СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА


Abstract

TECHNOLOGY CONDITIONAL AND TECHNICAL TRAINING OF RUNNERS

A.D. Skripko, Ph. D., professor

Institute of modern knowledge, Minsk

G.I. Popov, Dr. Hab., professor,

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

Key words: technologies, training, physical standards, sports antropotechnique, training devices.

The article is about the usage of training devices for the development of physical abilities. The purpose of the research was to examine the conditions for training of elite athletes. The article is the generalization of the long-term pedagogical experience, the authors' researches in the field sport training, trainer facilities and biomechanics. The paper is addressed to researches, trainers and athletes.


ТЕХНОЛОГИЯ КОНДИЦИОННОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ

Кандидат педагогических наук, профессор А.Д. Скрипко
Институт современных знаний, Минск

Доктор педагогических наук, профессор, Г.И. Попов
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Ключевые слова: технологии, тренировка, физические кондиции, спортивная антропотехника, тренажеры.

Введение. В теории и практике физической культуры (ФК) и спорта новые понятия: "технология физического воспитания", "спортивная тренировка", "оздоровительные и реабилитационные технологии" - отражают системно-структурные изменения в организации и планировании учебно-тренировочного процесса [1, 5-8, 10-12].

Под технологией в физическом воспитании человека мы понимаем способ реализации конкретного процесса подготовки путем его разделения на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операции со своим набором тренировочных средств и методов, имеющих однозначную адаптационную направленность, с целью достижения планируемого спортивного результата или показателей физической подготовленности,

Цель исследования. Разработать технологию кондиционной и технической подготовки, основанную на применении тренажеров и антропотехнических устройств, на учебно-тренировочных занятиях различной квалификации в спринте и на средних дистанциях.

Технология подготовки бегунов включает несколько компонентов, которые, естественно, сочетаются с тем комплексом мероприятий, который осуществляется в тренировочном процессе: развитие физических качеств, функциональная подготовка, восстановление и т.д.

Первый компонент технологии - это формирование ритмо-скоростной основы двигательного навыка бегуна. Для этого можно как частный случай использовать звуковое ритмолидирующее устройство для задания частоты беговых шагов. Эксперимент, проведенный в подготовительном периоде в течение 10 недель с двумя группами спринтеров - экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) (по 10 человек в каждой) на 20 тренировках, показал следующее.

Было замечено, что при беге на тредбане в максимальном темпе у спортсмена наступает момент, когда он не в состоянии поддерживать темп на скорости, задаваемой ему вращающейся лентой тредбана. При выполнении бега с различной скоростью установлено, что периодически на 4-5-м шагах следует сменить темп и ритм путем уменьшения длины шага. В этом случае предельное напряжение снимается и в дальнейшем опять возможен бег в максимальном темпе до появления признаков усталости (локальной и общей). При такой своеобразной "беговой игре", чередуя ритм бега в процессе одного тренировочного задания, можно отодвинуть границы утомления.

Бег с ритмолидером на отрезках до 100 м рекомендуется выполнять с частотой 3,5 - 4 Гц для спортсменов 2-го разряда и 4 - 4,7 Гц - для перворазрядников и мастеров спорта. В беге с ритмолидером использовался методический прием его попеременного включения и выключения на отрезках, т.к. было замечено, что в течение непродолжительного времени (до 2 мин) в функциональной системе человека, бегущего в заданном ритме, в случае отключения ритмолидирования сохраняется ритмический след.

В процессе тренировок в ЭГ включались пробежки на 150 - 200 м без ритмолидирования в переменном или повторном темпе в 2/3 силы (как заключительное средство после скоростной работы). В ЭГ бег на тредбане выполнялся в сочетании с бегом по дорожке. Например, спортсмен выполнял бег на тредбане в течение 5 мин, затем - упражнения на стадионе - бег с ходу или повторно, а потом вновь бег на тредбане. Таким способом осуществлялась вариативность тренировочных средств.

По сравнению с исходными данными достоверно улучшен результат в беге на 60 м в ЭГ по сравнению с КГ, уменьшено суммарное время опорных фаз, увеличены ритмический коэффициент и время полета. Время одного шага в ЭГ уменьшилось по сравнению с исходными данными на 5 мс. В КГ эти параметры остались без изменений. Обнаружено достоверное различие параметров между группами в конце эксперимента.

Улучшение результата в беге на 60 м, фиксируемого фотоэлектронным хронометром, в ЭГ достигнуто за счет увеличения темпа и незначительного уменьшения числа шагов. В КГ время в беге на 60 м улучшилось вследствие уменьшения числа шагов.

Второй компонент технологии - использование тренажера "Система облегчающего лидирования" (СОЛ) для формирования в рамках сформированного темпа ритмической структуры бегового шага и усиления процессов рекуперации энергии [5, 11]. Тренажер содержит вертикальную упругую связь - ВУС (подвеску), приложенную к спортсмену или со стороны передвижного устройства - мотоцикл, каретка на монорельсе, или в стационарном состоянии - на тредбане. Одним концом ВУС крепится к устройству на СОЛ, а другой - к телу спортсмена. ВУС состоит из набора резиновых шнуров, количество которых меняется в соответствии с задачами подготовки.

Суть подхода в том, что двигательный навык может формироваться не в естественных условиях, а в условиях специально созданной для этого внешней среды. В этом случае начальная целевая направленность обучения движению заключается в формировании новой ритмо-темповой компоненты двигательного навыка, вплоть до соответствующей рекордной результативности. Хотя в подобном подходе итоговый рекордный результат обеспечивается сочетанием естественных и искусственных сил, сами же системы движений и присущие им связи межмышечных координаций носят вполне естественный характер, способствующий формированию и постепенному закреплению ритмо-темповой основы двигательного навыка. Спортсмен и окружающая его внешняя среда (это, как правило, комплекс технических средств) представляют собой как бы две взаимосвязанные части единого управляющего контура, который настраивает всю систему естественных движений и искусственных влияний на них таким образом, чтобы при постепенно уменьшающейся искусственности постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей спортсмена.

Специально (искусственно) созданные внешние условия реализуются в виде тренировочных приспособлений и тренажеров. В конкретном спортивном упражнении они обеспечивают энергетическую, силовую, координационную помощь спортсмену, предохранение опорно-двигательного аппарата от перегрузок, улучшение управления двигательными действиями.

В подготовке к крупным международным соревнованиям бегуны-средневики высшей квалификации использовали тренажер СОЛ на базе тредбана с вертикальной упругой связью с целью выведения на рекордные результаты. Тренировки проходили на максимальной скорости до отказа.

В эксперименте участвовали 3 МС и 3 МСМК. Преимущественное время бега до отказа у испытуемых составило 12 мин. Скорость, которая была задана на тредбане, в естественных условиях не показывал ни один из испытуемых. Коэффициент рекуперации энергии k1 составил: фон - 17,7%, 2-я мин - 10,4%, 8-я мин - 18,5%, 12-я мин - 24,6%. И это все при достоверно более низких (до 12%) параметрах внешнего дыхания по сравнению с бегом в естественных условиях. Некоторые фактические данные, полученные в эксперименте, приведены в табл. 1.

При длительном использовании различных модификаций упругих рекуператоров энергии (УРЭ) эффект от их применения сохраняется достаточно долго, чтобы можно было решить основную планируемую на цикл подготовки задачу - надежное повышение спортивного результата в основных соревнованиях сезона. Следовательно, механизмы рекуперации энергии поддаются направленному воздействию, что обеспечивает преодоление энергетического барьера и формирование рациональной структуры движения.

Третий компонент технологии - использование вектординамографического стартового тренажера в обучении и совершенствовании техники старта бегунов. В эксперименте регистрировались годографы стартового движения от каждой ноги на основе горизонтальных и вертикальных составляющих. По годографу определялись угловые значения направления движения. Высчитывались углы 1 - между осью Х и касательной, проведенной из начала координат к годографу в нижней его части, 2 - между осью Х и касательной, проведенной из начала координат к годографу в верхней его части. Результирующий угол p, под которым происходит отталкивание ногой от колодки, определялся аналитически: p = /2 +1

В ЭГ обучение низкому старту проводилось с контролем движений на тренажере и применением имитационных упражнений скоростно-силового характера. Эти упражнения, выполняемые в регламентируемой структуре движений к стартовому разгону, не позволяли спортсменам преждевременно выпрямляться в момент отталкивания и способствовали закреплению правильного навыка. В КГ обучение элементам низкого старта проводилось методами объяснения, показа и т.п.

Всего было проведено 12 тренировочных уроков в группах спринтеров 2-го разряда. В ЭГ обучение низкому старту проводилось с контролем движений на тренажере и применением стартовых имитационных упражнений скоростно-силового характера на тренажерных устройствах: разгибание ног с преодолением веса каретки с грузом в положении лежа на спине и консольной штанге. Эти упражнения, выполняемые в регламентируемой структуре движений, близкой к стартовому движению, способствовали закреплению правильного навыка стартового разгона.

Таблица 1. Кинематические и энергетические параметры движения бегунов в процессе эксперимента

Параметры

Обычные условия

Вертикальное тяговое усилие

2-я минута

8-я минута

12-я минута

t опоры, с

0,203 ± 0,005

0,195 ± 0,005

0,162 ± 0,006

0,155 ± 0,006

t полуцикла, с

2,295 ± 0,010

0,300 ± 0,011

0,291 ± 0013

0,305 ± 0,012

W в. полуц., Дж

40,8 ± 2,2

49,2 ± 3,2

41,5 ± 3,2

37,6 ± 3,6

Wp, Дж

5,7 ± 1,1

5 7 ± 1 1

9,4 ± 1,3

12,3 ± 1,2

Условные обозначения:  t опоры - время опоры, t полуцикла - время одного бегового шага, W в. полуц. -внешняя работа за беговой шаг, Wp - величина рекуперированной энергии. Длительное сохранение рекордного режима бега можно объяснить только резко возрастающей величиной рекуперированной энергии.

В результате эксперимента выявлено, что в обеих группах угловые параметры, отражающие направление отталкивания по отношению к горизонтали, уменьшились, что является положительным фактом, т.к. направление отталкивания от колодок влечет за собой соответствующее расположение туловища бегуна по отношению к дорожке на первых шагах.

При сравнении полученных в группах данных между группами обнаружено достоверное улучшение угловых параметров в ЭГ при отталкивании как от передней, так и от задней колодки. При этом в ЭГ уменьшились значения углов 1 и 2, а значение увеличилось, что отражает увеличение мощности отталкивания в ЭГ. Результативный угол отталкивания в ЭГ также значительно уменьшился и достоверно отличается от соответствующего параметра в КГ (р < 0,001). В ходе эксперимента определено, что угловые параметры отталкивания от задней колодки меньше соответствующих параметров на передней.

Разработанное устройство способствовало ускорению обучения начинающих бегунов элементам низкого старта. Корректировка движений в положении низкого старта с помощью этого тренажера и применение специальных упражнений на тренажерах, сходных по своим динамическим и кинематическим параметрам с основным спортивным движением, явились эффективными средствами совершенствования техники низкого старта и улучшения результатов в беге на 100 м в ЭГ (р < 0,01).

Четвертый компонент технологии - вибромеханическая стимуляция (ВМС) нервно-мышечного аппарата бегунов для повышения силы мышц.

В спортивной тренировке феномен ВМС используется для развития двигательных качеств: силы, гибкости, подвижности в суставах [3, 7, 11]. Однако в тренировочном процессе и в реабилитационных мероприятиях также необходимо применять профилактические меры, связанные с превышением допустимых уровней вибрации при выполнении вибростимуляционных упражнений.

Существуют допустимые уровни локальной вибрации для товаров народного потребления, принятые в Российской Федерации и в Республике Беларусь, на частотах от 8 до 1000 Гц (СанПиН от 1.07.96 г.).

Нами проведены исследования по определению уровня вибраций при выполнении упражнений на стационарном вибрационном тренажере типа "БМ-стимулятор" для мышц и суставов ног [3] и с использованием малогабаритного вибростимулятора типа "Юность" для стимуляции мышц лица и головы.

Исследовалось распространение вибрационных колебаний по телу при передаче их на "ножном" тренажере от пяточной кости в положении стоя на опорной ноге: на голени, на большой берцовой кости, на мышцах передней поверхности бедра, на голове и от вибростимулятора "Юность" при вибровоздействии на мышцы бедра (вибродатчик закреплен на бедре). Распространение виброколебаний регистрировалось виброметром 2511 фирмы "Брюль и Къер" (Дания).

В данном исследовании изучались особенности вибрационного воздействия на спортсмена в зависимости от точки его приложения с целью выяснить характер распространения вибрации различных частот по телу человека; сравнить полученные данные с предельно допустимыми уровнями вибрации в спектре частот от 8 до 1000 Гц.

В исследовании приняли участие 8 спортсменов 1-го разряда по легкой атлетике (бег на короткие дистанции). При воздействии вибростимуляции в положении стоя на одной ноге с опорой пяточной кости другой ноги на вибрирующую поверхность в области голени, бедра и головы были получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2. Виброускорение на участках тепа спортсмена при вибромеханической стимуляции на ножном тренажере с частотой 25 Гц (средние значения вверху - ускорение м/c2 внизу - интенсивность, Дб).

Участок замера

Ординаты

Спектр частот, Гц

8

16

31

63

125

250

500

1000

Голень

X

14·10-2
53

5·100
84

4·100
83

2·100
77

18·10-1
78

12·10-1
72

20·10-2
57

8·10-2
48

Y

16·10-2
54

1·100
91

7·100
87

4·100
83

2,5·100
78

3·100
80

5·100
84

3·100
80

Z

16·10-2
54

8·100
88

5·100
84

11·10-1
71

4·10-1
63

12·10-2
52

4·10-2
43

30·10-3
40

Бедро

X

7·10-2
47

6·10-1
 66

5·10-1
64

14·10-2
54

30·10-3
40

15·10-3
34

5·10-3
 25

30·10-4
20

Y

5·10-2
44

3·10-1
61

2·10-1
58

7·10-2
47

12·10-3
32

4·10-3
23

2·10-3
16

8·10-4
8

Z

5·10-2
44

3·10-1
60

15·10-2
54

9·10-2
50

14·10-3
33

12·10-3
32

3·10-3
20

14·10-4
14

Голова

X

6·10-2
42

4·10-1
63

1·10-2
51

6·10-3
26

12·10-4
12

6·10-3
26

18·10-4
16

9·10-4
10

Y

1·10-2
31

8·10-1
69

3·10-1
60

2·10-2
37

2,5·10-2
38

12·10-3
32

6·10-3
26

2·10-3
17

Z

7·10-2
47

6·10-1
66

2·10-1
57

5·10-2
45

4·10-3
23

7·10-3
27

2,5·10-3
18

1·10-4
11

Допустимые значения, Дб

 

63

63

69

75

81

87

93

93

Проведенные исследования позволили показать характер распространения вибрации по отдельным участкам тела человека. Этими данными необходимо располагать, чтобы при пользовании таким эффективным тренировочным и восстанавливающим средством, как вибростимуляция, не причинить вреда организму спортсменов. Вибромеханическая стимуляция мышц продольным возбуждением колебаний обуславливается как частотой прилагаемых колебаний, так и точкой приложения. При вибростимуляции с частотой 25 Гц, наиболее распространенной на практике, в спектре воздействующих частот наблюдается превышение допустимых значений интенсивности в диапазоне, близком к основной частоте колебаний на участках тела, близких к точке приложения вибрирующей поверхности, и существенно ослабляется при распространении по телу человека. Результаты исследования могут быть использованы как параметры при выборе режимов вибростимуляции (частоты, амплитуды и времени) в различных положениях тела и точках приложения вибратора.

Теперь, собственно, о вибромеханической стимуляции в развитии силы у легкоатлетов-спринтеров.

В исследовании участвовали десять спортсменов 1-го и 2-го спортивных разрядов, специализирующихся в спринтерском беге. Тренировочный процесс осуществлялся по общепринятой методике с включением дополнительных нагрузок вибрационного характера. После проведения курса ВМС в тренировочном процессе применялись упражнения на развитие силовых и скоростных способностей.

Выполнялась силовая нагрузка с одновременным воздействием вибромеханической стимуляции. Всего состоялось шесть сеансов ВМС ног, которые на протяжении двухнедельного микроцикла выполнялись через день. Сеанс стимуляции состоял из двух упражнений.

Первое упражнение: из исходного положения стоя на передней части стопы одной из ног на вибрирующей поверхности стимулятора с дополнительной опорой руками производить сгибание и разгибание в голеностопном суставе. Упражнение выполняется с сопротивлением 70-80% от максимума, при наклоне туловища, характерном для спринтерского бега. Выполнять 10 подъемов и опусканий на стопе в одном подходе. Темп выполнения упражнения - одно движение за 2 с.

Второе упражнение: из исходного положения с опорой одной из ног на поверхность вибратора, выполнять 5-6-секундные напряжения с акцентом на возможно быстром нарастании усилия.

Общая длительность выполнения упражнений - 20 мин (две серии). Вначале выполняется 1-е упражнение - по одному подходу на каждую ногу через 40 с отдыха. После минуты восстановления выполняется 2-е упражнение - по два подхода на каждую ногу с интервалом между ними в 1 мин. Через 5 мин серия упражнений повторяется. Частота колебаний вибрирующей поверхности стимулятора подбирается в диапазоне 16-30 Гц по ощущениям наибольшей комфортности, а амплитуда колебаний составляет 4 мм.

В результате эксперимента установлено, что максимальные силовые показатели после двух сеансов стимуляции уменьшились в среднем на 3,4%. Однако уже после третьего сеанса наблюдался кумулятивный эффект их достоверного увеличения (р < 0,05). Максимальные увеличения проявились только через неделю после курса ВМС (в среднем 7,8%). По истечении четырех месяцев тренировочной работы силовые показатели превышали исходный уровень на 10%.

Контрольные измерения амплитуды сгибания и разгибания в тазобедренном суставе показали, что после двух сеансов одновременного воздействия силовых нагрузок и стимуляции произошло незначительное увеличение суставной подвижности.

Нами исследовалось также применение ВМС для развития силовых способностей мышц, участвующих в сгибании стопы, а также ее влияние на сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств у легкоатлетов. Подготовка спортсменов осуществлялась по общепринятой методике, а также с дополнительным использованием нагрузок специфической направленности, которые выполнялись за шесть сеансов на протяжении двухнедельных микроциклов.

Проведенные исследования показали высокую эффективность применения дополнительных упражнений по предложенной нами методике для развития силовых способностей спортсменов, специализирующихся в видах спорта с проявлением скоростно-силовых качеств. Наряду с развитием силы мышц ног (до 11%) происходит также рост скоростно-силовых качеств (до 7%), что в сочетании со специальной тренировочной работой привело к улучшению результатов в спринтерском беге. Данную методику рекомендуется применять не позже чем за 30 дней до начала соревновательного сезона.

Основные упражнения для стимуляции мышц нижних конечностей и плечевого пояса подробно описаны в монографии [11].

Дальнейшее применение современных технологий в подготовке спортсменов актуально в связи с тем, что является альтернативой такому негативному явлению, как применение допинга в спорте. Новые технологии с применением тренажеров и технических средств дают возможность раскрыть резервные психофизические способности человека без использования стимулирующих препаратов.

Основываясь также на научных фактах эволюционной биомеханики [1] - наличии периодов ускоренного и замедленного развития систем моторики человека, его индивидуальной эволюции, принципах адекватных тренирующих воздействий (в возрастном и кондиционном аспектах) и детерминации компонентов морфофункциональной организации человека (консервативных и лабильных), можно допустить, что современные технологии как раз и служат детализации тренировочных программ и их эффективному применению в практике многолетнего физического воспитания человека.

Литература

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 21-26, 39-40.

2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

3. Назаров В.Т. Биомеханическая стимуляция: Явь и надежды. - Минск: Полымя, 1986. - 95 с.

4. Охнянская Л.Г., Никифорова Н.А., Николаева Л.Н. К механизму действия вибрации на человека // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1987, № 1, с. 27-30.

5. Попов Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений: Докт. дис. М., 1992. - 625 с.

6. Попов Г.И., Ратов И.П., Моченов В.П. Методологические подходы к разработке новых психофизических и психобиомеханических технологий // Теория и практика физ. культуры. 1998, №5, с. 24-26.

7. Ратов И.П. Двигательные возможности человека. Минск, 1994. - 121 с.

8. Ратов И.П., Чепик В.Д., Парушев П.Р. Предмет, содержание и перспективы биомехатроники - синтезируемой научной дисциплины, разрабатывающей технологии конструирования и построения действий с заданной результативностью // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 8, с. 45-48.

9. Скрипко А.Д. Разработка методов кондиционной подготовки спортсменов // Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва. Матер. научно-практ. конф. - Минск.: АФВиС, НИИ ФКиС, 1997, с. 80-83.

10. Скрипко А.Д. Технологии в спортивной дидактике и педагогике. // Известия Белорусской инженерной академии. 2001, № 1 (11), с. 11-16.

11. Скрипко А.Д. Технологии физического воспитания. - Минск: ИСЗ, 2003. - 284 с.

12. Технология определения двигательных возможностей бегунов в условиях тренажерного стенда "инерционная дорожка": Метод. реком. - Хабаровск: ХГИФК, 1989. - 30 с.

13. Schlumberger A., Wirth K., Liu Y. et al. Effekte eines Trainings mit einer Schnellkraftmethoden Kombination // Leistungssport. - 2003, № 4. - S. 14-18.

14. Glesk P., Harsanyi L. Metody rozvoja kondicnych schopnosti. - Bratislava, 1992. - 145 s.

15. Verchoshanskij J. Ein neues Trainingssystem fur zyklische Sportarten. - Munster: Philipka. - 1992. - 135 s.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!