|
КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ Степанов С.В., Дворкин Л.С. Теоретико-методологические основы многолетней подготовки спортсменов-каратистов: - М.: Изд-во. "Теория и практика физической культуры", 2004. - 380 с., ил. Феномен спорта - необычайно многогранное, многосложное и многофункциональное явление, занимающее совершенно особое место в пространстве культуры современной цивилизации. Объективная и беспристрастная оценка его огромного созидательного потенциала, пока лишь частично и чаще всего стихийно реализуемого в жизни меньшинства и не используемого подавляющим большинством народонаселения нашей усталой планеты, позволяет выделить главные признаки и сущности этой феноменальности и исключительности. Во-первых, занятия спортом и (или) близкими к нему по природе видами физической активности являются ничем незаменимым и не восполняемым способом организации естественного, природно балансированного процесса поддержания гомеостазиса, как жизненно необходимого условия формирования, сохранения и укрепления физического, духовного и нравственного здоровья человека. Во-вторых, человеческие коммуникации, образующиеся в ходе спортивной деятельности, становятся естественным и адекватным потребностям и возможностям личности стимулом ее социализации, формирования собственного стиля поведения в обществе, необходимых для достижения жизненного успеха ориентаций, дерзости и ограничений. В третьих, мир спорта в целом все в большей мере становится серьезным фактором и постоянно усиливающимся стимулом формирования общечеловеческих ценностей культуры современной цивилизации в самых разнообразных ее компонентах: от общей культуры жизнедеятельности до многочисленных сторон жизни социума, включая науку, искусство, бизнес, политику, информацию, человеческие эмоции, этику, право и др. Я обратил внимание уважаемого читателя на эти функциональные характеристики феномена спортивной культуры совсем не случайно. Дело в том, что в нашей специальной научно-методической литературе, посвященной различным проблемам теории и методики тренировки, реже подготовки в различных видах спорта, не так часто можно встретить такое обстоятельное изложение теоретико-методологических основ подготовки атлета в конкретном виде спорта, которое отличает и выделяет из общей массы научно-методическх работ рецензируемую книгу С.В. Степанова и Л.С. Дворкина. Уже в начале книги авторы знакомят читателя с историческими, теоретико-методологическими, педагогическими и психологическими особенностями спортивной и тренировочной деятельности при занятиях каратэ. Подробно изложенная методология исследования проблемы и его методический инструментарий серьезно усиливают аргументацию авторов при описании структуры специальной подготовленности каратистов, особенностей их физического развития, результатов исследования функциональных возможностей каратистов. Большую научную и практическую ценность представляют данные в книге характеристики приспособительных возможностей нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем каратистов и состояния их здоровья в процессе многолетней подготовки. Культурологическую ценность книги серьезно усиливает четвертая глава, посвященная воспитанию у молодых каратистов ценностных ориентаций на сохранение собственного здоровья. В ней авторы рассматривают гуманистические и социальные аспекты современного спорта, педагогические аспекты формирования у молодых каратистов ценностных ориентаций на здоровьеформирование, обосновывают методологию и модель такого формирования, экспериментально обосновывают его методику. Материалы, представленные в седьмой и восьмой главах книги, могут служить для тренеров полезным руководством к освоению совершенно необходимых им навыков философского осмысления сущностей процесса многолетней подготовки каратистов и вместе с тем понимания главных правил построения ее педагогической технологии. Книга С.В. Степанова и Л.С. Дворкина, несомненно, станет важным событием в современном спортивном мире, знаменующем зрелость научно-методических и технологических представлений о современной спортивной подготовке у российских специалистов. Член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич Филимонова С.И. Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности. - М.: Изд-во "Теория и практика физической культуры", 2004. - 250 с., ил. В монографии описано комплексное исследование феномена самореализации личности в рамках пространства физической культуры с позиции системно-деятельностного подхода. Особый интерес представляет авторская методика диагностики с широким использованием факторного анализа и методов математического моделирования, результатом использования которой явились типология моделирования, результатом использования которой явились типология самореализации личности и трехмерное формирующее пространство физической культуры и спорта. В первой главе основное внимание уделяется анализу сущности, структуры и содержания феномена самореализации личности с точки зрения основных положений системно-деятельностного подхода. Анализ научной информации позволил автору построить теоретическую модель системы самореализации личности, которая объединяет все изучаемые стороны данного процесса. Вторая глава посвящена анализу физической культуры и спорта с точки зрения пространства, что дало возможность автору выявить условия, при которых оно становится формирующим оптимальную самореализацию личности. Научный и прикладной интерес в данной главе представляет обоснование разделения физической культуры и спорта на два пространства в силу различия их структурных компонентов. Третья глава посвящена описанию эмпирического исследования состояния пространства физической культуры и спорта, а также особенностей самореализации личности испытуемых в зависимости от их отношения к данному пространству. Автором разработана серия методик, позволяющих выявить и систематизировать вышеперечисленные проблемы. В этой главе представлены интересные данные о взаимосвязи позитивно -активного отношения испытуемых к физической культуре и оптимальной самореализации. Также обозначены проблемы формирования алгоритма самореализации у занимающихся физической культурой и спортом в различных социальных институтах. В четвертой главе представлены различные модельные подходы к построению технологии введения человека в алгоритм оптимальной самореализации личности в пространстве физической культуры либо спорта в зависимости от контингента и условий. Книга адресована научным работникам, интересующимся проблемами методологии анализа физической культуры и спорта, преподавателям высших учебных заведений по физической культуре и спорту, кафедр физического воспитания, аспирантам и студентам; материалы книги могут быть использованы в процессе пропаганды физкультурной и спортивной деятельности, при организации воспитательной работы в спортивных командах по различным видам спорта. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |