Abstract EVOLUTION OF GOVERNMENT BODIES IN FIELD OF MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN BEGINNING OF XXth CENTURY AND IN SOVIET PERIOD IN RUSSIA V.N. Zuev, Dr. Hab., professor, the honoured worker of physical culture and sports The Tyumen state university, Tyumen Key words: government bodies, government, principles of law, Constitution. The government bodies, together with other power structures of administration are representing the state. They are the carriers of the government, through their activity the superpower state officials carry out the political authority. The author was carried out the original research of the Russian government bodies in the field of physical culture and sports evolution. He examined, how political, social and economic conditions and the superpower state officials influenced the formation, regulation and achievements of the branch.
|
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА И В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Доктор
педагогических наук, профессор, Тюменский государственный университет, Тюмень Ключевые слова: органы управления, государственная власть, нормативно -правовые акты, Конституция. Органы государственного управления вместе с другими властными структурами управления представляют государство. Эти государственные структуры являются носителями государственной власти, через их деятельность высшие государственные должностные лица осуществляют политическую власть. Государственные органы управления активно действуют в экономике и социальной сфере, осуществляя свои функции. Регулирование органов управления в стране может быть как прямым, к примеру государство в качестве разработчика стратегических целей развития контролирует их осуществление, так и косвенным, когда оно выступает в качестве координатора, определяющего основные направления развития [21]. Для осуществления государством своих функций необходима система государственных органов. Государственный орган - это звено в системе государственного управления, которое обладает полномочиями в определенных областях деятельности. Ему присущи следующие признаки: - от имени государства осуществляет его задачи и функции посредством определенного вида деятельности; - имеет определенную компетенцию, т.е. совокупность задач, функций, прав и обязанностей; - обладает властными полномочиями; - характеризуется определенным строением и др. Рис. 1. Формирование первых государственных органов управления физической культурой и спортом в Российской империи Физическая культура и спорт как самостоятельная отрасль оказывает влияние на создание системы государственных органов. Каждый государственный орган в соответствии с возложенными на него полномочиями выполняет определенные функции. В соответствии с целями, задачами и характером, а также вопросами, которые решаются федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, его компетенцию можно классифицировать по следующим функциям: организационная, нормотворческая, финансовая, контрольная, научно-образовательная, внешнеэкономическая и др. [16]. Мы решили исследовать эволюцию отечественных государственных органов управления в сфере физической культуры и спорта, рассмотреть , как политические, социально -экономические условия и высшие государственные должностные лица влияли на формирование, регулирование и реализацию отрасли. С эволюционной точки зрения общество рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, где ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение проблем, возникающих в ходе взаимодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих комплексов, взаимосвязанных цепей событий, а также стадий, этапов изменений в контексте большого интервала времени (Г.Я. Миненков). К началу XX века физическая культура и спорт достаточно широко проникают в Российскую армию. Этому способствовали отдельные государственные и общественные деятели, возросший интерес к спорту населения и общества. В армии весьма популярными становятся состязания на призы Императора, Великих князей, военачальников, министров. В систему этих состязаний включаются тысячи офицеров, имевших высокие спортивные результаты. В начале XX века военное ведомство становится в России единственной государственной организацией, представители которой регулярно приглашаются для участия в международных соревнованиях по стрельбе, конному спорту, фехтованию, гимнастике, легкой атлетике. Министерство военных дел тщательно отбирало каждого участника. Списки офицеров-спортсменов для выезда за рубеж визировались начиная с командира полка и до военного министра. Последнюю подпись с разрешением на выезд ставил император. Выезжали только сильнейшие; рейтинг Министерства в международных спортивных организациях был очень высок. Из шести членов МОКа России пять являлись офицерами Российской армии [22]. Представители органов управления военного ведомства России участвовали в формировании Российского Олимпийского комитета (1911 г.), в подготовке команды России к играм V Олимпиады в Стокгольме, в организации Первой и Второй российских Олимпиад (1913 и 1914 гг.), в создании первого Государственного органа руководства физической культурой и спортом в стране - Канцелярии Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения России, которую возглавил генерал-майор, командир лейб-гвардии гусарского полка В.Н. Воейков, оставивший заметный след в истории отечественного спорта. Рис. 2. Формирование государственного органа управления физической культурой и спортом РСФСР (Конституция 1918 г.) Царское правительство в начале первой мировой войны формировало материальные и кадровые ресурсы по снабжению и вооружению армии, а также по обучению все новых и новых людских резервов. Одним из примеров организации допризывной подготовки, в которой в основном формировалась физическая культура молодежи, была "Мобилизация спорта", объявленная Главнонаблюдающим (генералом Воейковым) в конце 1915 г. "Мобилизация спорта" обязывала спортивные и гимнастические общества, а также школы прийти на помощь армии в деле допризывной подготовки населения. Спортивные и гимнастические общества, которые с начала войны прекратили свою деятельность, должны были возобновить ее. В 1916 г. была открыта сеть пунктов допризывной подготовки и полевой гимнастики. Допризывная подготовка реализовывалась также посредством других государственных органов власти (рис. 1) по ведомству Министерства просвещения - в 551 гимназии, 332 реальных училищах, в 56 частных учебных заведениях, в 38 учительских институтах, в 150 учительских семинариях, в 1445 начальных училищах, в 34 средних технических училищах и в 308 ремесленных училищах. По ведомству Министерства торговли и промышлен ности допризывная подготовка проводилась в 200 средних коммерческих училищах, а по ведомству Министерства путей сообщения - в 44 железнодорожных технических училищах, в 4 речных училищах и в 5 других железнодорожных училищах. По духовному ведомству - в 58 семинариях и 185 духовных училищах [13]. В новом государстве в первые годы после революции 1917 г. органы управления формировали стратегические цели в регулировании здорового и трудоспособного общества, готового к защите молодого государства (рис. 2). Большое значение в решении этой задачи имели постановления Советского правительства, подписанные В.И. Лениным, - "Об охране здоровья детей и подростков" и "О домах отдыха", принятые в 1921 г. В них подчеркивалась необходимость использования в режиме отдыха взрослых и детей физической культуры. Основную роль в формировании и управлении физической культурой и спортом в новом государстве играло Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч). Это была одна из первых государственных структур, при участии которой активно восстанавливался отечественный спорт, в практику физкультурного движения внедрялись олимпиады, создавались региональные олимпийские комитеты, восстанавливались спортивные общества, предпринимались попытки не только наладить связь с Международным Олимпийским комитетом, но и принять участие в очередных играх VII Олимпиады в Антверпене (Бельгия). В организациях Всевобуча работали более 17 тысяч бывших офицеров царской армии, в том числе выпускников Академии Генерального штаба, Главной офицерской фехтовально-гимнастической школы, кадетских корпусов, многочисленных военных школ и армейских курсов, которые оказали большое содействие в становлении государственных органов управления в отрасли, как в центре, так и в провинции [22]. В годы восстановления хозяйства физическая культура и спорт широко использовались органами управления государственной власти в культурно-воспитательной работе с трудящимися массами. В решении XII съезда РКП(б) (1923 г.) отмечалось, что "усилившаяся среди рабочей молодежи тяга к спорту должна быть использована партией как для физического оздоровления подрастающего поколения рабочего класса, так и для усиления спайки Коммунистического союза молодежи с общей массой населения. На фабриках и заводах следует объединять рабочую молодежь в кружки физической культуры". С переходом на мирную работу физическая культура и спорт были призваны играть важную роль в укреплении обороноспособности страны и подготовке народных масс к трудовой деятельности. Несмотря на экстремальные условия, связанные с падением производства, ростом безработицы, тяжелым продовольственным положением, военными действиями на значительной территории страны, в эти годы шел активный процесс формирования государственных и общественных структур управления в сфере физической культуры и спорта. 27.06.1923 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) РСФСР принял постановление о создании Высшего совета физической культуры (ВСФК) при ВЦИК, а также в губерниях. Молодое государство сформировало первый самостоятельный отраслевой орган управления сферой физической культуры и спорта. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 сентября 1929 г. "О физкультурном движении", признав работу неудовлетворительной (слабый охват широких масс рабочего класса, рекордсменский уклон, ведомственный разнобой и др.), призывало усилить и централизовать государственное руководство, с тем чтобы ликвидировать параллелизм и разнобой в физкультурной работе, подчеркнуло необходимость организовать при ЦИК СССР Всесоюзный совет физической культуры на правах государственного органа в физкультурном движении [19]. ЦК ВКП(б) указал, что "без усиления государственного централизованного руководства, с одной стороны, и без участия в физкультурном движении широкой рабочей общественности - с другой, сдвинуть дело развития физкультурного движения нельзя". Комсомолу и профсоюзам было рекомендовано усилить работу по физической культуре, по втягиванию в нее широких рабочих масс, особенно молодежи, по подготовке руководителей и инструкторов физкультуры из рабочих путем создания соответствующих курсов. В 30-е гг. формировавшееся административно-командное управление, как и всякая ведомственная система СССР, имело следующую структуру: политическое руководство, исполнительную власть, профсоюзы, комсомол и непосредственных исполнителей, органы управления развитием физической культуры. ЦК партии признал "необходимым устранить разнобой в физкультурной работе, внести в нее больше организованности и плановости, максимально расширить общий масштаб физкультурной работы, обеспечив вовлечение в физкультурное движение рабочих масс и усилив физкультурную работу в сельской местности". Во исполнение решения ЦК ВКП(б) Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР 1 апреля 1930 г. принял постановление об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР (ВСФК), который наделялся правами государственного органа руководства и контроля в области физической культуры. С созданием Всесоюзного совета физической культуры устанавливалась единая общесоюзная система государственного управления физкультурным движением в СССР (рис. 3). В ноябре 1930 г. Всесоюзная конференция профсоюзов по физической культуре приняла решение о переходе от клубно-территориального принципа построения физкультурной работы к производственному. Взамен кружков физкультуры при рабочих клубах были созданы коллективы физической культуры на производственных предприятиях и в учреждениях. Коллектив физкультуры стал основным звеном советского физкультурного движения. Переход на производственный принцип приблизил коллектив физкультуры к партийным, комсомольским, профсоюзным и хозяйственным организациям предприятий и учреждений. Многие физкультурники становились передовиками производства. Широкую популярность получил лозунг: "Каждый физкультурник - ударник и каждый ударник - физкультурник". В Конституции СССР 1936 г. было закреплено право трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. В течение 1935-1936 гг. в СССР была создана система общественных органов управления добровольных спортивных обществ (ДСО). Учитывая положительный опыт работы "Динамо", созданного в 1923 г., "Спартака", "Локомотива", "Красного Знамени", сформированных в 1935 г, в 1936 г. по решению ВЦСПС в стране были организованы 64 ДСО при центральных комитетах профсоюзов, которые содействовали государственным органам управления. В июне 1936 г. ВСФК, а также территориальные (республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные) советы физической культуры были реструктурированы, вместо них был образован новый государственный орган власти - Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР. Комитеты по делам физической культуры и спорта были образованы в союзных и автономных республиках, краях и областях, городах и районах всей страны (рис. 4.). С началом Великой Отечественной войны условия военного периода востребовали от органов управления физической культурой и спортом мобилизации всех сил на победу. 23 сентября 1941 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР издал приказ "О работе физкультурных организаций в связи с введением всеобщего военного обучения", обязывавший физкультурные организации предоставить спортсооружения подразделениям Всевобуча, частям народного ополчения и сандружинам для проведения занятий по военно-физической подготовке. Комитеты по делам физической культуры и спорта, советы ДСО должны были организовать в КФК военизированные игры (кроссы, штыковой бой, гранатометание, преодоление различных препятствий, скоростные переходы - марш-броски, конные, велосипедные и пешие походы с решением тактических задач), оказывать помощь неполным средним и средним школам, ремесленным училищам и школам ФЗО в проведении внеучебных спортивных соревнований и секционных занятий по лыжному и мотоциклетному спорту, гимнастике и рукопашному бою. Рис. 3. Регулирование работы органов управления физической культурой СССР (1923-1936 гг.) В послевоенный период, через 4 месяца после Победы, 28.09.1945 г. СНК СССР принял Постановление "Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы". Постановление рекомендовало немедленно освободить все спортивные сооружения, занятые не по назначению в военный период. В целях повышения спортивного мастерства предусматривалось учреждение должностей государственных тренеров по видам спорта и открытие в стране 80 спортивных школ молодежи. Постановление акцентировало деятельность государственного органа управления и в трудное время для страны придавало ему значимость. Спортивный престиж СССР на международной арене как страны-победительницы в послевоенный период очень остро обсуждался на Политбюро ЦК ВКП(б). После неудачного выступления конькобежцев на Чемпионате мира 1948 г. Сталин дал ему резкую оценку [17]. Поднятие престижа страны посредством спорта востребовало принятие Постановления ЦК ВКП(б) 26.12.1948 г. "О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышения мастерства советских спортсменов". Деятельность органов управления по физической культуре в основном стала оцениваться по количеству медалей, завоеванных в различных спортивных соревнованиях, и по числу подготовленных мастеров спорта. При подведении итогов работы территориальных органов управления отрасли по критериям оценки спорт высших достижений значительно опережал другие направления физкультурного движения. В условиях административно-бюрократической системы в стране, господства командно-приказных методов, волюнтаризма и субъективизма, характерных для послевоенных лет, необоснованно заменялись органы государственного руководства физкультурным движением и происходи ла смена их руководителей. Еще более необоснованным явилось упразднение 15.03.1953 г. Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР и образование Главного управления по физкультуре и спорту в составе Министерства здравоохранения СССР. Но вскоре выяснилось, что Минздрав СССР, имея свои сложные специфические проблемы, не смог справиться с возложенными на него задачами по развитию физкультуры и спорта в стране. Через год (11.02.1954 г.) вновь был создан государственный орган управления - Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР [19, 20]. В январе 1959 г., исходя из чисто субъективных побуждений Н.С. Хрущева, утверждавшего, что "в коммунизм мы не пойдем с платным инструктором по физкультуре", Всесоюзный комитет как орган государственного руководства физкультурным движением вновь был упразднен и вместо него создан Союз спортивных обществ и организаций СССР как общественный орган управления [17]. Подобные изменения в управлении руководством физкультурным движением создавали немалые дополнительные трудности в развитии отрасли. На этом фоне среди значительной части физкультурных работников стали процветать приписки, фальсификация, что в дальнейшем привело к застойным явлениям в развитии массового физкультурного движения. Таким образом, упразднение комитетов по физической культуре и спорту способствовало разрыву идей "Морального кодекса строителя коммунизма" с практикой физкультурного движения, особенно между спортивно-массовым движением широких масс и спортом высших достижений. Большое внимание вопросам физического воспитания уделил XXIII съезд КПСС, состоявшийся весной 1966 г. Съезд призвал все партийные, советские, профсоюзные, комсомольские и физкультурные организации "шире внедрять в быт населения массовые виды физической культуры и спорта, обратив особое внимание на их развитие в общеобразовательных школах, в высших и средних специальных учебных заведениях". В целях материального обеспечения растущего физкультурного движения XXIII съезд КПСС признал необходимым расширять сеть стадионов, спортивных баз и других спортивных сооружений, особенно в сельской местности. Рис. 4. Органы государственной власти управления физической культурой и спортом в СССР в период 1936 - 1956 гг. В постановлении "О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта" (11.08.66 г.) ЦК партии и правительство определили меры по повышению квалификации учителей, преподавателей, тренеров и других специалистов по физической культуре, укреплению материально-технической базы физкультурного движения. В связи с этим Советское правительство 17 октября 1968 г. приняло позитивное решение о создании вновь государственного органа управления - Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и его местных органов управления. Комитет был наделен всеми необходимыми государственными правами для руководства физкультурной и спортивной работой в стране. Принятое правительством решение оказалось своевременным, хотя постановление было востребовано и необходимо ранее, а не через 9 лет, т.к. общественный орган управления не справился с возложенными на него задачами. Государственное управление является производным от формы государственного устройства и политической системы и в то же время имеет самостоятельное значение, в том числе и в отрасли физической культуры и спорта. С одной стороны, с помощью системы управления власть реализует свои распорядительно-разрешительные функции, направленные на исполнение законов, других нормативных актов, политических решений (А.В. Пикулькин) . 17 января 1972 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был введен усовершенствованный комплекс "Готов к труду и обороне СССР". Действовавшие до этого комплекс ГТО (введенный в 1959 г.) и его дополнительная ступень "Готов к защите Родины" (1965 г.) сыграли известную роль в развитии физкультурного движения, однако в свете задач, поставленных XXIV съездом КПСС (1971 г.) в области физической культуры и спорта, уже перестали отвечать новым, повышенным требованиям. Усовершенствованный комплекс был признан программной и нормативной основой советской системы физического воспитания, помогающей органам государственной власти в управлении физической культурой и спортом. Большинство нормативно-правовых документов, принятых партией и правительством, были конституционно необоснованны. В связи с этим лидирующая роль КПСС была узаконена Конституцией СССР 1977 г., ст. 6 (рис. 5), что придало ей значимость в законотворчестве. На состоявшемся в 1981 г. XXVI съезде КПСС отмечалось, что "...забота о здоровье людей неотделима от развития физической культуры и спорта. Московская Олимпиада наглядно показала замечательные достижения советских спортсменов. Однако нас всегда интересовали не только спортивные вершины, а прежде всего массовость физкультуры и спорта. Успехи в этом деле очевидны. Но все же для большинства людей спорт остается пока лишь зрелищем. Такое положение надо исправлять. Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения, особенно детей". Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" (11.09.1981 г.) намечалось расширение сети физкультурно-спортивных клубов (ФСК) и физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) по месту жительства. Руководители государственных органов управления в отрасли формировали проекты постановления партии и правительства, внедряя их в систему государственного управления. Ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 80-е гг. послужил предметом системы государственного управления, они методично воздействовали на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность населения страны. Постановление партии и правительства 1981 г., основным направлением которого был подъем массовости физической культуры и спорта, одномоментно не исполнилось, в связи с этим через два года органами управления были подготовлены материалы очередного пленума ЦК КПСС для осуществления политической власти в стране. На устранение этих недостатков было направлено решение июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС о создании культурно-спортивных комплексов (КСК). В состав КСК стали входить, независимо от ведомственной подчиненности, клубы и Дома культуры, библиотеки и музеи, Дворцы пионеров и школьников, парки, стадионы и другие спортивные сооружения, музыкальные и спортивные школы. КСК создавались в масштабах города, района, поселка, села решением соответствующих исполкомов Советов народных депутатов. В начале 1985 г. в стране работало около 6 тыс. КСК. В марте 1986 г. Президиум Верховного Совета СССР преобразовал Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР) в союзно-республиканский Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту (Госкомспорт СССР). В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1986 г. были преобразованы государственные органы управления физической культурой во всех краях, АССР, областях, городах и районах России, такие же преобразования произошли в других союзных республиках. Каждый орган управления власти рассматривается как сложившийся институт, имеющий организационно оформленные способы ее осуществления. При этом оцениваются востребованность его обществом, политический и управленческий потенциалы, эффективность выполнения функций. В случаях отрицания жизнью каких-либо институтов взамен рекомендуются новые. В соответствии с Постановлением Президиума ВЦСПС от 20.02.87 г. № 2-1б "О мерах по совершенствованию руководства физкультурным движением профсоюзов" было создано Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество (ВДФСО). Упразднение всех профсоюзных ДСО ("Спартак", "Труд", "Урожай", "Буревестник", "Зенит" и др.) обернулись непредсказуемыми результатами. В итоге двухлетнего эксперимента в Белоруссии с 1985 г. были объединены все ДСО профсоюзов Республики. Этот эксперимент нанес большой урон спортивному движению страны: вскоре закрылись ДЮСШ, перестали работать спортивные сооружения, покинули рабочие места многие ведущие специалисты, уйдя в другие отрасли и бизнес. Наши исследования подтвердили, что органы государственной власти - это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. Исследуемый период ХХ в. в сфере физической культуры и спорта продемонстрировал ее созидательную политику. Органы управления в рамках выполняемых функций формировали отношения, распоряжения и подчинения, направленные прежде всего на регулирование и реализацию системы государственного управления в сфере физической культуры и спорта, что было зафиксировано в Конституции, законах, постановлениях и других нормативных актах. На стыке межотраслевых отношений в дореволюционный период, в начале ХХ века, а также в советский период органы государственного управления продвигались по пути укрепления государственности сферы физической культуры и спорта. Однако, к сожалению, многие экономические, политические и социальные задачи в стране, и в частности в нашей отрасли, остались нерешенными из-за несовершенства системы управления. Рис. 5. Органы государственной власти по управлению физической культурой и спортом в СССР (по Конституции 1977 г.) Литература 1. Алексеев С.А. Государство и право. М., 1994. 2. Анисимов Е. Россия в середине XVIII века. М., 1988. 3. Братановский С.Н. Государственное управление физической культурой и спортом. Саратов, 1991. 4. Гуськов С.И. Государство и спорт. М., 1996. 5. Гуськов С.И., Соколов А.С. Местные органы власти и спорт. М., 1998. 6. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень, 1998. 7. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М., 2000. 8. Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования. Тюмень, 2001. 9. Зуев В.Н. Нормативно-правовое регулирование в сфере отечественной физической культуры и спорта. СПб., 2001. 10. История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. 11. История физической культуры / Под ред. Ф.И. Самоукова. М., 1956. 12. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта. Оренбург, 1991. 13. Мягкова С. Деятельность Российского Олимпийского комитета и Главнонаблюдающего В.Н. Воейкова в годы I мировой войны. 14. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 1. М., 1991. 15. Новейший философский словарь. Социальная эволюция. Г.Я. Миненков, с. 654., Государство. В.С. Тарасов, с. 179-180. Минск, 1999. 16. Путалова И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта. Омск, 1999. 17. Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. М., 1993. 18. Советская историческая энциклопедия. Т. 1-16. М., 1961-1976. 19. Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989. 20. Столбов В.В. Российские единомышленники Пьера де Кубертена: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию современных Олимпийских игр "Олимпийское движение и социальные процессы". Омск, 1995, с. 36-38. 21. Финогенова Л.А. Олимпизм Советской России в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1921 гг.): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию современных Олимпийских игр "Олимпийское движение и социальные процессы". Омск, 1995, с. 53. 22. Циркуляр военно-спортивным комитетам 22.Х.1916 г. РГИА, ф. 733, оп. 196, д. 987, лл. 8-10. 23. Чудинов И.Г. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта 1917-1957 гг. М., 1959. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |