3. Полиномиальные тренды процентного распределения низкого (н), среднего (с), высокого (в) уровней физического развития студентов 17 - 22 лет.
Рис. 4. Полиномиальные тренды процентного распределения низкого (н), среднего (с) и высокого (в) уровней физического развития студенток 17 - 22 лет Анализ возрастно-половой динамики уровней каждого качества у студентов показывает, что они ведут себя различно. Так, в показателях выносливости у юношей наблюдается понижение доли студентов с ее средним и высоким уровнем и повышение - с низким с 17 до 22 лет. У девушек наблюдается обратная картина: в 17 и 18 лет низкий уровень выносливости преобладает над остальными, затем происходит уменьшение его доли и преобладающим становится средний уровень. В показателях силы у юношей с 17 до 20 лет, а у девушек в 17-18 лет лидирует высокий уровень; с 19 лет его доля у девушек резко снижается и большинство студенток характеризуются низкими силовыми показателями. У юношей в 21 год примерно одинаковое соотношение трех уровней развития силы. В развитии скоростно-силовых качеств у юношей с 17 до 21 года преобладает средний уровень. Для девушек это характерно в 17 и 20 лет, а в остальных возрастах доля среднего и низкого уровней примерно одинакова, а высокого - значительно меньше. Развитие скорости у студентов обоего пола в большинстве возрастов характеризуется средним уровнем. В отличие от остальных качеств на втором месте в этом случае почти всегда высокий, а не низкий уровень развития. Проведенный анализ ФР и ФП студентов позволяет сделать следующие выводы: 1. Возрастная динамика физического и моторного развития студентов неодинакова: для физического развития более характерен средний уровень, тогда как в моторном развитии чаще преобладают крайние варианты. 2. Возрастная динамика моторного развития студентов имеет половые (гендерные) особенности. У юношей с возрастом увеличивается доля студентов со средним уровнем ФП, у девушек - с низким. 3. Исследованные четыре двигательных качества вносят различный вклад в общий уровень ФП: у юношей наилучшим развитием отличается сила, наихудшим - выносливость; у девушек - наоборот. На основе анализа и выводов данной работы можно дать следующие рекомендации по улучшению физического воспитания студентов: 1. Регулярные занятия физической культурой в рамках обязательной программы следует распространить и на студентов старших курсов. 2. Особое внимание необходимо обратить на физическое воспитание девушек-старшекурсниц. 3. По характеру физических нагрузок физическое воспитание юношей в значительной степени должно быть направлено на развитие выносливости, в связи с этим данному контингенту можно рекомендовать занятия лыжным спортом, беговыми видами легкой атлетики, а при возможности - и другими циклическими упражнениями (гребля, велосипед и пр.). 4. Девушкам следует рекомендовать упражнения на развитие силы и в меньшей степени скоростно-силовых и скоростных качеств. С учетом специфики тестирования силы у девушек это в значительной степени должны быть упражнения, развивающие силу мышц брюшного пресса. Для достижения одновременного развития силы, скорости и скоростно-силовых качеств представляется оптимальным использование программ фитнеса, аэробики и родственных им видов спорта, пользующихся у молодых женщин большой популярностью. Литература 1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негоэнтропийного онтогенеза). - М.: Наука, 1982. - 240 с. 2. Изаак С.И. Технология организации общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в рамках социально-гигиенического мониторинга: Матер. пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ. "Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения. М., 2003, с. 145-146. 3. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма: Автореф. докт. дис. Томск, 1990. - 48 с. 4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. М. 1997. - 304 с. 5. Сауткин М.Ф. Медицинские основы для дифференцированного физического воспитания подрастающего поколения: Автореф. докт. дис. М., 1990. - 48 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|