Abstract CONTROL OFF TRAINING PROCESS IN MINI-FOOTBALL BETWEEN ROUNDS OF COMPETITIVE PERIOD E.A. Mitin The Russian state A.I. Gertsen's pedagogical university, Saint Petersburg Key words: control, diagnostics, correction, sports qualities, modeling microcycle, efficiency of competitive activity. The purpose of the research is the development of the contents of modeling microcycles of training process between rounds in the competitive period, providing the efficiency of competitive activity of the elite mini-football players. The author was developed the algorithm of the research including diagnostics of potential opportunities of players, the development of psycho-pedagogical characteristics for each athlete and a team, the representation of initial model of the condition of a team, the recommendation for correction as modeling microcycles and the stage-by-stage control of cumulative effect of corrective modeling microcycles in training process. The results of pedagogical
experiment testify the efficiency of the application modelling
микроциклов between rounds of the competitive period.
The author was experimentally proved two such modeling microcycles: the first is intended for development of anaerobic
opportunities of an organism, the second is for aerobic.
|
УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В МИНИ-ФУТБОЛЕ МЕЖДУ ТУРАМИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА Е.А. Митин Ключевые слова: управление, диагностика, коррекция, спортивно-значимые качества, модельный микроцикл, эффективность соревновательной деятельности. При рассматрении управлени я тренировочным процессом в многолетней подготовке спортсменов различной квалификации как одну из важнейших функций, обеспечивающей реализацию целей и программ подготовки [3, 4, 6, 15, 16, 18, 22] предлагается следующий алгоритм действий: сбор информации о состоянии спортсмена по показателям физической, технико-тактической, психической подготовленности и соревновательной деятельности; анализ этой информации путем сопоставления модельных и фактически зарегистрированных показателей; разработк а программ коррекции, включающих параметры тренировочной и соревновательной деятельности; принятие и реализация решений на основе внедрения разработанных программ, обеспечивающих достижение планируемого эффекта тренировочной и соревновательной деятельности. При таком подходе к управлению существенно возрастает роль выбора и регистрации системы факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на соревновательный результат [5,11,21]. Отсюда вытекает необходимость изучения соревновательной деятельности, интегрально отражающей уровень подготовленности спортсменов как одной из важных задач контроля в системе информационного обеспечения управленческих решений [23]. Именно стремление к обеспечению соревновательной деятельности определяет задачи и содержание подготовки на различных этапах и периодах годичного цикла [21, 23], вследствие чего необходимо знать не только структуру соревновательной деятельности, но и факторы, обусловливающие ее эффективность и положительно влияющие на спортивный результат [11, 17]. В мини-футболе управление командой в соревновательном периоде, особенно между турами, на основе применения модельных микроциклов, учитывающих коррекцию недостаточно развитых спортивно значимых качеств, специально не исследовалось. Естественно, неразработанность проблемы управления тренировочным процессом в мини-футболе еще не определяет степень ее актуальности. Однако анализ современной литературы и опыт собственной научной и практической работы в этом направлении приводят к мысли, что сегодня одна из причин трудностей, которые испытывают тренеры при решении практических задач в управлении командой на тренировках и соревнованиях, состоит в рассогласовании между успехами в теоретической разработке проблем спортивной тренировки в различных видах спортивных игр и их недостаточным воплощением в практику. Это дает нам основание считать выделенную проблему действительно актуальной. Цель исследования: разработать содержание модельных микроциклов учебно-тренировочного процесса между турами в соревновательном периоде, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности квалифицированных мини-футболистов. Задачи исследования: 1. Изучить особенности игровой деятельности в мини-футболе. 2. Обосновать средства и методы построения модельных микроциклов между турами в соревновательном периоде для управления тренировкой квалифицированных мини-футболистов. 3. Экспериментально определить эффективность разработанных модельных микроциклов между турами соревновательного периода для повышения качества индивидуальной и командной соревновательной деятельности квалифицированных мини-футболистов. Методический подход к исследованию. В целях проверки группового метода коррекции спортивно значимых качеств мини-футбол истов совместно с В.В. Головковым [12] был разработан алгоритм исследования, включающий диагностику потенциальных возможностей игроков, разработку психолого-педагогических характеристик на каждого спортсмена и команду в целом, представление исходной модели состояния команды, рекомендации по коррекции в виде модельных микроциклов и поэтапный контроль кумулятивного эффекта корригирующих модельных микроциклов в тренировочном процессе. Диагностика потенциальных возможностей отдельных игроков и команды в целом предусматривала: определение специальной физической подготовленности спортсменов с помощью разработанных упражнений (комплексное скоростно-силовое, на ловкость, на быстроту, на скоростную выносливость); анализ соревновательной деятельности игроков в играх различного ранга; исследование психофизиологических показателей и психомоторики (распределения и концентрации внимания, оперативной памяти, скорости переработки зрительной информации, простой и сложной реакций, реакции на движущийся объект) и социально-психологических характеристик коллектива (социометрического статуса игрока, эмоциональной экспансивности, внутригрупповой приемлемости, сплоченности, взаимоотношений в системах "тренер-спортсмен" и "спортсмен-спортсмен"). Составление психолого-педагогических характеристик на каждого спортсмена позволило определить его сильные стороны в подготовленности, факторы, лимитирующие достижение высоких спортивных результатов, и рекомендации по коррекции недостаточно выраженных спортивно значимых качеств. Исходная потенциальная модель команды разрабатывалась на основе индивидуальных показателей каждого спортсмена и учитывала также показатели соревновательной деятельности команды (игровой репертуар и его эффективность), специальную физическую подготовленность, уровень развития психомоторных и психофизиологических показателей и социально -психологические характеристики. Результаты исследования . Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью мини-футбольных команд (n = 17) высшей, первой, второй лиг первенства России и cуперлиги Санкт-Петербурга позволили рассмотреть частотные характеристики применения технических приемов и тактических схем. Особое место в наблюдениях занимали удары по воротам и их эффективность в зависимости от расстояния и зоны выполнения. Определено, что игроки команд высшей лиги 86,4% ударов по воротам наносят в створ ворот по ширине площадки до 9 м и глубине - до 20 м, тогда как игроки команд низших лиг 88% ударов по воротам выполняют по ширине 9 и глубине 16 м. Выявлено также, что в среднем за игру одна команда наносит около 44 ударов по воротам. Общеизвестно, что
конечный результат матча
определяется наибольшим
количеством мячей, забитых в ворота
соперника, поэтому для нас
представлял интерес и анализ
эффективности ударов. Если в
командах высшей лиги реализация
ударов по ширине площадки
достигает 16 м и по глубине 12 м при их
средней результативности 17,9%
случаев от общего количества
ударов, то в командах более низкого
уровня подготовленности
реализация ударов по глубине и
ширине площадки составляет лишь 10%
при их средней результативности 17,1%
случаев. В процентном соотношении
результативность ударов выглядит
следующим образом: был забит мяч в
ворота соперником в зоне до 2 м от
ворот в 23,2% случаев; в зоне 2 - 4 м - в
19,6% случаев; в зоне 4 - 6 м - в 20,3%
случав; в зоне 6 - 8 м - в 7,1 % случаев; в
зоне 10 - 12 м - в 8,9% случаев, включая и
штрафные удары. При этом анализ
показывает, что при общей средней
результативности ударов со взятием
ворот, равный 53,7% случаев, в 22,8%
случаев Тактические схемы расстановки игроков в большинстве наблюдаемых команд примерно в 80% случаев строятся по системе 1 + 2 + 2 и в 20% случаев - по системе 1 + 3 + 1. Необходимо отметить, что, по-видимому, такое построение тактических схем связано с подбором игроков, особенно нападающего плана, и зависит от тактики игры соперника. При расстановке игроков по системе 1 + 2 + 2 в нападении интенсивность ударов по воротам очень высокая, в том числе и из-под защитника (52% случаев). В защите против данной системы в основном применяется зонный прессинг (около 80% случаев), особенно в командах, игравших по системе 1 + 3 + 1, т.е. с хорошо налаженной контратакой. В этом случае чаще всего возникают ситуации 2х1 (два нападающих против одного защитника; около 60% случаев), которые были результативными в 42,3% случаев от общего количества контратак. В одном матче в среднем проводится от 6 до 11 контратак в зависимости от класса команды. В тактике игры команд, особенно при проигрывании и равном счете, когда команда проводит атаку и находится на половине поля соперника, превалирует игра в большинстве случаев с участием вратаря (7%) и заменой вратаря на нападающего (30%), что является весьма эффективным средством против зонной защиты. Таким образом, исследования особенностей игровой деятельности мини-футболистов показывают, что при совершенствовании технико-тактических действий следует учитывать не только данные технической и тактической подготовленности игроков, но и степень их реализации в соревнованиях. Оценка специальной физической подготовленности (СФП) мини-футболистов. Для оценки СФП применялись разработанные нами упражнения, которые отражали уровень развития у игроков скоростно-силовых возможностей, ловкости, быстроты и скоростной выносливости. В исследовании принимали участие 90 спортсменов различной спортивной квалификации. Коэффициенты корреляции полученных результатов по специальным тестам и эффективность технико-тактических действий следующие: скоростно-силовые возможности (r = 0,592), ловкость (r = 0,576), быстрота (r = 0,684), скоростная выносливость (r = 0,790). Определенный интерес представляет исследование стартовой скорости у мини-футболистов. Под термином "стартовая скорость" мы понимаем быстрый рывок игрока, при помощи которого он легко может оторваться от соперника (своего опекуна). Проведенное обследование мини-футболистов показало, что стартовая скорость на отрезке 10 м высоко взаимосвязана с эффективностью игровой деятельности (r = 870). Анализ полученных данных показывает, что стартовая скорость - очень важный и объективный критерий для отбора игроков в команды различного ранга. Экспериментальный материал позволяет также говорить о том, что повышение специальной физической подготовленности спортсменов является резервом для успешного выступления в официальных играх. Взаимосвязь психофизиологических, психомоторных и социально-психологических показателей с эффективностью соревновательной деятельности (ЭСД) мини-футболистов различной спортивной квалификации (n=168) определялась с помощью корреляционного анализа. Так, из психомоторных показателей на уровне 1-го разряда, МС и МСМК взаимосвязь с ЭСД имеют сложная реакция (r = 0 ,590; r = 0,660; r = 0,790), реакция на движущийся объект (r = 0,522; r = 0,630; r = 0,750), теппинг-тест за 60 с (r = 0,613; r = 0,586; r = 0,660); из психофизиологических - распределение и концентрация внимания (r = 0,680; r = 0,690; r = 0,706). Обращает на себя внимание тот факт, что с повышением спортивной квалификации улучшаются индивидуальные психомоторные и психофизиологические показатели. Это обстоятельство свидетельствует о значимости их в индивидуальном игровом мастерстве спортсменов. Исследование социально-психологических характеристик показало, что социометрический статус игроков имеет взаимосвязь с ЭСД на уровне р < 0,05 (r = 0,647), показатель коэффициента сплоченности - на уровне р < 0,01 (r = 0,860). Эмоциональная экспансивность и индекс внутригрупповой приемлемости не имеют достоверной связи с ЭСД. Здесь правомерно говорить о том, что успешность выступления в ответственных соревнованиях зависит также и от оптимального уровня показателей социально-психологических характеристик. В результате проведенных исследований установлено, что ЭСД в мини-футболе определяется количественной и качественной информацией о соревновательной деятельности мини-футболистов, оптимальным уровнем специальной физической подготовленности и взаимосвязью ее с ЭСД, взаимосвязью психомоторных, психофизиологических показателей и социально-психологических характеристик с ЭСД. Указанные положения выступают в качестве объективной предпосылки создания моделей тренировочных программ, обеспечивающих запланированный уровень развития основных показателей соревновательной деятельности, апробацию моделей и оценку их эффективности. Обоснование средств и методов тренировки в модельных микроциклах между турами соревновательного периода. При обосновании средств и методов мы исходили из следующих посылок: средства, как правило, должны быть направлены на подготовку не только отдельного спортсмена, но и команды в целом к конкретным соревнованиям предстоящего тура, причем с прогнозируемыми условиями выступления; использование специальных средств в каждой конкретной тренировке модельного микроцикла может быть направлено на развитие, совершенствование или удержание на оптимальном уровне специальных физических качеств и функциональных возможностей систем организма спортсмена, обеспечивающих высокую работоспособность и выполнение игроками сложнокоординированных действий в условиях соревновательной борьбы. Анализ исследований отечественных авторов [7- 9, 11, 21] позволяет учесть в модельных микроциклах следующие положения: продолжительность, интенсивность, количество повторений при выполнении упражнения; интервалы отдыха и его характер между выполнениями упражнений. К тому же в ряде исследований [1, 2, 13, 14, 20] доказано, что правильный режим чередования нагрузки и отдыха (теория ЧНО) способствует лучшему развитию физических качеств и функциональных возможностей систем организма спортсмена на фоне решения технико-тактических задач. Несмотря на то что теория ЧНО нашла свое применение в различных видах спорта, до настоящего времени ее закономерности не освещены при подготовке мини-футболистов между турами соревновательного периода. Исходя из неразработанности чередования режима нагрузки и отдыха в мини-футболе один из этапов исследования был направлен на ее определение в условиях ответственных соревнований. Работа проводилась на 5-м Международном турнире "Санкт-Петербургская осень-96" с участием игроков сборных команд России (n = 12) и Санкт-Петербурга (n = 10), мини-футбольных клубов (МФК) "Зенит" (n = 11) и "ПСИ" (n = 10). За критерий, отражающий динамику режима нагрузки и отдыха, была взята частота сердечных сокращений (ЧСС). Анализ полученных данных показывает, что ЧСС по команде характеризует динамику нагрузки и отдыха. При этом независимо от напряженности матча четко просматривается амплитуда ЧСС между низшей и высшей границами. Установлено, что если повторная соревновательная нагрузка перед каждым выходом игроков на площадку выполнялась при величине ЧСС 98-160 уд/мин, тогда после игровой микросерии она составляла 162-174 уд/мин. Количество ошибочных действий игроков не превышало 0,4% в смену. Продолжительность отдыха у игроков перед нагрузочной микросерией была 3-4 мин. Нами определено, что если отдых игроков равнялся 1,5-2,5 мин, то величина ЧСС перед выходом на площадку составляла126-138 уд/мин, что вызывало ее повышение после нагрузки до 180-189 уд/мин и увеличение ошибочных действий до 1,8% в смену. Особенно четко это просматривалось при действиях в сложных игровых ситуациях. Данные отдельного игрока показывают однотипную картину. Основное отличие заключалось в более низкой или высокой величине ЧСС перед выходом на площадку. В то же время необходимо уделить внимание и такому важному показателю как количество выходов игроков на площадку в одном матче. Исследования продемонстрировали, что количество смен игроков в одном матче колеблется от 7 до 11, зависит от напряженности матча и количества заявленных игроков. Таким образом, из полученных данных следует, что чередование режимов нагрузки и отдыха, величину ЧСС, количество смен в одном матче также необходимо учитывать при разработке направленности средств в модельных микроциклах. При обосновании методов тренировки в данном конкретном случае мы исходили из теоретического анализа литературных источников, практического опыта работы тренеров команд мастеров и сборной команды России, а также результатов собственных исследований. Учитывая особенност и игровой деятельности мини-футболистов для воспитания скоростно-силовых возможностей и специальной выносливости мы использовали непрерывный и интервальный методы тренировки. Принцип подбора средств основывался на так называемом "сопряженном воздействии" - методе, который позволял решать одновременно две задачи - совершенствовать технико-тактическое мастерство и развивать, совершенствовать физические качества, поддерживая специальную работоспособность игроков на оптимальном уровне. Для того чтобы достичь цели исследования, проводилась экспериментальная проверка эффективности разработанных тренировочных средств и методов в модельных микроциклах. Модельные микроциклы тренировочного процесса как коллективные средства коррекции состояния игроков применялись между турами соревновательного периода. Первый был предназначен для развития анаэробных возможностей организма, второй - аэробных. Использование специальных сложно-координированных упражнений на фоне решения технико-тактических задач в тренировочном процессе предназначалось для развития психомоторики и психомоторной координации, психических процессов, а педагогических воздействий - для улучшения психологического климата в команде и ее сплоченности. Педагогический эксперимент проводился в течение одного года и пяти месяцев в два этапа. На первом этапе экспериментальные данные получены на игроках МФК "Зенит" - экспериментальная группа (ЭГ) и МФК "ПСИ" - контрольная группа (КГ). Получение данных осуществлялось комплексно по следующим параметрам: уровень специальной физической подготовленности; уровень физической работоспособности; исходный уровень психофизиологической сферы; социально -психологическая характеристика команды, эффективность соревновательной деятельности; сильные и слабые стороны отдельного игрока и команды в целом; рекомендации для внесения коррекции в тренировочный процесс. За кумулятивным эффектом применяемых средств и методов модельных корригирующих тренировок в микроцикле предусматривался текущий и оперативный контроль. Количественный и качественный анализ результатов комплексного определения подготовленности мини-футболистов и команды в целом после завершения первого этапа экспериментального исследования свидетельствует о повышении уровня развития специальной физической подготовленности, психофизиологических показателей и физической работоспособности спортсменов обеих групп. Однако в ЭГ наблюдался более высокий прирост результатов в упражнениях на быстроту (4,3%, р < 0,05), на скоростную выносливость (17,8 %, р<0,01), реакции на движущийся объект (13,6%, р <0 ,01), скорости переработки зрительной информации (3,1%, р < 0,05), распределении и концентрации внимания, суммарному показателю психофизиологии (32,0%, р < 0,01) по сравнению с КГ, в которой улучшились результаты в упражнении на скоростную выносливость (4,4%, р < 0,05) и в суммарном показателе психофизиологии (19,6%, р < 0,01). Следует отметить, что под воздействием модельных тренировок индивидуальные данные функционального состояния спортсменов ЭГ по сравнению с исходными приблизились к хорошим показателям, а у некоторых спортсменов даже были отличными. На основании исследований первого этапа педагогического эксперимента нами обосновано применение плановых замен в условиях соревнований, которые отрабатывались игроками команды в процессе двусторонних товарищеских и контрольных игр (время нахождения игрока на площадке - 2,5-4,5 мин; количество замен (или смен) игроков в одном матче - 7-11 раз; оптимальное время отдыха игроков в смене - 3-4 мин; ЧСС после отдыха - 98-106 уд/мин). Моделирование игровой деятельности с учетом вероятных соперников осуществлялось в конце каждого микроцикла. Второй этап педагогического эксперимента проведен с участием игроков сборной команды Военного института физической культуры. Анализ данных показывает, что по сравнению с исходными уровнем прирост изучаемых показателей увеличился с 1,3 до 55,6%. Это говорит о правильности подбора средств, методов тренировки, интервалов отдыха как между упражнениями, так и между тренировочными занятиями в микроцикле. Особенно виден прогресс в развитии быстроты (55,6%, р < 0,01). К тому же полученные данные указывают на улучшение психофизиологических показателей с 0,7 до 24,2%. Наиболее значимый пророст заметен в реакции на движущийся объект (13,4%, р<0,01), скорости переработки информации (24,2%, р<0,01) в суммарном показател е психофизиологии (19,1%, р < 0,01). Выявленный факт позволяет говорить о том, что данный тренировочный микроцикл направлен в основном на развитие быстроты, поддержание специальной выносливости и функционального состояния организма спортсменов. К тому же применение тренировочных средств из этого модельного микроцикла создает, по-нашему мнению, предпосылки не только развития скоростных возможностей, но и совершенствования скоростной выносливости. В процессе педагогического эксперимента нами предпринята попытка определить возможности применения тестовых упражнений для контроля за специальной физической и функциональной готовностью игроков в конце каждого межтурового этапа. При проведении данного исследования нами было учтено, что наибольшие коэффициенты корреляции с эффективностью игровой деятельности имеют показатели быстроты, особенно стартовая скорость на отрезке 10 м и скоростная выносливость. Контроль осуществлялся с применением тестовых упражнений на быстроту (бег 60 м с фиксацией времени на отрезке 10 м) и скоростную выносливость (5 раз по 80 м без отдыха) на 13-м и 14-м днях тренировочных занятий. В протоколе учитывалось время пробегания и восстановления ЧСС после выполнения упражнений. Всего было проведено два этапа такого контроля. Анализ результатов позволяет констатировать следующее: при использовании теста на быстроту ЧСС как на первом, так и на втором этапе не превышала 100-115 уд/мин и практически у всех игроков к концу первой минуты отдыха восстанавливалась до исходного уровня. Это свидетельствует о недостаточной напряженности деятельности сердечно-сосудистой системы. К тому же установлено, что более приемлемым упражнением для определения стартовой скорости игроков является бег на 10 м. Выявлено также, что прирост результатов в беге на 10 м больше, чем в челночном беге на 60 м (р < 0,01). В то же время полученные данные свидетельствуют, что при выполнении теста на скоростную выносливость напряженность сердечно-сосудистой системы выше, чем в тесте на быстроту. Восстановление ЧСС до исходного уровня у большинства игроков происходило к концу третьей минуты. Полученные нами результаты динамики ЧСС говорят о том, что данный тест позволяет определить не только интервал восстановления, но и функциональную готовность игроков на определенном этапе тренировочного цикла и, если необходимо, внести коррективы в тренировочный процесс. Таким образом, проведенное исследование показывает, что, во-первых, апробированные тестовые упражнения на быстроту и скоростную выносливость могут применяться для оперативного контроля специальной подготовленности игроков на определенном этапе их подготовки к ответственным соревнованиям. Надежным тестом определения стартовой скорости является бег на отрезке 10 м, который тесно взаимосвязан с ЭСД и может являться объективным критерием для отбора игроков в команды различного спортивного уровня; во-вторых, исходя из полученных данных, тестовое упражнение на скоростную выносливость целесообразно использовать для контроля не только за уровнем развития скоростной выносливости, но и за функциональной подготовленностью спортсменов. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности применения модельных микроциклов между турами соревновательного периода. Таких модельных микроциклов экспериментально обосновано два: первый предназначен для развития (поддержания) анаэробных возможностей организма, второй - аэробных. Их выбор определялся конкретными задачами этапа подготовки команды к очередному туру чемпионата на основе выявленных в предыдущем туре недостатков в подготовленности игроков. Экспериментальные данные подтвердили перспективность такого подхода для развития специальной (скоростной) выносливости и быстроты в процессе выполнения сложнокоординированных упражнений на фоне решения технико-тактических задач. Для достижения наибольшего эффекта педагогических воздействий обосновано применение текущего и оперативного контроля специальной подготовленности игроков и команды в целом. Контроль необходимо проводить как в процессе соревновательных игр, так и на тренировках на основе: а) учета чередования нагрузки и отдыха игроков команды по ЧСС, которая зависит от продолжительности серий упражнений и интенсивности их выполнения, количества повторений и условий выполнения упражнений; б) направленности и плановости замен в зависимости от напряженности матча и количества заявленных игроков; отдых перед выходом на площадку должен быть 3-4 мин, что создает оптимум работоспособности у игроков и уменьшает количество ошибочных технико-тактических действий в сложных игровых ситуациях; в) применения тестовых упражнений на быстроту и скоростную выносливость для определения специальной подготовленности игроков и их функциональной готовности на этапе подготовки к соревнованиям и для внесения при необходимости коррективов в тренировочный процесс. г) необходим ости знания тренером социально -психологических особенностей игроков для управления командой. Оптимальный уровень развития межличностных отношений в формальной и неформальной структурах является благоприятным для успешного выступления команды в ответственных соревнованиях. Определено, что на управление командой в тренировочном процессе и в соревнованиях особенно влияют взаимоотношения в системе "тренер-спортсмен". Своевременная оценка этих взаимоотношений позволит облегчить задачу формирования сплоченного спортивного коллектива и оптимизировать его подготовку к ответственным соревнованиям [24]. Литература 1. Базилевич О.П. Управление подготовкой высококвалифицированных футболистов на основе моделирования тренировочного процесса: Автореф. канд. дисс. М., 1983. - 20 с. 2. Базилевич О.П., Зеленцов А.М. Моделирование тренировочных занятий футболистов // Управление процессами восстановления в спортивной тренировке. Киев, 1973, с. 101-108. 3. Баландин В.И. Психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте: Автореф. докт. дис. СПб., 2000. - 36 с. 4. Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Автореф. докт. дис. М., 1987. - 44 с. 5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с. 6. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - 176 с. 7. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: ФиС, 1977. - 143 с. 8. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой // Теория и практика физ. культуры, 1962, № 2, с. 32-35. 9. Волков Н.И., Зациорский В.М. Некоторые вопросы теории тренировочных нагрузок // Теория и практика физ. культуры, 1964, № 6, с. 20-24. 10. Годик М.А. Контроль и управление нагрузками в футболе. - М.: ФиС, 1981, с. 74-77. 11. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроль соревновательных и тренировочных нагрузок: Автореф. докт. дис. М., 1982. - 23 с. 12. Головков В.В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе: Автореф. канд. дис. СПб., 2002. - 24 с. 13. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Киев: Здоровье, 1985. - 136 с. 14. Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. - Киев: Здоровье, 1990. - 200 с. 15. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физ. культуры, 1991, № 2, с. 11-20. 16. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие. - М.: ФиС, 1977. - 280 с. 17. Митин Е.А. Средства и методы совершенствования спортивно-значимых качеств волейболистов при подготовке к соревнованиям: Автореф. канд. дис. Л., 1986. - 22 с. 18. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. - 479 с. 19. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. - Киев: Здоровье, 1978. - 96 с. 20. Петровский В.В. Чередование работы и отдыха в спортивной тренировке. Киев, 1959. - 106 с. 21. Платонов В.М. Адаптация в спорте. - Киев: Здоровье, 1988. - 216 с. 22. Платонов В.М. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с. 23. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой высококвалифицированных футболистов: Автореф. докт. дис. М., 1996. - 44 с. 24. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС. 1980. - 209 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|