К ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ


Abstract

AGE PERIODIZATION AT REALIZATION OF SOCIOLOGICAL MONITORING RESEARCHES IN SPORTS

V.N.Supikov, Ph. D.

Penza state V.G.Belinskiy's pedagogical university, Penza

Key words: social periodization, features of groups of population, monitoring research.

During the researches carried out by the author, confirmation to the ideas about the necessity of change of the approach to age periodization was received at the realization of the researches of inquiries, needs and valuable installations of the population in the sphere of physical culture and sports. The Results of the comparison of the comparative parameters given by the author testify to it on the purposes, motives of physical perfection and the reasons of care of the physical condition.


ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СПОРТЕ

Кандидат педагогических наук В.Н. Супиков
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Ключевые слова: социальная периодизация, особенности групп населения, мониторинговое исследование.

В ходе вторичного анализа данных многочисленных социологических исследований наших предшественников мы обратили внимание на тот факт, что при проведении мониторинговых исследований для решения проблемы управления институтом спорта в плане обеспечения конституционных прав граждан на здоровье и достойную жизнь важен не просто социально-демографический аспект нацеленности конкретных групп населения на использование потенциала физической культуры и спорта в повседневной жизни, но анализ проблемы в контексте прежде всего социальном. Иными словами, в отличие от биологической и физиологической периодизации возрастных когорт, характерной для исследований педагогического плана, следует обратиться к проблемам периодизации в контексте вполне реальных этапов "вхождения" индивидов в социум. И, разумеется, функционирования в нем не столько как биологических существ, что предполагает спортивно-педагогическую возрастную периодизацию с последующим уточнением влияния конкретных профессий на медико-биологическое состояние субъектов, но периодизацию собственно социальную.

Однако, в том числе и в исследованиях по проблемам управления институтом спорта, вплоть до последнего времени реально используется возрастная классификация, принятая на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии и физиологии АПН СССР. Согласно ей начиная с подросткового возраста 1 предлагалось выделять семь возрастных когорт:

· подростковый возраст - девочки 11-15 лет, мальчики 12-16 лет;

· юношеский возраст - девушки 16-20 лет, мальчики - 17-21 год;

· первый зрелый возраст - до 35 лет;

· второй зрелый возраст - женщины до 55 лет, мужчины - до 60 лет;

· пожилой возраст - до 74 лет;

· старческий возраст - до 90 лет;

· долгожители - старше 90 лет 2.

Понятно, что такая классификация достаточно перспективна в медико-биологическом плане. Но коль скоро речь идет не о физиологических нуждах людей как "чисто биологических существ" в двигательном плане, а о потребностях существ человеческих в аспекте социальном, в плане готовности к социальной самореализации, то вполне очевидно, что классификация должна основываться на иных основаниях - социально-деятельностных особенностях конкретных возрастных когорт.

В то же время вряд ли в исследованиях проблем спорта как социального института следует ориентироваться на группировки демографов, связанные с возрастом рожающих женщин (фертильностью) или в отношении трудоспособного населения. Они предлагают использовать неравные интервалы (до 20 и от 50 лет интервалы 5-летние, между ними - 10-летние) с подчеркиванием переходных групп (вступление в трудовую жизнь и пенсионный возраст), или использовать группировки ЦСУ СССР с равными пятилетними интервалами 3.

Возрастная динамика целевых установок физического совершенствования, %

Период жизни

Физический статус

Двигательные качества

Внешние данные

Работоспособность

Мужчины, возраст по спортивной педагогике

Подростковый

61,3

23,7

68,8

66,8

Юношеский

59,1

35,8

60,1

66,5

1-й зрелый

51,8

22,2

55,8

84,1

2-й зрелый

52,0

23,4

34,3

86,5

Пожилой и старше

57,1

24,6

55,6

71,4

Женщины, возраст по спортивной педагогике

Подростковый

41,2

7,8

96,1

49,0

Юношеский

45,2

13,1

89,6

65,3

1-й зрелый

40,7

18,5

81,5

65,4

2-й зрелый

53,5

17,8

22,8

97,0

Пожилой и старше

42.2

15,2

45,5

93,9

Мужчины, авторская группировка

Подросток

61,0

28,9

64,8

66,0

Самоопределение

64,4

32,8

63,0

67,1

Активная карьера

31,3

18,8

43,8

87,5

Стабильность

48,8

23,2

35,0

92,0

Отход от социальной активности

30,3

16,8

54,0

83,3

Женщины, авторская группировка

Подросток

40,8

13,6

90,4

61,2

Самоопределение

49,2

11,7

87.5

65,8

Активная карьера

47,7

20,4

65,9

79,6

Стабильность

56,5

13,0

21.7

95,6

Отход от социальной активности

62,0

35,3

26,7

100

Мужчины, пограничные возрастные зоны

Подростки, юношеский

60,6

36,4

59,1

65,2

Юношеский, самоопределение

60,7

33,7

65,2

66,3

Самоопределение, активная карьера

70,2

31,6

59,7

68,4

Активная карьера, стабильность

66,7

36,3

35,3

34,3

Женщины, пограничные возрастные зоны

Подростки, юношеский

40,7

15,1

88,9

64,3

Юношеский, самоопределение

59,4

7,3

91,3

68,1

Самоопределение, активная карьера

35,3

17,7

82,4

62,8

Активная карьера, стабильность

42,9

21,4

35,7

100

На наш взгляд, для социологических исследований в институте спорта, возможность проведения которых относится специалистами к субъектам старше 10 лет, реально и продуктивно,выделить пять основных периодов 4:

· подростковый начиная с 10-летнего возраста, когда согласно современным установкам социальная жизнь индивида на фоне активного формирования самосознания во многом определяется институтом образования, когда субъект, по сути дела, овладевает в основном общими принципами жизни социума. Разумеется, и в этот период индивид не просто формирует свою "самость", но и реализует ее в повседневной жизни. Тем не менее на этом этапе его основной социальной функцией является вхождение в социум и обретение гражданских прав в полном объеме. В этой связи мы не стали ориентироваться на расплывчатые критерии в определении "подросткового периода" педагогами и журналистами, порой предлагающими считать подростками даже студентов, и ограничили подростковый период рамками наступления гражданской зрелости, возрастом обретения права избирать и быть избранным, т.е. возрастом 18 лет5;

· самоопределения - период, когда индивид уже вышел из системы общего среднего образования и в основном определяется с желаемым для него местом в социуме в отношении как профессиональной, так и семейной ситуации. В условиях современной России этот период рационально ограничить рамками 19-25 лет. Понятно, что отдельные индивиды проходят этот период в гораздо более сокращенные сроки, но в среднем именно к 25 годам завершается период достижения социальной зрелости и в профессиональном плане 6, и в плане определения в семейной жизни;

· активной карьеры или самоутверждения - период социальных достижений субъекта, когда он уже в достаточной степени определился в своих жизненных планах. У женщин это 26-40 лет, у мужчин - 26-45 лет. В этот период, согласно статистическим данным, наиболее активно идет становление социального статуса и обретение индивидуального имиджа;

· стабилизации, когда реализуется достигнутое, своего рода "пожинание плодов" своих усилий на профессиональном и семейном поприщах. В этот период, как правило, дети субъекта уже достигли самостоятельности, а сам он - наибольшего прогресса в деловом плане. Завершается этот период обычно за 3-5 лет до достижения пенсионного возраста. У женщин это 41-52 года, у мужчин - 46-55 лет;

· отхода от социальной активности, или, точнее, изменения привычной для него формы социальной активности, когда, как правило, основные интересы перемещаются из профессиональной в семейную сферу жизнедеятельности. В этот период (для женщин он приходится на возраст 53 года и старше, у мужчин - на 56 лет и старше) субъект отнюдь не становится социальным иждивенцем. Более того, вследствие обретения определенной независимости от вопросов материального обеспечения других членов семьи он зачастую усиливает активность в сфере духовного взаимодействия с ними и начинает более активно решать проблемы самообеспечения своей духовной жизни, больше внимания уделяя проблемам собственного самосовершенствования. Во многих зарубежных странах, а теперь и у нас, это, так сказать, период социальной реадаптации, когда человек, по сути дела, как бы возвращается и даже непосредственно возвращается к проблемам самоопределения в жизни, нередко приобретая "для себя", а нередко и не только "для себя", новую профессию. Или изменяет направление своей привычной для окружающих деятельности.

При этом становится очевидной необходимость в целях исследования зафиксировать особенности первых двух групп и последнего контингента.

Первых двух, принимая во внимание, что их социальные установки имеют мало общего с достаточно хорошо изученными установками аналогичных групп в советское время, ибо они, пусть во многом еще неосознанно, но все-таки определились как неотъемлемый феномен современности вследствие их личностного формирования в условиях перехода к рыночной экономике. Взгляды и позиции, особенности интересов и ценностных ориентаций здесь весьма важны, поскольку в предшествующий период им уделялось недостаточно специального внимания - эти контингенты просто-напросто рассматривались как объекты социального обеспечения.

Понятно, что только при таком подходе можно выявить различия в позициях по отношению к ценностям физической культуры контингентов, сформировавшихся в условиях советской системы физического воспитания и в период перестройки и переориентации жизненных ценностей.

В ходе проведенных нами исследований 7 мы получили подтверждение своим идеям необходимости изменения подхода к возрастной периодизации при проведении исследований запросов, потребностей и ценностных установок населения в сфере физической культуры и спорта. Свидетельство тому - результаты приведенного нами сопоставления сравнительных показателей по таким позициям, как целевые установки, мотивы физического совершенствования и причины заботы о своем физическом состоянии (табл. 1-3), подтверждающие возможность более содержательно и объективно подойти к оценке позиций респондентов при реализации нашего подхода.


1 До указанного возраста предлагалось выделять внутриутробный период, грудной возраст, ранний, первый и второй детские периоды, конец которых приходится на 10 лет у девочек и 11 лет у мальчиков.

2 См. учебники по теории и методике физической культуры. Например: Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991, с. 9.

3 См.: В.А. Ядов. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. 2-е. - М.: Наука, 1987, с.134.

4 Классификация разработана совместно с В.А. Пономарчуком.

5 Отметим также, что на конец этого периода не столь давно приходились момент завершения общего среднего образования и получение свидетельства о завершении такового - получение Аттестата зрелости.

6 В том числе и в плане завершения высшего образования, ставшего в современных условиях практически необходимым для достижения социальных успехов, а для большинства мужчин - несение обязательной воинской или альтернативной службы.

7 Ряд опросов был проведен в Пензенском регионе в 1998-2003 гг. Контингент обследованных - учащаяся молодежь, дееспособное население, пенсионеры, работники образования, здравоохранения и института спорта (n=2976).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!