|
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ
Кандидат
педагогических наук, доцент О.Н.
Степанова Рассмотрение современных теоретических представлений о конкуренции, конкурентоспособности и конкурентных преимуществах продукции (будь то материальный товар или услуга), проведение собственных рыночных исследований и осмысление практической деятельности отечественных физкультурно -спортивных организаций с позиций теорий маркетинга и конкуренции позволили сформулировать методику оценки конкурентоспособности физкультурно- спортивных услуг в рамках маркетинга , предусматривающую 8 следующих этапов: 1-й этап - формулировка требований реальных потребителей к услугам избранного вида двигательной активности (спорта) и определение перечня показателей, подлежащих оценке. 2-й этап - оценка значимости (важности, весомости) выявленных показателей, которая устанавливается самими занимающимися посредством выставления балльных оценок в соответствии с выбранной шкалой (например, 5 баллов - "исключительно важно", 4 балла - "очень важно", 3 - "довольно важно", 2 - "не очень важно", 1 - "абсолютно не имеет значения"). Переход от баллов, соответствующих отдельным показателям, к коэффициентам весомости осуществляется по формуле (1): , (1) где qi - коэффициент весомости i-го показателя; ai - балльная оценка i-го показателя; n - количество показателей, подлежащих оценке. Если расчеты верны, то сумма числовых значений всех показателей должна быть равна единице:
3-й этап - оценка (в баллах) выбранных показателей услуг собственной физкультурно-спортивной организации и организаций -конкурентов по шкале потребительской удовлетворенности, которая должна иметь такое же количество градаций, как и шкала важности (значимости) . Например, "абсолютно устраивает " - 5 баллов, "устраивает " - 4 балла, не могу сказать - 3 балла, "не устраивает " - 2 балла, "абсолютно не устраивает " - 1 балл. 4 -й этап - выбор "эталона" (базового образца) для сравнения (в качестве которого принимаем условный образец физкультурно-спортивной услуги, удовлетворяющий требованиям занимающихся на 100%, то есть имеющий высший балл по выбранной шкале удовлетворенности) и установление его параметров. 5-й этап - сопоставление показателей оцениваемой и конкурирующих услуг с их базовыми ("эталонными") значениями (выясняется, насколько каждый параметр услуги собственной организации и организаций -конкурентов близок к параметру потребности). Итоговые характеристики таких сравнений - единичные показатели (индексы) конкурентоспособности, вычисляемые по формуле (2): , (2) где сi - единичный показатель конкурентоспособности i-го параметра услуги; Рi - степень удовлетворенности i-м показателем услуги (в баллах); Рэi - величина i-го показателя "эталона" (в баллах). 6-й этап - определение относительных показателей конкурентоспособности посредством попарного сравнения единичных показателей оцениваемой услуги и услуг конкурентов (3): , (3) где Сi - относительный показатель конкурентоспособности i-го параметра исследуемой услуги; сi - единичный показатель конкурентоспособности i-го параметра услуги конкурента; coi - единичный показатель конкурентоспособности i-го параметра собственной услуги. 7-й этап - определение обобщающего (интегрального) показателя (индекса) конкурентоспособности по каждой конкурирующей услуге (4): , (4) где С - обобщающий (интегральный) показатель (индекс) конкурентоспособности; n - количество показателей, учитываемых при оценке конкурентоспособности; Сi - относительный показатель конкурентоспособности i-го параметра исследуемой услуги; qi - коэффициент весомости i-го параметра услуги; 8-й этап - оформление заключения о результатах оценки (наибольший индекс конкурентоспособности будет соответствовать наиболее конкурентоспособному объекту - физкультурно-спортивной организации и ее услугам). Использование данной методики позволяет решать целый ряд управленческих вопросов в сфере физической культуры и спорта, например сравнивать уровень качества работы различных физкультурно -спортивных организаций и выбирать наилучшие варианты, решать вопросы модернизации предоставляемых и проектирования новых физкультурно -спортивных услуг на основании опыта конкурирующих организаций и пожеланий потребителей, определять характер и объем проблем, связанных с производством упомянутых услуг, и др. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |