Abstract ROLE OF LOCAL GOVERNMENT IN DEVELOPMENT OF SPORTS AND PHYSICAL CULTURE OF DOMICILE TOWNSPEOPLE M.S. Rasin, Ph. D., professor, the head of the department of physical culture and sports of the administration of Omsk S.A. Noskov, Ph. D., the leading specialist of the department of physical culture and sports of the administration of Omsk Key words: local government, domicile physical culture and sports, innovational approach, rating of sports actions. The retrospective analysis of the development of physical culture and sports carried out by the authors in the Russian city (Omsk) allowed revealing the negative tendencies of the branch. As a result of development and execution by authors during 1998-2001 of uniform municipal strategy of the increase of quantity of indulged in physical culture and sports on 18 % was marked. The authors consider, that the further growth of the quantity of people using means of physical culture, is possible through outdoor sports in court yard and places of mass rest of the population (parks, beaches and so forth). It becomes obvious, that the intensification of the creation of a favorable infrastructure, organizational preconditions and conditions will promote the greater attraction of people to physical culture and sports. It should be one of the main priorities in the work of institutions of local government bodies in the field of physical culture and sports.
|
РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА Начальник
Управления физической культуры и
спорта Администрации г. Омска, Главный
специалист Управления физической
культуры и спорта Администрации г.
Омска, Ключевые слова: местное самоуправление, физическая культура и спорт по месту жительства, инновационный подход, рейтинг физкультурно-спортивных мероприятий. Устоявшееся мнение о том, что физическая культура - универсальное средство укрепления и сохранения здоровья человека, уже ни у кого не вызывает сомнений. Наукой доказано, что состояние здоровья населения менее чем на 50% зависит от уровня развития здравоохранения, качества питания, экологии, генетических факторов вместе взятых и более чем на 50% - от образа жизни, основу которого составляют занятия физической культурой. За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья людей, увеличилось количество злоупотребляющих наркотическими средствами и алкоголем. Особую тревогу вызывает высокий уровень преступности в молодежной среде. Наблюдается снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения. Причинами, обусловливающими подобную деструктивную динамику, являются: - снижение государственных расходов на ФКиС; - сокращение количества коллективов физической культуры и недостаточный рост новых форм организации физкультурно-спортивной работы, отвечающих современным условиям складывающихся социально-экономических отношений; - ухудшение эксплуатационного состояния большинства спортивных сооружений; - ограниченные возможности населения пользоваться услугами физической культуры и спорта; - отсутствие четких границ компетенции между органами управления физической культурой и спортом (федеральные, региональные, муниципальные); - недостаточная роль органов местного самоуправления в развитии спорта и физической культуры населения. Проведенный нами ретроспективный анализ состояния развития физической культуры и спорта в Омске позволил выявить негативные тенденции отрасли. Так, количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом за период с 1988 по 1998 г. снизилось в 4,7 раза, уменьшилось количество спортивных сооружений, ухудшилось их эксплуатационное состояние. Подобные деструктивные изменения отмечены и по ряду других показателей физической культуры и спорта. В период 1998-2001 гг. в результате выработки и реализации единой муниципальной стратегии отмечено увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом на 18%. В настоящее время в Омске физической культурой и спортом занимается более 9,0% населения города. В среднем по России данный показатель составляет 8,7% населения страны. Эти цифры несравнимы с показателями занимающихся физической культурой и спортом в большинстве развитых стран мира: так, по данному показателю мы в 3-5 раз уступаем развитым европейским странам. Мы считаем, что дальнейший рост количества людей, использующих средства физической культуры, возможен через такие формы, как спорт во дворах и местах массового отдыха населения (парки, пляжи и пр.). Отсюда становится очевидным, что интенсификация создания благоприятной инфраструктуры, организационных предпосылок и условий будет способствовать большему привлечению людей к использованию средств физической культуры и спорта. Это, на наш взгляд, должно являться одним из приоритетных направлений в работе органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. На сегодняшний день законодательством РФ определена сфера компетенции органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта. В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в РФ" (ст. 16, п.4) "Создание условий для занятий физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха может осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта". Постановлением Правительства РФ от 15.08.01 № 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" общая схема разграничения основных расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ к 2005 г. массовый и оздоровительный спорт относит к функциям муниципальных образований. В связи с тем что физическая культура и спорт являются универсальным средством укрепления здоровья, профилактики асоциального поведения населения, в работе органов местного самоуправления основное внимание следует уделить тем направлениям физкультурно -спортивной деятельности, которые обеспечат максимальное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такими направлениями являются: - организация физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства; - развитие материально-спортивной базы дворовых территорий; - развитие детского спорта; - организация и проведение социально значимых массовых физкультурно-спортивных мероприятий; - пропаганда здорового образа жизни. Настоящая система организации массовой физической культуры по месту жительства населения, сохранившаяся с советских времен, неэффективна в новых социально-экономических условиях. Сегодня основная нагрузка в организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства приходится на детско-подростковые клубы, которые в большинстве случаев ориентированы на организацию досуга детей и подростков, используя самые различные формы занятий, в которых физическая культура и спорт - далеко не на первом месте. При этом, организацией физкультурно-спортивной работы с населением зрелого и пожилого возраста практически никто не занимается. Сегодня принципиально необходимы поиск, апробация и внедрение новых решений, направленных на создание оптимальной структуры и условий для развития самых разнообразных форм организации физкультурно-спортивной работы, пользующихся интересом и спросом всех возрастных категорий населения. В новом подходе одинаково важно и создание соответствующей организационной структуры и материальной базы, и обеспечение высококвалифицированными кадрами и программно -методическими материалами. Управленцам сферы ФКиС следует активнее использовать складывающиеся формы самоорганизации граждан по месту совместного проживания - территориальное самоуправление и пр. В связи с этим мы разработали технологию организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, которая получила название "Спортивный город". Данный подход широко поддержан населением и претворяется в Омске в жизнь с начала 2002 г. Схематично данная технология представлена на рис. 1. Технология организации включает различные блоки деятельности, в основе которых лежит организация городской спартакиады, состоящей, в свою очередь, из подсистемы открытых первенств "Двор - округ - город". Каждый из представленных блоков решает свои специфические задачи. Муниципальный центр, например, силами спортивных организаторов обеспечивает физкультурно-массовую работу с населением на территориях КТОСов (комитетов территориального общественного самоуправления), формирует сборные команды по видам спорта для участия в окружных соревнованиях. Рис. 1. Модель Технология организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства Рис. 2. Организационная структура управления МЦ "Спортивный город". Примечание.*КАО - Кировский, ЛАО - Ленинский, ОАО - Октябрьский, САО - Советский, ЦАО - Центральный административные округа Омска Омский городской общественный фонд поддержки детского и массового спорта осуществляет привлечение внебюджетных средств, в основном для строительства современных плоскостных спортивных сооружений на дворовых территориях. Такого рода плоскостные спортивные сооружения, построенные в соответствии с современными требованиями дизайна и качества, призваны удовлетворить потребность населения в занятиях ФКиС. Программа участия выдающихся спортсменов в физкультурно-спортивной жизни города нацелена на популяризацию здорового образа жизни среди молодежи путем формирования "спортивного идеала". Спортсмены-ветераны участвуют в спартакиадах в качестве почетных гостей, им предоставляется право поднять флаг и участвовать в награждении победителей. Большую роль в данной технологии играют специальные телевизионные и печатные средства массовой информации, ориентированные как на информационную работу с населением о текущей спортивной жизни города, так и на решение образовательных задач (информация об эффективных средствах, методах оздоровления и физического воспитания; рациональном питании, использовании спортивного инвентаря и оборудования при занятиях ФКиС и др.). Примером могут служить спортивные передачи на омских телевизионных каналах: "Спортивный город", "А-спорт", "Наш футбол". Программа наружной рекламы призвана создать общий спортивный облик города, сделать ФКиС примером здоровой жизни, средством проведения активного досуга как для подрастающего поколения, так и для людей более старшего возраста. Особое внимание мы уделяем муниципальному центру, основной целью деятельности которого является создание условий для занятий ФКиС во дворах и в местах массового отдыха. Задачи данного учреждения: 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с людьми разного возраста. 2. Организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. 3. Приобщение как можно большего количества людей к активному досугу, спортивным занятиям и участию в соревнованиях. 4. Популяризация здорового образа жизни средствами физической культуры. 5. Развитие материально-технической базы ФКиС по месту жительства. Реализация вышеназванных задач возложена на спортивных организаторов, работающих на закрепленных территориях, определенных границами КТОСов. Это - реальная форма организации физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающая доступность, бесплатность и перспективу в развитии массовости. Организационная структура центра представлена на рис. 2. Безусловно, для проведения такой работы нужны специалисты нового поколения, имеющие знания и подготовку по вышеназванным направлениям деятельности. В настоящее время отсутствуют специально подготовленные кадры для организации и проведения подобной работы. В связи с этим возникает необходимость в разработке нового стандарта программы специализации "Педагог-организатор физкультурно-оздоровительной и спортивной работы" по месту жительства населения в физкультурных вузах России. Важной составляющей, обеспечивающей успех в организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, является материально -спортивная база дворовых территорий . Проведенные нами в Омске исследования показывают, что обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями населения составляет 48% от социальной нормы, утвержденной в Российской Федерации, аналогичный показатель по России - 20%. Мы считаем, что только новые, оригинальные дворовые спортивные сооружения как летнего, так и зимнего типа способны удовлетворить потребности и интересы наибольшего количества людей в организации активного досуга. В этой связи была проведена работа, связанная с поиском и разработкой таких моделей спортивных сооружений для дворовых территорий, которые бы позволили привлечь наибольшее число горожан к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Анализ состояния плоскостных спортивных сооружений г. Омска в процентном отношении к общему количеству (по разработанной нами шкале оценки), показал следующее: оценку "хорошо" получили 49%, "удовлетворительно" - 43%, "неудовлетворительно" - 8%. В последние годы в Омске проводятся новые оригинальные спортивно-массовые соревнования, которые по праву стали праздниками городского спорта. Это: спартакиада "Спортивный город", "Сибирский международный марафон", "Муниципальный полумарафон", "Вело-Омск-2001", "День футбола", массовые спортивные соревнования по стритболу и др. Например, в зимней и летней спартакиадах "Спортивный город" в 2001 г. приняли участие 16 000 человек в отборочных и 762 человека - в финальных соревнованиях; в 2002 г. только в зимней спартакиаде участвовали 29 000 человек в отборочных и 1600 - в финальных соревнованиях. По разработанной нами рейтинговой шкале (см. таблицу) анализируются значимость мероприятий и их эффективность, в том числе и с экономической точки зрения. Основным критерием оценки эффективности проводимых мероприятий является их социальная значимость. Совершенствование системы организации и проведения спортивно-массовых мероприятий позволяет увеличивать количество зрителей и участников. Необходимо уделять особое внимание проведению соревнований по доступным, популярным среди населения видам спорта на новом качественном уровне. Зрелищность спортивных мероприятий будет способствовать привлечению людей к участию в спортивной жизни в качестве как участников, так и зрителей. Целесообразность принятия подобных мер обусловлена необходимостью создания единой организационной структуры в рамках муниципального образования, способной эффективно координировать работу организаций и учреждений, задействованных в развитии физической культуры по месту жительства, а также реализовывать единую политику в сфере детского и массового спорта. Социально значимые городские массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия (2001-2002 гг.)
Литература 1. Виноградов П.А. Здоровье - это прибыль. Челябинск, 1992. - 80 с. 2. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, с.46. 3. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг. - Киев: Олимпийская литература, 1995. - 296 с. 4. Демократизация спортивных структур // Спорт для всех. 1997, № 9, с. 3. 5. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. - М.: Технологическая школа бизнеса , 1994. - 191 с. 6. Жолдак В.И. Основы менеджмента: Учеб. пос. - Малаховка, 1994. - 238 с. 7. Закон Омской области "О физической культуре и спорте в Омской области". Принят постановлением Законодательного собрания Омской области, № 97 от 04.07.95 г., подписан главой Администрации Омской области 11 июля 1995 г. Омск, 1996. - 22 с. 8. Закон Омской области "О местном самоуправлении в Омской области" от 14.12..95 г., № 37-ОЗ // Омский вестник. 1995, 20 декабря, с. 3 - 6. 9. Закон РФ "О физической культуре и спорте в РФ": Федеральный закон от 29 апреля1999 г., № 80 - ФЗ // Российская газета. 1999, 6 мая, с. 4 - 7. 10. Зубарев Ю.А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Учеб. пос. Волгоград, 1995. - 226 с. 11. Источники финансирования: спорт и экономика // Спорт для всех. 1995, № 19, с. 5. 12. Какузин В.А. Подготовка профессиональных кадров к работе в условиях рынка // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч.1. УралГАФК. Челябинск, 1997, с. 59 - 70. 13. Карпенко В.В. Системный подход в управлении организационными структурами // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 55. 14. Михалев В.И. Управление спортом на межрегиональном уровне / В.И. Михалев. - Омск.: Изд-во СибГАФК, 1998. - 295 с. 15. Муниципальная экономика. Администрация, благожелательная к предпринимателям. Концепции и образцы документов. М., 1997. - 320 с. 16. Планирование развития физической культуры и спорта: Тр. ВНИИФКа. М., 1974. - 125 с. 17. Расин М.С. Методологические основы программного обеспечения развития физической культуры: Учеб. пос. Омск, 1996. - 12 с. 18. Региональное управление: Методология и моделирование. - Харьков: Основа, 1991. - 95 с. 19. Руководство по маркетингу. Лозанна, 1995. - 52 с. 20. Савицкая В.Н. Здоровье, спорт, наука, образ жизни // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, с. 49. 21. Серебряков А.В. О применении целевых комплексных программ в системе физической культуры и спорта / Социально-педагогические и организационные проблемы массовых форм физической культуры и спорта. Алма-Ата, 1983, с. 26 - 30. 22. Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике // Спорт для всех. 1998, № 1, с. 36 - 38. 23. Спорт и местные органы власти // Новости спорта для всех в зарубежных странах: Тем. подборка. Вып. 9. - М.: ВНИИФК, 1996, с. 6 - 7. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |