|
ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА 5 февраля 2004 г. во ВНИИФКе успешно прошла защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Шилько Виктора Генриховича на тему: "Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельно сти". Научный консультант - д.п.н., профессор Л.И. Лубышева . Официальные оппоненты: д.б.н., профессор В.К. Бальсевич , д.п.н., профессора В.И. Григорьев и В.А. Ермаков. Ведущая идея исследования заключается в том, что модернизация системы физического воспитания должна быть построена на принципе и положениях личностно ориентированного содержания физкультурно -спортивной деятельности, ориентации преподавателя на принятие субъективной позиции студента, его свободный выбор вида физкультурно -спортивной активности, организованной с учетом физического состояния, мотивации, интересов, а также целевой направленности на формирование физической и спортивной культуры. Цель исследования : теоретико-технологическое обоснование модернизации физического воспитания в вузе на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что методологически обоснованы необходимость и пути модернизации современной системы физического воспитания студенческой молодежи. Основными элементами научной новизны являются следующие положения: 1. Построение личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности основывается на методологии природосообразности соотношения содержания физкультурно -спортивной деятельности с естественными закономерностями возрастного развития двигательной функции, принципах использования наукоемких технологий спортивной подготовки, максимальном приближении содержания, средств и форм реализации физкультурно-спортивной активности к индивидуально приемлемым для каждого студента. 2. Образовательная технология реализации личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности базируется на принципах: - свободного выбора студентом вида физкультурно-спортивной деятельности; - организации тренирующих воздействий; - оптимальности физических нагрузок; - формирования учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик, физической подготовленности, мотивации и интересов каждого студента; - целостности и интегративности содержания (динамического сочетания теории, методики и практики физкультурно-спортивной деятельности); - преемственности обязательного курса физического воспитания и самостоятельных занятий студентов. Впервые проведен комплексный анализ социально -психологических особенностей и характеристик мотивационной сферы студентов, физкультурно-спортивных предпочтений и мотивации к здоровому образу жизни; уровня физической подготовленности и показателей состояния здоровья, мотивационной сферы и учебной деятельности. Практическая значимость . Разработаны спортивно-видовые, общеразвивающие и оздоровительные технологии личностно ориентированного содержания, способствующего формированию физической культуры студентов на основе избранных видов спорта с учетом особенностей мотивационной сферы, физкультурно-спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности. Длительный педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенных технологий в реализации основных задач физического воспитания. Практическая значимость заключается во внедрении результатов исследования в процесс физического воспитания студентов Томского государственного университета, Томского государственного педагогического университета, что подтверждается актами внедрения научных разработок в практику физкультурно-спортивной деятельности названных вузов. Разработана система тестов по оценке уровней общей и специальной физической подготовленности, состояния здоровья, позволяющих адекватно определить соответствие физкультурно -спортивных притязаний студентов на занятия избранными направлениями двигательной активности их реальным возможностям. Материалы исследования легли в основу практических рекомендаций по применению технологий избранных видов спорта в практической деятельности преподавателей физической культуры вузов, колледжей, учителей общеобразовательных и детских спортивных школ. Разработаны педагогические и медицинские критерии, позволяющие определить обоснованность физкультурно-спортивной ориентации студентов по направлениям двигательной активности. Профессор Л.И. Лубышева На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |